Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
"Сибирская дивизия ватных медведей готова двинуться на Москву»
(№18 [351] 20.11.2018)
Автор: Юлия Старикова
Юлия Старикова

https://www.sibreal.org/a/29602643.html?ltflags=mailer?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=smi&utm_content=article

15 ноября 2018 

Красноярский художник Василий Слонов собирает "Сибирскую дивизию ватных медведей", которая двинется на Москву – добиваться справедливости и освобождать своих ватных "собратьев", находящихся в полиции и у активистов группы SERB.

"Как будто ничего не случилось"

    Погром на выставке Василия Слонова "Небесный Иерусалим" в московской галерее   "Винзавод" участники группы SERB устроили 12 сентября, на следующий день после ее открытия. Работы Слонова были разбиты, их облили краской и химикатами, некоторые из них унесли из галереи в неизвестном направлении.

    Пострадали люди – сотрудники "Винзавода" и эксперты, приглашенные на выставку. Погромщики плюнули в куратора галереи "ФайнАрт" Ирину Филатову и академика Российской академии художеств Айдан Салахову, оскорбили их и других посетителей словесно.

    Всё происходило на глазах у дежуривших рядом полицейских, но хулиганов никто не остановил. Запечатлели случившееся и камеры видеонаблюдения, записи изъяло следствие, но уголовные и административные дела так и не были возбуждены.

Нажмите, чтобы увеличить.
Василий Слонов со своей работой
 

     Сейчас, два месяца спустя, художник заявил в своем Faceboook: он собирает "Сибирскую дивизию ватных медведей", которая двинется на Москву – добиваться справедливости и освобождать их "братьев и сестер", находящихся в полиции и у активистов группы SERB.

      – Василий, вот эти ваши революционные медведи в какой, собственно, поход собираются и кого намерены вызволять?

  – Это будет культурный ненасильственный поход ради торжества справедливости, реабилитации правды и освобождения плененных ватных медведей. Ситуация, на самом деле, бредовая, абсурдная: игрушки, ватные мишки, уже два месяца находятся в полиции и у погромщиков из SERB. Что делают с ними погромщики? Может, как в куклы Вуду, иголки в них втыкают? Или пытают их – отрывают лапы? Остается только гадать.

     – А в полиции медведи остаются как вещдоки?

   – Не только. Игрушки отдадут на экспертизу. Участники SERBа ведь на меня заявление написали – обвиняют в разжигании ненависти и розни, оскорблении чувств верующих и символов власти. Последнее относится к изображению якобы (как им показалось) Путина в одной из моих работ. Вот экспертиза мишек и должна это выявить: оскорбляю я кого-то или нет.

      – А судьба ваших заявлений на погромщиков какова?

    – С нашей стороны было сразу шесть заявлений. Пять – административного характера, о хулиганских действиях и оскорблениях. Подавали их люди, подвергшиеся нападению. И одно – на возбуждение уголовного дела. Это уже от меня, о порче имущества и краже. Вообще, художнику как-то не к лицу заниматься сутяжничеством, да я ничего в этом и не понимаю. За развитием событий следит мой адвокат.

      – Ущерб от действий погромщиков уже оценен?

    – Да, галерист Александр Шаров пригласил сертифицированного эксперта, он оценил ущерб в 20 тысяч евро – это порядка полутора миллионов рублей. Испорчены были почти все работы. Кроме того, часть из них SERBовцы украли. Но дело так и не возбуждено. Такое ощущение, что правоохранительные органы делают вид, будто ничего случилось: не было ни погрома, ни нападения на людей.

     SERB давно кошмарит Москву. Они две выставки на "Красном Октябре" разбомбили, срывали спектакли, нападали на Сахаровский центр, обливали людей зеленкой… Причем эти гопники приходят туда, где им не могут дать отпор: в театрах и галереях люди интеллигентные, драться с ними не полезут. Эти "борцы за нравственность" не идут с разборками к тем, кто крышует проституток или сбывает наркотики, – понимают, что там их сразу уничтожат. А здесь они "герои". Понятно, что всё это невозможно без чьего-то покровительства и финансовой поддержки. Люди явно не работают, раз среди бела дня устраивают погромы один за другим. При этом на что-то живут. И все это сходит им с рук.

         – Вы будете восстанавливать испорченные работы? Где они сейчас?

      – А как их восстановишь? Их облили смесью из уксуса и куриного помета. Запах в галерее стоял адский, посетители и сотрудники ходили в респираторах. Я сильно сомневаюсь, что эти работы кто-то купит: представьте, вы приобретаете произведение, а плюс к нему ведро говна, и всё это у вас дома благоухает. Выбрасывать их, конечно, нельзя. Сейчас они находятся в хранилище под Москвой. Не знаю, сможет ли что-нибудь клининговая компания с ними сделать… Кто-то говорит: "Зато пропиарился". Ну не знаю. Может, когда-нибудь потом этот "пиар" сработает. А может, и никогда.

Нажмите, чтобы увеличить.
Василий Слонов в мастерской
 

"На одном языке говорим, а договориться не можем"

    – Почему после погрома на этой выставке вы так долго отказывались общаться с журналистами, даже заявили о "моратории на интервью"?

      – Все дело в том, как развивались события… У нас было эффектное открытие, очень хорошие отзывы, и мы на радостях отправились к Саше Шарову на дачу – отмечать успех. Новость о погроме застала нас там – мы прыгнули в машину и поехали в Москву. У галереи уже был строй прессы – все обо всем узнали раньше меня. Я сразу же дал множество комментариев, видео погрома разошлось по соцсетям и СМИ. А на следующий день погромщики снова вломились в галерею, устроили очередной дебош. Вроде бы искали художника, чтобы "разобраться", – уже по поводу моего общения с прессой. Но я к тому времени, как задолго до этого планировал, уже улетел в Красноярск, а в галерее их встретила одна девочка-сотрудница… Получалось так: я где-то далеко у себя дома, а там люди один на один с этими неадекватами. В общем, я решил до закрытия выставки с журналистами не общаться, чтобы не подставлять людей под удар. К тому же мои высказывания могли и следствию помешать. Не общаться, кстати, было трудно: первые дни у меня телефон работал в режиме непрерывного, круглосуточного звонка. Отключал его на весь день и уже вечером перезванивал тем, кому не мог не перезвонить.

       – Сразу после случившегося вы сказали, что готовы встретиться и лично поговорить с нападавшими. Этого так и не произошло?

         – Мне, по моей наивности, казалось: если у них есть ко мне претензии, они, прежде чем громить выставку, должны были бы со мной поговорить. Я вообще был крайне удивлен, что эта выставка может кого-то вывести из равновесия. Действительно, мой первый порыв был – лично встретиться с этими людьми и провести для них авторскую экскурсию, что-то объяснить. У меня было ощущение, что они просто в чем-то не разобрались. Но потом я посмотрел и почитал интервью с ними, увидел, как и что они говорят, и понял, что диалог, к сожалению, невозможен. Такая вот беда: вроде все русские люди, а между собой договориться не можем.

    Вообще, устраивать погромы, основываясь только на личных интерпретациях, – это ужасно и неприемлемо. Директор Эрмитажа Пиотровский в свое время очень точно высказался по этому поводу: признавать, что искусство, а что нет – компетенция музея, специалистов, а не любого человека с улицы. Не в обиду будь сказано людям с улицы.

       В случае с разгромом "Небесного Иерусалима" самое поразительное то, что выставка-то была очень светлая. На 80 % состояла из религиозных текстов – на церковнославянском языке, иврите, греческом, латыни, – языках, на которых существует Священное Писание. В ней нет никакого кощунства. Видимо, вот эта "ватная" тема людей вышибла. Но они же необразованные совершенно. И просто дураки. Позиционируют себя как православные, а громить пришли выставку под названием "Небесный Иерусалим". Очень грязная работа. Надо быть идиотами, чтобы это делать. Ведь даже на метафизическом уровне не нашлись еще те черти, которые не обломали бы рога о Небесный Иерусалим.

"Самый лучший исход – если тебя не тронут"

           – Вы сами-то отошли от всего произошедшего?

     – Да я в норме. Для меня вся эта ситуация оказалась не столько стрессовой, сколько крайне странной. Произошло нечто, что мне, взрослому человеку, трудно понять. Когда я учился в художественном училище, даже не думал, что профессия художника может быть связана с подобными вещами, со всем этим бесконечным бурлением – казалось бы, сиди да рисуй. Ну да, у меня уже была эта история с сочинским проектом (выставка Слонова "Welcome! Sochi 2014" была закрыта и стала поводом для увольнения галериста Марата Гельмана с должности директора музея современного искусства PERMM. – Прим. ред.). Но я все-таки думал, что снаряд дважды в одну воронку не попадает. Оказалось – еще как. И не факт, что подобное и позже не произойдет.

     Эти люди, совершая насилие, отчего-то думают, что служат Родине. Считают, что какую-то услугу оказывают Путину, России. Но это медвежья услуга, потому что все произошедшее – позорище. В XXI веке в столице России нападение на художника… как вообще такое может быть?

     И неправда, что они пользуются какой-то поддержкой в обществе. Я лично не знаю ни одного человека, который бы их поддерживал. Хотя мне и говорят сейчас: самый лучший для тебя исход – если тебя просто не тронут и дело замнется. В общем, чувствую, вся эта история только начинается.

      – А на вашей новой выставке тоже будут ватные медведи?

     – Ватный медведь будет ее главным персонажем. Название у выставки, которая откроется 14 декабря, – "Медвежьи сны". Условный ее слоган – "Посади на цепь свои страхи". Это отсылка к ситуации из прошлого, когда медведя водили на цепи по улицам и над ним все потешались.

    Выставка "Медвежьи сны" – преодоление этой ситуации. Медведь сам сажает страхи на цепь. Разные – от самого главного человеческого ужаса, ужаса смерти, до страхов, связанных с разными конкретными и актуальными событиями. Через игрушку, каковой и является ватный медведь, можно проиллюстрировать многое – историю, современность, разные психологические моменты. Я и проиллюстрирую. Кроме медведя в выставке будет задействовано много других персонажей – и ныне живущих людей, и живших в прошлом, и вымышленных героев. В общем, ни к чему раскрывать карты заранее. Да и как пересказать выставку. Надо приходить и смотреть.

      – С площадкой уже определились?

     – Да. Это будет частная галерея, The Bad Guys Gallery, а не государственный музей. Хочу чувствовать себя свободным.

P.S. Как рассказал "Сибирь. Реалиям" адвокат Василия Слонова Матвей Левант, уголовное дело по его заявлению до сих пор не возбуждено: полиция после долгих "раздумий" в этом отказала. Кроме того, было отказано и в возбуждении административного дела о нападении на одного из посетителей галереи. Сейчас адвокат подал жалобы в прокуратуру на нарушение сроков рассмотрения заявлений и на отказ в возбуждении дел. По заявлению представителей SERB на Василия Слонова дело также не возбуждено.

_____________________________

© Стврикова Юлия, Радио Свобода

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum