Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Масштабы катастрофы на Таймыре пытаются замалчивать. Заявление СМИ, входящи...
Заявление СМИ, входящих в «Синдикат-100» о воспрепятствовании законной деятельно...
№07
(375)
01.07.2020
Творчество
Самоизоляция как путь к творчеству [10.06]
(№6 [374] 01.06.2020)
Автор: Наталья Музафарова
Наталья  Музафарова

Тошнит от новостей про самоизоляцию. Хорошо, что круг общения тесен настолько, что мои собеседники с утра Набоков с Добужинским. И о, да, моя дорогая Галина Пушкина!

Когда вижу бегущей строкой тэги "оставайтесь дома" – нечем дышать, такой банальщины еще не было! Хочется в кафешечку. В библиотеку.

Самоизолироваться дома – да не вопрос, но когда тебя начинают учить, как вырезать из бумаги, лепить из пластилина, хочется заорать во все горло: вы думаете, с детьми можно скучать?

Вы серьезно так думаете?

Да у меня столько увлечений, что я могу сутками не вылезать из квартиры! Я могу лабораторию сделать по приготовлению пиццы. Мы будем пятна ставить, а потом их выводить. Ставить спектакли. Разучивать мюзиклы. 

У каждой нештатной ситуации есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Нынешняя история с пандемией – вовсе не исключение. 

И всё же об отрицательных. Мою творческую подругу уволили из школы искусств. Потому что не вписывалась в привычные зашоренные рамки. Мы, собственно, на хозрасчете и познакомились. Представьте себе ее экзотические уроки, где открываешь себе цветущую сакуру в японском дворике, сагу об ирисах, все легенды, связанные с Волгой, великой русской рекой. После года учебы ИЗО на хозрасчете у меня появилась родительская уверенность, что мой ребенок –гений. У девчонки было несколько грамот за успешные выставки. С каждого урока она приносила шедевральные рисунки, ими оклеена была вся детская. И вот теперь этот преподаватель ИЗО, которая своим хозрасчетом зарабатывала деньги для всей школы искусств, попусту уволена. К слову, зарплата у нее некоммерческая была, несмотря на платный проект. 

Разницу мы почувствовали в школе искусств, когда год проучились на обычном отделении. Ни одной выставки. Ни одного рисунка, пришпиленного дома на стене. Напрочь отбитое желание рисовать. Со школой искусств теперь мы расстались навсегда. Особенно, как отпала возможность снова вернуться на хозрасчет.

Впрочем, я о Пушкиной, и о том, что на самоизоляции она не грустит. 

Вообще-то сейчас у многих горожан, ранее не стремившихся посещать концерты, спектакли и выставки, в условиях свободного времени появилась неплохая возможность оценить, чем же занимаются учреждения культуры.

Лучшие театры мира выкладывают в Интернет свои спектакли, так что можно побывать и в Большом, и в БДТ, и в «Метрополитен-опера», и много где еще совершенно бесплатно. Хочешь побродить по залам Прадо или Британского музея? Вперед. Самолеты не летают, поезда не идут, а ты смотри себе, сидя на диване, картины Эль Греко или изучай древности, собранные знаменитыми археологами, сколько твоей душеньке угодно, слушай профессоров – словом, все пути к прекрасному открыты, как никогда.

Мастер-классы в условиях самоизоляции научилась делать и моя уволенная подруга. Заряжая всех своих знакомых детей, а также их родителей новыми своими работами. 

Просто диву даешься, сколько всего интересного у нее в творческой лаборатории: здесь и идея, как с помощью ландшафтного дизайна преобразить жизнь маленькой комнаты, здесь поделочные работы, способные увлечь даже нерадивых учеников. За повседневной суетой мы этого обычно не замечаем, а тут вдруг представилась такая прекрасная возможность –освоить плетение из бумаги, к примеру. Или освоить палитру красок, расписав скучную унылую стену в «нескучный сад».

Мне кажется, нормальный человек всегда знает, чем себя занять. А человек, склонный к творчеству, – и подавно. Для моей подруги самоизоляция с последующим увольнением ввиду потери «коммерческого проекта» школы искусств, оказалась великим благом. Все ее ученики остались онлайн вместе со своим учителем. И каждый день вдохновляют ее. А она - их.

Если уж на то пошло, то художник вообще склонен к самоизоляции. Что ему в этой жизни надо? Материалы, вдохновение и немного еды. А если он чем-то увлечен, то про еду может и забыть. Главное – вдохновение!

Для человека, привыкшего к активному образу жизни, самоизоляция, вынужденная мера, так сказать, – вовсе не причина петь заупокойную песню, оставшись без работы, это как пауза на бегу. Мозг уже фонтанирует новыми идеями.

И уж точно он не станет страдать и изнывать от пустоты бытия. И предположение, что «вы не знаете, чем заняться...» такого человека чаще всего раздражает.

Получается, что пропаганда здорового образа жизни во время пандемии рассчитана на бездельников, которые никогда ничем интересным не занимались и даже не знают, что оно, интересное, в этой жизни есть.

А может, стоит поменять вектор? На что-нибудь вроде «у вас появилось свободное время и у вас есть новые возможности, а мы предлагаем идеи, которые могут показаться интересными», а дальше – всё то же самое. Шьем игрушки или делаем их из подручных материалов, плетем корзины и мебель, осваиваем флористику и художественную соломку, плетем кружево, ибо видов творчества – столько же, сколько народов на Земле! 

Делаем украшения из всего, что есть в шкатулке, режем по дереву, собираем мебель и осваиваем азы ландшафтного дизайна. Или думаем, как создать идеальные условия для тропических деревьев в Сюрье или Старом Калище. Проводим фестиваль арт-обьектов на площади в полтора метра, конкурс вокалистов, гитаристов, как кому угодно – словом, делаем все, о чем много лет мечтали, но на что вечно не хватало времени.

Между прочим, у моей подруги есть многолетний опыт переводить виртуальные идеи в реальные. 

Мы не бездельники. Мы знаем, чем себя занять, когда представляется возможность не метаться между работой, школой и домом. У нас – несколько сотен сообществ в социальных сетях. И, когда превращение землян в соляриан (помните Айзека Азимова?), наконец, закончится, мы вполне можем рассказать друг другу – а вот чему я научился за этот месяц. И может получиться выставка куда круче, чем те, что были «до того, как мир стал другим».

__________________________

© Музафарова Наталья  Владимировна

Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Не осознают себя и не понимают мира вокруг
Известный экономист и финансист о своей жизненной позиции – с критикой людей, осуждающих либерально мыслящих п...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum