Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Формы профессиональной ориентации как программа будущего детей
(№9 [327] 10.08.2017)
Автор: Вероника Чекалюк
Вероника Чекалюк

   Для того чтобы ребенка в жизни сопутствовала удача, любовь, радость и счастье, она должна руководствоваться правильными представлениями, которые приобретает с опытом, общаясь со взрослыми (родными, учителями, друзьями и др ..). Дети копируют взрослых. Мы те, кем мы себя видим, что читаем, с кем общаемся... Каким будет будущее страны? Это зависит от образования и воспитания детей дома и в школе. В процессе воспитания детей важная, если не решающая роль принадлежит профессиональной ориентации. Ошибочно думать, что эта проблема возникает перед детьми накануне окончания средней школы. Профессиональная ориентация определяет будущее ребенка и охватывает многие вопросы формирования личности: мировоззрение, взгляды на окружающую действительность, культуру, историю. Профориентация это не просто выбор профессии, будущая работа, больше того, не столько работа, сколько жизнь в широком смысле...

   Поэтому я начала заниматься с детьми с раннего возраста. Так, во время мастер-класса для учащихся 1-3 классов на тему "Выбор будущей профессии» мы обсуждали истории успеха известных людей. Рассматривали формулу: желание-образование-профессия-успех. Интересные мысли, интересные дети. Один из важных вопросов касался того, что большинство из них хочет жить в Украине, работать и быть счастливым именно здесь. Каждый из них гордится тем, что он украинец. Но... «если неправильно управлять страной, все умные люди уедут из нее» (Ли Куан Ю). Так что - есть над чем подумать... 

Нажмите, чтобы увеличить.

    Наиболее эмоционально незащищенная группа - это тинейджеры. В период формирования личности они размышляют над тем, каким будет их будущее. Они активны, жизнелюбивые. Взрослые, увлеченные работой, хобби или зарабатыванием денег, часто игнорируют общение с детьми. Я и мои единомышленники (ученые, предприниматели, артисты театра оперы и балета) ориентированы на то, чтобы привлекать в социальные проекты тинейджеров, общаться с ними на разные темы и открывать новые пути развития личности. Демонстрируем варианты выбора профессии и образования, учим принимать решения самостоятельно. Недавно с группой тинейджеров мы посетили Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. Дети и, как выяснилось, учителя, также впервые переступили порог Красного корпуса Университета, утопающего в зелени и цветах. Как сказал Шарль де Голль, посетив Киев: «Я много видел парков в городах, но только раз увидел город в парке».

    Профориентационные экскурсии для детей считаю важным проводить в каждом университете Украины, в любом городе. За основу можно взять апробированный нами  вариант: хронометраж экскурсии - 3:00; количество участников - 15-10 человек. План: экскурсия аудиториями университета, обед в столовой, викторина «интересные истории Университета», обзорная прогулка в саду альма-матер, посещение гала-концерта классической музыки в Музыкальном салоне Красного корпуса, знакомство с профессорско-преподавательским составом и студентами в голубой гостиной, фотосессия, прогулка в легендарном парке им. Т. Шевченко. Преподаватели-учителя могут моделировать формат и сценарий профориентационной встречи согласно аудитории и возможностей, в любом случае такая встреча останется в памяти надолго.

Нажмите, чтобы увеличить.

    Другая форма экскурсий - посещение предприятий. Формат таких экскурсий – дети 6-14 лет, группы от 15 до 30 чел. В сопровождении взрослых посещают предприятие, где встречаются с топ-менеджерами. Пока одни общаются с менеджерами (брифинг в формате вопрос-ответ о профессии, карьере, обучение), вторая группа обходит предприятие с подробной экскурсией и знакомится с сотрудниками. Затем группы меняются, а в завершение программы собираемся в одном помещении для мастер-класса, лекции и награждения сертификатами о прохождении знакомства с данной профессией. Я уверена, что у детей должен быть наглядный пример, чтобы выбор будущей профессии не был спонтанным, а продуманным, чтобы вместо «висения в гаджетах» они шли к цели, мечтали и представляли свое будущее, учили именно те предметы и читали те книги, которые считаются профильными.

   В 2014 году вместе со студентами университета мы провели исследование - опрос на тему: «Довольны ли Вы своей работой?». Внимание привлекла ситуация на рынке труда, где менеджеров и юристов намного больше, чем представителей менее «престижных» профессий - повара, сантехника, портных. Человек склонен идентифицировать себя с обладателем престижной для него профессии, заимствовать его вкусы, мысли, имидж, внешние атрибуты, стиль поведения, стремиться к выбору данной профессии не сердцем, а под влиянием индустрии медиа и рекламы.

   Поэтому возникла необходимость создать серию познавательных экскурсий для школьников с целью ознакомления с различными видами профессиональной деятельности. В результате нашего исследования (было обработано пятьсот анкет) стало очевидным, что явление общественного сознания имеет ценностно-нормативную природу и формирует определенное отношение к профессий и занятий в соответствии с их общественной значимости и привлекательности на основе определенной системы ценностей, навязанной СМИ и рекламой, кино. Большинство считало престижными профессии банкира, финансиста, политика ...

  Недавно состоялась экскурсия в отель «Опера», где тинейджеры познакомились с профессиями «от швейцара до управляющего», узнали особенности работы с клиентами, экологичность специальности и специальными привилегиями. 

   Во время инициированных нами мастер-классов и экскурсий мы стараемся вызвать уважение к определенной профессии, определить факторы ее привлекательности. Критерием оценки профессий выступают качественные характеристики: личностный рост, удовольствие от процесса, социальная ответственность, характер, содержание, степень сложности и ответственности труда, возможно вознаграждение.

Нажмите, чтобы увеличить.

    Марио Варгас Льоса сказал: «В пять лет я научился читать. Ничего более важного в моей жизни так и не произошло». Хочу добавить: кроме умения читать, еще надо знать, что читать, чтобы стать успешным и полезным своей семье и своей стране. Считаю, что сильной Украину могут сделать крепкие семьи, уважающие друг друга счастливые граждане, которым небезразлично будущее детей.
    Моя мечта открыть школу-кружок для детей из малообеспеченных семей. Чтобы все имели возможность учиться, вроде как в Илона Маска. Мне импонирует образовательный проект «Школа Маска»: не сумев найти школу, которая отвечает всем запросам изобретателя, он открыл свою собственную в Южной Калифорнии и назвал ее Ad Astra (лат. - «до звезд»). Сейчас здесь обучается около 20 детей сотрудников SpaceX.

    К сожалению, восприятие профессии в современных школьников основном формируется в соответствии с «престижности», где одним из главных показателей является возможность дифференцировать свою деятельность в материальную и моральную пользу, прямую сиюминутную выгоду и авторитет среди друзей и знакомых. Свое отношение к профессии участники нашего опроса определяли как по ее значимости для общества, так и по возможностям и привилегиями, которые она предоставляет работнику для определенного доминирования в социуме. Кстати, 80% опрошенных, мягко говоря, чувствуют себя «не в своей тарелке», они сидят в офисе, в банке, а мечтают совсем о другом.

Нажмите, чтобы увеличить.

  Этим летом я как волонтер решила воплотить свою давнюю мечту - представить образовательный летний лагерь по журналистике. Мой проект «EuroCamp Happy Press» - это экспресс подготовка медиаспециалистов (редактор, фотограф, литературный редактор, корреспондент, блоггер, рекламист, PR-специалист). Дети 8-16 лет узнали о преимуществах профессии медийщика, силу профессии, ведь журналистика – это "четвертая власть"; ознакомились с историей отечественной журналистики. В общем задача была – дать детям базовое образование журналиста, чтобы они могли оперативно подготовить школьную газету в своем учебном заведении. Мастер-класс посетили около 100 детей, то есть сто маленьких профессионалов сможет подготовить свое издание в родной школе.
  В каждой профессии есть свои ступени, свои этапы становления. Но при любых обстоятельствах нужно мечтать и верить. Верю в то, что жизнь можно изменить к лучшему, если делать что-то хорошее каждый день. 

   Как вывод из вышесказанного, хотелось обратиться к родителям и воспитателям: побольше общайтесь с детьми, рассказывайте об успехах и поражениях в жизни, об особенностях профессий, содействуйте найти свою профессию, по душе, найти самого себя молодому гражданину, потому что успешное государство – это счастливые люди!

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

_______________________

© Чекалюк Вероника Васильевна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum