Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Вечерние газеты Республики Беларусь: особенности и тенденции
(№12 [345] 10.08.2018)
Автор: Виталий Герцев
Виталий Герцев

     Теоретическое осмысление местоположения вечерних газет в системе СМИ – актуальный для всего постсоветского пространства вопрос. Наряду с решением научной проблемы, данное исследование имеет прикладное значение, ведь адекватное действительности описание типа позволяет выработать оптимальную стратегию его развития, создать модель экономически успешного издания.

   Некоторые современные исследователи ставят под сомнение обоснованность выделения такого типа как вечерняя пресса, ссылаясь на то, что она не соответствует основным типологическим характеристикам, в частности, времени выхода номера и наличию публикаций, подводящих итоги дня.

   Действительно, вечерние газеты Беларуси, как, впрочем, и многих других стран, утратили свой важный признак – время выхода. Причины данного явления, по нашему убеждению, следует искать не в изменившихся предпочтениях аудитории. Утрата прежней оперативности произошла задолго до того, как приобрели популярность альтернативные каналы распространения информации: интернет, FM-радиостанции, кабельное и спутниковое телевидение. Для редакций газет отказ от вечерних выпусков был шагом вынужденным, обусловленным распадом СССР, последовавшими экономическими трудностями и сложностями системы распространения. Установленные почтой повышенные расценки на доставку газет вечером, несоизмеримые с финансовыми возможностями редакций, заставили отказаться от вечернего освещения событий текущего дня. Газета «Вечерний Минск» после перехода в 1995 г. на утренний выход некоторое время издавала вечерний выпуск, который распространялся в розницу в столице и городах-спутниках (расходы окупались доходами от рекламы).

    Если рассматривать время выхода в свет в качестве единственного критерия при типологическом анализе изданий, то, безусловно, данный вывод невозможно оспорить. Но сам по себе факт выхода периодики в свет в определенное время суток не имеет какого-либо типологического значения. После полудня могут быть отпечатаны корпоративные издания, специализированные журналы или официальные бюллетени, однако это, естественно, не послужит основанием для того, чтобы причислить их к вечерним газетам. Позволяют выделить вечернюю прессу в отдельный тип производные свойства, которые газеты приобрели исторически в связи со временем выхода. 

    Вечерняя газета по своей природе городская. Первые на белорусской земле «вечерки» издавались в начале XX века в таких экономически и культурно развитых центрах, как Витебск, Минск, Гродно, Бобруйск. Выходящие сегодня во всех областных центрах республики и Бобруйске вечерние газеты представляют собой городские издания, хотя позиционируют себя по-разному. Некоторые, как, например, «Вечерний Брест», пытаются расширить читательскую аудиторию за счет жителей области и относят свое издание к региональным. По объему и структуре номера такие издания приближаются к областным, однако отнести к таковым их всё же нельзя, хотя бы ввиду доминирования материалов, освещающих жизнь областного центра.

  Социально-демографическая неоднородность читательской аудитории обусловила массовый характер вечерней газеты. Изменение времени доставки, периодичности выхода не могло кардинально повлиять на данную характеристику. Исследование социально-демографических характеристик регулярной аудитории прессы показало, что у «Вечернего Минска» постсоветского периода высокий процент читателей в возрасте 20–24 лет – 17%, тогда как у газет «Рэспубліка», «Советская Белоруссия», «Звязда» данный показатель колеблется от 5,0 до 9,5%. В то же время относительно невысок у вечерней газеты процент читателей 55 лет и старше – 8,5%. В сравниваемых изданиях процент старшей аудитории – от 13,5 до 43,9%. Таким образом, у «Вечернего Минска» шире, чем у республиканских газет, охват различных возрастных категорий читателей.

   Подобная неоднородность состава аудитории наблюдается и по роду деятельности читателей, причем, в сравнении с республиканскими изданиями, высок процент квалифицированных и подсобных рабочих – 33% (22,3% у «Рэспублікі», 19,3% – у «Советской Белоруссии», 14,7 у «Народной газеты», 31,3 – у «Звязды») [Дубовік].

    Неоднородность аудитории – следствие не только городского характера вечерних газет, но и доступности, живости, образности языка «вечерки», что ранее способствовало преодолению барьера физической и психологической усталости читателя. Сегодня эти исторически сложившиеся черты модели издания данного типа являются одним из залогов его популярности у жителей города, независимо от их возраста и образовательного уровня.

    Отличает большинство вечерних газет Беларуси от региональных изданий иных типов и небольшой объем публикаций, независимо от их жанровой принадлежности. Следствием этого является высокая информационная насыщенность каждого номера. В «Вечернем Гродно» на одной полосе может располагаться до 10 новостных материалов.

    В редакции «Вечернего Минска» существует неписаное правило-запрет на объемные материалы. Они публикуются на страницах другой городской газеты «Минский курьер», также входящей в состав УП «Агентство «Минск-Новости». Это ограничение продиктовано и резервированием площади под рекламу, большое количество которой в советской журналистике считалось особенностью вечерних изданий.

На современном этапе, когда у печатных СМИ реклама – один из основных источников дохода, говорить о ней как об особенности типа вечернего издания некорректно. Тем не менее у белорусской вечерней периодики явно просматривается исторически передавшаяся черта модели вечерней газеты. «Вечерний Могилев» представляет собой рекламно-информационное издание (первая полоса целиком занята рекламными модулями). Вечерние газеты других белорусских городов имеют рекламные приложения.

Углубленное и детализированное отражение сфер городского хозяйства и досуга, культурной жизни города было обязательным признаком модели данного типа, сформированной опытом «Вечерней Москвы». В многочисленных инициативах этой газеты по улучшению обслуживания и быта горожан ярко проявлялась ее организаторская роль. По настоящее время наблюдается сходство содержательной модели газеты «Вечерний Минск», коллектив которой опирался на опыт ведущего в СССР вечернего издания.

  По результатам контент-аналитического исследования, проведенного белорусским социологом Е. Дмитриевым во второй половине 2010 г., проблемам социальной сферы в газете «Вечерний Минск» посвящено 58,7% публикаций, тогда как в областном издании «Мінская праўда» – на 17,6% меньше. Выразительно отличается вечерняя газета меньшей долей материалов экономической и политической тематики: в областной газете указанная проблематика заняла соответственно 29,2% и 7,2%, в «Вечернем Минске» – 6,4% и 5,1% от популяции выборки. Причем 45,4% материалов экономического характера в вечерней газете посвящены проблемам транспорта, то есть смежны по содержанию с публикациями социально-бытовой тематики [Дмитриев]. На такие темы, как строительство и торговля со сферой услуг, приходится по 18% публикаций, промышленность и коммунальное хозяйство – по 9%.

    Очевиден приоритет «Вечернего Минска» в освещении культуры и искусства – 27,4% от числа материалов социальной сферы. Проблемам борьбы с преступностью уделено внимание в 8,7% публикаций, спорту посвящены 7,6%, здравоохранению, социальному обеспечению, образованию, экологии – по 4,3%, демографии – 3,2%, науке и технологиям, светской хронике – по 2,1%.

    Обозначенные сферы городской жизни составляют основу содержательной модели и остальных современных белорусских вечерних газет. Время выхода и связанная с этим специфика восприятия читателем информации сформировали характерные черты вечернего издания. Признак оказал заметное влияние на формирование устойчивой модели газеты, и типологические характеристики не исчезли с утратой прежнего цикла выхода в свет.

    Вместе с такой особенностью как время выхода, вечерние газеты утратили положение дополнительного источника информации в городе, чем объясняется, например, попытка «Вечернего Бреста» расширить читательскую аудиторию за счет жителей ближайших регионов. Тем не менее сохранился ряд характеристик, которые позволяют выделить вечерние газеты Беларуси в отдельный тип издания.

    На современном этапе первостепенное значение для вечерней прессы как типа  издания приобрели, по нашему мнению, следующие признаки: жанры и тематика, оформление, стилистические особенности. Специфика вечерней газеты проявляется по многим из этих критериев. В начале 1990-х вечерние газеты, которые возникали в белорусских городах, были вызваны к жизни как альтернатива официальным изданиям, недавним подцензурным печатным органам компартии, зачастую консервативным как в тематике, так и в стиле общения с читателями. В настоящее время вечерняя пресса выполняет задачу, которая созвучна современному принципу в журналистике: «Информировать, развлекая», чем и объясняется популярность газет данного типа. Хотя выразительно прослеживается отличие вечерней прессы и по такому признаку, как учредитель (понятия издатель нет в современном белорусском Законе «О средствах массовой информации»). Большинство вечерних газет Беларуси находятся в частной форме собственности. Исключение составляют «Вечерний Минск», «Вечерний Витебск», «Вечерняя Орша», форма собственности «Вечернего Бреста» характеризуется как смешанная. В этом проявляется изначально конкурентный характер вечерней прессы (появилась она в период зарождения капитализма; дореволюционные вечерние издания, выходившие на территории Беларуси, также были основаны частными лицами).

    Типологический анализ вечерних газет Беларуси осложняется не только их трансформацией. Конкуренция на медиарынке ведет к тому, что грани между периодическими изданиями смежных или близких типов всё больше стираются. Творческие коллективы редакций в жесткой борьбе за читателя стремятся перенять любые удачные наработки конкурентов, зачастую не задумываясь о том, насколько отвечает привносимое новшество целям и задачам типа того или иного издания. Подобный подход позволяет сэкономить, но в целом обедняет систему периодической печати, газеты различных типов унифицируются.

    По состоянию на 1 июня 2018 года в стране издается восемь вечерних газет: «Вечерний Минск», «Вечерний Брест», «Вечерний Гродно», «Новый Вечерний Гомель», «Вечерний Могилев», «Вечерний Витебск», «Вечерний Бобруйск», «Вечерняя Орша». Среди 749 белорусских газет они представляют собой малочисленную, но, судя по количественно-качественным преобразованиям за последние десятилетия, рассмотренным в предыдущей главе, активно развивающуюся и перспективную часть периодических изданий Республики Беларусь. 

    Эффективность работы того или иного издания в журналистике принято оценивать по тиражу. Если брать данный показатель за основной критерий оценки вечерней периодики Беларуси, то в число наиболее результативных газет войдут «Вечерний Минск», «Вечерний Витебск», «Вечерний Могилев». За ними следуют «Вечерний Гродно», «Вечерний Брест», «Новый вечерний Гомель», «Вечерний Бобруйск». Для сравнения брался недельный тираж.

   Однако тираж определяется не только профессионализмом журналистских коллективов, но и такими факторами, как численность населения города, количество периодических изданий-конкурентов. Основными конкурентами вечерней прессы являются газеты общественно-политической направленности, имеющие схожие цели и задачи, а также рекламно-информационные, развлекательные и специализированные издания.

     «Вечерний Брест» работает в условиях жесткой конкуренции с общественно-политической периодикой (здесь издается 6 газет указанной направленности, столько же в Могилеве, в Гомеле – 4, в Минске, Витебске, Бобруйске – по 3, в Гродно – 2). Значительно усилилась конкуренция в 2000-х гг. Помимо областной официальной газеты «Заря» и частной «Брестский курьер», государственной районной газеты «Заря над Бугом», стали издаваться коммерческие региональные издания «Брестская газета» и «Брестский калейдоскоп». В 2004 г. Брестский горисполком учредил городскую газету – «Брестский вестник». За предпочтение рекламодателей борются еще два специализированных рекламных издания «Из рук в руки» и «Работа сегодня. Из рук в руки».

    Насыщен газетный рынок Могилева, где преобладают официальные издания, часть из которых объединена в мощный конгломерат. Информационное агентство «Могилевские ведомости», учредителем которой является облисполком, выпускает «Могилевскую правду», ориентированную на старшее поколение, руководителей предприятий, областную и городскую вертикаль, массовую «Днепровскую неделю», рассчитанную на молодежь, женщин и предпринимателей, а также газету «Могилевские ведомости». Издается, что нетипично для других регионов страны, еще одна, четвертая по счету официальная областная газета – агропромышленная «Зямля і людзі». Имеется районное издание «Прыдняпроўская ніва» и городское «Веснік Магілёва», учредителями которых также выступают органы власти. Часть аудитории привлекают рекламная газета «Из рук в руки» и многотиражная – «Трудовая слава».

    Общественно-политические издания Гомеля также представлены главным образом официальной прессой: областной газетой «Гомельская праўда», районной «Маяк», городской «Гомельские ведомости», до сих пор издается газета одного из районов города – «Советский район». Однако вместе с ними часть потенциальной аудитории «Нового вечернего Гомеля» распределяется между газетами, публикующими телепрограмму: «Гарант ТВ», «ТелеСеть», «Телепанорама. Гомель». Нивелирование функций газеты до этой утилитарной оказалось достаточно, чтобы переманить часть читателей, индифферентных к общественной жизни либо предпочитающих получать актуальную социально-политическую информацию посредством телевидения. Особенно привлекательным для населения города в данном отношении является рекламный телегид «Суббота. Гомель», выходящий тиражом 60 тысяч экземпляров: распространяется он бесплатно. Незначительная часть аудитории, представленная некоторыми социально-демографическими группами, объединенными узкими интересами, распределилась также между корпоративной прессой (многотиражными газетами «Сельмашевец», «Гомельский стекловар», «Нефтяник»), четырьмя газетами учреждений высшего образования, специализированными изданиями «Гомельский пенсионер», «СпортТайм», издающейся в Гомеле республиканской газетой для автолюбителей «Автопилот.by», рекламными «Из рук в руки г. Гомель», «Работа для Вас. Гомель», «Моя реклама».

    После объединения в 2013 г. областных газет «Віцебскі рабочы» и «Народнае слова» в одну «Витебские вести» сеть региональной общественно-политической периодики, и до этого по сравнению с Гомельской малочисленная, сузилась. Кроме городской газеты «Витьбичи», редакция которой выпускает «Вечерний Витебск», издается еще районная «Жыццё Прыдзвіння». Однако в Витебске развит сегмент рекламных и рекламно-информационных, а также развлекательных изданий. К первым можно отнести газету «Близкие новости», «Из рук в руки», «В каждый дом», «Гостиный двор», «Впрок», «Автомаркет», «Витебская ярмарка», к последним – «На досуге», «Твой город», «Балясы». Не представляет серьезной конкуренции «Вечернему Витебску», но тем не менее отвечает запросам некоторых групп населения печать многотиражная («02. газета Віцебскай міліцыі»), университетская («Мы і час», «Витязь») и конфессиональная («Наше православие», «Каталіцкі веснік»).

   Не очень насыщен печатный сегмент медиарынка Гродно. В нем присутствуют сильные конкуренты: областная газета «Гродзенская праўда» – победитель IV, V, VI Национальных конкурсов печатных СМИ «Золотая литера», официальная региональная газета «Перспектива», однако здесь еще достаточно незанятых ниш. Ведь кроме «Вечернего Гродно», периодического издания УВД Гродненского облисполкома «Милицейский вестник», рекламных газет «Из рук в руки» и «Рекламка» (приложение к изданию «Гродзенская праўда»), «Гродненских епархиальных ведомостей», выбора местной периодики нет.

   Столичный печатный рынок выглядит так же перспективно. Если принимать во внимание исключительно локальные общественно-политические периодические издания, то их действительно немного: областная газета «Мінская праўда», районная «Прысталічча», городская «Минский курьер». Однако Минск – издательский центр большинства газет республиканского уровня, которые также борются за читателя. Во время подписных кампаний у редакций имеется больше возможностей оказывать влияние на жителей столицы, чем регионов.

    Первый после областных центров город, который получил свою вечернюю газету, Бобруйск, следует за ними и по численности населения. Способствовала появлению здесь вечернего издания и низкая конкуренция на печатном рынке: издаются городская газета «Бабруйскае жыццё», районная «Трыбуна працы» (обе официальные), неофициальная региональная газета «Коммерческий курьер». Многотиражная газета «Шинник», рекламный бюллетень «Цены Бобруйска», безусловно, не могут кардинально снизить спрос на общественно-политический информационный продукт городского уровня.

    С учетом соотношения «численность населения города – количество конкурентных изданий общественно-политической направленности» в наиболее благоприятных условиях находятся «Вечерний Минск» (на издание приходится свыше 459 000 жителей), «Вечерний Гродно» (более 109 тыс. чел.) и «Новый вечерний Гомель» (более 96 тыс.), «Вечерний Витебск» (86 тыс.). Значительно труднее увеличить читательскую аудиторию газетам «Вечерний Бобруйск» (53 тыс.), «Вечерний Могилев» (51 000), в наиболее сложном положении находится «Вечерний Брест» (44 тыс.). В основу расчетов были положены данные переписи населения Республики Беларусь, проведенной в 2009 г. [Перепись населения…], тиражи по состоянию на 2015 год.

    Наилучший показатель охвата населения демонстрирует «Вечерний Витебск»: один номер газеты приходится на 8 жителей. Высокий охват и у «Вечернего Минска» (номер издания приходится на 17 жителей), а также у «Вечернего Могилева», «Вечернего Бреста» – несмотря на самую жесткую конкуренцию, «Вечернего Гродно» (на номер этих газет приходится по 18 жителей каждого города).

    Один номер «Вечернего Бобруйска» приходится на 25 жителей. Как ни странно, наименьший охват населения у издания, входящего в тройку вечерних газет с наиболее благоприятными условиями медиарынка, – «Нового вечернего Гомеля» – 40 жителей.

   Перспективными для дальнейшего развития вечерней прессы Беларуси представляются города областного подчинения и райцентры, численность населения которых составляет от 90 до 200 тысяч жителей: прежде всего Барановичи, Борисов, Пинск, Орша, Мозырь, Солигорск, Новополоцк, Лида. Так, в Барановичах издаются одна официальная общественно-политическая объединенная газета и одна неофициальная, две рекламных. При расчетном количестве шесть газет на одно издание приходится свыше 30 тыс. чел. потенциальной аудитории. Если допустить, что газету выписывает условная семья из трех человек, ее ориентировочный тираж составит 10 тыс. экз. Тем более предпринимаются попытки открыть вечернюю газету в значительно меньших по численности населения городах. В 2013 г. в г. Береза был учрежден региональный еженедельник «Вечерний город». В июне 2015 г. стало известно, что газета «Перспектива» возобновляет выпуск приложения для города-спутника Гродно «Вечерний Скидель». В Скиделе начал работу корреспондентский пункт издания.

  Жанровые и содержательные приоритеты вечерних изданий Беларуси

    Жанрово-тематическое своеобразие вечерних газет Беларуси определяется их принадлежностью к массовым городским изданиям. Предметом отражения данного типа периодики становятся события, ситуации и процессы в сферах политики, экономики, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, т.е. темы, характерные для большинства общественно-политических печатных средств массовой информации. Отличие проявляется в приоритетах, форме подачи тематики, что подтверждают результаты контент-аналитических исследований, проведенных автором диссертации.

    Содержательная модель вечерней газеты выделяет ее среди других региональных изданий. От районной печати она отличается тем, что в структуре номера отсутствует сельскохозяйственная тематика, которая никогда не была свойственна белорусской вечерней прессе. 

  Как в период становления на территории Беларуси в начале XX века, так и в настоящее время для вечерней газеты характерна публикация дополнительной информации из близлежащих городов. Однако это не является достаточным основанием, чтобы отождествить данный тип периодики с областными изданиями: география адресов публикаций не так широка. Не всегда возможно поставить вечернюю газету и в один ряд с межрегиональными изданиями: она является частью урбанистической культуры и ориентирована прежде всего на городского читателя. Межрегиональные газеты учитывают интересы жителей районов, преимущественно сельчан.

   В сравнении с утренними городскими газетами в вечерних меньше доля политической и экономической тематики, тогда как заметное предпочтение отдается социально-бытовой проблематике, темам досуга, искусства. Несмотря на то, что и «Вечерний Минск», и «Минский курьер» относятся к городским изданиям, принадлежат одному учредителю, Минскому горисполкому, наблюдается выразительное отличие в соотношении политической, экономической и социально-бытовой тематики. 

   Официальной информации в «Вечернем Минске» в три раза меньше, чем в «Минском курьере». Доля материалов экономической тематики в вечернем издании меньше в 6 раз, правовой – в 5, публикаций, посвященных деятельности общественных объединений, – в 2 раза. 

   Общий объем публикаций культурной тематики в структуре столичной вечерней газеты на 5% больше, чем в «Минском курьере». Доля материалов о жилищно-коммунальном хозяйстве города, молодежной тематики больше в 5 раз, о благоустройстве Минска, работе торговли и общественного питания – в 3 раза, сферы услуг и предприятий бытового обслуживания – в 2,5 раза, посвященных социальной защите, благотворительности, здравоохранению и здоровому образу жизни – в 2 раза. Процент материалов духовно-просветительской направленности в вечерней газете больше в 9 раз, публикаций, которые служат патриотическому воспитанию, – в 7 раз.

   Коренное отличие вечерней городской прессы от утренней заключается в том, что в силу особенностей данного типа сохраняется превалирование рекреативной функции. В вечерней газете она является базовой по отношению ко всем остальным, однако не исключает их. Наибольшую часть совокупной печатной площади проанализированных номеров «Вечернего Минска» (23%) занимают материалы культурно-досугового характера. Рекреативная функция, однако, реализуется не только выбором темы, но и жанра, средствами подачи информации.

   Вместе с тем, как показывают результаты контент-анализа, нельзя утверждать, что в направленности столичного вечернего издания наметился уклон в развлекательную легковесность. Наряду с афишей выходного дня, под которую редакция отводит не менее полосы в каждом номере, публикациями о городских праздниках, фестивалях, интервью с деятелями искусства, значимую долю в тематической структуре газеты составляют материалы духовно-просветительского характера (около 8% газетной площади), большое внимание уделяется патриотическому воспитанию (5%). Онтологически для вечерней прессы характерны гуманистическая и прагматическая стратегии реализации рекреативных функций в СМИ  [Федотова]. Гуманистическая стратегия, в частности, подразумевает использование рекреативных элементов для более интенсивного и увлекательного осмысления читателем актуальных событий и явлений окружающего мира. Прагматическая стратегия в деятельности вечерних газет проявляется в сообщении локальных новостей прикладного характера. В традициях и практике белорусской вечерней прессы отсутствует выраженное стремление к освещению табуированных тем, скандалов, ложных сенсаций, личной жизни знаменитостей, как, впрочем, и светской жизни звезд. Это кардинально отличает ее от таблоидов, желтой прессы, которой свойственна манипулятивная стратегия реализации рекреативных функций. 

   В число приоритетных тем, которым отводится больше всего места в «Вечернем Минске», входят также работа ЖКХ (8%), торговли и общественного питания (7%), социальная защита (около 7%), здравоохранение, популяризация здорового образа жизни (6%). Тогда как доля официальной информации – политика, сведения о деятельности органов власти, международном сотрудничестве и т.п. – составляет 5%, а экономическая проблематика не превышает 2%. На страницах вечерних изданий новости политики и экономики присутствуют в строго дозированном объеме. При этом заметна избирательность в подаче данных тем: публикации подлежат сведения, которые представляют интерес для массовой аудитории, могут повлиять на ее повседневную жизнь, а также общий минимум информации, необходимый читателю для того, чтобы он был в курсе основных событий. Характерна для вечерней прессы публикация наиболее резонансных заявлений политиков. Новости политики и экономики пользуются повышенным вниманием вечерних газет, когда в описываемом событии присутствует взаимосвязь с социальной сферой.

   В «Минском курьере» также преобладает культурная тематика (18%). Объясняется это, с одной стороны, широтой данного понятия, с другой – тем, что 2016 год в Беларуси был объявлен Годом культуры. На втором месте среди тематических приоритетов издания – официальная информация, доля которой превышает 15%. На третьем – экономика – более 10%. Далее в ряду следует правовая тематика (8,5%). Порядка 7% площади заняла развлекательная информация в чистом виде (сканворды, анекдоты и т. п.), около 5% – спорт, что больше, чем в «Вечернем Минске», хотя превалирование таких материалов типично именно для вечернего издания. Причина заключается, на наш взгляд, в следующем. Редакция таким образом попыталась компенсировать доминирование политико-экономической проблематики большим объемом рекреационной информации, чтобы городская газета осталась интересной для широкой аудитории.

   Не нашли отражения на страницах «Вечернего Минска» в рассматриваемый период темы образования, экологии, истории, которые присутствовали в номерах «Минского курьера». Вместе с тем в вечерней газете освещалась тема воспитательной работы детских дошкольных учреждений, уделено внимание такому важному аспекту, как занятость, выходили тематические полосы, посвященные дачному хозяйству. Данная тематика в «Минском курьере» отсутствовала.

   Таким образом, белорусская вечерняя пресса – гуманистическая, личностно и социально ориентированная. Преобладает в ней социально-бытовая проблематика, которая, как мы выяснили, является основой концептуальной модели газеты «Вечерний Минск». В меньшей степени, в сравнении с утренними изданиями, вечерняя газета ориентирована содержательно на политические институты. 

   Социальная ориентированность вечерней прессы, тем не менее, не исключает возможности выполнения ею имплицитно политических задач, например, продвижения в обществе тех или иных идей. При этом опосредованность, отсутствие у вечернего издания имиджа официального печатного органа, массовость многократно усиливают силу воздействия в сравнении с утренними газетами.

    Массовый характер вечерних газет проявляется как в тематическом охвате, информационной насыщенности номера, так и в выборе творческих методов. Для них характерно превалирование метода интерпретации над методом констатации. В вечерней прессе широко используются публицистический и эссеистский методы. Малоприменим для данного типа периодических изданий метод деловой аналитики, исключающий эмоционально-образную подачу информации.

    Технические преимущества электронных средств массовой информации в оперативном распространении новостей вынуждают руководство газет пересматривать традиционные, складывавшиеся веками стратегии редакционной политики. С развитием телевидения, радио и особенно интернет-СМИ в последнее десятилетие наметилась тенденция отказа некоторых печатных периодических изданий, прежде всего еженедельников, от новостных жанров. Актуальным представляется рассмотреть, как белорусские вечерние газеты адаптируются к изменяющимся условиям медиасреды, ведь эти издания по природе своей информационные.

   Необычную для прочих типов прессы краткость материалов, наличие заметок, схожих по своей выразительной силе с художественно-публицистическими жанрами – фельетонами, зарисовками, отмечали как практики, так и теоретики журналистики [Индурский, Лысакова]. «По числу газетных миниатюр, а также формам их подачи вечерние газеты, в том числе и наша, столичная, обычно опережают утренние издания», – писал в книге «Газета выходит вечером» С. Индурский. В «Вечерней Москве», в то время как ею руководил автор книги, задавался лимит объема не только материалов информационных жанров, но и статей, интервью, фельетонов, рецензий – не более четырех машинописных страниц. Подобная практика существует в редакциях многих вечерних газет Беларуси. Оперативный характер вечерних газет в период, когда они были в буквальном значении слова вечерними, временные ограничения на подготовку материала явились факторами, которые определили количественные параметры журналистских текстов.

   Несмотря на то, что периодичность выхода современной белорусской вечерней прессы составляет 1–2 раза в неделю, информационная заметка сохраняет в жанровой палитре ведущие позиции. Каждый второй материал в газете «Вечерний Брест» – заметка. Новостные рубрики «Брест и окрест», «Шведский стол информации» – неотъемлемый компонент каждого номера. В издании «Вечерний Могилев» доля, которую заметка занимает среди других жанров, достигает 70–80 процентов.

   При всей насыщенности столичного медиарынка популярную вечернюю газету не может заменить ни одна FM-радиостанция, ни СТВ, ни интернет-порталы: определенная часть жителей города привыкла получать информацию исключительно через этот канал. Горожане нуждаются в систематическом освещении новостей социально значимых сфер жизни: здравоохранения, коммунально-бытовой сферы, транспорта, образования, культуры. Важным преимуществом «Вечернего Минска», обеспечивающим успешную конкуренцию на столичном медиарынке, является то, что газета входит в состав мощного информационного агентства и распространяет новостной продукт собственного производства. Тогда как интернет-сайты, зачастую и радиостанции тиражируют схожие новости, заимствуя их с веб-ресурсов ведущих СМИ.

   Жанровый потенциал заметки в вечерней прессе не исчерпан. Подборка заметок способна дать представление о широком круге жизненных явлений при минимуме временных и физических затрат читателя. Данное свойство жанра определяет его ценность в контексте современных тенденций развития медиарынка: при росте численности информационных каналов, развитии индустрии досуга свободное время потребителя информационного продукта катастрофически сокращается. Выбор данной формы подачи материала обеспечивает доступность изложения для демографически разнородной аудитории. При освещении политической и экономической проблематики вечерние газеты традиционно используют преимущественно информационные жанры.

   Репортаж – этот динамичный, пронизанный эмоциональным авторским «я» жанр, который обеспечивает читателю «эффект присутствия» в центре интересного события, как нельзя лучше отвечает характеру и функциям вечерней газеты. Как показал контент-анализ, в номерах «Вечернего Бреста» доля репортажа в 1,9 раза больше, чем в жанровой модели областной газеты «Заря». Элементы репортажа всё чаще можно встретить в других жанрах вечернего издания. Таким образом журналист преодолевает эмоциональную сдержанность лаконичной заметки, уходит от делового тона в корреспонденции, объемнее воссоздает проявления жизни в зарисовке.

   В отличие от утренних изданий для вечерней прессы Беларуси нехарактерен такой жанр как отчет. В проанализированных номерах газеты «Вечерний Брест» он встречается в 15 раз реже, чем в областном издании «Заря». Основные сведения о прошедшем совещании, конференции, сессии Совета депутатов читатель вечерней газеты получает из заметки, комментария, обозрения. Тогда как в официальной районной периодической печати всё еще практикуется публикация отчетов, получивших в советской журналистике определение общих (прямых): в них корреспондент, излагая факты, придерживается хронологической последовательности. В некоторых районных газетах, как, к примеру, в Брестской «Заря над Бугом», можно обнаружить и стенограммы докладов.

   В процессе выработки типологической модели вечернего издания постоянным элементом жанровой структуры не стала статья. Этот жанр, которому присущи широта обобщений, глубина анализа фактов и явлений действительности, применялся в дореволюционной белорусской вечерней прессе, однако это было скорее следствием экспериментального периода, в котором пребывал данный тип издания. В современной вечерней прессе статья используется эпизодически: массовая аудитория в большинстве случаев ее не готова принять. При контент-анализе в газете «Вечерний Брест» было обнаружено в 3,5 раза меньше материалов, написанных в данном жанре, чем в «Заре». Материалы, схожие по жанровым признакам со статьей, публикует «Новый вечерний Гомель». Их темами становятся изучение причин разводов, отношения горожан к посещению общественных бань, мнение студентов и преподавателей относительно сокращения сроков обучения в учреждениях высшего образования... Для адаптации к широкой аудитории подобные статьи пишутся в ироничной фельетонной тональности, обязательно разбиваются на части подзаголовками.

   Типологически ближе вечерней газете жанр корреспонденции, предметом изучения в которой становится фрагмент действительности, что подтверждают итоги контент-аналитического исследования: в «Вечернем Бресте» выявлено в 1,3 раза больше корреспонденций, нежели в издании «Заря». В использовании данного жанра отчетливо выделяются два подхода: традиционный и новационный. Объектом отражения в корреспонденциях «Вечернего Минска», как и в советский период, обычно становятся бытовые проблемы. Рубрика «Заметки рассерженного горожанина» может содержать критику продавца, обсчитавшего покупателя, нелегала-перекупщика, «Репортер Вечеркин» (так называется еще одна рубрика) изучит конфликтную ситуацию, выяснит истину, но касаться она будет обязанностей недобросовестных работников ЖЭСа. У газет новой формации, «Вечернего Бреста», «Вечернего Гродно», понятие истины приобретает иное, философское наполнение. Журналисты выбирают темой своих публикаций неординарные жизненные коллизии, решение которых не может быть сведено к ссылке на нормативно-правовой документ. Поиски выхода из ситуации связаны с большими мыслительными усилиями, оперированием такими сложными категориями, как «справедливость», «правда».

   Проиллюстрируем этот тезис примером из газеты «Вечерний Брест». В суд вызывают фермера, который прогнал со своего участка четырех охотников, устроивших стрельбу рядом с его домом. С одной стороны, он герой – не побоялся выступить против вооруженных людей. С другой – нарушитель, ведь, как выяснилось, по закону охотники имели право там находиться.

   Журналист показывает личность фермера с третьей стороны – как человека, неравнодушного к родной природе. Пески и болота он превратил в цветущие земли, на которые стали возвращаться звери и птицы. Как патриот, хозяин своей земли, фермер переживает, что из-за потребительского отношения современного человека к природе в реках почти не осталось рыбы, а птицы покидают свои гнездовья. Многоаспектный, проблемный материал не дает однозначного ответа на вопрос, кто прав и кто виноват, скорее поднимает вопросы и дает читателю пищу к размышлениям.

   Свойственная вечерней прессе диалогичность реализуется посредством таких жанровых форм, как вопрос-ответ, опрос, письмо. По итогам контент-анализа доля писем в «Вечернем Бресте» с учетом опубликованных на страницах газеты комментариев читателей интернет-версии издания, в 33 раза превысила процент содержания подобных материалов в «Заре». 

   Если в утреннем городском издании опросы затрагивают в большинстве случаев общественно-политическую тематику, то модель вечернего позволяет показать и другие стороны жизни горожан, в том числе их развлечения, досуг. Рубрикой «Хождение в народ» открывается каждый номер «Вечернего Витебска», второй по величине тиража белорусской вечерней газеты. Поводом для опроса может стать конференция ООН по климату, Всемирный день информации или Международный день чая – корреспондент выясняет отношение собеседника к глобальной проблеме, привычки, традиции жителей города и т. п. Опрос в вечернем издании часто применяется и для изучения общественного мнения относительно городского быта, аспектов развития города, что практикует «Вечерний Минск» (рубрика «ГОРожане СОВЕТуют»). Имеется постоянная рубрика «Люди говорят» в данном жанре и в «Новом вечернем Гомеле».

   Портретные интервью и в советский, и в постсоветский период были прерогативой вечерней прессы. Вопросы, в отличие от утренней, в газете данного типа носят характер личностного интереса. Так, в интервью с начальником управления Следственного комитета по Гомельской области О. Шарковым, обсуждая повседневную жизнь данной структуры, достигнутые ею результаты, журналист «Нового вечернего Гомеля» интересуется у собеседника, приходилось ли ему за время службы в милиции применять оружие и неожиданно просит вспомнить курьезный случай [Кулицкий]. Всё чаще вечерние издания публикуют развернутые интервью-беседы, что, на взгляд автора исследования, является следствием еженедельной периодичности выхода.

   Органично дополнила модель современной вечерней газеты колумнистика. Среди теоретиков журналистики нет единства в том, считать ли авторскую колонку жанром. Одни утверждают, что это рубрика, другие называют ее разновидностью комментария, третьи причисляют к виду эссе. Невозможно отрицать то, что колумнистика белорусской вечерней печати содержит черты комментария и эссе. При детальном анализе конкретных публикаций, выполненных на высокопрофессиональном уровне, можно прийти к выводу, что колонки видных белорусских публицистов обнаруживают некоторые жанровые признаки статьи (глубокие обобщения на основе синтеза широкого круга фактов-иллюстраций) и выполняют в вечерней газете аналитические функции, которые сочетаются с развлекательными, свойственными колумнистике.

    Вместе с тем обнаруживаются отличия от упомянутых жанров: в колонке ход мысли автора идет по индуктивному пути, тогда как в статье преимущественно по дедуктивному; комментарий сосредоточен на анализе одного факта, события, а для колонки допустимо многообразие рассматриваемых фактов; в эссе первоочередное значение имеет оригинальность авторских рассуждений и неожиданный ракурс в восприятии привычных явлений, в то время как колумнистика белорусских журналистов базируется обычно на фактах и глубоких выводах. Безусловно, типизация в отношении характерных качеств колонки затрудняется тем, что этот новый жанр, как ни один другой, зависит от личности автора, и в этом также заключается его отличие.

   Широта обобщений характерна авторской колонке Е. Дубинской «Взгляд», регулярно выходящей на страницах газеты «Вечерний Минск». Публицисту удается выявить логические связи между, на первый взгляд, несопоставимыми фактами, в чем обнаруживается сходство со статьей. Отправной точкой для развития цепочки рассуждений, как в комментарии, служит яркий, необычный факт, получивший широкий резонанс в обществе. «Интернет-пространство уже облетела берущая за душу история о том, как семилетний мальчуган из украинского города Черкассы вместе с мамой делает симпатичных снеговичков, чтобы заработать на свое лечение» [Дубинская]. У читателя создается впечатление, что история никак не связана ни с регионом распространения, ни с Беларусью вообще. Однако далее мы узнаем, что ребенок проходит курс лечения в Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека в г. Гомеле. Создание снеговичков было задумано как развлечение для пациента, но с появлением фотографий игрушек в социальных сетях в Гомель начали поступать вначале десятки, а затем и тысячи заказов. За несколько дней небезразличные граждане перечислили значительную сумму. Автор приводит цитату матери ребенка: «Кто же мог подумать, что из всего этого вырастет такой снежный ком...», и в эссеистской манере развивает метафору: «Снежный ком добра, милосердия, отзывчивости».

   Дополняет рассказ о случае подробность: заказ ребенку поступил и от одной из белорусских школ. Учителя написали, что хотели бы подарить снеговичков ученикам, объяснить, что это за игрушки, и преподать урок милосердия. Данная частность служит основой для следующего обобщения: подобные уроки проходят в Беларуси повсеместно в рамках республиканской благотворительной акции «Наши дети». Выбранный автором индуктивный путь изложения материала, свойственный комментарию, придает освещению данного общегосударственного проекта необходимую наглядность.

   Степень обобщения увеличивается за счет применения метода индукции уже к самой республиканской благотворительной акции: ее смысл, приходит к заключению автор – побуждение каждого к добрым поступкам. Актуализируется информация в еженедельной вечерней газете использованием слова «завтра» и еще одним примером, подтверждающим сделанный ранее вывод: портал tut.by проведет массовый мастер-класс, чтобы научить всех желающих помочь ребенку выполнить заказ.

    Материал Е. Дубинской демонстрирует тактику взаимодействия вечерней газеты – традиционного СМИ с медиа. История ребенка, которая была представлена в интернет-пространстве, приобрела новый смысл, благодаря авторской интерпретации колумниста «Вечернего Минска». На основе отдельных авторских произведений был создан новый информационный продукт.

    Синтез разрозненных фактов, делающий материал публицистически глубже, богаче, философские выводы, индуктивный путь отображения действительности – всё это отличительные черты авторского стиля колумниста «Вечернего Минска».

    Активно применяются вечерними газетами Беларуси жанры обозрение, комментарий. Так, в «Вечернем Бресте», показывает контент-анализ, обозрение встречается в 8 раз чаще, чем в «Заре». Каждому вечернему изданию удалось выработать уникальную форму творческого осмысления действительности. За счет этого рубрики, которые ведутся в названных жанрах, приобрели ряд постоянных характеристик, они узнаваемы, пользуются популярностью у читателей.

    Еженедельный обзор наиболее интересных для широкой аудитории сенсационных событий практикуется газетой «Новый вечерний Гомель». Под рубрикой «Итоги» читатель узнает, например, о появлении на улицах города в 30-градусную жару Деда Мороза, о том, как лицеист помог правоохранительным органам задержать преступника, обокравшего его семью, о новом увлечении молодежи – вязаном граффити. Источником для содержательного наполнения рубрики часто становится криминальная хроника. Выработанная структура заголовка является формообразующим средством: как правило, он состоит из трех элементов, трудно сочетаемых друг с другом и тем самым создающих эффект парадокса: «О взрывоопасных пляжах, выгодном курсе и исчезающих велосипедах». Количество обозреваемых случаев и, соответственно, смысловых частей текста, на которые он разбивается астерисками, больше – обычно 5–7.

   В последнее время в практику «Вечернего Минска» прочно вошел комментарий. С одной стороны, рубрика «В ритме города» дает читателю компетентное суждение по поводу происходящих в городе событий, складывающихся тенденций (увеличение естественного прироста, миграционные процессы, рост экспорта грузовых автомобилей, тракторов, другой продукции минских предприятий), с другой – знакомит читателя с представителями столичных властей, отвечающих за решение того или иного вопроса. Это помогает современному горожанину ориентироваться в сферах ответственности должностных лиц, содействует развитию эффективного взаимодействия населения и местной власти.

    Образность, аналитичность, глубина исследования явлений действительности выделяют газету «Вечерний Брест» среди других вечерних изданий Беларуси, и это не случайность, а следствие того, что Брестская область имеет публицистическую школу с традициями. Достаточно вспомнить имя Василия Проскурова, который возглавлял ганцевичскую районную газету и издал несколько сборников собственных очерков, зарисовок, эссе. «Вечерний Брест» регулярно публикует аналитическое обозрение наиболее резонансных общественно-политических событий месяца. Название рубрики «СОмнения» отражает концептуальные особенности ее идеи. В «Вечернем Бресте» выступают сразу два обозревателя: Борис Павловский и Александр Седнев. Выбираются три наиболее значимых события, и поиск истины ведется в форме сократовского диалога. Обозреватели ищут предпосылки, причины, высказывают свое субъективное отношение к событиям, строят прогнозы. Зачастую мнения их небесспорны, противоречивы, но полемичность, плюралистичность рубрики делают ее привлекательной для читателей. Отказ издания от монополии на истину, критическое отношение к позиции каждого обозревателя выражается в названии рубрики. «СОмнения» – в некодифицированном написании слова заключена идея приобщения читателя к мнению («быть с мнением согласным либо несогласным») и в результате осмысления его выработке своего собственного.

    Часто предметом обозрения становится спорт. Читателям газет «Вечерний Брест» и «Вечерний Гродно» хорошо знакомы имена спортивных обозревателей Василия Сарычева и Евгения Лебедя. Анализ творчества художников, скульпторов, сценаристов также отвечает досуговой направленности вечернего издания. На страницах газеты «Вечерний Минск» публиковались известные кинокритики, такие как Е. Бондарева. Однако к настоящему времени рецензия перешла в разряд редких жанров, примеры ее можно обнаружить разве что в газете «Вечерний Брест» (рубрика «Вечерний фильм»). Этот жанр вытеснили интервью со знаменитостями эстрады – смена приоритетов произошла в газете «Вечерний Минск» в конце 1990-х – начале 2000-х гг. В интервью, вместо того чтобы акцентировать внимание на творчестве, журналист переводит его на личные интересы звезды, манеру одеваться и т. п. Такой подход наблюдается в газете «Новый вечерний Гомель». Классическая модель вечерней газеты, в отличие от утренней, не исключает возможности публикации подобных вопросов, однако в качестве второстепенных. Когда они приобретают первостепенное значение, газета понижает свой качественный уровень до таблоида.

    Работа в жанре рецензии требует от журналиста основательной культурологической подготовки, глубокого знания предмета, что достигается за счет специализации на тематике в сфере культуры. Универсализация профессии журналиста, необходимость параллельно работать на содержательное наполнение сайта газеты не способствуют этому. Вместе с тем читатель по-прежнему нуждается в ориентире при выборе художественной литературы, кино- и видеопродукции, независимо от того, посещает ли он библиотеку, кинотеатр или удовлетворяет культурные потребности посредством онлайн-библиотек, видеопорталов.

    Интенсификация труда журналиста сыграла не последнюю роль в том, что традиционные жанры, в основе которых – художественное переосмысление действительности, переживают кризис. Данная ситуация требует в некоторых случаях перераспределения обязанностей между сотрудниками редакции с учетом их опыта и творческих возможностей, пересмотра структуры творческой организации с учетом информационной и аналитической направленности труда, поскольку совмещать обе сотруднику, показывает практика, при повышенной нагрузке затруднительно. 

    Из художественно-публицистической группы жанров наиболее часто применяется журналистами зарисовка, тогда как в советской вечерней газете присутствовали очерк, фельетон, публиковались отрывки из художественных произведений. Исчезновение фельетона с газетных страниц (в классическом виде – элементы этого жанра нетрудно выявить и в периодике XXI века) не говорит о его невостребованности. Наоборот, эта художественно-публицистическая форма органично дополнила бы типологическую модель вечерней прессы, среди первоочередных функций которой – рекреационная. Фельетон был обязательным компонентом номера вечерних газет Беларуси в начале XX века. Невозможно проследить какую-либо преемственность между белорусской вечерней прессой дореволюционного периода и «Вечерним Минском» 1960–1970 гг., тем не менее рассматриваемый жанр регулярно применялся его журналистами.

    Фельетон остается перспективным и необходимым обществу газетным жанром. Криминальная хроника современных вечерних газет дает публицистам достаточно адресов для критики, и фельетон в данном случае способен принести государству большую пользу по сравнению с лишенным эмоций фактологическим изложением. Вместе с частым сообщением о чрезвычайных происшествиях схожего характера оно формирует у читателя терпимое отношение к девиантным формам поведения – у фельетона же, помимо информационной, развлекательной функций, имеется еще и воспитательная. Популяризации данного жанра способствовало бы учреждение Белорусским союзом журналистики творческого конкурса на лучший материал среди фельетонистов, внедрение в редакциях системы авторского вознаграждения, при которой фельетон оценивался бы по высшей ставке. 

    Житейская история – жанр, который индивидуально-авторским эмоциональным восприятием мира во многом определял характер дореволюционной вечерней прессы, возвращается на страницы современной периодики. Количественное соотношение материалов, написанных в данном жанре, в «Вечернем Бресте» и «Заре» достигло показателя 3:1. Из всей группы художественно-публицистических жанров житейская история чаще всего не имеет в основе своей социально значимых фактов. Подобно «мыльным операм», ценность его определяется экспрессивностью. С помощью апеллирования к чувствам читателя реализуется базовая функция вечернего издания – рекреативная.

  Фундаментальное влияние на формирование жанрово-тематических приоритетов вечерней прессы оказали духовные ценности белорусского народа, которые впоследствии легли в основу государственной идеологии, а также отечественные традиции журналистики. Однако нельзя исключать воздействия современных процессов в сфере масс-медиа. 

   Исследователи указывали на мелкотемье дореволюционных вечерних газет, выбор темы в советский период часто диктовался решениями КПСС. Демократизация, с одной стороны, дала возможность гражданам беспрепятственно высказывать в СМИ свою точку зрения, обогатила содержание газет темами, которые ранее были под запретом либо не приветствовались, с другой стороны – породила новые угрозы динамичному развитию общества и журналистики. Общеизвестно, что СМИ способны выступать катализатором тех или иных процессов в обществе, как положительных, так и негативных.

   Высокая конкуренция на мировом медиарынке подталкивает к неоправданной эксплуатации рекреативной функции, что нередко приводит к игнорированию нравственных регуляторов. Рекреативная деятельность журналистики амбивалентна. Развитие форм рекреации, основанных на вульгарном развлекательстве, способно вызвать деструктивные последствия для потребителя информации. Рекреация, возведенная в самоцель, девальвирует и журналистику. В этой связи уместно вспомнить зарубежный опыт. «Прекращение жизни вечерней прессы Особого административного района Сянган наглядно продемонстрировало, что именно потеря социальной базы, связь с которой осуществляется за счет единственно развлекательной функции, является гибельной для вечерней прессы, даже в условиях классического капитализма и частной собственности» [Чжи Ян]. С Ян Чжи – автором работы о вечерней прессе Китая – нельзя не согласиться.

   Нетребовательность в выборе темы зачастую неблагоприятно сказывается на идейном уровне периодических изданий, их потенциал используется нерационально. Видимо, следует рассмотреть вопрос о разработке перечня магистральных тематических направлений, имеющих стратегическое идеологическое значение для нашей страны, с последующим включением его в программный документ Министерства информации Республики Беларусь. Таким образом, редакторы изданий получили бы научно обоснованный ориентир, который был бы полезен при тематическом планировании. В число тем, наиболее актуальных для государства в настоящий период и нуждающихся во всестороннем освещении СМИ и общественном обсуждении, по нашему убеждению, необходимо включить проблему развития человеческого потенциала и создания объективных условий для перехода к экономике знаний.

    Развитие человеческого потенциала открывает перед Беларусью качественно новые перспективы, ведь на смену индустриальной экономике приходит экономика знаний и услуг, в меньшей степени зависимая от природных ресурсов и в большей – от интеллектуального капитала. Данный процесс наблюдается в наиболее развитых государствах мира, таких как Китай, Япония, США, страны Евросоюза, Израиль. Переход к экономике знаний и услуг – такая цель стоит и перед нашей страной. 

    Одна из первостепенных задач на этом пути – активизация инновационных возможностей экономики, что нашло отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. По нашему убеждению, для создания объективных условий перехода к экономике знаний необходимо воспитать поколение, в котором каждый специалист будет мыслить творчески, то есть инновационно, в меру своих возможностей заниматься исследованиями в русле выбранной профессиональной деятельности, владеть для этого необходимой теоретической базой. При выполнении данной общегосударственной задачи недопустимо недооценивать роль школьного образования.

   Безусловно, большое значение в формировании общественного мнения, психологических установок в восприятии профессии педагога имеет пресса. В частности, неспециализированная, поскольку ведомственные издания вроде «Настаўніцкай газеты» адресованы профессиональному сообществу и способны влиять на мнение лишь в его пределах. Особый интерес в создании положительного имиджа педагога ввиду своего массового характера представляет вечерняя пресса, которая в настоящее время издается в каждой области Беларуси. Повышение престижа педагогических специальностей – важная, но не единственная задача, выполнив которую, средства массовой информации внесут свой вклад в развитие человеческого потенциала и модернизацию экономики. Среди подобных задач можно выделить также: 1) популяризацию занятия научно-исследовательской деятельностью среди учащихся и педагогов; 2) вскрытие проблем современной педагогики с поиском и предложением решений; 3) патриотическое воспитание молодого поколения.

   Специфический характер задач, а именно необходимость донести до возможно большей аудитории узкоспециализированной информации, – еще один аргумент в пользу использования вечерней прессы в качестве коммуникационного канала. Характерной особенностью данного типа периодики всегда была образная подача материала при сохранении таких идеалов качественной журналистики, как точность, аналитичность. Благодаря накопленному вечерней прессой опыту самая сложная информация может быть представлена доступно для широких масс читателей.

   Как вечерние газеты Беларуси в настоящее время содействуют развитию человеческого потенциала – для исследования данного, нового для науки вопроса, была разработана методика анализа. Основными ее принципами, критериями оценки эмпирического материала стали: 1) эпизодичность либо систематичность в освещении тематики; 2) фактографичность или аналитичность в изложении материала; 3) стандартность либо нестандартность формы, экспрессивность в подаче информации.

   Систематически, как ни одно другое белорусское вечернее издание, освещает проблематику сферы образования «Вечерний Брест». Глубокому аналитическому осмыслению подвергаются события, процессы и тенденции как местного, так и республиканского масштаба. На факт вступления Беларуси в Болонский процесс газета откликнулась материалом под рубрикой «Разброс мнений», предложив прокомментировать это событие ректору Брестского государственного технического университета и проректорам Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина, Полесского и Барановичского госуниверситетов. Представители науки высказали свою позицию по таким вопросам: «Как вступление в Болонский процесс отразится на системе высшего образования Беларуси?», «Как необходимо преобразовать работу университета, чтобы соответствовать высоким запросам западного образования?», «Как университет планирует сотрудничать с другими вузами в области науки?», «Как отразится Болонский процесс на оттоке студентов из Беларуси?» и др. Подобное анкетирование, с учетом статуса респондентов – экспертов, многогранности вопросов, переходит из разряда информационных в аналитические жанры, приближается к испытанной временем форме круглого стола, хотя и отличается от этого жанра тем, что не дает возможности участникам прийти к новым выводам посредством полемики. Возможно, подобное развитие мысли происходит заочно, когда участники опроса знакомятся с номером газеты.

   Творческие коллективы осваивают новые формы подачи информации. Так, освещая вступительную кампанию 2015 года, «Вечерний Брест» применил инфографику. Наглядно показано, какая часть абитуриентов выбрала тот или иной предмет для прохождения централизованного тестирования. Данные, представленные в удобной для восприятия форме, позволяют выпускникам прогнозировать конкурс на ту или иную специальность, оценить шансы на поступление в конкретное учреждение высшего образования. Соответственно, это способствует профессиональной ориентации, регулирует потоки абитуриентов, подающих документы в приемные комиссии, предотвращает ситуации, когда одни учреждения испытывают недобор студентов, а в других наблюдается чрезмерный, ажиотажный конкурс.

   Журналисты «Вечернего Бреста» далеки от сухой фактографичности, примитивной констатации явления. Оценки и выводы их порой могут вызвать дискуссию, тем не менее попытка анализа, поиска предпосылок того или иного явления, прогноза развития событий в публикациях неизменно присутствует. Например, в публикации «Почему буксует правило буравчика?» автор исследует причины снижения интереса у поколения нынешних школьников к такому популярному в советские времена предмету, как физика. Чтобы выявить факторы, которые обусловили данную тенденцию, журналист привлек к сотрудничеству эксперта – учителя физики с 35-летним стажем В. Трофимука. Среди причин им были названы сложный для восприятия учащимися язык современного учебника, уменьшение количества часов, отведенных для изучения физики (в сравнении со школьной программой советского периода), редкое прикладное применение знаний на уроках, невысокий уровень материального стимулирования педагога.

   К проблеме невысокой заработной платы учителей Брестчины газета возвращалась неоднократно, не только напоминая о необходимости принятия решения по этому вопросу, но и детально разбираясь в первопричинах, как в материале «Теорема для педагога». Ничто так дорого не стоит, как плохой учитель, приходит к выводу журналист в еще одной публикации, подразумевая возможные последствия оттока из сферы лучших педагогических кадров. 16 февраля 2018 г. во время рабочей поездки в Слуцкий район Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко озвучил требование увеличить в ближайшие годы заработную плату педагогов в два раза.

   Решить свои частные проблемы педагоги могли, обратившись на прямую линию с начальником управления образования Брестского облисполкома и председателем областного комитета профсоюза работников образования и науки. Количество поступивших обращений говорит о доверии педагогических работников к газете и уровне ее популярности: вопросы и ответы на них публиковались в трех номерах.

    Постоянному критическому осмыслению газета подвергает эффективность областной системы образования. При этом в роли аналитика выступает не только представитель профессии («Тревожные ноты первого звонка» – о результатах областного совещания педагогических работников «Образование Брестчины: опыт, ресурсы, приоритеты развития») или журналист, как, например, в материале «В высшую школу – по низшему баллу?». «Вечерний Брест» предоставляет читателю возможность ознакомиться с мнением властей. Качество работы системы образования не соответствует ее возможностям – принципиальная оценка К. Сумара, на тот момент возглавлявшего областную исполнительную вертикаль, прозвучала на заседании облисполкома, на котором рассматривались задачи по развитию сферы на 2014/2015 учебный год. Поводом для критики послужил следующий факт: несмотря на то, что по результатам централизованного тестирования 17 школ Брестчины вошли в сотню лучших в Беларуси, средний балл, полученный на ЦТ выпускниками области, оказался самым низким в республике.

   У газет «Вечерний Гродно» и «Вечерний Бобруйск» свой подход к освещению проблематики образования – она отражается главным образом новостными заметками. Информационным поводом служат победы учащихся на тех или иных конкурсах, школьные мероприятия, юбилеи учреждений образования. Если в «Вечернем Бресте» по случаю Дня учителя журналист готовит зарисовку, то в «Вечернем Бобруйске» – информационное интервью.

   «Вечерний Гродно» нестандартно подошел к раскрытию темы «День учителя», предложив известным на Гродненщине людям рассказать о своих любимых учителях. Газета «Вечерний Бобруйск» чаще, чем другие издания, публикует фамилии представителей талантливой молодежи, обычно в новостных сообщениях о различных конкурсах. К сожалению, зарисовки об учащихся, имеющих склонности к исследовательской деятельности, даже в издании «Вечерний Брест» отсутствуют. За 2015 г. в газете была опубликована лишь одна зарисовка о юном интеллектуале, победителе заключительного этапа олимпиады по истории. Кардинально не изменило ситуацию даже то, что 2017 год был объявлен Годом науки. Личностные качества, мысли, идеи победителей олимпиад, научно-практических конференций – достойные объекты для исследования журналистикой.

    Вместе с тем создание газетного образа юного белорусского исследователя лишь отчасти решает задачу патриотического воспитания подрастающего поколения. Создание базиса для экономики будущего бессмысленно без передачи поколению исторической памяти, в частности, о таком значимом для консолидации белорусского общества событии, как Победа в Великой Отечественной войне. Для этого СМИ необходимо искать новые формы взаимодействия с молодой аудиторией. Примером может служить конкурс «Фотоснимок на стене – в доме память о войне». «Вечерний Брест» объявил его совместно с областным комитетом профсоюза работников образования и науки к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Газета отвела под публикацию сочинений учащихся о ветеранах Великой Отечественной войны разворот, тексты сопровождались фотоснимками из семейных альбомов.

   Если в разработке проблемных материалов «Вечерний Брест» может быть образцом для остальной региональной прессы, то программа деятельности газеты по созданию положительного имиджа профессии педагога нуждается в совершенствовании. Среди применяемых журналистами вечерней газеты жанров присутствуют отчет, корреспонденция, репортаж, однако зарисовка используется необоснованно редко, так что образ современного педагога читателям недоступен.

   Анализ публикаций в газетах «Вечерний Гродно», «Вечерний Бобруйск» подтвердил гипотезу о том, что формирование имиджа педагога носит среди журналистов белорусских вечерних изданий неосознанный, стихийный характер. Объясняется это отсутствием каких-либо методических рекомендаций. С учетом важности данной тематики для развития государства грамотное ее освещение приобретает значимость принципа социальной ответственности журналиста. Очевидно, что способствовала бы оптимизации освещения в прессе тематики, содействующей развитию человеческого потенциала как залога модернизации экономики, государственная программа. Исполнителями ее, на наш взгляд, должны стать как государственные, так и частные СМИ, в том числе вечерние газеты Республики Беларусь.

   Качественный показатель вечерней газеты, как и любой другой, напрямую зависит от количества применяемых в номере жанров, системности их использования журналистами, а также от выбора темы. В сравнении с утренними городскими газетами вечерние различаются в пропорциональном соотношении различных тем в структуре номера. В меньшей степени в вечерней газете присутствует политическая и экономическая тематика, тогда как заметное предпочтение отдается социально-бытовой проблематике, темам досуга, искусства. Экономические и политические темы подаются избирательно: публикации подлежат сведения, которые представляют интерес для массовой аудитории, могут повлиять на ее повседневную жизнь, а также общий минимум информации, необходимый читателю для того, чтобы владеть повесткой дня, при этом используются главным образом информационные жанры. Подборка заметок способна в короткий срок дать читателю представление о широком круге жизненных явлений, что определяет ценность данного жанра в контексте современных тенденций развития медиарынка. Для вечерней прессы нехарактерно применение отчета, статьи, типологически ближе для газет данного типа корреспонденция.

   Органично дополнила модель современной вечерней газеты колумнистика, часто используются репортаж, обозрение, комментарий, опрос, интервью, реже – зарисовка. Рецензия, а также фельетон и очерк перешли в разряд редких жанров. Вечерние газеты Беларуси развиваются в русле современных тенденций газетного дизайна, но вместе с этим сохраняют национальную специфику. В частности, до настоящего времени отечественной периодики данного типа не коснулась визуальная таблоидизация. Установлено, что вечерние газеты Беларуси визуально близки качественным европейским изданиям.

______________________

© Герцев Виталий Леонидович


Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum