Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
Геральдика, разнообразная и сложная. Об ошибках, заблуждениях и небрежностях при создании государственной символики.
(№18 [198] 20.12.2009)
Автор: Галина Туник
Галина Туник
Современная российская геральдика находится в ряду тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими, не вызывали особого интереса у историков, политологов, широкого круга читателей.

Вместе с тем, государственные символы страны, официальные символы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований знаменуют обретение Российским государством не только определенного уровня становления государственности, ее идеологического оформления, но и отражают внутреннее содержание, стратегию политико-культурного курса России, преемственность историко-культурных традиций россиян.

Российская Федерация - крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, органично вобравшее в себя все многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Принадлежность российских народов к разным историко-культурным срезам мировой цивилизации отражается и в геральдических образах. Необходимость изучения современной российской геральдики вызвана и таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений россиян, чье социальное и духовное становление происходит в обстановке переосмысления истории, государственности, культуры, традиций, обрядов.

Актуализация изучения современной российской геральдики возрастает в связи с активным использованием в реалиях современной России исторической символики, которая, как дело государственного уровня и как социальное явление, и как сфера политической культуры, и как область эстетического - привлекает к себе повышенное внимание. И государственные символы страны, и официальные символы субъектов Российской Федерации сегодня являются непременной атрибутикой государственности. Внутри субъектов Российской Федерации начинает активно создаваться символика муниципальных образований.

Как создается герб?
Какими конкретными изобразительными средствами можно образно передать ту или иную местную особенность?
Как «описать неописуемое»? Этими вопросами задаются все, кто каким-либо образом обращается к геральдике – науке о происхождении гербов, их составлении, описании и обосновании символических значений геральдических образов (авт. определение).

Выбор той или иной композиции для территориального символа определяется многими слагаемыми, об этом мы уже писали. [1] Казалось бы, наступил момент истины: проводимая в стране реформа местного самоуправления и появление десятков тысяч вновь образованных муниципальных образований с установлением их статуса, новой территориальной организацией местного самоуправления, закреплением за муниципальными образованиями права устанавливать свои официальные символы, дает уникальную возможность при создании своих официальных символов отразить местные особенности муниципальных образований, а специалистам в этой сфере средствами геральдики показать все многообразие нашей страны. Именно через призму геральдики мы можем воочию наблюдать «безбрежные пространства России».

Выбор этих местных особенностей велик: это и наименование муниципального образования либо топонимика наименования, и географическое расположение, и исторические события, и ведущие отрасли народного хозяйства, определившие социально-экономическое развитие муниципального образования, и культурные особенности, и национальные особенности, и многие другие.
Социально-политическое измерение территориальных символов характерно тем, что созданные в разное время, они в наглядной форме отражают основные идеи государственной политики, социально-политические ценности, умонастроения, взгляды.

Многие гербы содержат вполне конкретные изображения и их выбор не был случайным, поскольку с одной стороны территориальные символы воплощали в себе как внутригосударственные устремления, так и внешнеполитические замыслы, а с другой – территориальные символы по своей сути были понятны.

Каждый территориальный символ геральдическими средствами отражает индивидуальные особенности муниципального образования, и, тем самым, свидетельствует о его конкретном месте в общегосударственном устройстве.

Сегодня по обоснованию символики герба можно изучать богатейшую историю нашей страны, новые социально-политические реалии, формирование регионального самосознания, т.е. вопросов очень важных для российского общества, но недостаточно изученных. Именно обоснование символики герба помогает нам понять его композицию.

Что подразумевается под термином «обоснование символики»? Почему оно так важно? Какую нагрузку оно несет? Как оно составляется? Чтобы уяснить это, необходимо дать характеристику составляющим этот термин дефинициям. «Обоснование - мыслительный процесс, основанный на использовании определенных знаний, норм и установок» [2] …

Символика - это собирательный, обобщающий термин. Символика каждого герба индивидуальна. Следовательно, обоснование символики есть важнейший компонент научного знания, обладающий такими характеристиками научного знания, как его истинность, нацеленность на отражение существенных свойств исследуемого объекта, наличие особых языковых средств, системность. По сути же обоснование символики это сконцентрированная в нескольких фразах история муниципального образования. И именно по этой причине важно крайне ответственно относиться к составляемому тексту обоснования символики, тщательно выверять каждое слово, фразу, стиль письма, последовательность слов.

Это важно еще и потому, что обоснование символики герба наряду с самим гербом, который представительный орган муниципального образования устанавливает в качестве официального символа, закрепляется в муниципальном правовом акте - в положении о гербе, и, таким образом, становится легитимным, и в этом контексте является официальным проводником органов власти.

Что же на самом деле представляют собой отдельные тексты обоснований символики официальных символов муниципальных образований? В большинстве своем содержание текстов не имеет отношения к тому, что мы писали выше. Неуважение к текстам обоснований символики в муниципальных правовых актах проявляется во всем: в многочисленных орфографических ошибках и с нарушением пунктуации, свидетельствующими об отсутствии элементарных знаний общепринятых правил письма, в неумении построить предложение, в несовпадении падежей, в отсутствии предлогов, в неточных формулировках, в искажении исторических фактов. А порой тексты не поддаются никакому объяснению. Вот что можно прочитать в положениях о гербах, подписанных главами муниципальных образований и имеющих государственную регистрацию (нижеприведенные тексты процитированы со всеми ошибками и описками):

«Возникающий над аллегорической ямой … прекрасный серебряный лотос символизирует подъем к светлому будущему, раскрытие производительных сил населения сельсовета…» (Степновский сельсовет Красноярского района Астраханской области); [3]
или: «Цветовое решение герба ассоциируется с зимой: морозным солнечным днем и серебрящейся инеем сибирской елью» (Зиминский муниципальный район Иркутской области); [4]
или: «Село Петровское возникло из Железовского погоста, лежавшего на дороге Клин – Волоколамск» (сельское поселение Петровское Клинского муниципального района Московской области); [5]
или: «Сидящая на колесе стилизованная выдра символизирует гармоничное сосуществование природы и деятельности человека, где в первую очередь звучит бережное отношение населения к окружающей среде» (сельское поселение Демиховское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области); [6]
или: «Старое дворцовое село Горетово (административный центр Горетовского поселения) расположенное на берегу Можайского водохранилища (на русле реки Москва), упоминается в исторических документах начала XV века. Однако герб сельского поселения Горетовское языком символов и аллегорий отражает его современное состояние и развитие» (сельское поселение Горетовское Можайского муниципального района Московской области); [7]
или: «Сельское поселение Дороховское, расположенное в юго-восточной части Орехово-Зуевского района в Мещерской низменности, окружено большими лесными массивами. Остриё в гербе поселения символизирует эти географо-ботанические особенности поселения»; [8]
или: «В октября 1941 года Дорохово, через которое проходили стратегические дороги на Москву, подвергся штурму фашистких полчищ, которые, не считаясь с потерями, рвались к Москве. Но защищавшие Дорохово бойца 5-ой армии, под командованием маршала Л.А. Говорова, проявляли чудеса героизма … Только 2 ноября 1941 года противник овладел героическим поселком … В боях за Дорохово покрыли себя неувядаемой славой…» (сельское поселение Дороховское Рузского муниципального района Московской области); [9]
или: «Зеленые деревья символизируют лиственные и хвойные леса, составляющие вместе тайгу - главное богатство района» (Прилузский муниципальный район Республики Коми); [10]
или: «Но главное богатство района - люди, которые своим трудом приумножили эти богатства, а своей самоотверженностью отстояли эту землю от посягательств интервентов в годы Гражданской войны и на фронтах Отечественной войны» (Шкотовский муниципальный район Приморского края); [11]
или: «Оголенное лезвие шашки, обращенное вниз - символ всегдашней готовности к отражению нападения, к защите» (Северский район Краснодарского края); [12]
или: «отдельные поселения, разбросанные в среднем течении реки Москвы в XIII - XVII веках» (сельское поселение Ашитковское Воскресенского муниципального района Московской области); [13]
или: «… колесо, повторенное трижды, символизирует поступательный рост производства с 4-х рабочих у купца Алешина до многих сотен человек в настоящее время» (сельское поселение Атепцевское Наро-Фоминского муниципального района Московской области); [14]
или: «Рыба символизирует богатство рыбной фауны района, в нерестовые речки которого заходят многие виды лососевых и других ценных пород рыб» (Советско-гаванский муниципальный район Хабаровского края); [15]
или: «Коса - символизирует взаимозависимость во взаимоотношениях, непрерывность, символическое разделение значений связей и уз» (сельское поселение Непецинское Коломенского муниципального района Московской области); или: «Коронованная капитель колонны указывает на принадлежность сельского поселения территории Коломенского муниципального района, в гербе которого изображена колонна, что подчеркивает общность интересов и историческое единство двух самостоятельных муниципальных образований»; [16]
или: «Выбранная из многих игрушек-матрешек фигура русского богатыря символизирует ратные подвиги русского воинства, проходившие на землях поселения», «Щит в руках богатыря серебряным крестом на красном поле, подобно гербу Волынского княжества (Волынской губернии, Волыни), напоминает о первом владельце этих земель, выходцу из Волыни»; [17]
или: «Узор из веток богородской травы - аллегория прекрасных горных пастбищ, символ прекрасной флоры района, аллегория национального хакасского узора» (Таштыпский муниципальный района Республики Хакасия); [18]
или: «Изображение книги и пера символизирует также особую роль Белинского муниципального района в истории русской словесности» (Белинский муниципальный район Пензенской области); [19]
или: «Недремлющее око обозначает благородство и бдительность бессоновцев, охранявших северные рубежи губернии от набегов кочевых народов» (Бессоновское сельское поселение Бессоновского муниципального района Пензенской области) ; [20]
или: «Изображение золотого колеса дополняет символику красной полосы» (Ремонтненский муниципальный район Ростовской области). [21] И т.д.

А вот что происходит с родовой геральдикой и современным ее прочтением.

В обосновании символики герба сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области записано: «Фигуры из герба Нащекиных (выходящие с двух сторон трубы) перешедшие в герб поселения символизируют связь прошлого с настоящим». Позвольте усомниться с утверждениями автора обоснования символики о трубах и о связи. Во-первых, трубы в современный герб сельского поселения Дашковское «перешли» не из герба Нащекиных, а из герба РОДА Нащокиных, что далеко не одно и то же. Во-вторых, если мы обратимся к описанию герба рода Нащокиных, то прочитаем следующее: «по сторонам щита в верхней части видно по одной золотой музыкальной трубе». [22]
В-третьих, в современном геральдическом описании герба сельского поселения Дашковское написано «две золотые трубы, сообращенные косвенно вверх». Если во всех трех фразах речь идет об одних и тех же трубах, а это, судя по всему, так, то почему нельзя все это согласовать? А кроме того, если мы посмотрим на рисунок герба рода Нащокиных, помещенный на некоммерческом интернет-проекте по геральдике и вексиллологии «Геральдика.ру» (разделе «Дворянские роды Российской империи»), ставящего своей основной целью информационное освещение деятельности геральдических организаций на территории бывшего СССР, в первую очередь на территории России (редактор сервера Юрий Росич), то увидим, что указанные трубы нарисованы не полностью, они выходят из краев щита наполовину, или, как принято в геральдике указывать подобные положения фигур, «вписанные». А на рисунке современного герба сельского поселения Дашковское две трубы помещены полностью. Так о какой связи прошлого с настоящим идет речь? Скорее, об отсутствии этой связи, причем нормативно закрепленной. И обоснование символики в данном случае свидетельствует о неуважении к родовой геральдике, выраженном как отсутствием слова «род», так и неуказанием на вид труб, в данном случае музыкальных. К слову сказать, и музыкальные трубы тоже бывают разные, например, гармоническая труба, органная труба, басовая труба, горн. В этом же обосновании символики обращает на себя внимание и фраза «В конце XVIII - начале XIX века его (Алексея Михайловича, авт.) потомок, гофмаршал А.П. Нащокин, создал в Семеновском усадебный ансамбль и назвал его Раем, в отличие от находившейся в Серпуховском уезде усадьбы графов Орловых Отрада-Семеновское». О каком конкретно отличии одной усадьбы от другой идет речь - неизвестно, автор обоснования символики не счет нужным уточнять.
В официальные символы также упоминаемого выше Северского района Краснодарского края включена фигура льва «из герба Датского королевства, но измененного цвета (вместо лазоревого льва - золотой)» . Но вот как быть с правилами геральдики, установленными, как принято говорить в геральдической среде, данностью? Ведь лазоревый лев из герба Датского королевства и золотой лев в современном гербе Северского района Краснодарского края это совершенно разные фигуры хотя бы по той простой причине, что они разного цвета. [23]

Совершенно ясно поэтому, что современный золотой лев никакого отношения к историческому лазоревому льву из герба Датского королевства не имеет. А, кроме этого, неясно и то, почему «шефом 18-го Северского драгунского полка был датский король Христиан IX», т.е. совершенно конкретная личность, а отражено это «львом из герба Датского королевства»? Пояснения этому разночтению автор обоснования символики не дает, как и ссылку на связь времен. Или ее нет?
В обосновании символики официальных символов Советского муниципального района Ставропольского края «процветшая лилия «является символом славы и плодородия». Вот так, ни больше, ни меньше – плодородия. При этом автор обоснования символики соотносит лилии из современного герба с лилиями, «которые присутствуют на графском гербе». [24] Имеется в виду граф Воронцов. И это переселенцами из его имений, как следует из текста обоснования, Слобода Александровская была заселена. И вновь мы встречаем небрежность, граничащую с невежеством: лилия взята не из графского герба, а из герба рода графов Воронцовых. Это именно родовой герб, а не конкретно графский. И лилия в гербе графов Воронцовых одна, а две другие – розы. [25] Но вот что авторы-разработчики современно герба Советского района точно подметили и отразили в гербе, так это то, что лилии «процветшие». А что, за эти годы лилия из «графского герба» вполне могла и «процвести», ведь время-то идет. И в этом контексте она (лилия) являет собой, как сказано выше, символ плодородия...

Не обойден вниманием авторами-разработчиками и род князей Долгоруковых или Долгоруких. В обосновании символики официальных символов сельского поселения Замошинское Можайского муниципального района Московской области записано, что «рука, закованная в латы, держащая стрелу элемент герба князей Долгоруких символизирует огромную их роль в развитии местных территорий. Село Мокрое - центр Замошинского сельского поселения основано во второй половине XVIII столетия князем Василием Васильевичем Долгоруким, сделавшим много для его благоустройства». В эмос тексте одна и та же рука записана как: а) - «рука, закованная в латы» и б) - «рука в латах». В описании герба рода Долгоруковых записано: «выходит из облака рука со стрелой, облачённая в латы». [26] При этом современная «рука, закованная в латы» «символизирует огромную их (князей Долгоруких – авт.) роль в развитии местных территорий», а та же рука, но «в латах» - «символ защиты и покровительства аллегорически символизирует героизм защитников Отечества - во время Великой Отечественной Войны». [27]

То, что автор текста как обычно сослался на герб князей Долгоруких, а не на герб РОДА Долгоруких, уже привычно и объяснимо: ну не понимает он, почему некорректно пропускать слово «род». Что же поделать, если образования не хватает, а объяснить некому. Но вот каким образом деревня Мокрая стала селом – неясно. Если мы обратимся к Закону Московской области от 30.03.2005 № 95/2005-ОЗ «О статусе и границах Можайского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», то во второй части статьи 8 прочитаем: «Населенные пункты Можайского района Московской области, находящиеся в границе сельского поселения Замошинское: Мокрое - деревня Замошинского сельского округа». [28] Что населенный пункт Мокрое является деревней, а не селом, установлено и в Уставе сельского поселения Замошинское. Ниже мы посвятим несколько строк правовому регулированию гербовой практики в современной России. Но только несколько строк, поскольку на эту тему готовится к выпуску большая и серьезная статья.

Так что же Долгорукие? Из текста обоснования следует, что рука символизирует огромную их (Долгоруких) роль в развитии местных территорий. О каких местных территориях идет речь? О селе Мокрое, которое, «основано князем Василием Васильевичем Долгоруким во второй половине XVIII столетия»? Это не так, и это грубейшая подтасовка исторических фактов. Многочисленный род князей Долгоруких ведет свою историю с XVII века. Следовательно, говорить «об огромной их роли», читай всех князей в развитии местных территорий - нет оснований. Что же касается указанного в обосновании символики одного представителя этого княжеского рода, то Василий Васильевич Долгорукий родился во второй половине XVIII века, когда сельцо Мокрое уже существовало. А принадлежать князю Мокрое стало в конце XVIII века, когда Император Павел I в день коронации пожаловал В.В. Долгорукому чин действительного тайного советника (правда, вскоре выслал его с семьей на жительство в деревни). Вот вам и «герб – исторический источник». [29]

Герб городского поселения Холм-Жирковское Холм-Жирковского муниципального района Пензенской области и герб городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области схожи тем, что в них указан род Уваровых и родовой герб. При этом герб городского поселения Холм-Жирковский «создан на основе герба Уваровых, род которых владел усадьбой Холм», [30] а изображение в гербе городского поселения Уваровка «стропила - одной из фигур графского герба и колеса - традиционного символа движения вперед, целеустремленности, развития, символизирует Уваровых и построенную ими дорогу, сыгравшую ключевую роль в становлении поселка» . [31] И вновь вопрос – а где в гербе рода Уваровых колесо?
В современном гербе городского поселения Холм-Жирковское щиту Уваровых разработчики придали вид древнерусского щита, что, по их мнению, «символизирует древность Холмских земель и их принадлежность Руси». Эти уверения, зафиксированные нормативно, вновь рождают вопрос: а кто уполномочил разработчиков менять вид щита – потомки? И где же тут, исходя из сказанного, «связь времен»?

А, кроме того, в современном гербе городского поселения Уваровка о геральдической фигуре «стропило» добавлено и такое пояснение: «городское поселение Уваровка расположено на самом высоком месте Московско-Смоленкской возвышенности и является самым высоким местом Московской области, что аллегорически отраженно геральдическим стропилом» . Так вот, Московско-Смоленкской возвышенности не существует ни на территории Московской области, ни на территории Смоленской области, ни на территории Российской Федерации. В Большой Советской энциклопедии есть сведения о Московской возвышенности, протянувшейся от верховьев рек Вори и Москвы до верховьев реки Колокши, о Смоленской возвышенности, протянувшейся главным образом в Смоленской области от города Орши до верховьев рек Вори и Москвы, о Среднерусской возвышенности, расположенной в пределах Восточно-Европейской равнины от широтного отрезка долины реки Оки на севере до Донецкого кряжа на юге, и других. Если и можно говорить о соединении наименования двух возвышенностей, то это так называемый «сленг», который не должен помещаться в официальные документы.

В центре герба сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района Московской области расположено «пурпурное, коронованное золотом, сердце», и, согласно тексту обоснования символики, «коронованное сердце, заимствованное из герба Александра Даниловича Меншикова, символизирует связь прошлого с настоящим». Однако в описании герба рода князей Меньшиковых мы читаем: «Герб рода князей Меньшиковых представляет щит, разделенный на четыре части крестообразно, и еще в средине пересечения перпендикуляра помещенный меньший щиток с изображением в золотом поле русского двуглавого орла, на груди которого в золотом же щитке красное сердце, увенчанное княжескою короною». (см. Геральдика.ру) Следовательно, о связи прошлого с настоящим говорить не только не приходится, поскольку, во-первых, цвета сердец разные, а во-вторых, элемент из герба целого рода выдан за личный герб А.Д. Меншикова. Здесь впору говорить о переписывании истории «на свой лад». В подтверждение этого, а также в качестве примера неуважения к истории своего отечества, приведем обоснование символики герба сельского поселения Ульянинское Раменского муниципального района Московской области, согласно которому «в качестве основного мотива герба использован орел из герба Давыдовых и красный цвет орла с делением щита на золото и голубой из герба Орловых». Однако, цвет орла в описании герба рода Давыдовых, внесенного в часть вторую часть Общего гербовника дворянских гербов Всероссийской империи указан черным, а цвет поля - красный. [32]

Что же касается деления щита на золото и голубой из герба Орловых, то неясно, о каких Орловых в данном тексте обоснования идет речь. В Общий гербовник дворянских гербов Всероссийской империи внесены порядка десяти гербов Орловых. Если речь идет о гербе Орловых, внесенном в пятую часть гербовника, то в этом гербе указаны голубое и красное поля. Если речь идет о гербе графа Григория Григорьевича Орлова, имеющего титул князя Римской Империи, то в его гербе, внесенном в первую часть указанного гербовника, поля золотое и красное. А вот расположенный в середине этого герба «щиток, десятикратно разлинованный горизонтально золотыми и голубыми полосами». [33] Из сказанного читателю, надеемся, ясно, в чем заключается неуважение к истории своего отечества. Недопустимо вот так просто брать символы из прошлого и примеривать их на современный лад, да еще на таком уровне. Сократ сказал: «Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество».

Нельзя не обойти вниманием и военную тематику в современной практической геральдике.

В обосновании символики уже упоминавшегося выше герба сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области написано: «Расположенное на берегах реки Оки … поселение является граничным с Калужской областью. В годы Великой Отечественной войны части и соединения 49-й армии, воевавшие на землях поселения, отстояли подступы к городу Серпухову и преградили врагу путь к Москве с юга» . Какая связь в этом тексте между расположенным на Оке сельским поселением Дашковское, граничащим с Калужской областью, и частями и соединениями 49-й армии? … Одному автору обоснования символики известно…

В обосновании символики официальных символов сельского поселения Базаровское Каширского муниципального района Московской области написано буквально следующее: «… именно здесь, корпус под командованием генерала П.А. Белова 26 - 28 ноября 1941 года, опередив на несколько дней общее наступление советских войск под Москвой, вступила в бой и опрокинула немецко-фашистские войска генерала Гудериана». [34] Такое впечатление, что автор обоснования плохо себе представляет, о чем пишет: почему советские войска отдельно, а корпус П.А.Белова – отдельно? И кто, позвольте узнать, «опрокинула» и куда «опрокинула»?


Речь, судя по всему, идет не просто о корпусе под командованием генерала П.А. Белова, а о Первом гвардейском кавалерийском корпусе генерал-майора П.А. Белова, Героя Советского Союза, на которого Военным Советом Западного фронта была возложена персональная ответственность за оборону города Каширы осенью-зимой 1941 года. А фраза же «немецко-фашистские войска генерала» подразумевает, по-видимому, 2-ю танковую армию генерал-полковника германской армии Х. Гудериана.
Что же касается общего наступления советских войск в указанные автором обоснования символики сроки, то о событиях, происходивших осенью 1941 года под Москвой, корректнее говорить как об оборонительных действиях советских войск. Действия же т гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора П.А. Белова способствовали перелому в обороне в начале декабря 1941 года, о чем указывают нам исторические источники. Они же указывают и конкретную дату, которую принято считать началом контрнаступления наших войск на всем Московском направлении - 5 декабря 1941 года.

А в обосновании символики герба сельского поселения Машоновское Зарайского муниципального района Московской области написано, что «красный цвет - символ мужества многих жителей поселения принимавших участие и в Великой Отечественной Войне и в других локальных войнах (Афганистан, Чечня)». [35] Из этой фразы следует, что красный цвет символ мужества не для всех жителей поселения, ведь не все участвовали в войне. Ну, а уж утверждение о том, что Великая Отечественная война попала в разряд локальных, говорит об уровне образованности авторов герба: Великая Отечественная война никогда не была локальной! Она имеет второе название - Вторая мировая война.

Религиозная тематика также своеобразно перекликается с геральдикой.

Обоснование символики герба сельского поселения Новинское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области его автор полностью переписал из статьи научного сотрудника Музея истории и культуры старообрядчества (Москва) С.С. Михайлова «Возможно ли возрождение старообрядческой гуслицкой росписи?» (www.starover.religare.ru), нисколько не задумавших об ответственности за присвоение себе авторства чужого текста: «Одним из промыслов, существовавших на территории Подмосковья, - читаем мы в обосновании символики герба и в статье С.С. Михайлова, - была так называемая "гуслицкая" роспись, которой в период ее бытования оформлялись исключительно старообрядческие рукописные певческие книги. Более нигде эта роспись не использовалась. Гуслицкая роспись бытовала исключительно в местности «Гуслицы» в юго-восточной части бывшего Богородского уезда Московской губернии (слова «Московской губернии» добавлены автором обоснования символики – авт.), населенной в основном, старообрядцами. Сейчас этот край, за исключением нескольких населенных пунктов, находится в южной части Орехово-Зуевского района Московской области. Места, где существовала роспись, совпадали с местами переписывания книг»; или: «Места, где существовала роспись, совпадали с местами переписывания книг». [36]

Далее автор обоснования символики пишет: «Возвышающиеся на столбах восьмиконечные кресты, особо почитаемые старообрядцами и признаваемые ими за совершенный крест, символически указывают на проживание здесь одной из ветвей православной церкви». При этом автор обоснования символики не указывает, какая именно из ветвей (русская, албанская, польская, иерусалимская и др.) проживает «здесь»? Следующие абзацы, касающиеся инока-схимника Леонтия, полностью переписаны с сайта «Крылья голубиные». При этом что означает понятие «инок-схимник», чем же был знаменит инок-схимник Леонтий, какая связь между ним и «гуслицкой» росписью, в обосновании символики герба не сказано. Потому что этого нет и в тексте указанного сайта. Жаль, конечно, что сельское поселение Новинское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области имеет оригинальный герб, но такое к нему непроработанное обоснование символики.

«Геральдическая жизнь» различных корон также разнообразна. Вот некоторые примеры.

«Царская корона» , в обосновании символики официальных символов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области, «одетая на среднюю башню». При этом в геральдическом описании герба закреплена не царская корона, а корона «о трех видимых листовидных зубцах» без указания на ее царский статус. [37]

В описании герба сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области указана «золотая, с самоцветами на обруче, пятью листовидными зубцами и жемчугом на дужках, королевская корона, окруженная золотым дубовым разомкнутым венком». Между тем, корона в гербе рода Шереметевых, а именно из этого герба, как следует из обоснования символики, заимствована упомянутая выше корона, описана как «золотая Корона». И на ней отсутствуют самоцветы, пять листовых зубцов, жемчуга на дужках. И окружает корону не дубовый, а лавровый венок, и он неразомкнут. И это, по сути, грубое искажение исторического родового герба выдается автором обоснования символики, с молчаливого согласия автора идеи герба, за «связь времен». Нет здесь никакой связи времен! Читая дальше, мы узнаем, что дубовый венок, заимствованный из герба рода Шереметевых, оказывается, «аллегорически отражает так же» и события, связанные с посещением имения Денежниково «самого Суворова», который «по народному приданию посадил там дуб, растущий и по настоящее время». Если речь идет о великом русском полководце, одном из основоположников русского военного искусства, Александре Васильевиче Суворове, то почему же автор обоснования символики позволяет себе не обозначить, хотя бы инициалами эту фамилию? И каким образом дубовый разомкнутый венок, заимствованный из герба рода Шереметевых, отражает народное прИдание - неизвестно. Одно известно четко: Борис Петрович Шереметев, о котором упоминается в обосновании символики, жил с 1652 по 1719 годы, а А.В. Суворов, который посещал имение Денежниково, с 1729 по 1800. [38]

Из обоснования символики герба городского поселения Белоомут Луховицкого муниципального района Московской области следует, что дворянской золотой короной отражена одна из страниц истории поселения, которая «связана с кольцом «дворянских гнезд». Однако в описании герба указана золотая корона с тремя большими и двумя малыми видимыми листовидными зубцами. [39]


Интересная и «символическая жизнь» флоры и фауны. В обосновании символики официальных символов Камышинского муниципального района Волгоградской области «орел сидящий на арбузе символизирует бдительность и сохранность урожая», а в аналогичных текстах Адамовского района Оренбургской области по версии того же автора орла «принято считать олицетворением Всевидящего Ока, Провидения». [40] Пытливый читатель может спросить – почему всевидящего ока? Ответ найдется здесь же, в тексте обоснования - «благодаря острому зрению»… Что же касается собственно Всевидящего Ока как сложной символико-аллегорической композиции, появившейся в русской иконографии в конце XVIII века, то она к орлу, сидящему на арбузе, никакого от ношения не имеет, поскольку символизирует Всевидящего Бога.
В обосновании символики Красногвардейского муниципального района Оренбургской области «Черный орел - символ всей фауны Оренбуржья. … Подобно льву в животном мире орел является царем в пернатом мире и олицетворяет мощь, зоркость, быстроту, терпение, силу». [41]

В обосновании символики герба города Сорск Республики Хакасия «Золотой горный орел - олицетворяет мощь молибденового комбината»; [42] А вот в обосновании символики герба Сковородинского района Амурской области орлу символику «не сочинили», он «изображен побеждающим змею, которая в российской символике связана с образом неправедной силы». [43] Приехали. Общеизвестно, что змея в геральдике является символом мудрости. Почему же и благодаря кому в российской геральдике она приобрела вдруг образ неправедной силы? И какую же такую неправедную силу, означающую на самом деле силу, действующую не по справедливости, побеждает несимволический орел?

Есть еще масса примеров псевдогеральдической практики. Одно из направлений касается приданию фигурам такой символики, или набор символик, что истинные их символические характеристики уже и не вспомнить. Так, в обосновании символики герба поселка Пангоды (правильно – городское поселение Пангода Надымсконо муниципального района Ямало-Ненецкого автономного округа – авт.) сидящему на холме медведю в числе прочих «многозначностей» придана символика «национального символа России»; а медведю в уже упоминавшемся обосновании символики герба Зиминского района Иркутской области определена такая символика, как «воскресение (после зимней спячки)» ; в обосновании символики официальных символов Таштыпского района Республики Хакасия кедровая ветвь с шишками является символом «…благовония», а «узор из веток богородской травы» в этом же тексте обоснования символики являет собой две аллегории: «прекрасных горных пастбищ» и «национального хакасского узора» . [44] Отметим все же, что богородская трава, она же чабрец, произрастает на только на горных пастбищах, но и на склонах, и на скалах, и в песчаных степях, и в степных лугах, и по окраинам сосновых боров, и в каменистых тундрах.

В официальных символах Адамовского района Оренбургской области сноп пшеничных колосьев символизирует «ратный труд тружеников района». Общеизвестно однако, что термин «ратный» является синонимом слов «военный», «боевой» (от «рать» - брань, ссора, война). Ратным может быть подвиг. Но даже если и сопоставить слова «ратный» и «труд», то это все равно воинский труд, но никак не на пахотных землях.

Что касается правовых нарушений, то это тема отдельного исследования, но наиболее частые все же отметим.

Особое внимание следует обратить на несоответствие названий муниципальных образований их нормативно установленным наименованиям.

Так в Государственный геральдический регистр Российской Федерации внесены герб и флаг поселка Пангоды, являющегося на самом деле городским поселением Пангоды Надымского муниципального района Ямало-Ненецкого автономного округа. [45]
Поселок Бетлица Калужской области, герб которого внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, на самом деле не может иметь герб, поскольку этот поселок не является муниципальным образованием. В Калужской области, согласно Закону Калужской области от 4.10. 2004 № 354-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц «Барятинский район», «Куйбышевский район», «Людиновский район», «Мещовский район», «Спас-Деменский район», «Ульяновский район» и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, муниципального района», есть Куйбышевский муниципальный район с административным центром в поселке Бетлица, а также сельское поселение Бетлица административным центром в поселке Бетлица. Спрашивается, какой герб внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации?

Герб Бессоновского сельского поселения Бессоновского муниципального района Пензенской области почему то утвержден решением Комитета местного самоуправления Бессоновского сельсовета, который не имеет на то полномочий. В статье 17 Федерального законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения установлены.
А герб Степновского сельского поселения Красноярского муниципального района Астраханской области утвержден решением муниципального образования «Степновский сельсовет». Муниципальное образование не может принимать решения, для этого есть выборный коллегиальный орган – Совет депутатов.
Произвольная трактовка чередования статуса поселения и его наименования, а также заключение в скобки, либо добавления слов «муниципальное образование», либо аббревиатуры «МО» допускаемая разработчиками гербов, встречается постоянно. Так в соответствии с законодательством Московской области, регулирующим сферу местного самоуправления, принято сначала указывать статус поселения, а затем его наименование без кавычек и слов «муниципальное образование». Соответственно, следует писать сельское поселение Машоновское, городское поселение Уваровка и т.д. И не следует писать, меняя местами наименование муниципального образования с его видом. А отсутствие указания принадлежности поселения к муниципальному району, субъекту Федерации - и вовсе всех запутывает. Например, поселений с наименованием Красносельское, Краснооктябрьское, Октябрьское, Первомайское и пр. множество в России. И к какому из муниципальных районов принадлежит данное поселение, а соответственно и его герб – понять сложно.

Какие же выводы напрашиваются из всего сказанного?
Геральдика, разнообразная и сложная, становится образным и всеобщим языком нашей эпохи. Она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни общества. Гербы появляются повсюду: ими обзаводятся школы, корпорации, коммерческие фирмы, общественные организации, политические партии, церковь, частные лица, поскольку наличие герба придает солидность, надежность, уважение. Геральдика входит в моду в литературе, искусстве, быту, промышленности.

Однако существуют проблемы, которые требуют тщательного их рассмотрения. Немаловажным представляется изучение особенностей конкретного субъекта Российской Федерации, структуры территориальной организации субъекта. Предпринятый анализ показал отсутствие этого компонента. Но ведь это важно как для научного, так и для политического познания развития современной российской геральдики, поскольку вопросы перспектив ее развития, социальной направленности вызывают постоянный интерес у представителей разных отраслей знаний.

Во вступительном слове к изданию «Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований» председатель Законодательного собрания Челябинской области В.Д Давыдов, благодаря которому эта книга вышла в свет, привел очень важные для нас, современников, и очень точные слова: «Геральдика являет живую связь веков, связь сменяющих друг друга поколений». Именно нашему поколению предоставлена возможность средствами геральдики отразить эту связь веков, привнести свой вклад в историю нашей страны. Создание герба - занятие серьезное и крайне ответственное. А мы что делаем? Тяп-ляп по-химишински? Еще Сократ сказал: «Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество». А впору процитировать и такой афоризм:
«Culpa lata dolo comparatur – грубая небрежность приравнивается к умыслу».

Литература:
1.      См.: Туник Г.А. Гласный символ как отражение наименования муниципального образования (из опыта работы). Научно-культурологический журнал. № 12 [157] 25.08.2007; Туник Г.А. Современная российская геральдика как фактор отражения социально-политической специфики Российского государства: историко-политологический анализ. Монография //Научн. ред. К.И.Калинина, А.Ф. Дашдамиров. М., 2007; Туник Г.А. Практическая геральдика в современной России (политико-правовой анализ) //Право и политика. № 2 (98). 2008; Туник Г.А. Современная российская территориальный геральдика и проблемы регионального самосознания //Социум и власть. № 1, февраль 2005; Мотив, идея, легенда как принцип построения композиции современных символов //Научно-культурологический журнал RELGA. 2007. №17 [162] 05.12.2007 /www.relga.ru и др.
2.      Энциклопедия /Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др. Мн., 2003.
3.      Положение о гербе Степновского сельсовета Красноярского муниципального района Астраханской области утверждено решением Совета муниципального образования «Степновский сельсовет» от 27.12.2007 № 77.
4.      Положение о гербе Зиминского района Иркутской области утверждено решением районной Думы Зиминского район от 26.03.2008 № 343.
5.      Положение о гербе сельского поселения Петровское утверждено решением Совета депутатов от 21.11.2008 № 4/12.
6.      Положение о гербе сельского поселения Демиховское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов от 13.03.2008 № 9/3.
7.      Положение о гербе сельского поселения Горетовское Можайского муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов сельского поселения Горетовское от 24.03.2008 № 50/18.
8.      Положение о гербе сельского поселения Дороховское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов от 19.09.2007 № 23/7.
9.      Положение о гербе сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов сельского поселения Дороховское от 01.10.2007 № 55/27.
10.      Положение о гербе Прилузского муниципального района Республики Коми утверждено решением Совета Прилузского муниципального района от 13.04.2009 № III-20/5.
11.      Положение о гербе Шкотовского муниципального района Приморского края утверждено решением Думы Шкотовского муниципального района от 26.09.2006 № 243.
12.      Положение о гербе Северского муниципального района Краснодарского края утверждено решением Совета Северского муниципального района от 03.08.2006 № 350.
13.      Положение о гербе сельского поселения Ашитковское утверждено решением Совета депутатов сельского поселения Ашитковское от 26.09.2007 № 4/10.
14.      Положение о гербе сельского поселения Атепцевское Наро-Фоминского муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов от 11.04.2007 № 3/15.
15.      Положение о гербе Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края утверждено решением Собрания депутатов от 28.04.2007 № 38.
16.      Положение о гербе сельского поселения Непецинское муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов от 10.02.2009 № 104/27СД.
17.      Положение о гербе сельского поселения Вороновское Московской области утверждено решением Совета депутатов сельского поселения Вороновское от 10.07.2008 №04/01.
18.      Положение о гербе Таштыпского муниципального района утверждено решением Совета депутатов Таштыпского муниципального района от 05.02.2009 № 102.
19.      Положение о гербе Белинского сельского поселения утверждено решением Собрания представителей Белинского района Пензенской области от 18.12.2006 № 433-42/1.
20.      Положение о гербе Бессоновского сельского поселения Бессоновского муниципального района Пензенской области утверждено решением Совета депутатов Бессоновского сельского поселения от 28.12.2006 № 113.
21.      Положение о гербе Ремонтненского муниципального района утверждено решением Собрания депутатов Ремонтненского муниципального района Ростовской области от 28.04.2007 № 109.
22.      Общий гербовник дворянских родов Российской империи. Часть 3. 1-е отделение. С. 14.
23.      Антонов В.А. Титулы и гербы королей Дании в Северной Европе (XI–XX вв.). Учебное пособие. М., 2007; он же: Датская геральдика XII–XVII вв. М., 2008.
24.      Решение совета Советского муниципального района СК от 25.04.2007 № 276 «Об официальных символах Советского муниципального района» //Панорама нашей жизни. № 39-40. 19.05.2007.
25.      Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Часть 1. 1-е отделение. С. 28.
26.      Общий гербовник дворянских родов Российской империи. Часть I. С.7.
27.      Новая жизнь. № 78. 03.10.2007.
28.      Вестник Московской областной Думы. № 10. Октябрь 2005.
29.      Лукомский В.К. Герб как исторический источник //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
30.      Положение о гербе Холм-Жирковского городского поселения Холм-Жирковского муниципального района Смоленской области утверждено решением Совета депутатов Холм-Жирковского городского поселения от 07.10.2008 № 33.
31.      Приложение к решению Совета депутатов городского поселения Уваровка от 05.08.2008 № 25/3.
32.      Геральдика.ру
33.      Общий гербовник дворянских гербов Всероссийской империи. Часть I.
34.      Положение о гербе сельского поселения Базаровское Каширского муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов сельского поселения Базаровское от 18.11.2008 № 50/9.
35.      Положение о гербе сельского поселения Машоновское Зарайского муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов сельского поселения Машоновское от 24.06.2009 № 21/2.
36.      Положение о гербе сельского поселения Новинское Орехово-Зуевского муниципального района утверждено решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Новинское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 25.10.2007 № 21/6.
37.      Положение о гербе сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области от 25.03.2008 № 8/3.
38.      Положение о гербе сельского поселения Константиновское Московской области утверждено решением Совета депутатов сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области от 26.12.2007 № 9/1-СД.
39.      Приложение к решению Совета депутатов городского поселения Белоомут Луховицкого муниципального района Московской области от 01.04.2008 № 12/3.
40.      Диалог. № 43. 14.03.2007.
41.      Приложение к решению Совета депутатов Красногвардейского муниципального района Оренбургской области от 26.06.2007 № 13/1.
42.      Положение о гербе города Сорск Республики Хаксия утвержден решением Сорского городского Совета депутатов от 28.11.2006 № 403.
43.      Положение о гербе Сковородинского района Амурской области утверждено решением районного Совета народных депутатов от 21.07.2006 № 300.
44.      Положение о гербе Таштыпского муниципального района Республики Хакасия принято решением Совета депутатов Таштыпского муниципального район от 27.06.2008 № 74 «О гербе муниципального образования Таштыпский район Республики Хакасия».
45.      Закон ЯНАО от 20.12.2004 № 111-ЗАО (ред. от 06.10.2006) «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований Надымского района».

___________________________________
©Туник Галина Александровна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum