Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Остров Россия
Беседа Сергея Медведева с Дмитрием Орешкиным, Глебом Павловским и Борисом Грозов...
№07
(397)
05.07.2022
Культура
Гиперборея в индийских преданиях
(№5 [395] 05.05.2022)
Автор: Алексей Вагабов
Алексей  Вагабов

Считается, что аборигенами земли Гипербореи, расположенной в северных широтах, были народы Севера, освоившие эти территории в доисторические времена.

  Вместе с тем, есть данные, свидетельствующие о том, что индоевропейцы были причастны к её освоению за несколько тысяч лет до Новой эры. 

 Данная публикация – об упоминаниях в древнеиндийских текстах северного материка Гипербореи, которые говорят о том, что предки индусов знали о нём и, возможно, там жили. Древние индусы почитали в своих преданиях гору Меру, которая является древнеиндийским образом Гипербореи.

Гиперборея – одна из нескольких працивилизаций, чьи знания и обычаи повлияли на становление и развитие древних цивилизаций. Хотя об этой стране известно очень мало, тем не менее, есть несколько свидетельств древних греков и римлян, а также индусов и иранцев, проливающих свет на основные традиции, культуру и обычаи Гипербореи, образ которой запечатлелся в древнеиндийских и древнеиранских преданиях. 

Гипербореи жили на крайнем севере, откуда происходит их название – «за северным ветром». 

Диодор Сицилийский писал, что в Гиперборее полгода длился день и полгода – ночь. Это – самое главное свидетельство о Гиперборее, позволяющее определить её местоположение – на Крайнем Севере. Как известно, полгода длятся полярные день и ночь. Те же самые свидетельства можно найти в Индии и Иране. Самые ранние из дошедших до нас индийских источников –«Ригведы» и иранская священная книга зороастризма «Авеста» говорят о дне продолжительностью в полгода и столько же ночи в арийской северной прародине. 

 Эта прародина находилась у горы Меру, священной горы индийских преданий, которая была «неизмеримо высокой, не виданной нигде в мирах» (Махабхарата). «По представлениям авторов индийского эпоса, именно в областях у Меру (священной горы древних индийцев), полгода продолжается день, а полгода – ночь. В астрономическом трактате «Сурья-сиддханта» говорится, что после восхода Солнца оно видно на горе Меру целых полгода.

В древнеиндийской традиции есть следующее описание гор Меру. «На Меру пребывают всесильные боги: Брахма, Шива, Вишну. «Рай великого бога Индры расположился на вершине Меру, там построен его великолепный дворец и сказочный город.» О жителях этих мест говорится: «Отмеченные всеми добрыми знаками, сияющие, как месяц», они «проникают в тысячелучистого, вечного бога», «совершают суровейшее умерщвление плоти» и «не вкушают пищи», эти люди отличались величайшей справедливостью и жили гораздо дольше всех остальных смертных - целых тысячу лет». 

Известный астроном и географ Варахамихира писал в 6 в. н.э., что «гора Меру построена из золотых плит…Между ними поднялись деревья в обильном цвету, усыпанные благоухающими соцветиями» …

«Священная обитель находилась на склоне Меру, владыки гор» («Махабхарата»).

«В золотых руслах текут там реки, озёра с золотым дном блестят, как Луна».

«Махабхарата» свидетельствует: там идёт постоянный праздник…Многочисленные хороводы апсар сюда слетались, всех обвевал благой ветерок, несущий всякие ароматы, приятный, чистый.» Это свидетельство можно сравнить с описанием праздника у древних греков. Греческий поэт Пиндар пишет о Гиперборее: «Там идут бесконечные праздники, слышатся гимны, которые радуют сердце Аполлона, и смеётся он…Не чуждается их нрава и муза: хоры дев, звуки лир, свисты флейт мчатся отовсюду, золотыми лаврами сплетены их волосы, и благодушен их пир.» Подобные отрывочные сообщения античных авторов обнаруживают очень близкое сходство с данными эпических поэм далёкой Индии о стране за великими северными горами и её обитателях. Эти сведения даются в подробностях в книге «Древние арии» (Г.М. Бонгард – Левин и Э.А. Грантовский), в которой приводятся соответствия между описаниями Гипербореи и индийской страны блаженных.

Индийский источник Тайттирия Брахман и Авеста (книги «Вендидад», «Фаргард») говорят о дне, как о годе, так как солнце восходит и заходит один раз в год. Такое явление называется полярной ночью и имеет место на севере, а на Северном полюсе полярная ночь длится полгода и столько же полярный день.

 Полярной ночью, как известно, называют период, когда солнце в полярных областях не поднимается над горизонтом и прямое солнечное освещение отсутствует. Продолжительность полярной ночи возрастает к северу от Северного полярного круга и к югу от Южного полярного круга. 

На Северном полюсе полярная ночь длится от осеннего равноденствия до весеннего (176 суток), на Южном — от весеннего равноденствия до осеннего. На территории России наибольшая длительность полярной ночи характерна для арктических островов — на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа (81 градус 49 минут северной широты) она продолжается с 16 октября по 26 февраля (133 сутки). 

Древнеиндийские источники говорят о «дне богов», который длился один календарный год. Другие индийские источники говорят следующее о северной стране. У индусов блаженная страна называлась Швета-Двипа (Белый остров). Махабхарата утверждает: «Там живут благоуханные белые мужи… удалённые от всякого зла… к честью-бесчестью равнодушные, дивные видом; преисполненные жизненной силой; крепки, будто алмаз, их кости…»

 В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» говорится: «Здесь находится великий Белый Остров (Швета Двипа – санскр. Сveta dvipa) вблизи Млечного (Ледовитого) океана (Кишрода), где обитают великие, могучие люди, прекрасные, как лунный свет. Они стройны и плечисты, наделены великой, как физической, так и духовной силой, и голос их подобен грому». Швета Двипа была местопребыванием бога Вишну. (В. Демин, «Гиперборея»).

Индийская книга «Махабхарата» также подробнейшим образом описывает светозарную Страну Счастья – Швета Двипу на севере Млечного моря, где живут «люди светлые, сияющие подобно месяцу».  Это описание жителей северной страны напоминает описание гипербореев, данное Плинием, где он указывает, что они очень долго живут и не болеют, пропитание получали без труда и были счастливыми. Хотя «страна Блаженных» располагалась далеко на севере, она «обладала счастливым климатом, была свободна от вредных холодных и знойных ветров… Проводя жизнь в вечном праздничном досуге, они вели счастливую жизнь…». Как видим, описание жителей Швета Двипа и Гипербореи в чём-то похожи, что может свидетельствовать о реальности этого острова. 

Греческий историк Гелланик писал, что гипербореи «совершенствуются в справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древесными плодами». Индийский эпос говорит о том, что «в лесах и рощах, обителях отшельников, вершат свои благочестивые подвиги благоуханные белые мужи, знатоки закона и праведники».

Другой греческий эпический поэт Ференик свидетельствовал, что они «живут на краю земли под охраной Аполлона, не зная войны». Эти свидетельства о миролюбии гипербореев в чём-то напоминают индийские источники, пишущие о блаженной стране: «Здесь не может быть войн и сражений». Люди этой страны не знают забот и горя, наслаждаются всеми благами жизни… Посреди моря Воурукаша (древнеиранское название Северного Ледовитого океана) – чудесный остров, где живут священные животные и растут необыкновенно удивительные растения, с великих гор слетают на остров чудесные птицы». Это свидетельство из иранской мифологии, имеющей много общего с индийской.

Индийский эпос рассказывал о божественных обитателях Белого острова на Северном океане. В иранской, как и в индийской традиции сохранились рассказы об особом, блаженном народе.  Ещё более ранняя «Тайттирия Брахман» свидетельствует: «одни сутки богов являются годом.»  Свидетельства «Махабхараты» о северной прародине индийцев подтверждают данные античных писателей. Эту страну блаженства помещали как на Белом острове в Молочном море к северу от Меру, так и на её северных склонах, на побережье между горами и Северным океаном. 

Гора Меру рисуется как обитель постоянного света. Авторы индийских сказаний утверждали, что на самой Меру всегда светло из-за исходящего от неё постоянного сияния, «из-за собственной огненной силы самой превосходнейшей горы».

В иранских преданиях также упоминается священная гора – Хукайрья, главная вершина Высокой Хары. Зороастрийская традиция сообщает об озёрах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на Высокой Харе. В «Бундахишн» говорится, например, о ста тысячах золотых каналов, по которым воды поступают в озеро на высочайшей вершине Хары. С Хары, как и с Меру, берут начало земные реки.

На древнеиранском языке прародина называлась Арьяна Ваэджо, что означало «арийский простор». Она считалась местом происхождения иранской расы. В иранской «Бундахишн» – «Книге о творении» – одной из книг «Авесты» говорится, что «всё человечество ушло бы в Арьяна Ваэджо, потому что она была прекрасной». Упоминание Арьяна Ваэджо с величайшим пиететом в древнейших яштах убеждает, что за ними стоит древняя и авторитетная традиция, а в перечень стран Арьяна Ваэджо внесена осмысленно, и обоснованно помещена на первое место и по своему значению в праистории ариев, и по географическому положению. Оттуда после резкого похолодания предки иранцев ушли на юг вдоль Уральского хребта.  

 В иранской книге зороастризма «Авеста» Арьяна Ваэджо считалась центром мира.   Она была первой из стран, созданной верховным богом зороастрийцев Ахура Маздой для ариев, как говорится в «Авесте».  

Иранские и индийские языки входят в индоевропейскую языковую семью, состоящую из родственных языков. Поэтому все древние индоевропейские, родственные иранцам и индусам народы, могут происходить из северной прародины Арьяна Ваэджо. Надо заметить, что арьи было названием иранских и индийских племён. Цивилизация гипербореев могла быть цивилизацией арийцев, в создании которой приняли участие все европейские и азиатские арийцы.

 «Авеста» помнит о совместном проживании предков иранцев и индоарийцев в Арьяна Ваэджо. Их прародина была окружена горами со снеговыми вершинами (Himavantah). Сохранились воспоминания об отделении части арийцев и уходе их в долину Инда. Авестийские иранцы были вынуждены покинуть свою прародину вследствие холодного климата.

В «Авесте» упоминается океан Ворукаша, имевший широкие вырезы и заливы. Советский историк Гудзь-Марков считает, что океан Ворукаша в первоначальном смысле мог означать Северный Ледовитый океан, действительно имеющий много заливов и вырезов. Опять можно провести параллель с севером. 

Во второй половине 4 тысячелетия до н.э. и в 3 тысячелетии до н.э. начали закладываться основы будущих германских, кельтских, латинских и греческих ещё довольно близких к протославянскому. Однако в третьем тысячелетии до н.э. обособление западной ветви индоевропейских языков уже произошло.

Исследователь-лингвист Краэ писал, что индогерманский язык-основа был в обращении в евразийских степях задолго до конца неолита. Краэ считает реальной лишь индоиранскую языковую общность, а общеевропейский выделяется им в качестве определённой стадии развития индоевропейского – стадии, промежуточной между «праязыком» и исторически наблюдаемым состоянием индоевропейских языков Европы. Хронологически «праязык» приурочивается к периоду от неолита до бронзового века. По крайней мере три индоевропейских языка – греческий, хеттский и индийский – сохранились в памятниках 13-19 веков до н.э. Все три обнаруживают вполне индивидуальные свойства, а, чтобы их достичь, необходимо было длительное развитие, продолжительность которого не поддаётся оценке. Время, когда существовал язык-основа, можно датировать началом неолита…

Альтернативный взгляд на развитие индоевропейских языков заключается в том, что индоевропейские языки могут восприниматься как группа ностратических диалектов, изначально более близких между собой.

Некоторые современные учёные считают прародиной индоевропейцев Сев. Причерноморье и Сев. Кавказ. Иранские племена, имевшие языковые связи с протогреческим и протоармянским языками, могли жить на востоке этой территории – в степях Сев. Кавказа. С. Пиго, локализующий индоевропейцев на обширной территории от Кавказа до Карпат, прослеживает распространение целого ряда культур из этой области – шаровидных амфор, шнуровой керамики, боевых топоров и т.д. 

Достигшая расцвета во второй четверти второго тысячелетия до н.э. степная цивилизация индоевропейцев всюду, где являлись её представители, производила своего рода бурю, сметавшую прежние индоевропейские культуры и закладывая освещённые историей основы цивилизаций Италии, Греции, Индии и Ирана.

Именно вторжение боевых колесниц индоариев в Центральную Европу в 15 в. до н.э. поставило германский язык ближе к индоарийскому (санскриту), нежели славянский. В то же время восточнославянские языки ближе к древнеиндийскому, чем западнославянские диалекты, что указывает на древнее соседство восточных славян и родины индоариев. Начиная с 4-го тысячелетия до н.э., индоевропейцы жили в степях Евразии. 

В Северном Ледовитом океане есть три хребта, тянущихся по его дну, – Менделеева, Ломоносова и Гаккеля. Хребет Ломоносова является продолжением Срединно-Арктического хребта, а у хребта Менделеева есть плато рядом с ним.  Некоторые учёные считают, что части этих хребтов могли быть над поверхностью в четвертичном периоде. Также представляет интерес шельф Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых, который был над водой, когда уровень океана был ниже на 200 метров. Глубина от поверхности до хребтов – 900 метров. Это указывает на обширные территории суши, на которых до 4-го тысячелетия до н.э. могли проживать предки индоевропейцев, а археологические изыскания, которые необходимо провести в приморских районах Крайнего Севера в поисках следов и артефактов древней цивилизации гипербореев, стали бы подтверждением данной гипотезы. Люди могли жить на этих островах в последнем межледниковье – 10 - 4 тыс. до н.э.

Древние арийские племена, жившие в Причерноморье, возможно, являлись выходцами из Гипербореи. Индоевропейцы Европы и Азии были создателями гиперборейской цивилизации.

       Использованная литература:

  1. Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский. Древние арии. Мифы и история от Скифии до Индии. – СПб., 2014.
  2. Ригведа. Издание подготолено Т.Я. Елизаренковой. – М., 1989-1999
  3. Махабхарата. Пер. В.И. Кальянова. – М.-Л., 1950-1976
  4. Авеста в русских переводах. Сост. И.В. Рак. – СПб., 1998

________________________

© Вагабов Алексей Исмаилович

Сергей Маковецкий. Очерк творчества и судьбы
Портретный очерк о знаменитом российском актере, Народном артисте РФ Сергее Маковецком
Почти невидимый мир природы
Автор делится своими наблюдениями за природой растений и насекомых, начало см. в №№395 и 396 relga.ru
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum