Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Посткоронавирусный социальный синдром: регулируемый капитализм и кризис дем...
В статье изложены представления автора о том, какими будут социально-экономическ...
№06
(374)
23.05.2020
Культура
Красота – это не только комфорт
(№17 [119] 01.11.2005)
Автор: Владимир Тулупов
Владимир Тулупов
Визуализация СМИ как факт и необходимость

Запомнил одну публикацию в «Комсомольской правде», рассказывавшую о вынужденной посадке пассажирского авиалайнера, принадлежащего провинциальной частной компании. Она состояла из корреспонденции объемом в сто пятьдесят петитных строк, кратких комментариев официальных лиц, заметки об аналогичных случаях за рубежом, блиц-интервью с фотопортретами летчиками и пассажирами, информационной графики. Средства ориентирования читателя включали, помимо снимков и схемы аварии, вынос в тексте и развитый заголовочный комплекс («шапку», подзаголовок, лид, набранный титульным шрифтом). По сути, собственно текст занял меньше пятидесяти процентов площади газетной полосы. При этом мне как читателю запомнилось главное:

- в России немало частных авиакомпаний, организующих полеты на иностранных самолетах, нередко выработавших свой ресурс;

- в стране отсутствует развитая инфраструктура, обеспечивающая своевременный и качественный ремонт таких самолетов;

- у нас разрушена система повышения профессиональной квалификации и переучивания пилотов для получения допуска к полетам на самолетах другой модификации (с выдачей дипломов или сертификатов государственного образца).

Такая подача материала, обычная для массовой газеты, постепенно приживается и в качественной прессе, т.е. общественно-политические, общественно-правовые издания также не избежали тенденции, именуемой визуализацией СМИ. Например, почти каждая публикация «Известий» сопровождается основным заголовком, подзаголовком (или надзаголовком), лидом, набранным полужирным шрифтом на широкий формат (при этом авторская подпись, ограненная линейками, также выносится вверх).

Дизайнеры «Известий» всегда оперативно реагировали на прогрессивные тенденции оформления. И в 60-е, и в 70-е годы прошлого века «Известия» были законодателями мод в газетном дизайне: от многогарнитурности они сначала пришли к малогарнитурному подходу при выборе заголовочных и текстовых шрифтов, аскетичному, но функциональному внешнему виду. С приходом компьютерной технологии известинцы продолжили совершенствовать композиционно-графическую модель своего издания. Особо внимание оформители стали уделять навигации, унифицировав систему подачи материалов определенной тематики, элементов заголовочного комплекса, введя в качестве обязательно элемента суперрубрику на каждой полосе, оставив лишь один вид линейки – светлую однопунктовая (в том числе и для окантовки фотографий, подчеркивания авторских подписей). В начале нового тысячелетия «Известия» еще раз поменяла облик в поиске оптимальной модели. Увеличение объема газеты потребовало сделать первую полосу еще более анонсной (к тому же на первой полосе располагается несколько наиболее актуальных, интересных публикаций, продолжение которых находится на внутренних страницах). Переход на пятиколоночную верстку (и это при формате А2!) сопроводился увеличением кегля основного текстового шрифта. Сохранились и генеральные рубрики, которые стали оформляться еще более броско. Активно используются «журнальные» приемы, например, рубрики к отдельным публикациям располагаются вертикально на отдельной узкой колонке. Газета стала более иллюстрированной, особенно много фотографий, рисунков, инфографики в пятничном номере (три номера в одном – в региональных выпусках). Привлекательно смотрятся цветные выпуски, которые пока распространяются лишь в столице (1).

Неслучайно по итогам открытого российского конкурса «газетный дизайн-2004» в главной номинации – «Лучший газетный дизайн» – золотая медаль была присуждена именно «Известиям». Авторитетнейшее международное жюри, в которое входят знаменитые газетчики – немец Дерк Мербах (арт-директор газеты «Die Zeit»), англичанин Терри Уотсон (исполнительный редактор газеты «Swcotsman») и испанец Хавьер Эрреа (арт-директор газеты «Heraldo de Aragon», – высоко оценило работу арт-дирекции «Известий»: Андрея Шелютто (арт-директор), Наталии Шендрик, Антона Федорова и Михаила Шишлянникова. В конкурсе участвовало около 100 газет из России, Украины, Белоруссии и Латвии, приславших более тысячи работ.

«Советский спорт. Футбол» получил бронзу в номинации «Лучший газетный дизайн», «Комсомольская правда» – бронзу в номинации «Лучший информационный пакет».

Интересно, что по дизайну иные газеты начинают быть похожими на журналы. Последние всегда отличались прежде всего наличием переплета или же – и это чаще всего – мягкой обложки, своеобразной крышки издания (декоративной или шрифтовой, рисованной или наборной), защищающей блок от загрязнения и разрушения. На первой странице обложки всегда размещался логотип, а теперь и анонсы, и иллюстрации, на второй, третьей, четвертой – самая дорогая реклама.

В связи с тем, что объемы газет в последнее время заметно увеличились, немало стало еженедельников, как бы занимающих промежуточное место между ежедневной газетой и еженедельным журналом, многие «журнальные» приемы дизайна стали активно перениматься газетчиками. Первые полосы многих газет, особенно тех, что используют формат А 3, сегодня по сути – «обложки» (крупные фотографии, развернутая анонсная часть, «шапки» и др.). В больших по объему газетах можно встретить и постоянный для журнала элемент – оглавление («контент»). Дизайн оглавления, как и обложки, разрабатывается на целый год, является одним из важнейших элементов фирменного стиля. Газеты задействовали и поля, на которых размещаются колонцифры, рубрики, анонсы, подписи к снимкам – эта форма подачи называется маргиналиями, пришедшими из искусства книги (текстовая рубрикация, подписи к снимкам, примечания, вынесенные за формат полосы). Все больше газет становятся многоцветными, и журнальный опыт использования цвета в заголовочных комплексах, разделительных средствах, иллюстрациях просто незаменим.

«Мощное вторжение новых информационных технологий обогатило изобразительные и выразительные средства и возможности журналистики, массовой и межличностной коммуникации. Гипертекст революционизировал представление о структуре печатных текстов, а инфографики и цвет оживили и расширили графическую составляющую текста. Сосуществование на телевизионном экране нескольких параллельных кадров придает необычный динамизм и разносторонность взгляду на сегодняшний мир, делая его не только стереоскопичным, но и преодолевающим пространство и время. Сочетание стереофонии и музыкального контекста в виде как отдельных фраз, так и цельных пассажей открывает новые возможности в радиовещании» (2). Таким образом, дизайн все более становится функциональным и универсальным (конвергенционным). А что происходит с эстетической составляющей? Является ли при этом печатный дизайн еще и «красивым»? Каковы эстетические критерии газетно-журнального фирменного стиля?

В одном из номеров журнала «Огонек», за последнее время, как минимум, дважды резко поменявшем индивидуальный облик, заглавная тема была обозначена именно так: «Гармония. Как устроена красота?».

Корреспонденты М. Куликова и А. Торгашев, обратившись за ответом к биологам, выяснили, что люди постоянно сканируют окружающее пространство при помощи саккад – быстрых непроизвольных движений глаз. Саккады определяют всю психическую деятельность людей и обусловлены ничем иным, как красотой окружающего пространства.

«Если деталей мало, глаз страдает. Он проскальзывает, тщетно пытаясь зацепиться за отсутствующие выпуклости визуальной среды. <…> Если после очередной саккады глаз не находит новых деталей, в мозг не поступает своевременный сигнал. Психика, оснащенная ненормально функционирующим глазом, узнает, что такое стресс и угнетенность. И психическая деятельность человека становится вялой, скучной и несчастной. А все из-за отсутствия красоты» (3).

Вот почему так важны индивидуализированные композиционно-графические модели печатных изданий. Вот почему, несмотря на наличие стандарт-макетов, так важно постоянно вносить элементы импровизационных решений в графический план каждой полосы, каждого номера газеты или журнала. При этом следует помнить, что разнородность – лишь одно из условий благоприятной деятельности глаз, а саккады – только первый, самый низкий уровень отбора красивого.

Философ Сергей Дзикевич считает, что иррациональная составляющая свидетельствует о некой высшей предустановленной гармонии мира, не зависящей от человека, но человеком открываемой. Критериев же нет. Что касается золотого сечения, то это просто некоторые формальные признаки красоты, и весьма относительные. «Есть еще единство формы, известная мера. Как говорил Аристотель – не слишком большое, не слишком малое. Пропорция, цвет, свет. Но эти критерии почти ничего не значат. Сочетания цветов, которые в европейском искусстве считаются вопиющим нарушением законов гармонии (красный с синим, например), в искусстве мексиканских индейцев – верх совершенства».

Итак, биологи уверены, что когда глазу скучно, слабеют внимание, память и мышление. Важный вывод. Как и тот, что восприятие нельзя сводить только к физиологической реакции – на него влияют память, личные вкусы, желание нового, экономические потребности… Предпочтения человека могут меняться по мере его социального «созревания» – когда человек начинает мыслить самостоятельно, он многое оценивает критически.

Современный дизайнер-профессионал, призванный при помощи специфических средств донести до читателя актуальное содержание разнообразных публицистических текстов, на практике реализует лозунг: «Красота – это ведь не только комфорт, но и повышение результативности мышления».

Когда уже был написан этот текст, почта принесла бандероль с книгой «Газетный дизайн-2003» и письмом-приглашением принять участие во Второй ежегодной конференции «Газетный дизайн», в рамках которой пройдут лекции, семинары и мастер-классы ведущих российских и зарубежных экспертов в области газетного дизайна, а также презентации и интерактивные тренинги. В рамках конференции и состоится награждение победителей конкурса «Газетный дизайн-2004».

Дизайн – это эффективное оформление

Выход каталога работ победителей Первого Всероссийского конкурса «Газетный дизайн-2003» – архиважное событие не только для тех, кто непосредственно занимается оформлением и производством газет, но и для всей российской журналистики: ведь, как справедливо заметил председатель оргкомитета конкурса, представитель Всемирного общества газетного дизайна (SND) в России Д. Сурнин в своем обращении к читателю, «…за последние двадцать лет газеты обеих Америк и Европы серьезно пересмотрели отношение к дизайну. Радикально изменился не только их внешний вид, но и само понимание роли дизайнера в процессе производства газетного продукта» (4). Взаимосвязь содержания и формы в периодическом издании усиливается, роль визуальной информации заметно повышается, что объясняется технологическими, конкурентными, эстетическими, технологическими, рекламными и др. формообразующими факторами. Изменился и читатель, и способ восприятия им информации…

Конкурс проводился по следующим номинациям: «Лучший газетный дизайн», «Лучшее индивидуальное портфолио», «Лучшая первая полоса», «Лучший информационный пакет», «Лучшее использование документальных фотографий», «Лучшее использование недокументальных иллюстраций», «Лучшее использование инфографики». В книге приведены критерии оценки, применявшиеся судьями, среди которых, кроме Дмитрия Сурнина, были: всемирно известный консультант, преподаватель, автор многих книг по газетному дизайну, в прошлом сам журналист и газетный дизайнер Марио Гарсиа (США, «Garsia Media Group»); дизайнер, преподаватель и газетный консультант Джефф Магнесс (США); преподаватель, консультант, дизайнер газеты «Sundsvalls Tidning» (Швеция); дизайн-директор ИД «Коммерсантъ» Анатолий Гусев (Россия); специалист по дизайну, газетный консультант Алексей Коньков (Россия, «Айрекс-Медиа»).

Итак, на что же обращали внимание судьи, анализируя дизайн более 2000 работ, представленных 129 изданиями? Критерии оценки, обнародованные оргкомитетом, по сути, представляют собой принципы печатного дизайна, реализация которых и дает эффективное оформление (5):

«Соответствие формы и содержания. Оформление газеты соответствует содержанию, помогает донести и объяснить информацию. Все элементы (материалы, фото, заголовки) работают слаженно и не выглядят случайными.

Уважение к читателю. Устройство газеты свидетельствует о том, что она уважает читателя и его время. В газете удобная навигация, в ней легко найти нужную информацию. Газета не позволяет себе небрежности в деталях.

Организованность полос. Полосы и развороты имеют ясную структуру, выстроенную иерархию элементов. Пропорции соблюдены, все чаще структуры работают в гармонии.

Стиль. У газеты есть узнаваемый стиль, свое лицо, и это лицо привлекательно. Газету приятно взять в руки. Все элементы продуманы и используются системно.

Аутентичность. Газеты передает дух места, где она издается, и отражает образ людей, которые ее читают.

Новаторство. Редакторы, дизайнеры не боятся пробовать новое, ищут необычные повороты тем, придумывают новые способы их подачи.

Эффективность заголовков. Заголовочные комплексы функциональны, они привлекают читателя, информируют его, хорошо сочетаются с иллюстрациями.

Иллюстрированность. В газете хватает иллюстраций, и эти иллюстрации действительно помогают привлечь читателя, удержать его внимание, понять содержание материала, сообщить дополнительную информацию. Иллюстрации уместны, хорошо отредактированы. Газета не злоупотребляет постановочными, архивными снимками и коллажами. Дизайн бережно относится к фотографиям и их содержанию. Документальные снимки сопровождаются подписями, которые информативны и помогают читателю лучше понять происходящее на снимке и в материале.

Разумное использование цвета. Если газета использует цвет, то она использует его ровно столько, сколько нужно. Используемые цвета хорошо сочетаются, и в их использовании видна системность.

Удобочитаемость и шрифтовая политика. Любой текст в газете легко читается, шрифт разборчив и не утомляет глаз. Потоки чтения не нарушаются без особой надобности. Газета не злоупотребляет обтеканиями. Шрифты используется системно, в разумных количествах и хорошо сочетаются между собой» (6).

Лишь девятнадцать работ получили разные награды: золотую медаль (присуждалась идеальной или очень близкой к идеалу работе, в которой отсутствовали заметные недостатки – медаль высшего достоинства судьи могли присвоить только единогласно); серебряные медали (присваивались работам, близким к идеалу, но имеющим незначительные недостатки – за серебряного призера должны были проголосовать минимум две трети судей); знаки отличия (присваивались хорошим работам, явно выше среднего – за награду должно было проголосовать простое большинство судей); специальную награду судей (шанс для жюри отметить что-то такое, что иначе осталось бы незамеченным в формате данного конкурса).

Художник Михаил Златковский завоевал золотую медаль за серию карикатур, опубликованных в «Новых известиях». Среди вторых призеров – «Советский спорт» (Москва) – в двух номинациях, «Премьер» (Вологда), «Седьмая столица» (Ростов-на-Дону), «Томская неделя» (Томск). Третьими стали «Итоги 74» (Челябинск), «Мой район» (Санкт-Петербург) – в двух номинациях, «Свободный курс» (Барнаул). Знаками отличия и специальными призами отмечены «Новая неделя» (Пермь), «Премьер» (Вологда) – в четырех номинациях, «Парма Новости» (Кудымкар), «Невское время» (Санкт-Петербург), «Новые известия» (Москва), «Акция» (Москва).

В книге каждая номинация представляет собой отдельный раздел, начинающийся с комментария жюри. Например, в разделе «Лучший газетный дизайн» читаем: «Хороший газетный дизайн интересен и разнообразен. Недостаточно иметь модульную сетку, удачно подобранные шрифты, отработанную схему расположения материалов – нужно стремиться к тому, чтобы конкретные воплощения этой схемы содержали в себе элементы сюрприза: фото необычного формата, интересная инфографика, неожиданный заголовок или что-то другое; нужно стараться каждый раз выбирать ту форму подачи, которая наиболее эффективно, интересно и привлекательно позволяла бы донести информацию» (7). В разделе «Лучшая первая полоса»: «Первая полоса – лицо издания… Хорошая первая полоса драматична… Хорошая первая полоса информативна… Хорошая первая полоса функциональна…» (8). В разделе «Лучшее использование документальных фотографий»: «Репортажно-документальное фото – журналистский материал и во многом должно соответствовать тем же критериям, которые мы используем для оценки качества журналистских текстов. Снимок должен быть информативен, интересен, нагляден, этичен, в нем должна быть история, драма, сюжет, наконец он должен «хорошо читаться». Как и обычный журналистский текст, фотография должна быть хорошо отредактирована» (9).

Все работы, включенные в каталог, также содержат комментарий – цитаты из отзывов судей.

Замечательно, что книгу завершает раздел «Статьи, мнения, комментарии», который содержит впечатления Марио Гарсиа от внешнего вида российских изданий («Детство визуальной журналистики»), общие отзывы судей по итогам конкурса («Советы посторонних»), итоговую статью Дмитрия Сурнина («На просторах российского газетного дизайна»), размышления специалиста в области инфографики, директора компании «Mediaccion Consultores» Хавьера Эрреа («Что будет с инфографикой после войны в Ираке») и, наконец, авторскую классификацию гэгов (трюков, фокусов) в карикатуре Михаила Златковского («Немного цирка в газете»).

В общем, содержание книги тщательно продумано, и может стать наглядным пособием для каждого газетного дизайнера. В ней в сжатом виде представлены ведущие тенденции в оформлении газет, есть масса полезных практических рекомендаций, опирающихся на теорию современного пресс-дизайна. Книга великолепна оформлена (макет и верстка одних из победителей конкурса Юрия Токарева и Натальи Хохловой, соответственно арт-директора и дизайнера «Советского спорта»).

Единственное, что хотелось бы пожелать жюри – обратить внимание на местные газеты, выходящие таблоидным форматом на четырех полосах два-три раза в неделю. Они, вынужденные обязательно размещать официальную информацию как областного, так и городского, районного масштаба, размещать телевизионную программу, модульную и рубричную рекламу, испытывают особые трудности. Тем не менее, местные газеты – самый массовый отряд российских газет (нередко и самый востребованный в провинции). Ответственные секретари, верстальщики и хотели бы отдать дань визуализации как одной из основных тенденций современного дизайна, да по перечисленным выше и другим объективным причинах не в состоянии это сделать…


Литература:

1. См.: Скоробогатько В. «Известия»: как форма бодалась с одержанием // Журналист, 2004, № 11, с. 82-84.
2. Засурский Я.Н. Дизайн, конвергенция и демассификация журналистики, Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, 2004, № 4, с.3.
3. Куликова М., Торгашев А. Формула красоты, с. 14-17. «Огонек», 2005, № 27, с. 14-17.
4. Газетный дизайн-2003. Всероссийский конкурс / Под ред. Д.А. Сурнина. – М.: Новая Евразия, 2004. – с. 3.
5. См.: Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. Спб, 1998; Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. М., 2000.
6. Газетный дизайн-2003. – с. 6.
7. Там же. – С. 8.
8. Там же. – С. 38.
9. Там же. С.
50.


__________________________
© Тулупов Владимир Васильевич

Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в апреле-мае 2020 года и фото наших авторов.
Девять мер красоты. Путевой очерк
Очерк о поездке автора из Мельбурна через родной город Одессу в Израиль. Автор делится своими впечатлениями от...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum