Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
*Испанские воины-добровольцы, воевавшие в период ВОВ в Красной армии. Исследование А.Ф. Щеглова. Выпуск № 13
(№3 [393] 10.03.2022)
Автор: Александр Щеглов
Александр Щеглов

АНТОНИО  ПРИЕТО МОНТЕРО (ANTONIO  PRIETO MONTERO)

Нажмите, чтобы увеличить.
Антонио Прието Монтеро относится к тому сравнительно немногочисленному отряду испанских эмигрантов старшего поколения, которые прибыли в СССР в зрелом возрасте. Они были почти на 10 лет старше основного контингента добровольцев, ставших воинами Красной Армии. 

Родился Антонио в 1905 г. в  Ла Корунья, городе испанских кораблестроителей, расположенном на крайнем северо-западе Испании, что является  западной оконечностью континентальной Европы. Далее раскинулся Атлантический океан. Работал на судоверфи. В Коммунистическую партию Испании вступил в 1928 г. и оставался в её рядах до 1970 г.

В годы Гражданской войны в Испании Прието её активный участник. В звании лейтенанта он сражался в широко известном 5-м полку вооружённых сил Испанской республики. Полк был создан на основе своеобразного народного ополчения, состоявшего из добровольцев членов Народной милиции Республики для защиты Мадрида. В его состав вошли прежде всего испанские коммунисты и члены объединённой молодёжной социалистической организации. Полк считался элитной частью армии Республики. Затем Прието служил в республиканской авиации. Со временем  полк и его составные элементы вошли в 1-ю смешанную бригаду и 11-ю дивизию регулярной армии Республики. В марте 1939 г. после прихода к власти франкистов, Прието и его однополчане пересекли испанско-французскую границу и попали в концентрационный лагерь. Там они находились до конца мая и только при содействии руководства Коммунистической партии Испании и Коммунистической партии Франции испанские республиканцы 5 июня 1939 г. прибыли в СССР.

В Советском Союзе Антонио Прието поселился сначала в Ростове-на-Дону. Работал на заводе. С началом войны в первое время Антонио и его земляки не были зачислены в армию. Их просьбы оставались без ответа. После смены на заводе их оружием стали кирка и лопата – они участвовали в рытье оборонительных укреплений на окраинах Ростова, это были, прежде всего, противотанковые траншеи и окопы полного профиля. Ждали наступления немцев с запада со стороны Таганрога. В октябре 1941 г. из Ростова испанцев эвакуировали в  Орджоникидзе (сегодня Владикавказ). Там Прието вместе с другими земляками был направлен на работу по выпуску продукции военного назначения. Работали почти круглосуточно, не выходя за ворота фабрики, перерывы на отдых получались лишь во время обеда и короткого сна непосредственно в цехе предприятия.

18 августа 1942 г. испанцы были приняты добровольцами в ряды Красной Армии. Прието получил обмундирование и вместе с другими соотечественниками выехал в Москву на поезде. Вблизи Сталинградской области поезд бомбили немецкие самолёты, часть вагонов была повреждена, погибли люди, которых тут же похоронили. Бомбардировки продолжались  несколько часов, но бомбы взрывались в стороне от железной дороги. В Москве испанцев, прибывших с юга, зачислили в состав войсковой части № 00125, где Прието прошёл курсовую подготовку, и по её окончании ему присвоили звание сержанта. Снова возвращение на Кавказ в состав 16-го гвардейского ударного батальона. В Тбилиси испанцы прошли специальную парашютную подготовку. Прието совершил 5 прыжков с парашютом.

Антонио Прието вспоминает: «2 февраля 1943 г. меня направили в г. Сочи, где нас разбили на несколько разведывательно-диверсионных групп для заброски в Крым. Там наша задача заключалась в том, чтобы присоединиться к действовавшим в лесах партизанам для нанесения ударов по противнику. Одну из групп возглавлял Мигель Бойхсо, другую Хоакин Фернандес Фейхо, где я был его заместителем. В нашу группу входили также Алонсо Касулья Вильяс, Фаустино Вильялобос Адан и советский радист, которого звали Ваня.

На 4 марта был назначен вылет в Крым. Последние инструкции, которые повторялись многократно, нам ещё раз напомнил советский парашютист подполковник Северский. Он назначил порядок десантирования и очерёдность прыжков, приказал неукоснительно соблюдать правила поведения в самолёте, кольцо парашюта держать на пальце, перед приземлением закрыть лицо ладонями, во избежание повреждения глаз ветками деревьев, на которые возможно падение. Быстро собраться у сигнальных костров, а в случае отсутствия кого-либо из группы, немедленно разыскать его.  В действительности оказалось всё не так, как нас многократно инструктировали во время занятий. Прошло немало часов после взлёта с аэродрома в Адлере. Мы уже летели над Крымом, небо было звёздное и совершенно без облаков. В открывшуюся дверцу просунулась голова инструктора-парашютиста, к которому подошел наш командир майор Хоакин Фейхо. Инструктор произнёс: «Готов?» – и в этот момент Фейхо быстро подошел к открытому люку и прыгнул вниз. Инструктор удивлённо пожал плечами. Я понял, что произошло нечто ненормальное, необычное. Майор перепутал слова команды. Вместо «Готов» он выполнил команду «Пошел» и совершил прыжок раньше времени. Полёт продолжался, и примерно через 10 минут инструктор произнёс «Готов», сопровождая слово команды жестами, свидетельствовавшими о том, что мы полностью поняли его и готовы к прыжку. Затем последовала новая команда «Пошёл», также сопровождаемая понятными всем движениями его рук в направлении открытого люка самолёта.

Приземлился  на дерево, без особых повреждений, но лямки парашюта крепко зацепились за сучья и я с трудом освободился от строп, перерезав их бритвой, так как мой штык-нож упал вниз, на землю. Пытаясь найти сигнальные костры, я осматривался вокруг, но тщетно – их я не увидел. Тогда я произвёл выстрел из пистолета. Через мгновенье появились два незнакомца с автоматами наизготовку и негромко приказали назвать пароль. Я сказал: «Северский». Из чащи леса вышли ещё несколько человек. Это были партизаны. Я теперь был командиром группы и доложил им, что майор Фейхо прыгнул раньше времени. Вместе с партизанами мы приступили к поиску Фейхо и радиста Вани. Но наши поиски оказались безрезультатными. Я доложил в штаб о прибытии и о случившемся происшествии. Уже перед рассветом нашли погибшего радиста Ваню. Он висел на дереве на толстом суку, пробившем ему грудь.

О судьбе майора Хоакина Фернандеса Фейхо стало известно уже после войны. Его труп обнаружили пионеры из поискового отряда вблизи деревни Краснолесье южнее Симферополя у трассы, ведущей на Алушту. После приземления Фейхо был обнаружен немецким патрулём, принял бой и, когда у него остался один патрон, выстрелил себе в висок, чтобы не попасть в немецкий плен. На месте гибели испанского воина местные жители установили обелиск, к которому в дни праздников  возлагают букеты цветов.

В ходе боевых акций мы уничтожали немцев и румын из засад, устанавливали мины на автодорогах, уничтожали  одиночные машины с солдатами и боеприпасами. Много внимания мы уделяли обучению советских партизан минно-сапёрному делу,  к которому они не были подготовлены за отсутствием времени на специальные курсы и занятия. В один из дней мы получили задание заминировать мост недалеко от Алупки. Ночью совершили марш в несколько километров и, пробираясь скрытно  через заросли кустарников, приблизились к реке, через которую был перекинут мост. Стояла ночь и немецкая охрана время от времени открывала огонь в том числе и в нашем направлении, что вынуждало нас постоянно прижиматься к земле. Я принял решение подобраться к мосту прямо по воде, которая была очень холодной и доходила до пояса. Группа минёров пройдя по реке заложила взрывчатку под опоры моста, заминировала подходы к нему и скрытно установила фугасы на дороге, ведущей на Алупку. Незамеченные немцами, мы вернулись в лес и, пройдя несколько километров, развели небольшой костёр, чтобы высушить мокрую одежду.  Со стороны реки послышались взрывы, звуки сирен и беспорядочная стрельба. Через несколько дней мы узнали, что мост был взорван вместе с проезжавшими по нему грузовиками с немецкими солдатами. В эти дни группа, возглавляемая испанцем Касадо, взорвала в нескольких местах железнодорожный путь Симферополь – Севастополь, выведя из строя важнейшую магистраль на трое суток.

В апрельские дни мы узнали о печальном событии, которое случилось с разведывательной группой майора Бойхсо, полностью погибшей в Крыму у деревни Шубино. Меня это опечалило особо, так как многие из погибших были моими товарищами и соседями по пребыванию в Ростове.

Новая задача, которую предстояло выполнить нашей группе в Крыму была довольно сложной. Нам необходимо было пробраться на восток полуострова и взорвать участок железной дороги, идущей на город Керч недалеко от Сейтлера. Нас предупредили, что этот участок дороги находится под усиленной охраной. Мы совершили многокилометровый переход и ночью были у цели. Я заложил семикилограммовую мину, замаскировал её и дал команду на отход. Поднялись в гору и укрылись за ней на обратной стороне. Примерно в два часа утра послышался сильный взрыв и стрельба из автоматов и пулемётов. Задача, поставленная руководством, была выполнена. В Крыму нам постоянно приходилось менять места нашей дислокации. И на этот раз мы едва успели покинуть нашу лагерную стоянку, как нагрянули немцы, которых привели татары. Они часто были у нас проводниками, так как хорошо знали местность, но одновременно могли выдавать фашистам наши места расположения, наши укрытия и стоянки. Это было чрезвычайно опасно. На этот раз нам удалось ускользнуть от облавы.

Через несколько дней мы узнали о том, что по дороге между Судаком и Алуштой проследует колонна автомашин с личным составом немецкого гарнизона. Спустились с гор и, пробравшись к дороге, установили мощные взрывпакеты в нескольких местах. Вернувшись в безопасное место,  услышали взрывы, крики немецких солдат и беспорядочную стрельбу из автоматов.

Подходил к концу апрель, наступил май 1943 г. Нашей группе и всему партизанскому отряду становилось всё труднее выполнять задачи командования. Полностью закончилось продовольствие, мы питались листьями и травой, подходили к концу мины и взрывчатка. Фактически мы голодали. Один за другим умирали и испанцы, и русские. Уже похоронили несколько человек. Мы действовали в полной блокаде в  окружении немцев, нельзя было выходить из укрытий в людные места, что приводило к оповещению  немцев местными жителями в первую очередь татарами, которые жили в горной местности Крыма. На моих руках 31 мая умер от голода мой хороший друг Альфонсо Касулья «Каталан». Перед смертью он вспоминал свою жену и ребёнка, оставшихся в Барселоне. Я обещал ему отыскать его семью и рассказать о его драме, если я сам останусь жив. Все мы страдали от кишечных заболеваний, от непонятных заражений вследствие пищи, состоявшей из трав, корней деревьев и листьев. Наконец, было принято решение эвакуировать партизан, оставшихся в живых. Среди них я был одним из первых и единственный выживший из моей группы. Теперь мой вес снизился до 25 кг. Самолётом нас вывезли в госпиталь города Сочи, где я пришел в себя, подлечился и после реабилитации 1 сентября 1943 г. был выписан и направлен в войсковую часть, находившуюся в Москве. Там были и мои соотечественники испанцы». 

Об этой эпопее испанских воинов, партизанивших в Крыму, Антонио Прието Монтеро написал  в послевоенные годы, озаглавив своё повествование: «Борьба и смерть в Крыму». Здесь с сокращениями  приведён перевод отрывка из его рассказа, опубликованного в книге Roque Serna Martínez. Heroísmo español en Rusia. - Madrid, 1981, pag. 323-332,  foto // Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981, стр.323-33.                                              

В Москве Прието и его войсковая часть занимались охраной радиостанции, находившейся в годы войны в района Тёплого Стана. Служил там до самой демобилизации в 1945 г.

Награды: 

Орден Отечественной войны I степени, 15.09.1944,  Архив: ЦАМО, Картотека награждений, шкаф 102, ящик 9

Медаль «Партизану Отечественной войны I степени»,

Медаль «За оборону Кавказа», ЦАМО, Фонд: 33, Опись 44677, Дело 370

После окончания войны работал воспитателем в г. Красногорске, затем жил в Изюме в Харьковкой области. Вернувшись в Москву, был служащим в посольстве Республики Куба в СССР.

Был женат на Анхелес Компе Льиуро. Возвратились в Испанию в октябре 1980 г.

Источники:

1.Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 3360. 

2.Roque Serna Martínez. Heroísmo español en Rusia. - Madrid, 1981, pag. 323-332 // Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981, стр.323-332

3. Список испанских товарищей, находящихся в распоряжении полковника Старинова, порядковый № записи 296.

4.Ángel Luis Encinas Moral. Fuentes Históricas para el Estudio de la Emigración Española a la U.R.S.S.(1936-2007), pag. 482 // Анхель Луис Энсинас Мораль. Исторические источники для изучения испанской эмиграции в СССР (1936-2007), стр. 482. 

5.  Награждение, сайт: https://pamyat-naroda.ru/heroes/

*

ХУАН АНТОНИО  МЕНЕНДЕС ДЕ ЛА КРУС  (JUAN ANTONIO  MENENDEZ  DE LA CRUZ)

Нажмите, чтобы увеличить.
Антонио Менендес де ла Крус родился в 1917 г. в Овьедо на севере Испании. По гражданской профессии механик. В Коммунистической партии Испании состоял с 1937 по 1970 г. В годы Гражданской войны в стране был в рядах защитников Республики. Прошёл конкурсный отбор для направления на учёбу в СССР по специальности лётчик-истребитель. Всего в этом наборе было 177 молодых испанских ребят, которые стремились  стать пилотами.

Отъезд первой группы в количестве 89 человек состоялся в сентябре 1938 г. Сопровождали будущих курсантов опытные испанские лётчики: капитаны Хуан Калдевилья Сецилия, Антонио Бланч Родригес, Бонилья Доминго Доминго и другие, всего 6 офицеров. Эта группа выехала из авиационной школы Сабадель в Барселоне на поезде во французский порт Гавр на берегу Бискайского залива. Затем на пароходе вокруг Европы в город Ленинград. Остальные группы, входившие в 4-й набор, прибыли из Испании по Средиземному морю в порт Одесса на пароходах «Мария Ульянова», «Кооперация» и «Смольный». Из Ленинграда и Одессы до пункта назначения г. Кировабада (ныне Гянджа) в Азербайджанской ССР ехали на поездах. Проучившись там от 4 до 6 месяцев, курсанты стали пилотами и штурманами, способными занимать должности  в качестве лётчиков-истребителей и командиров экипажей бомбардировщиков и штурмовиков.

 Однако приход к власти в Испании генерала Франсиско Франко не позволил выпускникам вернуться на родину. В апреле 1939 г. авиационное училище было закрыто, и в Советском Союзе осталось от 150 до 190 авиаторов. Следует отметить, что с группой курсантов, в которой находился Антонио Менендес,  в нашу страну прибыли опытные испанские пилоты Ромуло Негрин, Мануэль Ороско, Хуан Роман Льоренте,  Ансельмо Сепульведа, Мариано Диас и Хосе Вела во главе с командиром эскадрильи Леокадио Моркильяс. Они были направлены в специальный центр в Липецке для совершенствования своей лётной подготовки. О них будет рассказано в последующих выпусках.

В Советском Союзе Менендес жил и работал на предприятиях Сталинграда и Харькова. В годы Великой Отечественной войны вступил добровольцем в Красную Армию. В авиацию он не попал. Окончил Ленинградское военно-инженерное училище, которое в 1941 г.  было переведено в Кострому. В условиях военного времени сроки обучения  были сокращены до 2—6 месяцев. Начиная с лета 1942 г., училище полностью стало комплектоваться фронтовиками. После окончания курсов Антонио стал лейтенантом инженерных войск и был направлен для прохождения службы на Калининский фронт, а затем неоднократно выполнял боевые задачи по совершению диверсий в тылу немецких войск на различных фронтах в центральной части страны и на Северном Кавказе.

Награды: 

За успешное выполнение боевых заданий командования Антонио Менендес был награждён орденом Отечественной войны I степени. Номер документа 72, дата 06.04.1985, ЦАМО, картотека награждений, шкаф 38, ящик 9.

После окончания Великой Отечественной войны жил в Москве, работал конструктором на заводе № 221.

Умер в Москве 18 мая 1990 г.

Источники:

1.Archivo del Centro Español de Moscu, pag. 228, # 2731//Архив Испанского Центра в Москве, стр.228 порядковый № записи 2731. 

2.Roque Serna Martínez. Heroísmo español en Rusia. - Madrid, 1981, foto // Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981, фотография.

3. Lista de “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Barcelona, 4-a promoción, # 98 // Список «Ассоциация авиаторов Республики», Барселона, 4-й выпуск, № 98.

4.Ángel Luis Encinas Moral. Fuentes Históricas para el Estudio de la Emigración Española a la U.R.S.S.(1936-2007), pag. 289 // Анхель Луис Энсинас Мораль. Исторические источники для изучения испанской эмиграции в СССР (1936-2007), стр. 289. 

5.  Награждение, сайт: https://pamyat-naroda.ru/heroes/

*

ФРАНСИСКО ГАРРИДО ХОРДА (FRANCISCO GARRIDO JОRDÁ)

 

Нажмите, чтобы увеличить.
18 августа 1916 г. в населённом пункте Ла Каролина, провинция Хаэн в Андалузии на юге  Испании. Окончил 9 классов средней школы и с 1932 по 1936 гг. работал механиком в страховой компании ОМНИА. В 1936 году вступил в Союз молодых социалистов (комсомол). Его родители служили в отделении  министерства связи Испании. С 1936 по 1939 г. начинал служить солдатом, но за годы Гражданской войны стал майором, командиром   батальона вооружённых сил Республики.

С января  по июнь 1939 г. обучался в авиационном училище города Кировабада (сегодня Гянджа) в Азербайджане, прибыв в  Советский Союз в 4-м наборе курсантов из Испании. До начала Великой Отечественной войны с 1939 по 1941 г. работал водителем-испытателем автомобилей на Горьковском автозаводе имени В.М. Молотова. Служба добровольцем в рядах Красной Армии началась во время обороны Москвы. Он прошел специальную подготовку для выполнения особых диверсионных задач в тылу противника и служил в 1-м мотострелковом полку Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) Народного комиссариата внутренних дел. В регулярной Красной Армии с  1941 г.  В августе 1942 г. был зачислен в 17-й резервный полк, который дислоцировался в г. Пенза. Прослужил там до марта 1943 г.                                                                                 С июня 1943 г. по май 1944 г. в действующей армии в 372-м специальном полку связи на Брянском, Центральном и 1-м Украинском фронтах. Участник Орловской и Киевской операций.  С мая по июнь 1944 г. находился в составе 10-й учебной бригады 1-го Украинского фронта в качестве лётчика. А затем с августа 1944 по апрель 1945 г. гвардии младший лейтенант Гарридо Франсиско воевал  лётчиком истребителем в 153-м гвардейском истребительном авиационном Сандомирском ордена Богдана Хмельницкого и ордена Александра Невского полку 12-й  гвардейской истребительной Знаменской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии 2-го истребительного авиационного Оршанского Краснознамённого ордена Суворова  корпуса. 

С мая по декабрь 1945 г. служил в Высшей офицерской школе воздушного боя ВВС. Затем уже в звании гвардии лейтенанта продолжил службу в 53-м истребительном авиационном полку в период  с января по декабрь 1946 г. И закончил военную службу в 355-м истребительном авиационном полку лётчиком высшего класса в мае 1948 г., когда все испанские лётчики были уволены из Военно-воздушных сил СССР против их желания по 43 статье пункт «А».

Ордена и медали, которые заслуженно получил боевой испанский лётчик гвардии лейтенант Гарридо Франсиско - это лучшая характеристика его боевого пути в грозные годы Великой Отечественной войны.

Наградной лист гвардии мл. л-та Франсиско Гарридо Хорда, он представлен для награждения орденом Отечественной войны II степени.

 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

В наградных листах – представлениях при награждении Гарридо правительственными  орденами и медалями Советского Союза командованием отмечались его мужество, смелость и личная отвага. В наградном листе, подписанном командующим 3-й танковой армией генерал-полковником Рыбалко, будущим Главным маршалом бронетанковых войск,  сказано: «За произведённые 172 успешных боевых вылета на самолёте ПО-2 награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и орденом Отечественном войны 2-й степени в 1944 году. 

За время пребывания в полку с 13.08.1944 г. тов. Гарридо проявил себя смелым лётчиком –истребителем. Учавствуя в боевых операциях на Сандомирском, Кросненском, Кельцевском, Ченстоховском Беутенском, Бреславском и Дрезденском направлениях он произвёл 20 успешных боевых вылетов на сопровождение и прикрытие штурмовиков. Отлично прикрывая своего ведущего и сопровождаемых штурмовиков ИЛ-2, тов. Гарридо произвёл лично 6 штурмовок по живой силе и технике противника. Тов. Гарридо всегда быстро и правильно принимал и передавал по радио команды и точно их выполнял, отлично ориентировался в воздухе в сложных боевых условиях. За всё время боевой работы не имел ни одного случая потери ориентировки.

За мужество и отвагу,  проявленные при выполнении 20 успешных боевых вылетов на сопровождение и прикрытие штурмовиков, за успешное выполнение 6 штурмовок по живой силе и технике противника представляю к правительственной награде ордену Красная Звезда». Подписал представление  командир 153-го гвардейского ИАП гвардии майор Лошак, июль 1945 г.

Награды:

Орден Отечественной войны I степени, 30.04.1944, 3 гв. ТА, номер документа: 73/н, ЦАМО, Картотека награждений, шкаф 102, ящик 9;

Орден Отечественной войны II степени, 17.01.1944, 3 гв. ТА, номер документа: 3/н, Картотека  наград, ящик 038.

Орден Красной Звезды, 10.07.1945, 153 гв. иап 12 гв. иад 2 иак, номер документа: 15/н, ЦАМО,  Фонд 33, Опись 690306, Дело 2760.

Медаль «За оборону Москвы», 1 мсп ОМСБОН  НКВД, ЦАМО, Фонд 33, Опись 44677, Дело  741.

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 09.05.1945, наградил Президиум ВС СССР,  ЦАМО, картотека награждений, расположение документа: шкаф 102, ящик 9.

В архиве личное дело № 1285555.

После войны работал мастером по ремонту автомобильной техники в Феодосии и Херсоне. Хорошо владел русским языком. Принимал участие в освоении целинных земель, жил в Чимкенте. Был в командировке в Республике Куба. 

Поселился в Киеве, жена русская, дочь 1941 г. рождения, сын - 1947 г. 

Умер в 1985 г.

Источники:

1. Rafael de Madariaga Fernández. «Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948», Editorial Galland Books, 2018, pag. 110-111, foto/ Рaфаэль де Мадариага Фернандес. «Испанские лётчики в СССР, 1936-1948», Издательство Галланд Букс, 2018, стр. 110-111, фотография.

2. Archivo del Centro Español de Moscú, # 1775//Архив Испанского Центра в Москве,порядковый № записи 1775. 

3. Roque Serna Martínez. Heroísmo español en Rusia. - Madrid, 1981, pag. 26-33// Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981,стр. 26-33.

4. Aviadores republicanos en Kirovabad “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Anexo 6, 4-a promoción, Barcelona, # 52 // Республиканские авиаторы в Кировабаде «Ассоциация авиаторов Республики», (АДАР), Приложение 6, 4-й выпуск, Барселона, № 52.

5.Ángel Luis Encinas Moral. Fuentes Históricas para el Estudio de la Emigración Española a la U.R.S.S.(1936-2007), pag. 192-193 // Анхель Луис Энсинас Мораль. Исторические источники для изучения испанской эмиграции в СССР (1936-2007), стр. 192-193. 

6.  Награждение, сайт, https://pamyat-naroda.ru/heroes/

*

ХЕСУС РОДРИГЕС РОДРИГЕС (JESÚS RODRÍGUEZ RODRÍGUEZ)

Хесус Родригес, один из известных и заслуженных испанских боевых пилотов. Он родился 4 ноября 1914 г. в г. Овьедо, столице Астурии на севере Испании. Получил  среднее образование. В 1931 г. стал членом Союза молодых социалистов, а позже вступил в Коммунистическую партию Испании. Участник Гражданской войны, служил  в частях авиации Республики. 30 апреля 1937 г. ему было присвоено звание «пилот – сержант». При формировании первой группы курсантов для направления на учёбу в Советский Союз, в г. Кировабад он был зачислен одним из первых. В алфавитном списке первого набора курсантов он  был 157-м  из общей численности в 199 человек Вернувшись после учёбы в Испанию, продолжал воевать с мятежными войсками Франко в военно-воздушных силах. 31 декабря 1938 г. ему было присвоено воинское звание «лейтенант».

По прибытии в Советский Союз поселился в г. Ростове-на-Дону, где работал на заводе «Красный Аксай». В годы Великой Отечественной войны стал ее активным участником. С апреля по сентябрь 1942 г. служил в Высшей оперативной школе особого назначения (ВОШОН), под командованием  полковника И.Г. Старинова. В качестве командира разведывательно-диверсионной группы (РДГ) засылался в немецкий тыл для выполнения специальных акций на коммуникациях противника. В октябре 1942 г. он стал старшим лейтенантом Красной Армии. 

С сентября 1942 г. вступил в ряды Военно-Воздушных сил Красной Армии, где продолжил свой боевой путь. Служил в 17-м резервном полку, затем после подготовки на специальных курсах, он был назначен командиром звена 959-го истребительного авиаполка противовоздушной обороны (ПВО), 147-й авиадивизии. С февраля 1943 г. Хесус Родригес – командир 422-й Отдельной авиаэскадрильи связи. В сентябре 1943 г. ему было присвоено воинское звание «капитан». Воевал капитан Родригес хорошо, проявлял высокие боевые качества.

В наградном листе, подготовленном для награждения Родригеса орденом Отечественной войны II степени, подписанном командиром 6-го истребительного авиакорпуса Героем Советского Союза гвардии генерал-майором авиации Е.Е. Ерлыкиным  и утверждённом командующим 16-й воздушной армии генерал-лейтенантом С.И. Руденко, будущим Маршалом авиации в конце войны, в частности, отмечается:

«На должность командира Отдельной авиаэскадрильи связи капитан Родригес прибыл в период её формирования. За короткий промежуток времени авиаэскадрилья была сплочена, вступила в подчинение 6-го истребительного авиационного корпуса и приступила к выполнению задач по обеспечению связью корпуса на Северо-Западном и Центральном фронтах. В период перебазирования авиакорпуса с Северо-Западного фронта на Центральный, где в первые дни эскадрилья выполняла задания по изысканию новых аэродромов, пригодных для работы боевой авиации. С поставленными задачами эскадрилья справлялась хорошо. За время нахождения эскадрильи на Центральном фронте при 60 процентной неукомплектованности материальной частью произвела 2280 самолёто-вылетов. Личный состав эскадрильи под командованием  капитана Родригеса хорошо обеспечивает непрерывную связь с лётными частями корпуса и штабом 16-й воздушной армии. 

В период Орловско-Курской и последующих операций с 5 июля по 15 сентября 1943 г. эскадрилья сделала 560 самолёто-вылетов. Сам капитан Родригес в этот период сделал до 120 самолёто-вылетов. За этот же период эскадрилья сделала  15 самолёто-вылетов на передовую линию фронта с запасными частями к вынужденно севшим после боёв самолётам, одновременно эскадрилья вела работу по розыску сбитых самолётов и лётчиков в воздушных боях на передовой лини фронта, а также сбитых частями корпуса самолётов противника. С передовой доставлено 104 раненых лётчика. За весь период работы эскадрилья на Центральном фронте имеет всего лишь один самолёт, не вернувшийся с переднего края.

Капитан Родригес воспитывает лётный состав хорошо, 4 человека  из его состава переведены в боевую истребительную авиацию на самолёты ЛА-5. Сам тов. Родригес дисциплинирован, энергичен, требователен к себе и подчинённым. Среди личного состава эскадрильи и управления корпуса пользуется авторитетом.

Достоин представления к правительственной награде ордену «Орденом Отечественной войны II степени»

22 сентября 1943 г.»

Награды:

Орден Отечественной войны II степени. 15.10.1943. Воинская часть 422 оаэс 6 иак 16 ВА, даты подвига: 05.07.1943-15.09.1943. Приказ подразделения № 67/н от 15.10.1943, издан ВС 16 ВА. Архив ЦАМО, Фонд 33, Опись  686044,  Дело 90

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Наименование воинской части: 439 иап 174 иад ПВО, Архив ЦАМО, Номер шкафа 174, Номер ящика 9 

 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Наградной лист (с оборотом) на капитана Хесуса Родригеса Родригеса, 

В Центральном архиве Министерства обороны хранится личное дело № 681235 на капитана Родригеса. 

После окончания Великой Отечественной войны служил в ВВС до увольнения из Вооруженных Сил в запас в мае 1948 г. по  статье 43 пункт «А».

 Жил в Ростове-на-Дону, работал таксистом. Умер в 1977 г.

      Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. «Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948», Editorial Galland Books, 2018, pag. 172// Рaфаэль де Мадариага Фернандес. «Испанские лётчики в СССР, 1936-1948», Издательство Галланд Букс, 2018, стр. 172.
  2. Aviadores republicanos en Kirovabad “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Anexo 6, 1-a promoción, Barcelona, # 157 // Республиканские авиаторы в Кировабаде «Ассоциация авиаторов Республики»,(АДАР), Приложение 6, 1-й выпуск, Барселона, № 157.
  3. Archivo del Centro Español de Moscú, # 3615//Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 3615.
  4. Ángel Luis Encinas Moral. Fuentes Históricas para el Estudio de la Emigración Española a la U.R.S.S. (1936-2007), pag. 381-382 // Анхель Луис Энсинас Мораль. Исторические источники для изучения испанской эмиграции в СССР (1936-2007), стр. 381-382 
  5. Награждение, сайт, https://pamyat-naroda.ru/héroes/

*

КАРЛОС  АЮСО ГАРСИЯ  ПАТОС  (CARLOS AYUSO GARCÍA-PATOS) 

Нажмите, чтобы увеличить.
   Родился в 1917 г. в Мадриде. Вступил в Коммунистическую партию Испании в 1948 г. и оставался в её рядах до 1970 г. В годы Гражданской войны был направлен командованием республиканской армии для подготовки в качестве пилота военно-воздушных сил в Кировабадское авиационное училище в Азербайджане. Занятия проходили с осени 1938 по март 1939 г. Однако вернуться 4-му набору лётчиков в  Испанию не пришлось. После прихода к власти в стране генерала Франко в апреле 1939 г. практически весь выпуск испанских пилотов был вынужден остаться в Советском Союзе. 

Карлос Аюсо переехал в г. Горький (ныне Нижний Новгород), где устроился на работу на Горьковском автомобильном заводе имени В.М. Молотова, известном как ГАЗ. С первых дней начала Великой Отечественной войны он вместе с другими испанцами приехал в Москву, где вступил в ополчение, которое создавалось для обороны столицы. В составе созданного в начале октября 1941 г. воинского соединения  Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН) была сформирована 4-я рота, состоявшая из 125 испанцев. Она входила в  1-й мотострелковый полк бригады. Ротой  командовал капитан Перегрин Перес Галарса. Ей было поручено охранять здания в центре столицы. В самые критические дни обороны Москвы, когда немцы форсировали на севере обороны канал Москва-Волга, испанскую роту посадили на автомобили и направили в тот район для борьбы с воздушными десантами немцев  в ближайшем тылу наших войск. «Когда мы прибыли 30 ноября к каналу, там шли ожесточённые бои. Советские войска отбросили противника за водную преграду, восстановили положение и готовились перейти в общее контрнаступление».  Об этом воспоминают испанцы, участники обороны Москвы. Мороз был такой крепкий, что холод проникал в рукава шинелей и телогреек, в перчатки и под шапки. Вышедшие нам навстречу два местных жителя, остановились и,  указывая перчатками на Карлоса Аюсо, объяснили, что у него совершенно побелевший нос и щёки. Мы бросились тереть ему снегом отмороженные  места, пока они не порозовели. Наше подразделение вместе с другими войсками, танками и артиллерией двигалось пешим порядком ближе к фронту. Вокруг говорили, что к нам прибыли сибирские части. Уже 6-го декабря Красная Армия перешла в контрнаступление и отбросила немцев от Москвы.

На войне всё может случиться. Многие испанские лётчики вступили в военные действия как пехотинцы, партизаны и диверсанты в тылу врага. На Калининском фронте в ходе наступления нашей армии испанские добровольцы пробирались в тыл противника и вместе с советскими партизанами взрывали мосты, устанавливали мины на железнодорожных путях, уничтожали транспорты с личным составом и военной техникой. Со временем и  по мере потребностей авиации часть испанских лётчиков возвратилась к своей основной воинской специальности. Карлос Аюсо проявил себя как отважный лётчик,  сражаясь в 887-м ночном бомбардировочном авиационном полку (НБАП). 

В представлении к награде его орденом Красной Звезды отмечалось: «Находясь на 1-м Украинском фронте в составе 887 НБАП с 14 января 1944 г., совершил 76 боевых вылетов на бомбардирование техники и живой силы противника. Уничтожил: 10 автомашин с грузами и пехотой противника, разрушил ДЗОТ, взорвал 3 вагона, повредил шоссейную дорогу и создал 3 очага пожара, одновременно сбросил 104 000 листовок на немецких солдат и офицеров. Все вылеты выполнены успешно и подтверждены. Из них наиболее характерны:

20.07.44 бомбардировал опорный пункт и узел шоссейных дорог в месте Поморжаны, несмотря на сильный зенитный огонь, проявил мужество и отвагу, вышел на цель и прямым попаданием  уничтожил 3 автомашины с боеприпасами. Результат подтверждают: зам. командира 2 АЭ лейтенант Шаров, штурман звена лейтенант Демидов.

27.07.44. при налете на аэродром Стрый попал в лучи прожектора умело маневрируя вышел на цель и прямым попаданием сделал три воронки на бетонированной площадке аэродрома. Уничтожил 1 автомашину с грузами противника. Результат подтверждается актом расследования от 11.08.1944.

20.08.44. бомбардировал ж.д. станцию Островец, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и зенитных пулемётов проявил мужество и отвагу прямым попаданием поджёг склад с боеприпасами. Результат подтверждают командир звена лейтенант Горский, штурман звена лейтенант Рязанцев.

Вывод: За отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество представляется к  правительственной награде ордену Красной Звезды»

Наградные листы на лейтенанта Карлоса Аюсо Гарсия Патоса, Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны I степени.

 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

С началом 1945 г. боевой путь лётчика успешно  продолжался вместе с наступавшими войсками победоносной Красной Армии в зарубежном походе на территориях Польши и Германии. В наградном листе, представлявшем его к очередному ордену на этот раз Отечественной войны I степени, командованием перечисляются его подвиги на фронте. «За время пребывания на фронтах Великой Отечественной войны произвёл 234 боевых вылета на бомбометание живой силы и техники противника и 26 боевых вылетов на доставку боеприпасов нашим наземным частям на передовую линию фронта.

За совершенные 76 боевых вылетов на бомбометание живой силы и техники противника награждён правительственной наградой орденом Красная Звезда. После первой правительственной награды произвёл 151 боевой вылет на бомбометание живой силы и техники противника. Все вылеты произведены успешно и подтверждены.

В ночь на 20.03.45 при бомбометании крупного опорного пункта противника гор. Нейссе совершил 10 боевых вылетов в исключительно сложных метеорологических условиях, в результате которых уничтожил один склад ГСМ, разрушил три строения, создал один крупный очаг пожара, который горел в течение 2-х суток, повредил ж.д. полотно в двух местах. Результат подтверждается фотоснимками и актом обследования результатов бомбометания. 

В ночь на 17.01.45 при бомбометании крупного ж.д. узла Скаржитска-Каменна, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии противника и мощных прожекторов, произвёл три боевых вылета, в результате которых поджёг ж.д. эшелон с военными грузами и разрушил два пристанционных здания. При уходе от цели самолёт получил пробоину бензобака и, только благодаря смелости и находчивости лётчика экипаж произвёл благополучно вынужденную посадку на своей территории. Результат подтверждается фотоснимками и всеми экипажами, участвующими в боевой работе в эту ночь. 

В ночь на 20.04.45 при бомбометании окруженного гарнизона противника в гор. Бреслау, несмотря на сложные метеорологические условия произвёл 6 боевых вылетов, в результате которых создал три крупных очага пожара , разрушил два здания, уничтожил один прожектор. Результат подтверждается фотоснимками и наземными войсками.

Вывод: за успешное выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу представляется к правительственной награде – ордену Отечественной войны I степени.

Командир 887 ночного ближнее бомбардировочного авиационного полка майор Кузьминов

11 мая 1945 года

Достоин награждения орденом Отечественной войны I степени

Командир 208 ночной ближнее бомбардировочной авиационной Киевской краснознамённой дивизии

Полковник Юзев 

15 мая 1945 года».

Награды:

Орден Отечественной войны I степени. Приказ подразделения № 265/н  от 21.05.1945, издан: Военным Советом 2 Воздушной армии 1 Украинского фронта. ЦАМО. Фонд  33, Опись 690306, Дело 2293.

Орден Отечественной войны II степени. Номер документа 72, Дата документа 06.04.1985 Автор документа Министр обороны СССР. ЦАМО, юбилейная картотека награждений,  шкаф 2, ящик 18.

Орден Красной Звезды. №: 13/н от 06.09.1944,  издан 208 нбад 1 Украинского фронта. ЦАМО, Фонд 33, Опись 690306, Дело 647.

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Воинская часть 887 ап 208 нббад, приказ подразделения № 78 от: 12.09.1945, издан 208 нббад. ЦАМО, Фонд  302, Опись 4209, Дело  114.

После окончания Великой Отечественной войны и увольнения из рядов Красной Армии Карлос Аюсо трудился на одной из авиационных баз на должности заместителя начальника базы по снабжению (1948 – 1962). Возглавлял бюро переводов агентства «Интурист» в Москве. Был членом Ассоциации АДАР в Барселоне.

Умер 26 ноября 1993 г. 

       Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. «Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948», Editorial Galland Books, 2018, pag. 158// Рaфаэль де Мадариага Фернандес. «Испанские лётчики в СССР, 1936-1948», Издательство Галланд Букс, 2018, стр. 158.
  2. Aviadores republicanos en Kirovabad “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Anexo 6, 4-a promoción, Barcelona, # 12 // Республиканские авиаторы в Кировабаде «Ассоциация авиаторов Республики»,(АДАР), Приложение 6, 4-й выпуск, Барселона, № 12.
  3. Archivo del Centro Español de Moscú, # 406//Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 406.
  4. Ángel Luis Encinas Moral. Fuentes Históricas para el Estudio de la Emigración Española a la U.R.S.S. (1936-2007), pag. 196 // Анхель Луис Энсинас Мораль. Исторические источники для изучения испанской эмиграции в СССР (1936-2007), стр. 196. 
  5. Roque Serna Martínez. Heroísmo español en Rusia. - Madrid, 1981, pag. 43, foto// Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981,стр. 43, фотография.
  6. Награждение, сайт https://pamyat-naroda.ru/héroes/

*

МАРИЯ  ПАРДИНА  РАМОС (MARÍA PARDINA RAMOS)

Нажмите, чтобы увеличить.
Мария Пардина Рамос родилась в 1923 г. в Мадриде на улице Франко Родригеса. С юных лет, будучи пятнадцатилетней девочкой, служила добровольно санитаркой в Республиканской армии, помогала раненым в госпитале в время обороны Мадрида.

В 1937 г. вместе с другими испанскими детьми была эвакуирована со своим братом Мариано в Советский Союз в Одессу, где жила и училась в средней школе. В 1940 г. она переехала в Ленинградский дом испанской молодёжи, устроилась на работу на Петроградской стороне на фабрику «Красное Знамя». В различных источниках сообщается, что она была рослой и сильной девушкой, хорошей спортсменской, общительной, в разговоре часто употребляла мадридский уличный сленг. Встречалась с командиром Красной Армии по фамилии Горбунов, участником Гражданской войны в Испании. 

Уже на третий день войны Мария Пардина вступила добровольцем в ряды добровольцев  санитарных дружин. Фотография девушки была опубликована в молодёжной газете «Смена». В числе 73 испанцев её зачислили в 3-ю гвардейскую ополченческую дивизию. Советское командование не разрешало молодым испанцам, прежде всего девушкам, находиться на передовой, где шли ожесточённые бои с фашистами. В качестве санинструктора Мария оказывала помощь раненым в тылу.

В воспоминаниях испанцев, опубликованных в книге Роке Серна Мартинеса «Испанский героизм в России» (с. 43), рассказывается, что когда  на передовой получили газету «Ленинградскя правда», там все увидели  статью о Марии Пардине с её фотографией. Рафаэль, знакомый с ней ранее,  принялся читать статью товарищам, находящимися рядом  в окопе непосредственно на передовой. Так вот, здесь написано, читал он: « Одна девушка, дочь испанского народа, работавшая на текстильной фабрике «Красное Знамя», попросила отправить её на фронт в качестве санинструктора. Она стала первой испанской героиней, награждённой орденом «Красного Знамени». Посмотри,  -  сказал Рафаэль, - какая она симпатичная на фотографии. Далее сообщалось, что Мария, которую советские бойцы называли Марусей, в ходе боя спасла несколько раненых, проползая под шквальным огнём немцев. Командиры категорически запрещали ей выходить на линию огня, но она заявляла, что не может оставить истекающих кровью бойцов на поле боя, она должна спасти их. Иногда Мария перетаскивала сразу двух раненых, не было никаких носилок, нельзя вставать во весь рост, но Маруся вновь и вновь переползала навстречу огню противника, спасая очередных раненых солдат. За некоторое время на фронте Мария Падрина спасла более ста раненых воинов.

В начале 1942 г. она была награждена орденом Красного Знамени. Весной 1942 г. шли сильные бои в районе устья реки Ижора. Здесь Мария-Маруся погибла смертью храброго воина. Её тело было захоронено в братской могиле в посёлке Невская Дубровка. Мария Падрина Рамос посмертно была награждена вторым орденом Красного Знамени.

О ней есть множество воспоминаний в книгах. Одно из них, в письме Наташи Матвеевой, героини популярного фильма «Фронтовые подруги»: «Я ухожу на фронт вместе с Марией Пардиной. Молодая испанка сказала мне: я должна быть на передовой, я видела разорение свободной Испании. Я марксистка и у меня есть главные учебники. Я буду рада выполнить любое задание по оказанию помощи Красной Армии. Книга «Великая Отечественная война: правда и вымысел. Выпуск 10»(16, стр. 7).

В книге Савченкова М. Е. «Испанские дети в годы Великой Отечественной» (6, c. 167-168) так же есть воспоминания о Марии: Среди испанских добровольцев особенно прославилась санитарка Мария Пардина Рамос, ушедшая на фронт в самом начале войны. Эухения Шлейфер рассказывает, как Мария Пардина Рамос, несмотря на предостережения, во время боёв,  подбегала к только что раненым солдатам и уносила их с поля боя. При жизни ей вручили орден Красного Знамени, а после смерти на поле боя (она погибла, спасая раненого), её посмертно еще раз наградили этим орденом. 
В Книге Памяти "Ленинград" (т.17, т.18) а так же в книге Enrique Zafra_ Rosalia Crego_ Carmen Heredia " Los niños españoles evacuados a la URSS, 1937, (стр. 167-169) // Энрике Сафра, Росалия Крего, Кармен Эредия «Испанские дети, эвакуированные в СССР, 1937,(стр. 167-169). 

Награды:

Два ордена  Красного Знамени, один посмертно, 1941-1942 гг.

       Источники:

  1. Archivo del Centro Español de Moscú, # 3130//Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 3130.
  2. Ángel Luis Encinas Moral. Fuentes Históricas para el Estudio de la Emigración Española a la U.R.S.S. (1936-2007), pag. 438-439 // Анхель Луис Энсинас Мораль. Исторические источники для изучения испанской эмиграции в СССР (1936-2007), стр. 438-439. 
  3. Roque Serna Martínez. Heroísmo español en Rusia. - Madrid, 1981, pag. 45-52, foto// Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981,стр. 45-52, фотография.
  4. Награждение, сайт https://pamyat-naroda.ru/héroes/
  5. https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/1800536?utm_source=pmt_detail&static_hash=ad26c9e7d191dc1922e7b75dc7d5ab9bv2

________________________

© Щеглов Александр Федорович

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum