Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Деловая пресса города Тольятти
(№9 [111] 17.06.2005)
Автор: Сергей Данилов
Сергей  Данилов
Для того чтобы адекватно оценить состояние прессы, в том числе деловой, необходимо, прежде всего, дать характеристику условий, в которых она существует. В данном случае речь идет о городе Тольятти. Сегодня это крупный промышленный центр. В городе с населением более 700 тысяч человек функционируют около 3000 различных организаций. Градообразующим предприятием является АО «АВТОВАЗ», где работают более 100 тысяч человек (четверть трудоспособного населения города). Кроме ВАЗа в городе функционируют 29 предприятий автомобильной промышленности. Значительное количество организаций занимается торговлей, ремонтом автомобилей и юридическим сопровождением сделок с ними. Помимо отечественного автозавода функционируют два совместных предприятия, появившиеся два-три года назад. Одно из них производит системы выхлопа для легковых автомобилей, а второе – автомобили «ШевиНива». Пожалуй, сюда же, с точки зрения информационных потребностей, стоит отнести организации, торгующие автомобилями для перевозки грузов и пассажиров, – их насчитывается 180.

Помимо автомобильной промышленности в городе функционируют 7 крупных химических и нефтехимических предприятий, 12 заводов, производящих агрегаты, комплектующие и запчасти, 30 предприятий пищевой промышленности, 35 заводов, производящих строительные материалы. Всего же в городе насчитывается 155 промышленных предприятий. В сфере бытового сервиса работают 217 организаций. В сфере отдыха – 332 фирмы.

Что касается сферы финансов, то здесь мы можем обнаружить 69 организаций, в том числе 8 банков. В сфере строительства заняты около 120 организаций; часть из них – это крупные строительные компании, занимающиеся строительством жилья, офисных помещений и так далее.

В сфере СМИ, дизайна и рекламы функционируют свыше100 организаций. В сфере бытового сервиса – 217 организаций. Наибольшее же количество организаций относится к сфере торговли – их насчитывается 1065. (Статистические сведения приводятся из справочника «Бизнес в Самаре–2003».)

Доля организаций других сфер не так велика.

Таким образом, в Тольятти наиболее развиты сферы промышленности и торговли. Далее идут организации сферы образования, отдыха, здравоохранения, строительства. Наконец, по количеству занятых в данной сфере фирм, стоит отметить финансовые организации и организации рекламы и дизайна.

Исходя из этого, можно предположить, что наибольшим спросом в городе должна пользоваться информация о товарных рынках автомобильной и химической промышленности, а также строительства. Учитывая же влияние на сферу бизнеса большого количества экономических и политических факторов, востребованными оказываются СМИ, предоставляющие такую информацию. Однако удовлетворяет ли сложившаяся сегодня система СМИ потребности рынка в полной мере, сказать достаточно сложно.

Сегодня в Тольятти выходят 22 городские газеты:

1. Ежедневная городская газета «Площадь свободы».
2. Ежедневное общественно-политическое издание «Тольяттинское обозрение».
3. Муниципальное издание «Городские ведомости» (выходит два раза в неделю).
4. Еженедельная информационная газета «МК в Тольятти».
5. Еженедельное общественно-политическое издание «Вольный город».
6. Еженедельное общественно-политическое издание «Газета Тольятти».
7. Общественно-политическое издание «Postscriptum Тольятти».
8. Еженедельная деловая газета Тольятти «Понедельник».
9. Деловая газета «Центр» (один раз в две недели).
10. Еженедельное информационно-аналитическое издание «Хронограф Тольятти».
11. Еженедельное рекламно-информационное издание «Панормама Тольятти».
12. Еженедельное рекламно-информационное издание «Б&знес».
13. Еженедельное рекламно-информационное издание «TV-пресс неделя».
14. Еженедельное рекламно-информационное издание «Миллион+».
15. Еженедельное информационно-рекламное издание «Тольятти-вечерок».
16. Еженедельная информационно-рекламная газета «Презент».
17. Еженедельная рекламная газета «Рекламные ведомости».
18. Еженедельная газета объявлений «Рубиновый вторник».
19. Еженедельная газета «Семь верст. Тольятти».
20. Еженедельная газета для всей семьи «Плошка».
21. Еженедельная семейная газета «Домашний советник».
22. Еженедельная газета для детей «Ставроша».

Помимо этого выпускается большое количество корпоративных изданий. К ним относятся газета Торгово-промышленной палаты Тольятти «Меркурий-клуб», газета УВД Тольятти «Честь имею», «Актуальная газета», выпускаемая Тольяттинской академией управления, газета Тольяттинского государственного университета «Университет». Два издания выпускаются Тольяттинской государственной академией сервиса.

Все перечисленные издания объединены одним общим признаком: они являются изданиями одного административно-территориального уровня. В рамках этой группы издания можно разделить по следующим признакам.

По признаку «читательская аудитория» газеты города можно разделить на:

1) газеты для семейного прочтения: еженедельная семейная газета «Домашний советник», еженедельная газета для всей семьи «Плошка»;
2) газеты для городских чиновников, политиков и бизнесменов: «Центр», «Хронограф», «Понедельник», «Postscriptum Тольятти»;
3) газеты для мужчин: «Семь Верст»;
4) газеты для детей и родителей («Ставроша»);
5) массовые издания (все остальные издания).

Если делить издания по тематическому направлению, то картина здесь выглядит следующим образом. В Тольятти выходят:

1) издания, посвященные автомобильной тематике (еженедельная газета «Семь Верст»);
2) издания о рынке недвижимости («Рубиновый вторник»);
3) издания, посвященные городскому хозяйству, политике, экономике и финансам («Понедельник»; «Хронограф Тольятти»; «Центр», «Postscriptum Тольятти», «Городские ведомости», «Вольный город», «Газета Тольятти», «Площадь свободы», «Панорама Тольятти»);
4) издания для детей («Ставроша»).

Прочие издания относятся к массовым и определенной тематики не придерживаются.

По целевому назначению издания города делятся на:

1) общественно-политические («Площадь Свободы», «Городские Ведомости», «Тольяттинское обозрение»; «МК в Тольятти», «Вольный город»; «Газета Тольятти»; «Postscriptum Тольятти»);
2) рекламные и рекламно-информационные («TV-пресс неделя»; «Рекламные ведомости»; «Презент»; «Домашний советник»; «Б&знес»; «Рубиновый вторник»; «Панорама Тольятти»; «Тольятти-вечерок»);
3) развлекательные («Плошка»);
4) информационно-аналитические («Понедельник»; «Хронограф Тольятти»; «Центр»);
5) образовательные («Ставроша»).

Таким образом, мы видим, что наибольшее количество СМИ приходится на долю изданий, посвященных городскому хозяйству, политике, экономике и финансам. При этом по целевому назначению лидируют общественно-политические и рекламно-информационные издания.

Причины этого видятся в том, что городские тольяттинские издания изначально ориентировались на публикацию о городских событиях, деятельности городских властей (в частности, наиболее старые городские газеты «За коммунизм», «Тольятти сегодня», «Площадь свободы», «Гидростроитель», «Тольяттинское обозрение»).

Традиции по изданию общественно-политических изданий в Тольятти сложились относительно давно. Они нарабатывались газетами «За коммунизм», позже «Тольятти сегодня», а также газетой «Гидростроитель». С распадом Советского Союза именно общественно-политические издания получили наибольшее распространение, так как работали на массового читателя и помогали ему ориентироваться в условиях быстро изменяющейся общественно-политической ситуации.

Что же касается рекламно-информационных изданий, то здесь дело обстоит несколько иным образом. Причина активного развития рекламно-информационных изданий видится в активном развитии в 90-х годах рыночных отношений и, соответственно, возникновением потребности у субъектов рынка в рекламных объявлениях.

Ниши развлекательной, молодежной и отраслевой прессы сегодня заняты в основном корпоративными изданиями. Что касается развлекательных и молодежных изданий, то это в основном газеты тольяттинских вузов – «Актуальная газета» Тольяттинской академии управления, «Университет» Тольяттинского государственного университета, издания Тольяттинской государственной академии сервиса. Эти издания целиком посвящены студенческой жизни, периодически публикуют официальные документы руководства образовательных учреждений.

Что касается промышленности, то каждое крупное предприятие города выпускает собственную заводскую многотиражку. Например, «Волжский автостроитель», выпускаемый АО «АВТОВАЗ». Стоит также отметить, что отраслевая газета, посвященная правоохранительным органам, выпускается и под эгидой УВД г. Тольятти (еженедельная газета «Честь имею»).

Таким образом, нишу изданий, имеющих узкую тематическую направленность, занимают корпоративные издания, распространяющиеся в основном внутри предприятий-собственников. Самостоятельные издания имеют более широкую тематическую направленность и освещают преимущественно деятельность городских властей. Вместе с тем, исследование показывает, что в них публикуется мало материалов о событиях, происходящих в промышленных, финансовых, медицинских, образовательных, торговых организациях, играющих важную роль в жизни города. В основном в этих изданиях публикуется официальная информация, доводимая до СМИ самими организациями и городскими властями, которая не всегда точно отражает реальное положение вещей в отрасли или на конкретном предприятии (особенно если информация носит негативный характер).

Различные авторы по-разному трактуют понятие деловой прессы. Понятия качественной и деловой прессы в научной литературе часто выступают в качестве синонимов. По мнению Д.А. Мурзина, причина здесь видится в том, что, с одной стороны, деловая пресса присутствует во всех классах СМИ. Это род прессы, социальная функция которой состоит в обеспечении коммуникаций. Последние не ограничиваются только бизнес-сообществом. А содержательная палитра деловой прессы шире политической, экономической или собственно бизнес-информации. В самом общем виде деловая пресса оперирует любой информацией, могущей оказать влияние на поведение агентов рынка или отражающая этот поведение [1]. С другой стороны, качественная пресса в своей профессиональной деятельности опирается на доктрину социально-ответственной журналистики. В силу понимания своей ответственности она исповедует принципы достоверности, объективности и непредвзятости, независимости суждений и представительности мнений. По мнению Д.А. Мурзина, деловая пресса по определению является качественной. Теряя характер качественного источника информации, она перестает выполнять свою коммуникативную функцию, заданную аудиторией, перестает быть деловой и переходит в другой тип прессы [2].

В свою очередь А. Грабельников вводит дополнительные критерии деловой прессы. По его мнению, качественные издания характеризует высокий аналитический, журналистский и полиграфический уровень. Это не прежняя доперестроечная пресса, в которой велась экономическая пропаганда и экономическое воспитание трудящихся. Здесь публикуется экономическая и финансовая информация для принятия самостоятельных управленческих решений со стороны читателя – промышленника, банкира, финансиста, коммерсанта, – которому для этого необходимы точность, всесторонность, оперативность газетной продукции. Эти издания не просто пишут о бизнесе, они обслуживают его. Здесь ценятся не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных специалистов [3].

Приведенные точки зрения позволяют сделать вывод, что понятия «деловая пресса» и «качественная пресса» являются в значительной степени синонимами. Так как на принятие деловых решений в той или иной степени может повлиять практически любая информация. Однако с нашей точки зрения такой вывод будет неверным. Дело в том, что качественными изданиями могут (и должны) являться издания, ориентированные на самые разные аудиторные группы (например, на детей, учителей, пожилых людей, мужчин, женщин), иметь самое разное тематическое направление (растениеводство, описание компьютерных игр, культурные события, музыка) и целевое назначение (развлекательные, литературные, научные издания). Что же касается деловой прессы, то нам представляется, что тематически она может охватывать сферу экономики, финансов, политики, организации производства, науки (в плане практического применения), деятельность судебной, исполнительной и законодательных властей. Целевой аудиторией деловых СМИ являются чиновники, политики и, прежде всего, деловые люди. Таким образом, вся деловая пресса является качественной, но не вся качественная пресса – деловой.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение деловой прессы: деловая пресса есть качественная пресса, следующая принципу достоверности публикуемой информации, социальной ответственности, характеризующаяся высоким аналитическим, журналистским уровнем, содержащая преимущественно экономическую и финансовую информацию.

Вместе с тем нельзя не отметить то обстоятельство, что младенческий возраст деловой прессы России зачастую не позволяет идентифицировать издание в рамках жесткой классификации. Причина тому – невнятная редакционная политика многих изданий и непонимание специфики деловой прессы [4].

Исходя из этих принципов, мы выделили три тольяттинских издания, которые можно отнести к качественным деловым изданиям. Это информационно-аналитическое издание «Хронограф Тольятти», деловая газета Тольятти «Понедельник», деловая газета «Центр».

Наиболее «старым» из ныне существующих деловых изданий является газета «Понедельник».

Газета зарегистрирована в декабре 2000 года.

Учредитель: ООО «Понедельник».

Объем издания – 8 полос формата А2, тираж – 3500 экземпляров.

Периодичность: еженедельник.

Цели и задачи отражены во вводной статье в первом номере. В обращении к читателю, опубликованном в первом номере, отмечается, что ниша деловых изданий в городе (на момент выхода первого номера) пустует и будет пустовать до тех пор, пока «заработать деньги для изданий будет важнее, чем быть нужными своему читателю». Далее отмечается, что «Понедельник» – это попытка создания образцовой деловой газеты в городе.

По содержанию издание старается выполнять заявленные изначально цели. Публикуемые материалы представляют собой в основном проблемные статьи, заметки, интервью, комментарии известных в городе людей на тему политики, экономики и финансов города. Что касается недостатков, то, пожалуй, наиболее существенным из них является пока еще слабое оперативное и глубокое освещение процессов, происходящих именно в деловой жизни города.

В издании публикуются преимущественно тексты-рассуждения и тексты-повествования. Материалы излагаются в спокойной манере, без необоснованно негативных или гипертрофированно позитивных оценок. Стоит отметить, что отличительной чертой текстов в этой газете является то, что описываемые факты подкрепляются точными цифровыми показателями.

Структура издания сегодня выглядит следующим образом. На первой полосе публикуется материал о наиболее ярком событии прошедшей недели и большая фотография к этому материалу. На второй полосе выходят интервью с политическими деятелями, чиновниками и руководителями организаций города. В рубрике «Вопрос номера», располагающейся здесь же, читателю предлагаются ответы чиновников и депутатов на те или иные вопросы, связанные с грядущими мероприятиями, праздниками или иными событиями.

Четвертая и пятая полосы посвящены финансовым новостям и событиям в сфере бизнеса. На шестой полосе выходят постоянные рубрики «Потребительский обзор», «Приличные автомобили». В этих рубриках предлагается обзор определенного вида товаров на рынке и интервью с руководителями фирм, чиновниками и депутатами об их автомобиле соответственно. На седьмой полосе выходят постоянные рубрики «Приличный кабинет» и «Кинопроба». В рубрике «Приличный кабинет» читателю также предлагаются интервью с предпринимателями или чиновниками об их кабинетах. В рубрике «Кинопроба» даются анонсы фильмов, выходящих на экраны кинотеатров города. Кроме того, на седьмой полосе публикуются обзорные материалы о происходящих в городе событиях.

На восьмой полосе занимает свое место ресторанная критика – постоянная рубрика «Трезвый взгляд». Здесь предлагаются отчеты корреспондентов газеты о посещении ими баров и ресторанов города. Помимо этой рубрики на полосе размещается информация преимущественно рекламного характера.

Газета «Понедельник» распространяется бесплатно по крупным магазинам, заведениям для отдыха, органам власти и фирмам города. С 2004 года газета дополнительно стала продаваться через киоски Роспечати.

Говоря об издании в целом, стоит отметить, что в отношении текстов редакция внимательно относится к качеству отбираемых фактов. Достоверности информации и непредвзятости суждений уделяется достаточно большое внимание. В каждом номере публикуются комментарии известных и признаваемых в городе узких специалистов.

Публикуемые в газете статьи отражают большей частью политическую, экономическую и хозяйственную жизнь города. Факты оцениваются с позиции финансовых и политических последствий. Постоянные рубрики «Приличные автомобили», «Приличный кабинет» и «Трезвый взгляд» не имеют отношения к финансам, экономике или политике, однако входят в сферу интересов чиновников и бизнесменов. Дело в том, что рубрики «Приличный кабинет» и «Приличные автомобили» направлены на то, чтобы рассказать о самих участниках, а не об их имуществе. Соответственно, окружающие могут составить об этих людях свое мнение. Что же касается рубрики «Трезвый взгляд», то на основании материалов этой рубрики читатели могут сделать вывод о том, например, куда лучше пойти для проведения деловой встречи. Таким образом, публикуемую в этих рубриках информацию вполне можно отнести к деловой, так как она оказывает влияние на действия людей из деловых кругов. А они, следовательно, влияют на типологическую характеристику «Понедельника» как делового издания.

В целом издание по своему содержанию и внешнему виду соответствует требованиям, предъявляемым к деловой прессе.

Газета «Хронограф Тольятти» зарегистрирована 30 сентября 2004 года как информационно-аналитическое издание.

Учредители: А.М. Мелентьев, В.К. Шемякин.

Издание выходит объемом 16 полос формата А3.

Периодичность: еженедельник.

Что касается целей и задач издания, то в первом номере опубликована вводная статья, где говорится, что «авторы проекта под названием “Хронограф” стремятся заложить стандарты и устойчивые стереотипы нового информационного продукта. Речь идет об общественной значимости, полной достоверности и концентрированном изложении предлагаемого материала. Наша модель – это и актуальная информация, и коллективные мнения.

Мы ориентируемся на активную часть социума. Наш читатель – не столько состоятельный, сколько состоявшийся человек или стремящийся стать таковым. Мы представляем, что на него “жизненно важно быть в курсе”, постоянно находиться внутри информационного потока.

Вряд ли “Хронограф” всем и всегда будет нравиться. Глупо было бы рассчитывать на это. Но на неравнодушное отношение к газете мы рассчитываем» [5].

Что касается содержания, то в настоящее время издание предлагает довольно широкий спектр материалов, отражающих события политической, социальной, экономической и финансовой жизни города и области. В издании довольно часто публикуются мнения экспертов, авторитетных специалистов в той или иной отрасли.

Что касается используемых жанров газеты, то здесь можно встретить практически все наиболее распространенные из них – аналитические материалы, заметки, репортажи, публицистические материалы.

Структура издания выгладит следующим образом.

На первой полосе публикуются два наиболее интересных материала с продолжением на других полосах номера. Здесь же печатаются анонсы содержащихся в выпуске статей. На второй полосе публикуются заметки о событиях недели. На третьей полосе постоянно выходит рубрика «Горячая тема». Здесь публикуется большой аналитический материал о наиболее острой проблеме недели. Четвертая и пятая полосы объединены в раздел «Социум», где выходят постоянные рубрики «Народ», «Имя» (рассказ о каком-либо известном чиновнике или коммерсанте или его комментарий по поводу наиболее значимого события прошедшей недели). Также здесь выходит рубрика «Власть». Далее – две-четыре полосы, объединенных в раздел «Базис». Здесь публикуются такие рубрики, как «Субъекты рынка», «Обзор рынка», «Тенденции». Кроме того, в газете выходит рубрика «Эксклюзив». Название рубрики говорит само за себя.

В разделах «Социум» и «Власть» выходят колонки с городскими и областными новостями.

На двенадцатой полосе выходит постоянная рубрика «Notebook», где публикуются заметки о событиях в городе. Далее следуют полосы, посвященные спорту, культуре и отдыху.

Начиная с № 7 (33) раз в месяц газета выходит в цветной обложке. С № 8 место на последней полосе занимает постоянная рубрика «Образ жизни», где публикуются материалы о различных движениях, тенденциях, увлечениях и прочем, что составляет образ жизни обеспеченных людей. С № 16 в газете начинает выходить телепрограмма. Однако первое время телепрограмма выходит непостоянно и меняет свое место в номере.
С № 32 рубрика «Образ жизни» на последней полосе сменяется рубрикой «Обратная сторона». В рамках рубрики начинают выходить юмористические заметки по поводу главной темы прошедшей недели, так называемый VIP-алфавит, фельетон.

С начала 2004 года в газете публикуются ставки межбанковского кредита, информация о положении дел на бирже ценных бумаг (в том числе появилась постоянная рубрика «Инвестиционный портфель Хронографа», где публиковалась информация о состоянии реального инвестиционного портфеля в свете изменений на бирже – 14–15-я полосы). Что касается иллюстраций издания, то здесь наряду с фотографиями используются шаржи, карикатуры, диаграммы.

С 2005 года газета меняется. Исчезает рубрика «Оценки экспертов», где специалисты из разных отраслей и сфер деятельности (состав постоянный) давали оценки происходящим событиям. На 24-й полосе начинает постоянно выходить рубрика «Спорт», 23–24-я полосы отдаются под телепрограмму, на 16–17-й полосах выходит рубрика «Качество жизни», 12–13-я полосы отходят под раздел «Тенденции», шестую полосу занимает рубрика «Народ», рассказывающая о городских событиях, влияющих на социальную сферу жизни общества.

В настоящее время газета распространяется по подписке и продается через киоски «Роспечати».

Говоря о «Хронографе Тольятти» как о деловом издании, отметим следующее. Газета освещает в основном политическую и экономическую жизнь города. Об этом свидетельствует наличие таких разделов, как «Базис», «Объекты рынка», «Обзор рынка», в которых публикуются аналитические статьи и обзоры событий, происходящих в деловой жизни города и на российском фондовом рынке. Публикуемая информация ориентирована в основном на предпринимателей и чиновников, о чем говорит характер публикуемых материалов и специфичность языка, которым эти материалы написаны. Наконец, в каждом номере газеты публикуются комментарии специалистов по тем или иным вопросам. В издании можно обнаружить как чисто информационные материалы, так и довольно качественную аналитику. Что касается оформления, то газета выдержана в достаточно строгом стиле. В качестве иллюстраций часто используются графики и диаграммы.

В целом «Хронограф» по тематической направленности, качеству материалов и целевой аудитории подпадает под определение делового издания.

Газета «Центр» зарегистрирована 17 февраля 2005 года.

Издание выходит объемом 16 полос формата А3 и тиражом 5000 экземпляров.

Определяя цели и задачи нового издания, во вводной статье к первому номеру «Центра» издатели заявили, что хотят доказать, что в Тольятти возможно создать жизнеспособное издание, не содержащее «чернухи», сенсационных материалов, основанных на непроверенных фактах. Издание ориентировано на средний класс со средним и выше среднего уровнем доходов, интеллигентных и образованных людей.

В газете в основном используются жанры: статьи, заметки, интервью. Часто публикуются комментарии специалистов.

Структура издания выглядит следующим образом.

На первой полосе печатается крупная фотография и название к «гвоздевому» материалу, а также четыре небольших фотографии и заголовки четырех материалов меньшей важности с отсылкой на соответствующие полосы номера. На второй полосе располагается раздел «Город». Здесь публикуются статьи и заметки о городских событиях. Кроме того, здесь выходит колонка редактора. Третья полоса посвящена событиям городской политики. На четвертой полосе размещается раздел «Экономика», содержащий информацию о городских экономических событиях. Пятая полоса отведена под раздел «Проценты», где рассказывается о новостях в банковской и биржевой сферах. На шестой полосе выходит раздел «Бизнес», рассказывающий о том, в каких сферах и как сегодня зарабатываются деньги. На седьмой полосе располагается раздел «Идея», повествующий о различных незаурядных проектах организации собственного бизнеса.

Помимо этого в газете публикуются такие постоянные рубрики, как «Хобби», повествующая об увлечениях чиновников и крупных бизнесменов города, «ЖЗЛ», рассказывающая о жизненном и деловом пути чиновников и бизнесменов. В рубрике «Горячая тема» выходят статьи о наиболее существенном на сегодня событии. Наконец, 16-я полоса отведена под рубрику «FIN», в которой публикуется политическая сатира Виктора Шендеровича из радиопрограммы «Плавленый сырок».

Газета распространяется бесплатно.

В настоящее время газета выходит стабильно с периодичностью раз в две недели. Анализ публикуемых в издании материалов показывает, что редакция в целом придерживается заявленных целей. В номерах отсутствуют материалы необоснованно негативного характера. Большая часть статей, наоборот, несет позитивный настрой. При этом тематика и способ подачи информации материалов выдерживаются таким образом, что представляют наибольший интерес для политически и социально активной части населения.

Характеризуя «Центр» как деловое издание, следует отметить следующее.

Авторы материалов стараются минимально выражать свое субъективное мнение по рассматриваемым темам. В основном в статьях имеет место непредвзятое изложение имевших место фактов. Исключение составляют рубрики «Хобби» и «ЖЗЛ», в которых информация о конкретных людях подается в подчеркнуто позитивном ключе.

На страницах газеты достаточно часто публикуются комментарии чиновников и бизнесменов, статьи специалистов. Статьи посвящены в основном экономической, политической и коммерческой тематике. На страницах издания можно почерпнуть информацию о самих участниках экономического и политического процессов, раскрывая их как людей, что в свою очередь представляет интерес для их потенциальных контрагентов. В отличие от многих других городских изданий, «Центр» рассказывает о том, что происходит за пределами города и области. Преимущественно это выражается в небольших заметках на политическую и экономическую темы о происшествиях на областном и федеральном уровне.

Таким образом, газета «Центр» является деловым изданием с широкой тематической направленностью.

Итак, в крупном промышленном городе, каковым является Тольятти, издаются всего три качественных деловых издания. Общий тираж их составляет 13,5 экземпляров («Хронограф» – 5 тыс. экз., «Понедельник» – 3,5 тыс. экз., «Центр» – 5 тыс. экз.). Практически все они появились недавно. «Понедельник» был создан в 2000 году, «Хронограф Тольятти» – в 2003 году, «Центр» – в 2004 году.

Газеты «Понедельник» и «Хронограф Тольятти» выходят раз в неделю, «Центр» – раз в две недели. Причины такой периодичности видятся, с одной стороны, в том, что экономическая и политическая ситуации в Тольятти меняются достаточно медленно и крупные события, имеющие значение для всего города, происходят не так часто. С другой стороны, переход на более частый выход требует больших расходов на содержание большего количества журналистов и увеличение годового тиража. Как показывает практика, при отсутствии мощной финансовой помощи со стороны крупного инвестора или владельца издания, за счет доходов от размещения рекламы – это практически невозможно.

В целях выживания в условиях рынка редакции вынуждены ориентироваться на интересы как можно большего количества читателей. В связи с чем и возникает некоторая тематическая расплывчатость. Все три издания, помимо доминирующих экономической, политической и финансовой информации, зачастую публикуют статьи, посвященные культуре, спорту, новинкам видео- и книжного рынков. В результате СМИ в определенной степени дублируют общественно-политические и рекламно-информационные издания. Однако это происходит в довольно незначительной степени.

Причина же этого дублирования заключается в относительно небольшом количестве происходящих в городе событий, слабой отраслевой сегментированности городского хозяйства (основная масса публикуемых статей посвящена городской политике, событиям на предприятиях автомобильной, химической и нефтехимической промышленности), отсутствии сформировавшихся в городе традиций издания качественной прессы и довольно прочно сформировавшихся местных традициях общественно-политической прессы.

Наконец, в качестве причины широкой тематической направленности городских изданий можно назвать отсутствие в городе достаточно мощного финансового источника, который позволил бы выживать в случае нехватки собственных средств, как это происходит с корпоративными изданиями.

В итоге можно говорить о том, что институт деловой прессы развит в настоящее время довольно слабо. Развитие этого института будет напрямую зависеть от состояния городских бизнес-структур и уровня финансовой обеспеченности населения. Однако, учитывая, что грядущее вступление России в ВТО вряд ли благоприятно скажется на финансовом состоянии градообразующего предприятия АО «АВТОВАЗ», а как следствие может негативно отразиться на всем городе, говорить о дальнейшем активном развитии деловой прессы в Тольятти представляется довольно сложным.

Литература
1. Мурзин Д.А. Очерк типологии деловой прессы. – ВМУ «Журналистика». – 2003. – № 2. – С. 69.
2. См.: там же, с. 70.
3. http://www.inguk.ru/biblio/delov-pressa/1-grabelniko...
4. Мурзин Д.А. Очерк типологии деловой прессы. – ВМУ «Журналистика». –2003. – № 2. – С. 75.
5. Хронограф Тольятти. – 2004. – № 1/1. – Июнь.

_________________________
© Данилов Сергей Александрович
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum