Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Остров Россия
Беседа Сергея Медведева с Дмитрием Орешкиным, Глебом Павловским и Борисом Грозов...
№07
(397)
05.07.2022
Культура
Волшебный «Паровоз» детства
(№3 [393] 10.03.2022)
Автор: Дмитрий Пэн
Дмитрий Пэн

Проснулся от шума, почти грохота. В такую рань, как подумалось, и расшумелись. Повезло, можно сказать, с соседями. Будильника не надо. Натянул маску приветливости и выглянул из комнаты. Миловидный паренёк в синей форменной фуражке. Протягивает что-то. Улыбается. А, почта! Догадываюсь, не очень соображая поутру. И действительно. Почта. Разворачиваю то, что у меня уже и так в руках. Оказывается, это  бандероль с книгой и «Паровозомъ». Только не выпуском, номером. Номер указан 12. И называется теперь издание «Детский литературный альманах-навигатор Союза российских писателей». Преобразился «Паровозъ»! Стал меньше форматом. Изящнее, можно сказать. Весёленькая обложка. Начальник поезда, главный – редактор прежняя Светлана Василенко. В команде приветливо улыбаются и новые лица; Машинист, редактор-составитель Вера Хамидулина, Кочегар, составитель – Светлана Зюгина, проводница, литературный редактор – Алла Орехова, мастер депо, художник Ольга Белова-Недовизий. А под весёленькой обложкой, радостно предлагающей ждать следующего уже не выпуска, а номера, } двенадцать вагончиков. Альманах, как догадываюсь, обзавёлся ещё и детской железной дорогой! Да! Да! Да! Вот это подарок читателям к 23-му февраля! Настоящий интеллектуально-артистический аттракцион! Не о таком ли мечталось тебе, эссеист и критик Дмитрий Пэн? Держи и радуйся волшебству!

С радостью пробегаю глазами все вагончики: «Санкт-Петербург – Москва – Смоленск – Ярославль», «Калининград - Петрозаводск», «Иваново – Тула», «Оренбург – Тольятти – Нижний Новгород», «Пятигорск – Ставрополь», «Тюмень – Нижневартовск», «Красноярск – Омск», «Казань – Елабуга – Набережные Челны», «Международный Латвия», «Почтовый Переводы», «Специальный Литературные конкурсы». И, наконец, важнейший для всякой затеи с периодикой «Вагон 12»! Это вагончик со служебной табличкой «Багажный Критика. Эссеистика». В нем критики и эссеисты. Кое-кто даже с профессорскими регалиями! Череда приветливых лиц, уютно и мило улыбающихся во всех вагончиках с занимаемых мест (где особо радостны знакомые, но и новые приятны тоже) завершается. Возвращаюсь и перечитываю особо милые странички, посвящённые критике и эссеистике. Ну, настоящий круглый стол по самым актуальным вопросам!

Среди участников: Ирина Минералова с проблемной статьёй «Новый писатель и новый читатель: как им встретиться?», Александр Евсюков с обзором  «Опалённые песней бессмертия (Стихи и рассказы для школьников, 2020)». Давно милая и знакомая по русскому «Вышгороду», который, увы, перестал выходить в чарующей структурализмом обаятельной структурализмом  Эстонии, Лола Звонарёва. Крупнейший теоретик, историк и практик детской литературы Лола Уткировна предлагает свою очень интересную и поучительную статью «Детская литература постсоветской России: обращение к традициям или их отрицание?» Такую статью и законспектировать с карандашиком полезно! Очень поучительно! Настоящий знаток Лола Звонарёва! Продолжают обстоятельный и доброжелательный разговор о детской литературе народов и республик Российской Федерации своими высококвалифицированными статьями специалистов Людмила Чижова, Алия Каримова и Альфия Галимуллина. 

Очень мило смотрится предложенное в ходе  своеобразного педагогического  совета  научных дам обозрение Александра Владимировича Евсюкова, сделанное на материале сборника, который издал  Фонд поддержки и развития детской литературы «Надежда» (президент фонда Н. В. Кузнецова, Оренбург). Обозреваемый Александром Евсюковым сборник  составлен при участии Надежды Кузнецовой, Веры Хамидуллиной и Геннадия Калашникова.    Из трёх названных глав-разделов перспективный молодой автор обзора  останавливается на двух: «Война и детство» и «Воспитание подвигом», благословляя тираж и краткие истории живых ветеранов, завершающие обозреваемый сборник, можно сказать обобщённо,  мечтой  и надеждой не одного ветерана, а военного поколения в целом, счастливо перейти вековой порог своей жизни. 

Перелистывая свежеиспечённую, приятно пахнущую типографской краской книжку новенького детского литературного альманаха-навигатора Союза российских писателей «Паровозъ» с улыбкой перечитываешь стихотворение «Морской волк» Карины Александровны Кислицыной, прощая отважному волку даже его книжное пиратство:

Плывёт по океану

Морской отважный волк,

Бывать в различных странах –

Святой пиратский долг.

                  «Паровозъ», 12, с.  119

Конечно, хотелось бы живописней конкретики у «различной» лексики, но у святого волка всё впереди и он так бесстрашен. И пусть уж «в крови пиратской бродят отвага и успех». Ешь на здоровье кашу, «маленький моряк»! Пожелаем морскому волку Алеше и со  скалами бурыми успехов в каламбурах!

   Пожелаем удачи и котёнку Тимке с зелёным бантом, хвастливо вышагивающему по двору у Антона Евгеньевича Лукина из села Дивеево! Всё-таки, не смотря на хвастливость, котёнок Антона Лукина так щедр! Даже бант свой дарит охраняющему двор Тузику! 

И хоть порой и случается, что «тучка солнышко закрыла», но зато каша вместо масла заправлена добротой. А с настоящим маслом к доброте  Любовь Федоровны Шубной и всем хороша каша! Так что не грусти, ворона из стихов Любовь Фёдоровны! И кот её не грусти зелёный! Как здесь с улыбкой не вспомнить зелёную собаку, любимой художницы Игоря Кузнецова и  Владислава Отрошенко Татьяны Морозовой! Можно надеяться встретить  и этих  авторов в детском альманахе. И даже удивлённую ворону крымчанина Владимира Натановича Орлова, которой не только каши, но даже кармана не досталось. Всем персонажам и авторам доброго пути, нынешним и будущим! Наш «Паровозъ», вперёд лети! Весна! Вслед за Николаем Шамсутдиновым повторим:

Здравствуй, солнечный ясный день!

Нам смеяться, лететь – не лень!

И, задорно кивая мне,

Пляшет солнышко в вышине.

Машет мама: «Пальто надень!»

Здравствуй, солнечный добрый день!

                            «Паровозъ», 12, с.99

Весна! Вышел в свет детский «Паровозъ»! Действительно, весна! Да! Да! Да! Да! Да! Волшебство только начинается!

ЭТО ОН! ЭТО ОН!

Поблагодарим почтальона за волшебную доставку нового детского альманаха, нашего волшебного «Паровоза». Но кто  он? Да, это Александр Евсюков! Доставил заодно и свою  книгу с таким волшебно детским названием, как «Двенадцать сторон света»! Не обойдём вниманием и «титров» книжки. Руководители проекта Анна Маркина и Евгения Баранова. Дизайн С. Овакимян, корректура Ю. Никулиной. Вёрстка А. Маркиной. Проект осуществлён издательством  «Формаслов» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и содействии Союза российских писателей. Не обойдём молчанием и саму книжку. Именно в ней, нам дарованной  с  наилучшими пожеланиями, мы обнаружили при внимательном рассмотрении машинку волшебства, прибор двенадцати сторон света, новейшее достижение артистических и  сюрреалистических наук журналистики и филологии. Это чудо-компас! Он не только показывает. Он открывает миры! Быстрее читаем третий раздел книги «Письма Горе». Он безраздельно отдан любимейшему жанру эссе вашего любезного критика-эссеиста и покорного слуги, дорогие мои читатели.  Не побоимся преамбулы из Акутагава Рюноске. Весна! Дождь прошёл! А ведь был, видать, ночью. Ворота «Расёмон» пройдены. И мы, к счастью, прошли их его таинственной дорогой теней.  Не надо бояться. Вперёд, ориентируясь по компасу волшебства в моих руках, дорогие читатели.

Александр Евсюков отважился на смелую роль того, кто,  хоть и не идёт к Горе, раз уж она сама ни к кому не ходит, но решается ей мудро писать письма. Поприветствуем отважного человека и заглянем в третий раздел, завершающий книгу «Двенадцать сторон света». Здесь три эссе. Обобщим содержание всех трёх предложенных текстов до произведённого ими интеллектуально-артистического эффекта, ведь к подобной фокуснической эквилибристике вашего покорного слуги, дорогие читатели, даже сановная публика специализированных советов по защите диссертаций относится под эгидой Высшей аттестационной комиссии благосклонно. Высшие инстанции благословили наши танцы, за что им нижайший поклон интеллектуала и артиста слова, вашего покорного слуги. Случайная встреча в пути, поездка на литературный фестиваль, интервью с самим собой  - в таких  трёх разнородных по самой жанровой природе своей текстах перед нами предстаёт настоящий профессионал литературной журналистики. Допущенный и к знаниям о литературных законах и к непосредственному живому участию в делах литературных на правах не только обычного простого завсегдатая фестивалей, но и организатора конкурсов, члена высоких жюри, такой  партнёр по литературной коммуникации будет Вам и в честь, и в удовольствие. 

Обстоятельно живописав свой путь на один из фестивалей, автор воссоздаёт саму атмосферу своего литературного бытия, общий настрой на восторг и вдохновенье общения.  Мы понимаем, что возвращение в мир прошлого, необходимость опускаться в подземные  миры метро, суета встреч с работодателями и многое другое по части суеты сует не мешают душе возноситься горе, к высотам вдохновенного общения. Такого участника литературных коммуникаций можно только приветствовать, что мы с удовольствием и делаем. Конечно, кое-что из нюансов не может не шокировать. Такое, к примеру, уточнение характеристики пейзажа: «Над городом стелился запах сожжённого мяса…» (Александр Евсюков «Двенадцать сторон света» - М., 2021, - с. 216) Сюррреализм из разряда скорее осенних откровений Сальвадора Дали, чем весенних очарований явственно зачинающейся у нас в Крыму весны, но «Врата Расёмон» уж пройдены. Будем смотреть в будущее с оптимизмом.   

ЧИТАЯ И ПЕРЕЧИТЫВАЯ ПРОЧИТАННОЕ

«Не до этого» – отмахнулся от моих приставаний со своими детскими проблемами новенького глянцевого «Паровоза» мой любимый профессор, издатель и главный редактор научно-культурологического периодического глобального издания «Релга» Александр Иванович Акопов. Я был не в обиде. Брезжила весна 2022-го года. На календарях стояла праздничная мужская дата: 23 февраля. Проблем у настоящих мужчин хватало. Хватало этих отнюдь не провинциальных проблем и в Ростове-на-Дону, где издаётся всемирно известный и популярный журнал, первый номер которого вышел на свою орбиту в апреле 1998-го года, незадолго до моей докторской защиты в Краснодаре, по соседству с нынешними ДНР и ЛНР. Хватало проблем и в Крыму, где среди северных степей обитает любитель читать-почитывать детские альманахи. Ох, не довольствуется этот, не назовём его скромным, любитель  скромными радостями чтения в мудром уединении литературного одиночества, а жаждет  непременно излить свои литературные чувства, да ещё непременно именно в почтенном английском жанре эссе, да плюс ко всему ещё и лично редактору почтенного глобального издания. Но «Паровозикъ» в яркой и пёстренькой обложке и знать ничего не хотел о каких-то там  проблемах. Обложка его была такой весёленькой, так радостно поблескивала глянцем. Он даже пах так приятно, наивно и весело, что отложить его в сторонку и забыть было просто невозможно. И вот альманах вновь в руках у докучливого, жаждущего редакторского внимания эссеиста, вашего покорного слуги, дорогие друзья-читатели. Ох! Уж, наверное, и сам рецензируемый, эссеист, писатель и организатор литературных конкурсов и всевозможных литературных коммуникаций Александр  Владимирович Евсюков не рад, что связался с таким покорным слугой. Да простите уж, дорогие читатели, такого докучливого, но не такого уж и покорного своего слугу. Наверное, и почтенные литературные дамы в альманахе за своим круглым столом иронично переглядываются и губки поджимают. Да, ну и футы-нуты! Стол круглый! Вы только посмотрите, и стол по всему кругу волнами с дрожью покрывается. Стол-то, стол, он ведь, родимый, при всей своей дипломатической округлости углами вот-вот изойдёт! 

«Новый писатель и новый читатель: как им встретиться?» – волнуется доктор филологических наук Ирина Георгиевна Минералова. Ирина Георгиевна - руководитель многих проектов, автор одного учебника и пяти монографий, свыше четырёх сотен (актуальных статей), председатель  оргкомитетов многих ежегодных конференций, директор Московского филиала Международной ассоциации писателей и публицистов, президент Асоциации преподавателей детской литературы и руководителей детского чтения И взволнована  Ирина Георгиевна Минералова  так сильно, что это волнение разделяет не одна только кафедра русской литературы ХХ–ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета, где стационарно профессорствует почтенный доктор Минералова. Похоже, волнение становится воистину всемирным, глобальным! 

И действительно, во времена  наукиры и технологий «стилем эпохи», похоже, становится под занавес пестреющих новомодными терминами и стремительно катящихся к жаргонам разговоров прорехи  и огрехи «катастрофически низкого уровня владения словом» вот-вот окажутся и подлинно всеобщей настоящей катастрофой! Прорехи и огрехи в самом владении словом – это катастрофа для культуры, которая грозит всё реальнее и реальнее. 

Если вдуматься в слова профессора Минераловой, то станет очевидно, что у нас не просто низкий уровень лексических компетенций населения, мы фактически уже разучились читать, а сможем ли научиться? Ведь мы уже не читаем вместе! И это проблема не только социальных групп, но и поколений, половых страт, нашей полевой реальности! Само слово вместе должно стать для нас, по рекомендации доктора Минераловой спасительно ключевым! 

Послушаемся рекомендаций, может, для начала вспомним, как вместе читали со своими бабушками, мамами.

Не менее серьёзной проблемой обеспокоена профессор Института мировых цивилизаций Лола Уткировна Звонарёва: детская литература постсоветской России6: обращение к традициям или их отрицание?

Полностью принимая саму остановку вопроса профессором Звонарёвой, ваш покорный слуга, дорогие читатели, позволит себе, с вашего любезного согласия и для ваших удобств, дорогие читатели, воспользоваться собственноручно составленным конспектом выступления Лолы Уткировны. Итак. Самое главное. Детской литературы у нас нет. К этому мнению критика М. Скиф (журнал «Октябрь») Лола Уткировна возражает, особо категорично в  уточняющих его  поправках, не принимая узость круга предлагаемыми именами трёх авторов (Э. Веркин, Д. Вильке, Т. Крюкова) критиком Еленой  Погореловой и подкрепляя свои возражениями именами солидных авторов монографий о русской детской литературе. Во-первых, И. Н. Арзамасцева, во-вторых, Бен Хеллман. О чём же тогда книги этих именитых учёных? Это ироничное обнуление категоричного тезиса оппонентов нельзя не принять. Лола Звонарёва абсолютно права. 

Лола Звонарёва, словно опираясь на ключевое слово, предложенное Ириной Минераловой, «вместе», справедливо отмечает, что «сегодня трансляция литературных традиций» - новая. Она «в детской книге осуществляется через систему литературных чтений и клубов». Лола Звонарёва приводит  внушительный перечень таких клубов в разных городах России и  подробно рассказывает о  творческом объединении «Остров Юг», собравшем свыше 25 молодых писателей и введя термин «детские писатели новой волны», наряду с которой есть и термин «писатели старшего и среднего поколений», применимый к русской детской литературе. И здесь профессор считает допустимым говорить о «фантастическом реализме» и «традиционном реализме». Отдельные дополнения даются Лолой Уткировной:  о «фантастических включениях» и «элементах условного». А также: о «реалистическом сознании»  и  «модернистской эстетике». Фактически   вводится научно-педагогический  аспект: для реалистической детской книги обязательна надежд, счастливый финал, а для фантастики обязательна её научная обоснованность. И безотносительно: особая задача детской литературы – «создание образов достойных личностей». Решение этой задача писателями старшего, среднего и младшего поколений достойно особого разговора, который и осуществляет профессор Звонарёва. При этом отдельное внимание уделено теме «подростка-изгоя». Например, в повести Владимира Железникова «Чучело» и теме «трудных взрослых». И завершает своё выступление Лола Уткировна разговором о языке детской литературы, который, как думается, вашему покорному слуге, дорогие читатели, должен продолжать классические традиции, быть простым и ясным, чистым, то есть не засорённым. 

Вот и вся основная проблематика своеобразного круглого стола, перешедшего в «круглый стол о проблемах литератур национальных республик Российской Федерации», но этот второй круглый стол достоин отдельного особого внимания. Им, с вашего позволения, дорогие читатели, ваш покорный слуга,  сейчас внимание чьё бы то ни было не займёт. 

ГЛЯДЯ В ОКОШКО

Время в трудах трудами утомительно. Глянем в окошко. Отвлечёмся. Весна, конечно, брезжит. Но за окошком серо, сыро, тускло и слякотно. Не так уж и холодно, но прохладнее прохладного, скажем мягко. Кошке за окошком было бы неуютно. Ещё и туман. Что-то там движется на дорогах, а что не разобрать, не различить явственно. Ждём книгу поэтическую, навеянную образами гениального Сальвадора Дали, от автора, известной московской  Галины Богапеко. Эх, вот у Дали туманов нет, его сюрреализм удивительно чист и кристально прозрачен. Эх, хорошо, наверное, в Испании! Солнце! Апельсины в сто тысяч солнц! Бескрайняя голубизна моря! Да, Вы замечтались, покорный слуга своих читателей, дорогой эссеист, разлюбезнейший наш! Да, замечтался и размечтался, каюсь, дорогие мои читатели. Открыл русской поэзии удивительный мир с горящим жирафом Сальвадора Дали литературный интеллектуал и настоящий артист Евгений Винокуров. Теперь вот в предвкушении встречи с книгой Галины Богапеко и замечтались, размечтались. Уж такие мы, эссеисты, издавна, со времён Виссариона Григорьевича. Помните такого учредителя общества одиннадцатого нумера, а затем и  всей вольной демократической критики вместе с её читателями, завсегдатами кофеен и прочих общественных мест, которые для соВМЕСТ(Е)ных чтений пригодны (ну, эта игра шрифтов, как вы, наверное, догадались, дорогие читатели, специально для профессора Минераловой, но, конечно, не только для профессоров, но и для всех читателей, с которыми мы сейчас «вместе»).   

А? Кто это меня за рукав легонько подёргивает, пока я в окошко засмотрелся. Да это же сам «детский альманах». Заскучал бедняга «Паровозъ» за номером 12. Пришлось пойти на волшебство, вернуть критика-мечтателя в «фантастическую реальность». Для чего тебе книжки присланы? Вот и читай их, книжки-то, всеобщий слуга покорный. А ты в окошко загляделся, размечтался. 

КОЛЁСА ДИКТУЮТ ВАГОННЫЕ…

Без особых раздумий я перелистал, но не альманах, а книгу Александра Евсюкова. Прежде, чем книгу читать, её ведь обычно просто пролистывают в порядке общего просмотра ознакомительного. Всегда на что-нибудь, да и обратишь внимание. В этот раз глянулись странички, где что-то встречалось о поездах и паровозах. Ассоциациям не прикажешь Раз вместе с альманахом в бандероли оказалась книга, то заглавный образ альманаха сам и в книге о себе напомнит. 

Вот паровоз под парами просто отправная точка повествования в первой же фразе рассказа. Ярко. Зрелищно. Что ещё надо для начала повествования? Это в рассказе «Гранатовое дерево». А вот и намного сложнее. Под конец драматического рассказа «Караим» переплетение сменяющих друг друга печальных биографических сюжетных линий случайно оказывается в пространстве вокзала. Внимание повествователя среди вокзальной суеты выхватывает одну фигуру: «Позже я видел доктора всего раз – на вокзале. Он суетился, подавая чемоданы в вагон. Поезд отходил через несколько минут. Я сделал шаг из-под навеса и остановился на свету, пристально глядя. И люди, даже те, кто очень спешил, молча, обходили меня. Тогда я разглядел, что на виске у доктора выступила седина. Он всё копался во внутренних карманах, а потом сразу полез по ступенькам в вагон. Так и не поднял голову. И глаз не показал. Может даже, я ошибся и в тот раз это был вовсе не доктор. » (Александр Евсюков «Двенадцать сторон света». – М.: «Формаслов», 2021, с.73). Врач допустил ошибку, после которой ребёнок роженицы умер. Повествователь разыгрывает настоящий спектакль с целью убить этого врача, но в самый решительный момент этого не делает. Вот его-то он и узнаёт в случайной вокзальной суете много лет спустя. Драматичный, очень кинематографический по стилистике и эстетике своего письма психологический эпизод. По-настоящему мастерский! Согласитесь. И очень он сделан в присущей Александру Евсюкову индивидуальной авторской стилистике репортажного драматизма. Репортажным драматизмом отмечено письмо лучших рассказов Александра Евсюкова. Сюжетность, характерность, зрелищная картинность – всё есть в стилистике репортажного драматизма, которую оттачивает прозаик. 

Психологический этюд «Поезд с юга» позволяет вспомнить и тематически с ним перекликающихся «Игроков» Гоголя, «Игрока» Достоевского. Знаменитый журнал Хью Хефнера мог бы позавидовать такому автору. Это, конечно, не детское чтение, но талантливое и полезно уж тем, что раскрывает механику вовлечения простофиль в азартные игры. Молодым людям старше 21-го года оно не помешает ездить в поездах своей возрастной категории, отнюдь не детской, в современном понимании. Для классиков-то времён Фёдора Михайловича 21 – это возраст ещё подростка, а не юноши, не мужчины. Ну, не будем пересказывать новеллу, не лишённую авантюрной пикантности. Кто захочет, тот и сам сможет прочесть.      

Всё волшебный компас «двенадцати сторон света» отключается. Мы вновь возвращаемся в реальность февральских тусклых дней, о которых так хорошо писал Борис Леонидович Пастернак. Откроем наугад и альманах по старой доброй студенческой привычке гадать на книгах, раскрывая их наугад:

Летом, осенью, зимой

Карандаш всегда со мной.

С каждым годом всё красивей

Я рисую город мой.

                    «Паровозъ», 12, с.47

Это калининградский поэт Сергей Васильевич Погоняев, член Союза российских писателей, член Русского ПЭН-центра, постоянный автор Калининградского детского журнала «Мурр». Может, и у меня за окном пейзаж с весенними деньками нарисуется веселее, чем сейчас. Сейчас-то февраль. Месяц чернильных плачей, а впереди март, месяц кошачьих серенад и прочих песнопений. 

___________________ 

© Пэн Дмитрий Баохуанович 

Дмитрий Иваненко. Неудобный гений
Статья о выдающемся советском физике Дмитрии Иваненко (1904-1994).
Сергей Маковецкий. Очерк творчества и судьбы
Портретный очерк о знаменитом российском актере, Народном артисте РФ Сергее Маковецком
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum