Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Вне рубрики
Федеральный бюджет России на 2019 год
(№19 [352] 10.12.2018)

https://2019god.net/novosti/federalnyj-byudzhet-rossii-na-2019-god

     24 ноября 2017 года Госдума приняла бюджет, зафиксировавший экономические макро и микропоказатели 2018-года и ожидаемые значения по предстоящим двум годам. Этот главный для экономики любой страны документ, по словам представителей Министерства финансов России, будет показывать более реальные цифры, чем предыдущие бюджеты России. Документу суждено было пройти через все три парламентских чтения перед тем, как его приняли. 

   Над текстом госбюджета работали, кроме Правительства страны, Налогово-бюджетный комитет, а также другие профильные комиссии.  

Доходная часть 

    Скорректированная в третьей редакции сумма доходов на текущий период составила 15,25 трлн. руб. Если сравнивать эту цифру с той, которая значилась в аналогичном документе позапрошлого года, то она выросла на 1 трлн., что позволило существенно уменьшить ожидаемый дефицит. Что касается цифр, которые намечено получить в дебетовой части госбаланса 2019 года — они составят, как считают экономисты, 15,5 трлн. руб. 

   Здесь отражена цена нефтепродуктов марки Urals на уровне 40,8 долларов/баррель, учитывая принятую ранее долгосрочную стратегию ежегодно применять к этому показателю индексацию в размере 2%. Непонятно, правда, как в эту фиксированную стоимость впишется ожидаемый спад ее после даты, когда  закончится срок действия договора с ОПЕК (конец 1-го квартала 2018-го). 

    Хотя правительство и уверяет, что до 2020-года оно учло в бюджете планомерное уменьшение получения средств от нефтепродаж. Light-сценарий событий уменьшит доходную часть на 134 млрд. руб., и то лишь через два года, а базовые ожидания минусуют по 162-164 млрд. каждый год, начиная с этого. 

    По другим статьям — в качестве займов Минфин хочет использовать реализацию евробондов по 7 млрд.руб ежегодно, начиная с текущего, и сроки их будут тридцатилетними. 

      Кроме того, не исключено, что начнется постепенный обмен старых ценных бумаг, общей стоимостью порядка 4 млрд. руб., чтобы уменьшить сумму актуального внешнего долга, а также сократить его обслуживание. По федеральным облигациям: ожидают выпуск ценных бумаг на 869 млрд. руб. сейчас и 870 млрд. руб. – в следующем году. Самый же тяжелый, однако необходимый экономике заем в 1,3 трлн. руб. решили передвинуть на 2020 год. 

         По дивидендам госкомпаний бюджет получит порядка 379 млрд. руб. в текущий период, и еще через год – около 426 млрд. руб. Очередной этап приватизации пополнит казну суммарно на 36,6 млрд. руб. за все годы (сейчас это будет 13 млрд. руб., а в следующем – 12 млрд. руб.). ВВП в этом году хотят видеть в размере 2,1%, в 2019 году – плюс 0,1% к этой цифре. И все выше приведенные показатели будет актуальными лишь, если инвестиции в основной капитал составят не менее 4,7-5,7%% ежегодно.  

Расходная часть 

         Расходная часть составила 16,52 трлн. руб., что отразится в дефиците 1,2 трлн. руб. (эквивалентно 1,3% от валового продукта). Если сравнивать этот показатель с предыдущими плановыми значениями, расходы 2018 года стали больше на 0,5 трлн. руб. По следующему за этим году эти же данные должны, по мнению правительства, составить 16,3 трлн. руб. То есть, отрицательное сальдо к  тому времени существенно уменьшится, и составит 819 млрд. руб. Приоритетными, как и прежде, будут оборонные, социальные и поддерживающие отечественную экономику направления (по 28,9%, 36,3% и 14,7%, каждая). В документ уже включили повышение до конца года МРОТ до 85% от прожиточного минимума, а со следующего, в рамках реализации долгосрочной программы по росту уровня жизни граждан, в планах вообще сравнять эти показатели. В далеком будущем хотят обеспечить и положительную разницу между этими цифрами, но, об этом пока говорить рано. Кроме того, изначально заложены в документ целевые дотации компаниям РЖД в размере 26 млрд. руб., Росгидро – одного миллиарда и ОАК – 3,5 млрд. руб. 

Новый год – новые правила 

  С этого года и охватывая 2019-й, а также все последующие периоды, планируется направлять положительную разницу от превышения стоимости продажи нефтегазового сырья от плановых в Резервный фонд, а не зачислять его непосредственно в доходную часть для покрытия текущих расходов, как это делалось ранее. Также совершенно по-иному теперь финансируется покрытие дефицита: средства для этого будут извлекаться не из упомянутого фонда. Таким образом, со следующего года планируют минимизировать привычку латать бюджетные прорехи из ФНБ. С 2021-го от нее откажутся совсем. 

Независимая критика 

    Минфин решил рискнуть и уменьшить прогноз дефицита бюджета с первоначальных пессимистичных 3,2% на фоне начавшей опять расти кривой стоимости экспортного горючего, а также общих экономических показателей, которые, по субъективному мнению Правительства, готовы продемонстрировать свое восстановление на практически докризисный уровень. 

     Как сказал Антон Силуанов, к 2019 году экономика и вовсе станет бездефицитной. Причем основания тому дало не только наблюдаемое сейчас превышение заложенной цены нефти, но и начало реализации новой политики приватизации, которая коснется очень многих крупных функционеров рынка с госкапиталом. 

       Еще одним шагом Правительства, направленным на реализацию его оптимистичных прогнозов, может стать в текущем и следующем году так называемый «налоговый маневр». То есть повысят НДС и сделают меньшими перечисления в ПФ. Стоит отметить, что в фундаменте этого действия эффект плацебо, ведь это банальное перераспределение средств между ведомствами. 

       Скорее всего, НДС вырастет с 18 до 22%, а отчисления в ПФ уменьшаться до 22%. Как это отразится на экономике реальных предприятий и налогоплательщиках – судите сами. И здесь совершенно непонятно, почему этот шаг ведомство Силуанова называет «полезным». Может, для экономики в целом это и будет хорошо, но простым людям и предпринимателям стоит готовиться, к росту цен и потере рентабельности. 

Риски 

      В качестве главного риска для бездефицитности бюджета, критики упоминают пресловутые колебания нефтяного рынка, ведь страна как была от них чрезвычайно зависимой, так такой и осталась. 

      Также не исключено, что госкомпании, в виду сложной ситуации на рынке и кризиса в России, не смогут выполнить в полном объеме свои обязательства перед государством. 

      Стоит отметить, что внешнеполитические проблемы, которые в последнее время имеют тенденцию лишь усугубляться, найдут свое прямое отражение в экономике, так как повлияют на позиции страны на мировом рынке и ее соответствующие шансы на инвестирование, а также финансовую поддержку извне.

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum