Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
COVID-19 в зеркале российских медиа: ненаучные заметки [20.03]
(№3 [371] 01.03.2020)
Автор: Ирина Суховеева
Ирина Суховеева

Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кому из нас в последние дни не приходили подобные «открытки»? 

Или видеоролики? От безобидных с ностальгией по мультяшному детству до остросаркастических, но ведь из легендарных мультфильмов слов из песни не выкинешь, правда? Вот, например:

https://www.youtube.com/watch?v=QaPEI680Z7M

*

Я соглашусь, что начало для публикации в научно-культурологическом журнале, наверное, не самое-то и научное. Но реальность такова, что современный человек живет в огромном мире разнообразных медиа. И ситуация с распространением коронавируса уже напоминает психологический эксперимент над человечеством. Люди во всем мире оказались перед лицом новой инфекции. Хотя посмотрите – буквально за три месяца ее распространения с медицинской точки зрения уже известно достаточно: пути заражения, способы диагностики, симптомы и методы лечения, группа риска и отдельные протоколы действий при осложнениях, меры профилактики и т.д. Безусловно, так и должно быть в двадцать первом веке. К тому и стремился человек в своих научных познаниях, чтобы перед лицом угроз быстро находить верные решения. Но этот же век стремительного развития технологий принес нам и новые технологии конструирования страхов в информационном пространстве. Ответьте честно, друзья, читая эту заметку: вы боитесь, что коронавирус придет в вашу семью? Как быстро изменилось состояние от полного недоверия к звучащей информации и даже подшучивания до уверенного похода в магазин за лишней пачкой гречки и переносом дополнительных занятий у детей на более поздний период? И эта скорость принятия решений в большей степени зависит сегодня исключительно от того, как с нашим сознанием работают современные медиа.

На мой взгляд, в российском сегменте СМИ сегодня вокруг коронавируса сложилась воистину «болезненная» картина. При всех известных аспектах психологии массовой коммуникации в условиях пандемии COVID – 19 под видом оперативного информирования конструируются массовые страхи. Я сознательно опускаю все экономические и политические интересы (в России и в мире), для которых коронавирус стал удобным инструментом для передела сфер влияния, их в ближайшее время еще проанализируют. Я попробую представить сценарий информационного сопровождения COVID–19 в федеральных медиа в ближайшей перспективе.

Информационно и политически здесь представляется несколько циклов: 

1. Формирование информационной волны «Новая угроза человечеству» (с декабря 2019 г.) Период распространения информации о новом и невиданном враге, появившемся в иностранном государстве и угрожающем всему миру. (Уже пройден)

2. Экспозиция «Враг у ворот». Время информационного сопровождения с акцентом на представление данных о ситуации во всех странах с распространением вируса, обращение внимания на неутешительные последствия, а также отсылки к неэффективности мер  в отдельных странах в вопросе обеспечения защиты населения, беспечности и т.п. (Январь – февраль 2020 г.)

3. Перипетии «Всё на борьбу с COVID - 19». Подробное информирование о предпринимаемых в России мерах защиты населения: закрытие границ и любых видов сообщения со странами с наиболее неблагополучной обстановкой, перевод системы здравоохранения на новые условия работы,  введение карантина, принятие целого ряда решений для социальной защиты населения всеми министерствами и ведомствами и т.п. (Март 2020 г.)

4. Особое внимание к первенству в отдельных аспектах противодействия распространению вируса с условным названием "МЫ ЛУЧШИЕ". Например, представление тестов экспресс-диагностики коронавируса, налаживание масштабного производства и передача необходимого количества в регионы, разворачивание координационных центров мониторинга ситуации и помощи населению (регулярное информирование об их деятельности). То есть, максимальное внимание к масштабу принимаемых мер вкупе с подтверждением цифрами всплеска регистрируемых случаев. На момент написания заметки, 19 марта, появилась информация о полной расшифровке генома COVID-19 российскими учеными, а также новых мерах в отношении иностранных граждан, находящихся в России. Политика акцентирования внимания на превосходстве отечественных мер продолжится и далее, большая часть сообщений будет носить сравнительный характер «они-мы»  (Середина марта – апрель 2020) 

5. Демонстрация результатов коллективных усилий в критических условиях. Смещение акцентов информационного сопровождения на слаженную работу различных министерств и ведомств, общественных сил, что дало положительный результат в создании преград стремительному распространению вируса. На первом этапе это, возможно, переброска дополнительных сил в систему здравоохранения со стороны медиков от МЧС или временное перепрофилирование отдельных лечебных учреждений, активное участие вузов в вопросах предоставления своих площадок и технических возможностей для реализации отдельных мер, а также государственно-частное партнёрство в вопросах медицинской помощи. На втором этапе продолжение информационной компании профилактики с использованием образа детей, знающих уже о коронавирусе и его профилактике всё, а также счастливые истории выздоровления пожилых людей из уст их семей и т.п.. С учётом опыта распространения вируса в других странах начнется примерно дней через 10.  (Конец марта – середина апреля 2020 г.)

6. Переход в спокойную информационную волну "Всё под контролем". К этому моменту уже будет пройден пиковый этап распространения вируса в Европе и других странах, сообщение между странами начнет возобновляться, а в России в плановом порядке приближается народное голосование за принятие поправок в Конституцию, намеченное на 22 апреля. В зависимости от ситуации наиболее возможными представляются 2 варианта развития событий: 

1) Прекращение ограничительных мер (восстановление учебного процесса в вузах и школах, возможность проведения массовых мероприятий и т.п.) В этом случае будет реализован традиционный сценарий голосования с информационной поддержкой про все предпринимаемые меры безопасности.

2) Использование практики оnline-голосования, сопровождающаяся широкой информационной кампанией. Варианты возможны различные: посредством портала оказания государственных услуг, при помощи голосования на специально созданном сайте или телефонным звонком на выделенные линии по аналогии с подготовкой проекта «Прямая линия с Президентом России».

То есть, вероятнее всего, ситуация с распространением коронавируса будет выгодно использована в политических целях для беспрепятственного принятия изменений в главный документ страны. А в силу действия ограничительных мер на проведение всех массовых мероприятий априори пресекаются возможные протесты или акции оппозиционно настроенных сил. 

(начиная примерно с 10 апреля 2020 г. и до конца месяца с учетом подведения итогов)

7. Кульминация, подтверждающая эффективность принятых мер «Великая Победа». В этом году наша страна празднует 75-годовщину в Великой Отечественной войне.  Это уже последний столь яркий юбилей, когда живы участники войны и столь мало осталось тех, кто лично может принимать участие в мероприятиях. Сегодня сложно точно спрогнозировать, какое именно решение будет принято в свете событий, но очевидно, что отменить такое грандиозное историческое событие невозможно. Скорее всего, мы станем свидетелями неожиданного поворота сценария.  Будет ли это грандиозная трансляция парада исключительно с участием главнокомандующего и обыгрывание подобного решения драматургически или некое дистанционное объединение всех регионов страны в едином телепроекте в прямом эфире или при помощи других возможностей современной коммуникации – покажет время. Но отказа от столь важного исторического торжества однозначно не будет. (9 мая 2020 года)

8. Финальные аккорды «Всем спасибо!». Плавное сворачивание информационной кампании «угрозы» к кампании «профессиональной благодарности» всем в условиях чрезвычайной ситуации. Приоритет в благодарности людям, которые несли службу, общественным организациям, оказывающим помощь, гражданам, проявившим ответственность, спокойствие и терпение…Обращение к особенностям русского менталитета, способности объединяться перед лицом угрозы, ответственности и заботы о близких людях, а также про слаженные действия чиновников, сопровождающиеся отчетами об эффективном расходовании выделенных материальных средств. 

Этот период будет означать переход в новую стадию профессионального владения ситуацией и демонстрацию готовности помогать другим странам.  (После 9 мая 2020 года и еще примерно месяц) 

Далее информационная кампания сопровождения COVID-19 cвернется, но  продолжится периодическое возвращение к теме в рамках отдельных сообщений. 

Конечно, предложенный сценарий – это всего лишь прогноз, сделанный на основе наблюдений. Сбудется ли – действительно покажет время, но уже сейчас хочется обратить внимание на серьезные проблемы в информационной политике федеральных СМИ с отражением ситуации. Сегодня с ними еще можно работать, чтобы минимизировать обостренное чувство восприятия информации, чувство недоверия, формируемое у населения. Это сводится к трем основным проблемам:

  1. Построение информационного оповещения на основе «сравнительного превосходства». Акцентирование внимания на серьезных проблемах в других странах, демонстрация негативных проявлений человеческой природы опять же за границей, указание на ошибки или просчеты в принятии мер, политическая ирония и т.п. в сочетании с огромным потоком сообщений о государственных решениях в вопросах противостояния распространению вируса в России исключительно в ключе эффективности государственного аппарата. Подобная тактика только укрепляет аудиторию в мысли об использовании ситуации с коронавирусом для решения задач экономического и политического характера.
  2. Недостаточность или сокрытие экспертной информации является следствием первого пункта. В качестве «людей у микрофона» выступают чиновники или отдельные специалисты из системы здравоохранения. В информационном пространстве практически отсутствуют известные и авторитетные эксперты, которые на протяжении всего периода развития ситуации вели бы регулярное информационное сопровождение, лишенное политики. По сути, давая ответы на самые элементарные вопросы встревоженных людей. Созданные горячие линии с обученными операторами не решают этой задачи. Как следствие – снова сомнения аудитории, нарастание ажиотажа, распространение фейков. Между тем, можно обратить внимание на резко возросшую популярность известного украинского педиатра Евгения Комаровского. Как вы думаете, сколько посетителей собирали его публикации в Instagram до декабря 2019 года? От 20 тысяч до 300 тысяч просмотров в зависимости от темы. А выпуски-обзоры ситуации с COVID-19? Очень подробные обзоры 10 и 16 марта 2020 года за несколько часов посмотрело свыше 2 миллионов человек, а столько же последние на момент написания заметки его последующие выпуски с ответами на вопросы. Будучи инфекционистом, Комаровский взял на себя роль не только врача-информатора, но еще и медианалитика, простым и понятным аудитории языком проясняющего ситуацию. Остается только сказать ему «браво» в укреплении собственного бренда и спасибо от имени миллионов зрителей, которые смогли найти ответы на свои вопросы. Почему же в нашем пространстве на быстро созданном сайте с постоянно обновляющейся информацией о коронавирусе было не ввести авторитетного живого человека для общения с аудиторией? 
  3. Отсутствие гибкости в программной политике в условиях распространения коронавируса. Так сложилось, что ситуация с коронавирусом совпала с новым витком в политической истории нашей страны. И в настоящее время зритель оказывается в условиях «переживания разных реальностей». Пожалуй, самый яркий пример – трансляция проекта ТАСС «20 вопросов Владимиру Путину». Действительно, впервые мы видим столь продолжительный по времени проект-интервью с президентом России. Но, как и должно быть, подобный проект – это большой труд производственной группы и продолжительные сроки жизненного цикла проекта от начала до его завершения. И если во время старта проекта и его первых выпусков (а они транслируются не только на площадках самого ТАСС, но и в эфире федеральных телеканалов) ситуация с коронавирусом еще не была так обострена, а в нашей стране еще не принимались столь масштабные меры, то сегодня параллельное освещение темы COVID-19 и трансляция заблаговременно записанных интервью производит обратный эффект. Так, 18 марта 2020 года в эфире «Первого канала» после новостей о коронавирусе показывали фрагмент интервью с главой государства, где речь шла о важной цели – повышении доходности населения. Владимир Путин сообщил: «нужно решать все-таки очень важную задачу – повышение реальных доходов граждан». В его ответах шла информация и о средствах Фонда национального благосостояния, и о так называемом «среднем классе» в России и том, что сегодня у государства есть все возможности для этого. Между тем, в день трансляции этого интервью курс доллара превысил отметку в 80 рублей. (80 рублей 87 коп.). По последним опубликованным данным Росстата средняя заработная плата в Ростовской области 32 107 рублей. Несложно посчитать, что средняя заработная плата жителя нашего региона менее 400 долларов в месяц, а МРОТ (которому соответствуют оклады у достаточно широкого круга специалистов) – едва достигает 150 долларов в месяц. Наверное, все же стоит корректировать программную политику вещания или публикации в официальных аккаунтах с учетом текущей ситуации.

Вот так незаметно короткие заметки превратились в «полотно» мыслей. Нам еще предстоит полноценный анализ ситуации, а пока снова предлагаю улыбнуться проявлению творчества наших людей. Пока с чувством юмора у нас хорошо, никакой COVID-19 не страшен! Берегите себя и близких, будьте здоровы!

___________________

© Суховеева Ирина Акимовна


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum