Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Культура
О мелочной критике Мастера
(№1 [123] 01.01.2006)
Автор: Самвел Акопов
Самвел Акопов
Мнение читателя и зрителя сразу после просмотра телефильма

     На экраны телевизоров вышел фильм «Мастер и Маргарита» и всколыхнул интерес широкой публики к самому популярному и скандальному роману советских времен. Продажи романа в книжных магазинах подскочили в тридцать раз, а печатные и электронные издания наполнились рецензиями на фильм и на роман. Фильм мы оставим в стороне, а к рецензиям на роман присмотримся пристальнее.
     В связи с возросшим религиозным сознанием российского народа восприятие романа изменилось во вполне определенном направлении. Причем, если брать время написания романа и позднее, – в довольно неожиданном направлении. Потому что, конечно же, роман был написан в атеистическом обществе и, если так можно выразиться, «не был рассчитан» на то, чтобы на него смотрели сквозь призму религии. Однако является фактом, что именно так на него и смотрят, и с этой точки зрения критикуют.
     Действительно, если посмотреть с религиозной точки зрения, в романе присутствует запах серы, не будем отрицать. Давайте посмотрим на эти моменты.
Булгаковский Иешуа – не евангельский Иисус. Несмотря на фразу «уж не думаешь ли ты, что это ты ее подвесил», судьбу Иешуа решает именно Пилат. Трусость Пилата приводит к казни. Иешуа заглядывает палачам в глаза, но сделать ничего не может. Последние слова Иешуа – обвинение Пилата в трусости, которая является «тягчайшим из грехов». Иешуа не прозорлив, не всемогущ, не является ни Богом, ни Сыном Божиим.
В отличие от Иешуа, евангельский Иисус – Сын Божий и Бог. Он никого не обвиняет, не разговаривает с палачами. И вообще восходит на крест добровольно, взяв на себя бремя людских грехов. Ему известно все заранее, и казнь происходит, несмотря на сопротивление этому Пилата. Он всемогущ, и до последнего момента может отказаться от казни: «Могу умолить Отца моего, чтобы он прислал 12 легионов ангелов…»
Кроме того, трусость, с точки зрения религии, не только не является величайшим, но вообще сравнительно незначительный грех. Потому что в основе трусости лежит инстинкт самосохранения, здоровое начало. В отличие от, скажем, гордости.
Трепетно повторяемое многими вслед за Воландом: «никогда ничего не просите», конечно же, тоже имеет сатанинскую природу. Иисус дает прямо противоположное указание: «Просите, и дастся вам, стучите, и отворят вам…»
И так далее.
Приходится констатировать, что Булгаков не нашел настоящего выхода ни для Мастера, ни для Маргариты. Но он и сознавал это – увитый зеленью дом находится в аду. И… знаете ли, те, кто находят настоящий выход, не пишут романов…

* * *

Так что же, ценность романа может быть ограничена тем, что перечислено выше? И вот так вот – можно его критиковать? Какая ерунда! Какая мелкая, пошлая, дешевая ерунда! Что такое настоящий писатель? Вы помните Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»? О чем это произведение? Об отношениях с родственниками? О нравах мелкопоместного дворянства первой четверти 19 века? Может быть, о том, как лучше бить мух деревенским летом? Вам стало смешно? Но ведь именно так смотрят на «Мастера и Маргариту».
Воланд, Москва, писательский мир, Иешуа – все это, при пристальном рассмотрении, вовсе не является предметом романа. Это… антураж. Все-навсего антураж, фон, на котором разворачивается главное: человеческая комедия.
Камера Булгакова последовательно показывает умного Берлиоза, поучающего Иванушку, строгого кондуктора в трамвае, Босого перед тарелкой борща с мозговой костью, и многих-многих других. В том ли дело, что Маргарита – благоустроенная бездельница, живущая с двумя мужчинами и продающая сатане душу, об этом ли пишет Булгаков? Конечно же, нет. Он пишет о страдающей женщине, жизнь которой пуста. Эта женщина мучается, мучается на самом деле – и Булгаков сострадает ей. И мастерство его таково, что и мы сострадаем, забывая о фоне.
Мелкая и жадная Аннушка, которую выводит Булгаков: она выведена вовсе не для критики человеческих пороков, нет. Он как бы говорит нам: а помните? И перед взором читателя встает целая вереница аннушек, встреченных им в жизни. И читатель, улыбаясь, как бы отвечает: да уж, помню…
Великолепная советская бюрократия, немного романтический НКВД – фон, фон, не более. А вот, не угодно ли посмотреть на председателя акустической комиссии, который, живя в одной квартире с женой и любовницей, – изменил любовнице, вуаля! Ничего не напоминает? Напоминает-напоминает, и еще как.
Типические, живые образы и делают писателя гением.
И есть еще одно. Как, вы полагаете, относится Булгаков, ну, скажем, к Поплавскому? Как это ни странно прозвучит, он любит его. Да, Поплавский мелкий человек, сердце его полно эгоизма и любви к себе. Он вцепляется двумя руками в возможность получить квартиру в Москве и т.п. Но это … любимый негодяй. Его мелкость откликается в самом Булгакове. Видя человеческую низость, автор не судит ее, а направляет на нее свою камеру с любовью, сострадая любви Поплавского к себе, любимому.
А шеф-повар ресторана, а Варенуха, а Палосич? Все персонажи романа выписаны с любовью.
Вот это и есть два секрета этого романа – живость характеров и любовь автора к ним. Неправда, что это роман о Пилате или о Воланде, или о Мастере, или об Иешуа – не верьте, ни о ком из них. «Мастер и Маргарита» - это великий роман о жизни, людях и любви к ним.
Именно поэтому и является великим произведением гениального автора.
_________________________
© Акопов Самвел Александрович

Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum