Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Федеральный бюджет России на 2019 год
24 ноября 2017 года Госдума приняла бюджет, зафиксировавший экономические макро ...
№19
(352)
10.12.2018
Культура
Новый взгляд на «Тихий Дон» в работах художника Владимира Бегмы
(№19 [237] 01.12.2011)
Автор: Наталья Благодарова
Наталья Благодарова

В Экскурсионно-выставочном  центре «Народный дом»  Государственного  музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вёшенской  работает выставка «Под донским небом», на которой представлено творчество Владимира Бегмы, Заслуженного художника Российской Федерации, члена Союза художников России. Владимир Иванович живёт и работает в Ростове-на-Дону. Он известен как график и живописец, талантливый художник-анималист, обладающий большим опытом педагогической деятельности.

Тематика картин художника, техника их исполнения разнообразны, но все его работы объединяет безграничная любовь к  шолоховским образам, природе Донского края. Большая часть работ выполнена по мотивам романа-эпопеи «Тихий Дон» М.А. Шолохова. 

Как вспоминает художник, впервые он познакомился с произведениями  Михаила Александровича  Шолохова в 11 лет, и с тех пор они  постоянно сопровождают его. Интерес к творчеству Шолохова Владимир Иванович объясняет тем, что работы Михаила Александровича поражают «жизненной правдой образов героев, глубиной изображения сути времени, лирическим и тонким описанием близкой нам природы донского края, бесконечностью, как микро-, так и макромира».

Особый интерес представляют картины, написанные к определенным эпизодам произведения. В этих работах автор показывает нам не только свое видение развития сюжета, но и раскрывает его динамику во времени. Давайте прочтём шолоховские строки и посмотрим, как они воплощены на картинах Владимира Бегмы.

На выставке представлена серия  иллюстраций,  относящихся к теме рыбной ловли, которая у Шолохова проходит через весь роман. Так, описывая сборы Григория с Пантелеем Прокофьевичем на рыбалку, тонкости самой ловли и продажу улова купцам Моховым, Михаил Александрович впервые представляет  читателям новых действующих лиц – Аксинью Астахову, Митьку Коршунова, деда Гришаку, братьев  Шамилей, Лизу и Сергея Платоновича Моховых. Также в этой главе завязываются отдельные сюжетные линии романа.  

Нажмите, чтобы увеличить.
В. Бегма «Подсекают сазана».
 
Владимир Бегма выполнил рисунок «Подсекают сазана» - иллюстрацию к одному из моментов рыбалки Григория и Пантелея Прокофьевича, образно противопоставив могучие силы природы решимости человека выйти победителем  в борьбе со стихией. «Возле баркаса, хлюпнув, схлынула вода, и двухаршинный, словно слитый из красной меди, сазан со стоном прыгнул вверх, сдвоив по воде изогнутым лопушистым  хвостом. Зернистые брызги засеяли баркас…» [1, с.15]. 

         На иллюстрации «После рыбалки» Григорий и Пантелей Прокофьевич  поднимаются вверх по тропинке. С  высокого берега Дона открывается панорама широкого простора реки, вдали виднеется маковка церквушки. Люди как бы представлены в едином целом с широтой необъятных далей. Разговор отца с сыном  драматичен, и художник противопоставляет ему умиротворенный пейзаж. Люди воспринимаются как часть пейзажа.  «Ты, Григорий, вот что… примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой… Ты гляди, парень, я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперед упреждаю: примечу – запорю!.. Гляди, не забудь, а нет – с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!..» [1, с.16]. 

Нажмите, чтобы увеличить.
В. Бегма «После рыбалки». 2004 г. Картон, масло.

Иллюстрация «Выкуси, батя» - мысленный ответ Григория на предупреждение отца.   Фигуры выдвинуты на первый план, они приближены настолько, что зритель чувствует настроение персонажей - непререкаемость и уверенность в своей правоте отца, настырность и упрямство молодого сына. «Покусывая губы, шел Григорий сзади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный уйду ноне на игрище», – думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок…» [1, с.16].

Далее художник словно продолжает вслед за автором романа рассказ о молодом рыбаке, который несет улов на продажу и встречает друга-одногодка Митьку Коршунова. В  иллюстрации «Сазан. “Наш дед  Гришака  про  турецкую войну брешет…”» сцена развернута на площади  у церковной ограды, куда попали  Григорий  и  Митька по пути к купцам Моховым.  На первом плане мы видим, как Григорий  объясняется с Митькой Коршуновым, на втором – группа казаков слушает рассказы героя турецкой войны Митькиного деда. Будничность хуторской сценки подчёркивается возвышающимся над толпой гусем, которого пытается продать ктитор. Григорий одет в повседневную одежду, обут в  белые  носки и  чирики, так, как был на рыбалке. На  Митьке  праздничная одежда: вышитая рубаха, новые шаровары, сапоги, он подпоясан наборным кавказским поясом. Этим контрастом показаны характеры героев романа. 

 «На площади у церковной ограды кучился народ. В толпе ктитор, поднимая над головой гуся, выкрикивал: «Полтинник! От-да-ли. Кто больше?».

Гусь вертел шеей, презрительно жмурил бирюзинку глаза.

В кругу рядом махал руками седенький, с крестами и медалями, завесившими грудь, старичок.

- Наш дед Гришака про турецкую войну брешет, – Митька указал глазами. – Пойдем  послухаем?» [1, с.17].

 Следующая иллюстрация - картина-портрет «Лиза Мохова». В этой сцене закладывается интрига дальнейших взаимоотношений Митьки Коршунова и Лизы Моховой, отношений, круто перевернувших  судьбу этой чистой, любопытной и наивной девушки.  «В плетеной качалке – девушка. В руке блюдце с клубникой. Григорий молча глядел на розовое сердечко полных губ, сжимавших ягодку. Склонив голову, девушка оглядывала пришедших» [1, с.18].

На иллюстрации «Семья Мелеховых во время грозы» изображена подготовка к ночной рыбалке. Вся семья, кроме Петра, который находился в казачьих летних лагерях, готовит бредень для ловли стерлядей. Это счастливое время, когда ничего семье не угрожает: Григорий и Дуняшка беззаботно смеются, и лишь раскаты грома да вспышки синего света молний пугают Ильинишну и Дарью.

Нажмите, чтобы увеличить.
В.Бегма «Семья Мелеховых во время грозы».

«Зашивать бредень села Дарья. Старуха, укачивая дитя, бурчала:

- …Какая теперича ловля? Куда вас чума понесет? Ишо перетопнете, там ить на базу страсть Господня. Ишь, ишь как полыхает! Господи Иисусе Христе, царица небес...”.

    В кухне на секунду стало ослепительно сине и тихо: слышно было, как ставни царапал дождь, следом ахнул гром…Дарья мелкими крестиками обмахивала окна и двери...

     - Дунька! Кошку выкинь на баз. Брысь ты, нечистая сила! Чтоб ты…

     Григорий, уронив комол бредня, трясся в беззвучном хохоте…

    -  И какая теперя рыба, - заикнулась было старуха. 

   -  Не разумеешь – молчи! Самое стерлядей на косе возьмем. Рыба к берегу  зараз идет…» [1, с.23].

Представлены на выставке и другие иллюстрации к шолоховским произведениям – портреты, пейзажи, сцены из жизни станичников. «В течение многих лет своей творческой биографии я вновь и вновь обращаюсь к иллюстрированию романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». В процессе разработки эскизов иллюстраций я не мог не коснуться темы природы – образа донской земли, её животного мира, драгоценной россыпью вкраплённых в живую ткань великого романа», – подчеркивает художник.

Побывав на выставке Владимира Бегмы, хочется ещё раз перечитать роман, пройти дорогами шолоховских героев, погрузиться в страстный мир донского казачества. Каждый эпизод, проиллюстрированный художником, воспринимается по-новому, характеры персонажей обретают новые черты, а красота природы воспринимается острее. 

 Выставка  «Под донским небом» представляет только часть большого собрания работ Владимира Бегмы, посвященных легендарным образам «Тихого Дона». В планах художника – продолжение работы по шолоховской тематике. 

 

Литература:

  1. Шолохов М.А. Тихий Дон. Роман в 4-х кн. Книга первая. – M., Моск. пис., 2004

_____________________________

© Благодарова Наталья Александровна

 

 

Нажмите, чтобы увеличить.
В.Бегма «Выкуси, батя». 2004 г. ДВП, масло.

Нажмите, чтобы увеличить.
В.Бегма «Сазан. “Наш дед Гришака про турецкую войну брешет…”». 2004 г. ДВП, масло.

Нажмите, чтобы увеличить.
В.Бегма «Лиза Мохова». 2004 г. Холст, масло.

Нажмите, чтобы увеличить.
Владимир Бегма беседует с вёшенскими школьниками. Фото Татьяны Кошелевой.

Нажмите, чтобы увеличить.
На выставке «Под донским небом». Фото Татьяны Кошелевой.

 

 

 

 

 


 

 

На глинистом краю. Стихи
Сегодня тыщи звёзд дрожат в небесном сите,/Промерзшие насквозь, мечтают о тепле,/И смотрит грустный Бог, как т...
Она хотела, чтобы свободными были мы
Памяти Людмилы Алексеевой - от редакции, друзей и единомышленников
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum