Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Естествознание
Рецепт тибетского доктора: улыбка до и после еды
(№14 [136] 01.08.2006)
Автор: Наталья Севидова
Наталья   Севидова
Недавно в Ригу по приглашению местной буддистской общины приехал из Катманду доктор тибетской медицины Шераб Барма. Он провел несколько семинаров, где рассказал об искусстве врачевания по тибетским канонам и ответил на многочисленные вопросы рижан, которых волновали те или иные проблемы со здоровьем.

Наш корреспондент Наталья Севидова не упустила возможности получить консультацию у Мастера, а позже через переводчика лично пообщалась с целителем из окутанной тайнами горной страны.

- Скажите, доктор, почему так: на Востоке люди живут бедно, но легко относятся к жизни - все улыбаются и как будто всем довольны. Западные люди живут в материальном изобилии, но они вечно озабочены какими-то проблемами, часто брюзжат и сетуют на судьбу. Так, где счастье, на Западе или на Востоке?

- Телу, конечно, лучше на Западе. Здесь все устроено для комфорта. Но сердцу и уму спокойнее на Востоке.

- Вы имеете в виду, что, живя на Западе, можно настроить свое сознание на ту невозмутимость, которая присуща восточному мировосприятию?

- Почему нет - сознание едино всюду.
- Но современная западная цивилизация со всеми ее научно-техническими достижениями и есть плод того напряжения мысли и души, которые отличают западный образ мышления.

- На Востоке тоже есть люди, которые занимаются бизнесом, делают карьеру, они состоятельны, успешны, но точно так же беспокойны умом, как и люди здесь, на Западе. Дело не в образе жизни, а в одержимости желаниями. Если человек получил что-то, он хочет получить что-то следующее. И так без конца. Не удовлетворяясь достигнутым, стремится к следующей цели, становится зависимым от нее, это и рождает его напряжение. Довольствуйтесь тем, что у вас есть, тем, что ваш ум и сердце успокоятся.

- То есть, вечная неудовлетворенность - этот тот огонь, который, образно говоря, пожирает наш ум и тело? Отсюда и наши болезни?

- Любая привязанность человека - это дополнительное условие того, что мы можем заболеть. Мы зарабатываем болезни примерно так: человек хочет хорошую машину, он начинает об этом много думать, много работать для достижения цели. Если он никак не может собрать необходимую сумму, он злится, перестает нормально спать и есть, у него случаются приступы гнева или апатии. То же самое и с живым объектом - мужчиной или женщиной. Если человек не может овладеть предметом своих вожделений, у него нарушается сон, аппетит, начинается депрессия или повышается возбудимость - все это разрушает его здоровье.

- Но вся человеческая культура построена на кипении страстей и противоборстве идей. Если бы человек не знал душевных страданий, мы бы не получили великой мировой культуры, научных открытий и технических прорывов. Мы не были бы тем, что мы есть.

- Человек был человеком и в древние времена, не страдая душевно от отсутствия теперешних стандартов жизни. У наших пращуров не было ни автомобилей, ни электроэнергии, ни атомной бомбы, но они как-то справлялись с этим. Люди умели быть счастливыми без технических достижений. Хотя великие достижения и тогда были - Великая Китайская стена, египетские пирамиды и много-много другого.

- Тысячи людей, которые под кнутом и палящим солнцем строили эти сооружения, вряд ли были счастливыми. Для них это было страдание.

- Надо принять как данность то, что мы живем в мире, где есть страдания. Они были и тогда, они есть и теперь. Но раньше не было побочных эффектов - загрязнения среды и тех болезней, от которых сейчас умирает столько народу. Жизнь была более чистой и естественной.

- Сейчас люди тоже стремятся ко всему природному и естественному. Все буквально помешаны на натуропатии, на той же восточной медицине. Но скажите, уважаемый доктор, что лучше для человека и для планеты в целом: один фармацевтический завод или тысячи медведей, убитых или подвергнутых пыткам для забора ценной желчи, которой китайская медицина лечит людей?

- В тибетской медицине нашли замену медвежьей желчи, используя определенные ингредиенты из трав. У природы есть ресурсы для лечения всех человеческих болезней. Проблема в том, что сейчас нарушается экология и погибают многие виды трав, которые использовала народная медицина. Из-за загрязнения среды появляются новые заболевания, которых раньше человечество не знало. Поэтому тибетские целители ездят по свету, ищут новые лечебные растения и новые их комбинации для излечения новоявленных недугов, таких, как СПИД, например. Это кропотливая работа - надо проводить долгие исследования.

- А в древних писаниях есть какие-то намеки на грядущие, неведомые ранее болезни, которые обрушатся на человечество?

- Да, в записях тибетских врачевателей такие указания были найдены, но они на древнем языке, и сначала надо определить, какая именно болезнь имелась в виду. В некоторых случаях в древних трактатах даже приводят лекарственные составы, которые можно использовать для лечения новых - цивилизационных - болезней. Но тут не обойтись без современных исследований старинных рецептов - это целый пласт знаний, который нужно освоить и работать с ним.

- А как вы диагностируете? Вот вы просто посмотрели на меня, задали несколько вопросов и сразу порекомендовали травяные снадобья.

- Все зависит от уровня развития и способностей доктора - видеть причинно-следственную связь. Конечно, мне намного легче диагностировать по результатам анализов и назначить какую-то терапию. Если таких анализов нет, что делать? В тибетской медицине существуют методы, проверенные веками, с помощью которых по набору признаков можно определить заболевание. Диагностика начинается сразу с того момента, как только человек приходит к тибетскому доктору. Первое - это осмотр внешний: конституция человека, строение лица, радужная оболочка глаз, язык, ногти. Затем доктор расспрашивает больного, что и как он чувствует, ощупывает или осматривает больное место. И главное - чтение по пульсу. Это особенность тибетской медицины. Еще тибетский врач должен учитывать время года, место, где человек живет, его возраст, какими болезнями болел. То есть он собирает полнейшую информация о пациенте, его образе жизни, рационе питания, привычках и внешней среде.

- Вы практикуете в разных странах. География вносит какую-то специфику в картину заболеваний населения разных стран?

- Конечно. Везде разный климат, соответственно у людей разное питание, разный стиль жизни, и от этого зависит, чем болеет чаще население. Если говорить о Латвии, то здесь мало солнца, большое количество воды - море рядом. И главные заболевания здесь - артриты, почечные расстройства (песок, камни), астма и депрессивные состояния.

- У нас в Латвии некоторые народные целители тоже пытаются освоить метод диагностики по пульсу. Но ведь этому, наверное, надо учиться много лет?

- Да, овладеть этим методом непросто - существует 5 тысяч разновидностей пульса. Как в прошлом развивалась тибетская медицина? Отец передавал знания своему сыну с раннего детства. И обучение длилось 15 - 20 лет. Сейчас ситуация в Тибете изменилась исторически. Правительство Тибета во главе с его святейшеством Далай-ламой находится в изгнании. В Индии, в Дармасале, в резиденции правителя Тибета, собрался консулат тибетских докторов, которые открыли в этом городе Институт тибетской медицины и астрологии. То, что тибетцы оказались в изгнании, оказалось благом для мира - их знания, до того закрытые от посторонних, стали доступны для других народов.

- А как нашим людям проверить, что тибетский врач - настоящий, а не самозванец

- Нужно попросить у него сертификат образования. У каждого доктора есть номер регистрации в школе в Дармасале. Как и в любом западном медицинском вузе, в Дармасале нужно пять лет изучать теорию, год практиковать. Только когда выпускник успешно сдаст очень сложные экзамены и получит сертификат, он имеет право принимать пациентов.

- А сколько вы сами учились? - Я учился с 9 лет у деда, отца и дяди, а когда закончил общеобразовательную школу, прошел полный теоретический курс в институте в Дармасале и сдал экзамен.

- А в Дармасале преподают и современную медицину или только народную?


- Оба направления. Они слиты в один поток.

- Недавно в России делали опрос - доверяют ли люди врачам. 60 процентов ответили, что не доверяют. Думаю, и у нас в Латвии были бы похожие результаты. Беда в том, что современная медицина стала отраслью коммерции. Желание зарабатывать на больных - слишком сильное искушение для медика и порой идет в ущерб профессиональной и нравственной ответственности. В тибетской медицине иначе?

- У тибетского целителя должно быть шесть качеств:

1. Он должен быть максимально образованным.
2. В нем должны сочетаться любовь, сострадание и доброта.
3. Слова у него не должны расходиться с делом.
4. Он не должен много спать и есть, бояться трудных ситуаций, обязан быть неутомим в работе и учебе.
5. Он должен быть дипломатом, правильно разговаривать с больными, всегда помнить, что слово лечит.
6. Он не должен смотреть на ремесло, как на источник дохода. Для тибетского врача все пациенты равны, но бедных он обязан лечить в первую очередь. Потому что у богатых больше возможностей получить медицинскую помощь в любой клинике.

Таковы основные заповеди тибетских докторов. Но сейчас эра упадка, не все каноны сохраняются. Даже в нашей среде есть лишь несколько достойных примеров бескорыстного и самоотверженного служения призванию.

- Когда через врача за день проходят десятки пациентов, то хватит ли у него на всех любви и самоотверженности?

- Если доктор будет смотреть на пациентов как на близких родственников, то любви и внимания ему хватит на всех, кто обратился за помощью.

- А есть заповеди для человека, который хочет быть здоров?

- Болезни возникают при совокупности ряда условий. Но первопричины заболеваний: невежество, гнев и привязанность. Если вы с помощью врача устраните все остальные причины, но не сумеете взять под контроль эти три эмоции, то болезнь будет возвращаться вновь и вновь.

- Сам тибетский доктор не болеет?

- Я соблюдаю диету и определенный образ жизни. А это главные условия, чтобы не заболеть. Но, конечно, я тоже иногда болею. Иногда доктора страдают такими болезнями, которые никто не может вылечить. Тут две причины. Есть недуги, которые доктор берет у пациента на себя и сам с ними справляется. Но случается, что он не может перебороть хворь. И есть вариант, когда болезнь у него кармическая.

Вообще надо смириться с неизбежной истиной: в этом мире ни одному человеку не дано избежать страданий. Есть 4 главных страдания: физическое рождение человека, болезнь, старость и смерть. Надо относиться к страданию как к уроку. Не жаловаться, но извлекать мудрость из этого состояния.

Боль - это повод подумать, как ты жил. Если ты ответил кому-то на зло, то ты причинил зло самому себе. Следуй в жизни правилу: никогда не вредить другим! Медицина поможет тебе вылечиться, а дальше думай о счастье.

- Каждый ведь его по-своему понимает.

- Есть счастье временное, преходящее и есть вечное. Временное - это физические наслаждения, удовольствия, развлечения. Алкоголь, секс, музыка, танцы, острые ощущения приятны, но чем чаще мы прибегаем к таким "инъекциям счастья", тем меньше удовлетворения получаем. Мы увеличиваем дозы, а в итоге приходим к полному опустошению. А истинное счастье появляется и растет - оно не имеет предела. Как обрести истинное счастье? Это самый главный вопрос в жизни человека. Ответ надо искать у просветленных, достигших наивысшей мудрости. Но самый первый шаг на этом пути: если можешь помочь кому-то - помоги.

- Сейчас многие ударились в магию и с ее помощью пытаются воздействовать на других людей и ход событий. Магия - это ведь тоже часть древних знаний. Как к этому относятся в Тибете?

- Магия была в Тибете еще до буддизма. Жрецы повелевали стихиями - умели вызывать камнепады, дождь. У нас сохранилась история об участи, которая постигла главного мага - до самой смерти ему пришлось на спине таскать камни для постройки домов. Тут вариантов нет: за свои грехи тебе - и никому другому! - придется на своем горбу таскать камни. Каждый, кто практикует магию, должен понимать, что причиняет колоссальный вред миропорядку и ему персонально придется за это ответить.
- Вы невозмутимы, как Будда. Вас может что-то вывести из равновесия? - Мое главное качество - терпение. Меня действительно трудно вывести из равновесия - это правда. Но иногда такое случается. В такие моменты я думаю, что должен сделать сейчас все лучшее, на что только способен.

- Хорошая шутка может вас развеселить?
- У меня в Катманду много друзей и когда все вместе собираемся, бывает очень весело. Мы умеем веселиться.

- Вы сказали, что в Латвии из-за недостатка солнца люди часто страдают депрессиями. Что же нам делать?

- Улыбаться три раза в день до или после еды - утром во время завтрака, после обеда и после ужина.

- Даже если повода для улыбки нет?

- Улыбайтесь чисто механически. Это упражнение! Да и повод всегда есть - если есть еда, значит, все не так плохо!

- Спасибо, проверим!
_____________________________
© Севидова Наталья Александровна


Послесловие. Сведения о целителе Ш. Барме и тибетской медицине.

Шераб Барма родился в 1970 году, в Тибете. В семье, где традиционно из поколения в поколение передавались знания по Тибетской Медицине. С детских лет начал обучаться медицинским наукам под наблюдением отца, влиятельного ламы-врача школы Ньигма, который развивал в сыне способности настоящего целителя. С раннего возраста Барма лечил животных и птиц, ходил на сбор лекарственных трав и минералов высоко в горы, проводил дни и ночи за изучением медицинских трактатов о строении тела человека, тонких энергетических каналов. Отец отправлял сына к известным докторам, где Барме открывались древние секреты составления рецептов из целебных трав и способы приготовления драгоценных пилюль и эликсиров жизни.

Барма получил также академическое образование, закончив обучение в двух медицинских институтах в Дхарамсале, Институте Тибетской Медицине Чагпори и Непале, в Шелкаре, с отличием и ученой степенью Menpa Kachupa, что соответствует бакалавру медицинских наук.

Шераб Барма основал две клиники в Гималаях, где и проводит свою медицинскую практику. В частности, он "поднимает" здоровье у альпинистов, попавших в неприятности в горах. Он также основал исследовательский центр на перевале Намче и Солу Кхумбу по сбору лекарственных трав и является автором составителем рецепта знаменитого чая "Дикая горная роза", который регулирует кровяное давление и восстанавливает организм после утомительной физической и умственной работы.

Целитель Шераб Барма владеет различными видами тибетского массажа, он учился у тибетских лам-медиков, таких как Трагава Ринпоче, у доктора Вангчуга. В 2000 году целитель Барма принимал участие в международном конгрессе по тибетской и нетрадиционной медицине в Калькутте, Восточной Индии, где единогласно был удостоен золотой медали за вклад в целительство и выдающиеся способности в знании акупунктуры и диагностики.

Первые сведения о тибетской медицине были получены европейскими учеными около 200 лет тому назад. Несмотря на их исследования, подтвердившие высокие достижения тибетского врачевания, из 38 методов диагностики, применяемых тибетскими целителями, в практику современной медицины не введен ни один. Некоторые из этих методов намерены ввести в современную клинику ученые Бурятского Научного Центра. Из 98 методов лечения тибетской медицины современная медицина также пока не использует ни один, но с 1991 года был создан Международный институт тибетско-монгольской медицины с центром в Улан-Удэ, который изучает теоретическое богатство традиционной тибетской медицины, апробированной более чем тысячелетним опытом применения тибетскими, монгольскими, бурятскими, калмыцкими, тувинскими врачами. Из богатейшего арсенала лекарственных средств тибетской медицины в современную медицину вошли лишь крохи.

В начале нашего века в Петербурге известный бурятский врач и ученый П. А. Бадмаев открыл тибетскую аптеку, которая весьма успешно работала до середины 30-х годов. За это время была оказана действенная помощь многим десяткам тысяч людей, в том числе страдающим неизлечимыми болезнями. Однако особого резонанса это не вызвало в научной среде.

В силу иного подхода к миру индийских и вслед за ними тибетских ученых их выводы до самого последнего времени были с точки зрения европейского ученого неприемлемы. Это объясняется разными мировоззренческими системами ученых Запада и Востока.

В Китае же параллельно и взаимодополняя друг друга развиваются разные традиционные и нетрадиционные системы медицины: китайская, тибетская, монгольская, европейская. Не исключением являются случаи, когда, например, врач европейской клиники отсылает пациента в клинику монгольской медицины: "они эти болезни лечат лучше". Или наоборот - врач монгольской медицины может направить пациента в клинику европейской медицины, если сочтет, что в данном случае в ней помогут лучше. Но выбор остается за пациентам: к представителю какой медицины обращаться, решает он сам.

В чем особенность тибетской медицины?

Она рассматривает человека в его целостности, с учетом трех психических факторов, вызывающих болезни (неведение-омраченность, страсть-вожделение и гнев-антипатия). Из них вытекают три психоэнергетических фактора или функциональных систем (ветер, желчь, слизь), семь видов тканей тела (питательный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя), три вида выделений(кал, моча, пот). Все элементы живого оргазма связаны системой каналов-пульсаций. Поэтому заболевание хотя бы одного из элементов есть заболевание всей системы.

Кроме того, человеческое тело рассматривается как незамкнутая система. Поэтому тибетская медицина всегда учитывает внешние условия - особенности питания, образа жизни, сезон, местность проживания, влияние астрономических и астрологических факторов, а также характер общения с другими людьми.

Тибетский врач сам занимается сбором сырья для лекарств или руководит сбором, сам изготовляет лекарства или (до последнего этапа - благословения) руководит их приготовлением, сам ставит диагноз, доверяясь своим развитым органам чувств и уму, сам назначает лечение. Дает рекомендации по питанию и образу жизни, дает лекарства, проводит нелекарственную терапию, рекомендует упражнения для тела и ума.

Основные положения тибетской медицины изложены в книгах "Чжуд-ши" - "Четырех Тантрах". Название этого трактата в переводе на русский язык: "Сущность нектара бессмертия".

Вкушая нектар изложенного в них наставления человек способен реализовать пять целей:
1) жизнь без болезней и лечение болезней (своих),
2) продление жизни,
3) достижение совершенства в Учении и
4) благополучия в жизни,
5) избавление от болезненных страданий всех живых существ.


______________________________________

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum