Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
Уроки национальной политики и перспективы этнополитических процессов на Северном Кавказе
(№13 [135] 10.07.2006)
Автор: Валерий Дзидзоев
Валерий Дзидзоев
(историко-политологический анализ)

Республики Северного Кавказа – Республика Северная Осетия – Алания, Республика Ингушетия, Чеченская республика – Ичкерия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская республика и Карачаево-Черкесская республика – представляют собой наиболее многонациональные субъекты Российской Федерации.

Среди республик Российской Федерации Дагестан по численности населения занимает третье место, где проживает более двух миллионов человек (1,2 % населения России) [1], а чеченцы (численность более 1 млн. чел.) являются третьей по численности нацией (после русских и татар) нашей страны [2]. На сравнительно небольшой территории республик Северного Кавказа проживает около 150 наций, в том числе около 50 коренных (автохтонных) наций и этнических групп, имеющих свои традиционные культуры, языки, этногенез, исторические судьбы и т.д.

Республики Северного Кавказа к началу демократических преобразований в СССР унаследовали от прошлого большие проблемы в экономической и социальной сферах, а также в межнациональных отношениях. Серьезными и опасными проблемами в регионе, на наш взгляд, были:

Во-первых, отсутствие продуманной национальной и федеративной политики. Существовало политическое недоверие к коренным народам Северного Кавказа, которое проявлялось в том, что республики и автономные области возглавлялись приезжими из Москвы русскими партийными функционерами. Так, например, Д.Г.Завгаев был первым чеченцем, которому Москва доверила в 1989 г. должность первого секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС. Все 14 предыдущих партийных руководителей Чечено-Ингушетии были русскими и представителями других народов страны. Русские партийные функционеры возглавляли Карачаево-Черкесию (Мураховский), Кабардино-Балкарию (Елисеев), Северную Осетию (Одинцов) и т.д. Кроме того, ключевые должности (например, председателя КГБ, министра внутренних дел, прокурора, зав. отделом административных органов обкома партии и т.д.) в республиках и областях Северного Кавказа, как правило, занимали русские.

Именно отсутствием продуманной национальной политики можно объяснить то, что Северный Кавказ развивался в основном по остаточному принципу. Так, например, промышленность Чечено-Ингушетии на 25 % была союзного подчинения [3]. Доходы от добычи и переработки нефти (в 1970 г. было добыто 21.4 млн. т. нефти, а за весь период советскойвласти 500 млн. т.) шли в союзный бюджет [4]. Народу республики от деятельности нефтехимического комплекса досталась загрязненная в экологическом отношении окружающая среда и разграбленные природные ресурсы. Социальная инфраструктура оставалась неразвитой, особенно в сельских районах республики. Многие села были без больниц, школ, газа, т.е. без индустрии услуг, которая делает жизнь качественно иной [5]. Аналогичные примеры можно привести почти по всем республикам Северного Кавказа, что, на мой взгляд, является отсутствием у союзного и федерального центров продуманной, эффективной национальной и федеративной политики.

Во-вторых, наличие нерешенных вопросов у репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, турок-месхетинцев) и в то же время постоянное заигрывание союзного (М.С.Горбачев) и федерального (Б.Н.Ельцин) центра с ними.

В-третьих, стремительное падение уровня жизни основной части населения региона, рост безработицы, наркомании, пьянства, численности бездомных детей, правонарушений и т.д.

В-четвертых, проблемы разделенных народов (осетин, лезгин, ногайцев и т.д.) и территориальные претензии одних народов к другим.

В-пятых, безработица и как ее следствие массовое отходничество, спекуляция и рост преступности. Власти официально не признавали существование безработицы, но фактически она существовала во всех республиках Северного Кавказа. Огромная армия отходников (в простонародии получили название «шабашники»), которых власти окрестили «тунеядцами», разъезжающими за «длинным рублем», на самом деле искали в республиках бывшего СССР (в основном в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане и т.д.) подходящую сезонную работу, которую бы хозяева оплатили более или менее хорошо.

На заработки вместе с родителями выезжало большое количество детей и юношей коренных народов Северного Кавказа. Значительная их часть осталась в бывших советских республиках, которые с 1991 г. стали независимыми государствами. В 90-е годы XX в. бывшие «шабашники» из республик Северного Кавказа, получившие в советские времена постоянную прописку в республиках Средней Азии и Казахстана, стали массами возвращаться (многие из них в статусе «беженцев») на историческую родину, создавая немалые проблемы в экономической, общественно-политической, демографической сфере, межнациональной ситуации.

Общественно-политическая обстановка на Северном Кавказе заметно осложнялась требованием ингушей вернуть Пригородный район Северной Осетии под юрисдикцию Чечено-Ингушетии (а впоследствии Республике Ингушетия) и требованием чеченцев-аккинцев вернуть им Новолакский район (до 1944 года Ауховский район, где компактно проживали чеченцы-аккинцы) Дагестана. Ситуация усугублялась тем, что значительная часть населения (осетины, кабардинцы, черкесы, русские, аварцы, лакцы, даргинцы и др.) «добровольно-принудительно» была переселена в 1944-1945 гг. в дома выселенных балкарцев, кабардинцев, чеченцев и ингушей. А в 1957 году, когда депортированные народы Северного Кавказа вернулись на историческую родину, «добровольно-принудительно» переселившимся в их дома и прожившим там 13 лет народам (по воле и распоряжению органов государственной власти!) пришлось срочно и принудительно оставлять обжитые дома и возвращаться на новые места. Напомню, что численность таких переселенцев составляла сотни тысяч семей. Все эти проблемы следовало незамедлительно решать. Однако их решение затягивалось, создавая новые проблемы в сфере национальной политики и межнациональных отношений. В начале 90-х годов ХХ века после распада СССР многие очаги межнациональной напряженности и конфликты из латентного состояния перешли в открытые и стали серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации на юге страны (осетино-ингушские отношения, перешедшие в недельную межнациональную войну осенью 1992 г., российско-чеченские отношения и первая война федерального центра с Чеченской Республикой в 1994-1996 гг., вооруженное противостояние народов в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и т.д.).

В процессе распада СССР у значительной части населения Северного Кавказа усилился социально-психологический и духовно-нравственный дискомфорт, который, на мой взгляд, способствовал пробуждению религиозного (в основном исламского) и национального самосознания, появлению и активизации различных национальных и религиозных партий, объединений и движений. Так возникли «Садвал», «Тенглик», «Бирлик», Движение им. Имама Шамиля и др. в Дагестане; Зеленое движение, Исламская партия возрождения, Партия исламский путь и общество «Кавказ», создавшие в 1990-1991 гг. в Чечено-Ингушетии оппозиционный блок «Общенациональное движение чеченского народа» (ОДЧН), с целью реализации идеи «суверенитета Чеченской Республики»; Народный союз «Нийсхо», созданный ингушскими неформалами в Чечено-Ингушетии в

1989 г. с требованием создания Ингушской Республики и включением в ее состав Пригородного района Северной Осетии (до 1944 г. этот район принадлежал ЧИАССР, однако в 1957 г. при восстановлении упраздненной в 1944 г. ЧИАССР последнему вместо Пригородного района были переданы три района из Ставропольского края – Шелковской, Наурский и Каргалинский): «Адыгэ Хасэ», созданный кабардинскими неформалами и «Тёре» (Балкарский форум), созданный балкарскими неформалами в начале 90-х годов в Кабардино-Балкарии. Эти и другие национальные и религиозные партии, объединения и движения первоначально возникли на волне демократизации, гласности, перестройки. Определенная часть населения региона возлагала на них надежды на возрождение языков, традиционной культуры своих народов, стабилизацию общественно-политической обстановки и т.д. Однако очень скоро наметилась опасная тенденция к политизации некоторых их них. А по их примеру почти все остальные активно включились в политические процессы, которые бурно, противоречиво и болезненно происходили в республиках Северного Кавказа.
От митингов, собраний и манифестаций они стали переходить к массовым протестам, силовому давлению на органы власти. Поиски разумных компромиссов и взаимопонимания уступили место угрозам и ультиматумам. Многие из них превратились в политическую оппозицию официальной власти. Некоторые из них (кумыкское «Тенглик» в Дагестане, кабардинское «Адыгэ Хасэ» в Кабардино-Балкарии, Общенациональное движение чеченского народа (ОДЧН) в Чечено-Ингушетии и др.) делали попытки брать на себя властные функции, другие (лакское «Кази-Кумух», Национальный совет чеченцев-аккинцев, лезгинское «Садвал» в Дагестане, «Тёре» (Балкарский форум) в Кабардино-Балкарии, «Нийсхо» в Чечено-Ингушетии и др.) стремились доминировать в национальных общинах и максимально влиять «в интересах своих народов» на органы власти.

Национальные движения и объединения, пропагандировавшие, как правило, концепцию усиления внутринациональных связей, национально-патриотических чувств (иногда ориентируясь на ущельские принципы и традиции XVIII-XIX веков) стали детонаторами идеи создания на Северном Кавказе новых национально-государственных образований. Так, например, кумыкский «Тенглик» требовал создания новой республики – Кумыкстан, лезгинский «Садвал» добивался провозглашения Республики Лезгистан, а ногайский «Бирлик» – Республики Ногайстан. По замыслу лидеров и идеологов этих национальных движений должны были возникнуть новые автономные республики исключительно по этнонациональному признаку (по формуле «одна нация – одна республика»). Те же требования выдвигались карачаевским «Джамагатом», добивавшимся создания Карачаевской республики на территории Карачаево-Черкесской республики, балкарским «Тёре» (Балкарский форум), добивавшимся создания Республики Балкария на территории Кабардино-Балкарии. Однако проблема состояла в том, что вдохновители и идеологи создания новых республик на Северном Кавказе не считались ни с мнением федерального центра, ни с мнением других народов региона, которые веками проживают на этой территории. Оказывая силовое давление на федеральный центр и оппонентов, и, не считаясь со сложившимися историческими реалиями, лидеры и идеологи национальных, религиозных партий и общественных движений начали создавать очаги острейших межэтнических конфликтов, делить республики по этническому признаку, перекраивать существующие административные границы и даже заявлять «от имени народа» о выходе из состава Российской Федерации. Так, например, лидеры ингушского национального движения «Нийсхо», которых поддерживала часть ингушской интеллигенции 9-10 сентября 1989 года созвали в Грозном II съезд ингушского народа [6], который выдвинул идею создания отдельной от чеченцев Республики Ингушетия. Фактически съезд заложил мину под Чечено-Ингушской Республикой, выступив инициатором и вдохновителем разделения единой республики и возникновения на ее территории двух национально-государственных образований – Республики Ингушетия и Чеченской республики. Съезд от имени ингушского народа потребовал возвращения Пригородного района Северной Осетии под юрисдикцию будущей Республики Ингушетия (первоначально в документах значилась как Ингушская АССР, затем Ингушская Республика) в составе РСФСР. Съездом была принята резолюция об образовании Ингушской АССР и избран оргкомитет для реализации принятых решений [7]. Организаторы Ингушской АССР столицей своей республики определили правобережную часть города Владикавказ. При этом абсолютно игнорировалось мнение федерального центра, народа и руководства Северной Осетии, столицу которой руководители и идеологи «Нийсхо» решили поделить. Один из лидеров «Нийсхо», главный докладчик на II съезде ингушского народа Б.У.Костоев говорил: «Вторым важным моментом в возрождении Ингушетии является выход ее из состава Чечено-Ингушской АССР, поскольку опыт убедительно показал, что объединение Ингушетии и Чечни отрицательным образом сказалось на политическом, экономическом и культурном развитии ингушского народа. Ничего хорошего не дало и чеченцам объединение Ингушетии с Чечней, ибо это стеснило их и территориально, и политически, и экономически» [8]. Оставим на совести Б.У.Костоева голословные утверждения о негативных последствиях объединения Чечни и Ингушетии в 30-е годы. Этот вопрос, на мой взгляд, более объективно освещен в исторической литературе [9], и нет необходимости в данной статье повторяться. Отмечу лишь явную ошибочность другого вывода Б.У.Костоева относительно того, что объединение Чечни с Ингушетией «стеснило» чеченцев «и территориально, и политически и экономически». Такое утверждение не выдерживает элементарной критики, так как территория ЧИАССР в 1957 году стала значительно больше по сравнению с 1944 годом. И сделано это было советским правительством во благо Чечено-Ингушетии за счет присоединения трех районов Ставропольского края (которые по общей территории в три с лишним раза превышают Пригородный район Северной Осетии). Эти три достаточно плодородных района заметно усилили экономику ЧИАССР. На фоне этих очевидных фактов непонятно, каким образом могло произойти «стеснение» чеченцев «и территориально, и политически, и экономически». Таких выводов, не подтвержденных убедительными аргументами и фактами, было немало в выступлениях на II съезде ингушского народа. Автор этих строк уже приходилось опровергать отдельные выводы и утверждения делегатов II съезда, накаляющие общественно-политическую обстановку и межнациональные отношения на Северном Кавказе [10]. Заметим, что вольная интерпретация важнейших событий и фактов истории народов Северного Кавказа, как и других народов Российской Федерации, очень часто оказывает «необходимое» воздействие на умы и настроения определенной части общества, формируя общественное мнение в заданном направлении. Основной докладчик на II съезде ингушского народа доказывал необходимость и обоснованность образования «Ингушской АССР с административным центром в правобережной части города Орджоникидзе (ныне Владикавказ – В.Д.)» [11]. Он утверждал, что для нормального, как в 20-х годах, развития Ингушетии необходимо, чтобы ее политическим, экономическим, административным и культурным центром, соответственно исторической принадлежности и географическому положению, вновь стала правобережная часть города Орджоникидзе» [12]. Съезд активно поддержал эту идею. При этом никто из организаторов и участников съезда не поинтересовался мнением федерального центра и народа Северной Осетии. Все это, на мой взгляд, подводило сложную обстановку к межнациональной войне между ингушами и осетинами, которая началась 31 октября 1992 года.

Председателем оргкомитета для реализации принятых II съездом ингушского народа решений стал лидер «Нийсхо» Иса Кодзоев, который вскоре был отстранен от этой должности. Члены оргкомитета избрали новым председателем доктора юридических наук Бексултана Сейнароева. Следует подчеркнуть, что ингушское национальное движение разделилось на две части: 1) партию «Нийсхо», представлявшую интересы социальных низов Ингушетии; 2) умеренных сторонников создания Ингушской АССР.

Решения II съезда ингушского народа способствовали не только обострению осетино-ингушских отношений, но и распаду единой Чечено-Ингушской республики. Большой знаток истории и культуры Чечено-Ингушетии, профессор Дж.Гакаев по этому поводу пишет: «Если говорить о политических последствиях решения II съезда ингушского народа, то оно консолидировало не народ, а политическую элиту ингушей в их борьбе за власть. Более того, организаторы съезда вольно или невольно подорвали веру в идею вайнахского (чечено-ингушского – В.Д.) единства, подтолкнули рвущихся к власти чеченских национал-радикалов к проведению съезда чеченского народа. Ингушский, а затем и Чеченский национальные съезды искусственно подогрели чувства отчуждения, недоверия между чеченцами и ингушами и – как итог – привели к неправовому (без волеизъявления народов ЧИР) упразднению Чечено-Ингушской АССР» [13]. Нам кажется этот вывод очень верным. Парадокс в том, что общественные организации («Нийсхо», съезд ингушского народа) брали на себя смелость принимать судьбоносные решения, не учитывая многие объективные обстоятельства, мнение сотен тысяч человек разных национальностей, от имени которых выступали. А законно избранные органы власти Чечено-Ингушской АССР и РСФСР «возмущались», «протестовали», но решительных мер не принимали для пресечения политических авантюр. В итоге создавалась серьезная угроза национальной безопасности Российской Федерации на Северном Кавказе.

С конца 80-х годов в Грозном возникла общественная организация «Союз содействия перестройке», преобразованный в Народный фронт ЧИАССР во главе с Х.-А.Бисултановым. Социальной базой Народного фронта стали беднейшие слои чеченского общества. В противовес ему был создан Народный фронт содействия перестройке во главе с Л.Салиговым. В 1988-1990 гг. Народный фронт Хож-Ахмеда Бисултанова справедливо считался наиболее влиятельной оппозиционной общественной организацией в Чечено-Ингушетии. К осени 1990 г. Народный фронт распался, а на политической арене республики появилась новая оппозиционная общественная организация «Барт» («Согласие»), издававшая одноименный бюллетень.

В мае 1990 г. лидеры «Барт» З.Яндарбиев, Л.Усманов, М.Темишев и другие учредили Вайнахскую демократическую партию (ВДП), которая заявила о желании стать «цивилизованной оппозицией» и осуждала действия «экстремистов» из Народного фронта. Однако с 1990 г. ВДП, сменив курс, стала самой «революционной» партией, которая добивалась отставки партийно-советского руководства республики во главе с Д.Г.Завгаевым.

Справедливости ради отметим, что вначале лидеры ВДП на словах придерживались демократических принципов и ценностей (повысить статус ЧИАССР как равноправного субъекта обновленного СССР, больше внимания уделять традиционной культуре чеченцев и ингушей и т.д.), но фактически новая партия стала, по мнению чечено-ингушских исследователей, «организацией крайне экстремистского толка» [14].

В 1990 г. в Грозном возник оргкомитет по созыву съезда чеченского народа (в определенном смысле это был «ответный ход чеченцев» на решения II съезда ингушского народа). В его состав вошли представители чеченской интеллигенции – профессора Я.Ахмадов, К.Чакаев, писатели А.Сулейманов, А.Айдамиров и др. Идею созыва съезда поддержал руководитель республики Д.Г.Завгаев, и он состоялся 23-25 ноября 1990 г. В качестве почетного гостя на съезде присутствовал и генерал-майор Вооруженных Сил СССР Джохар Дудаев, первый чеченец, ставший советским генералом. Основной идеей съезда стало обоснование суверенитета Чечни. На съезде много говорили о государственной независимости Чечни. От имени чеченского народа съезд декларировал государственный суверенитет Чеченской Республики Нохчи-Чоъ [15]. Парадокс и здесь состоял в том, что общественная организация, т.е. съезд чеченского народа, по примеру II съезда ингушского народа приняла декларацию о государственном суверенитете, о выходе субъекта федерации из состава РСФСР. Отметим, что декларация юридической силы не имела, но, тем не менее, стала сильнейшим аргументом в руках националистов и сепаратистов Чечни, которые оказывали сильное давление на Верховный Совет ЧИАССР. 27 ноября 1990 года Верховный Совет ЧИАССР под председательством Д.Г.Завгаева принял Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской республики (ЧИР). Отныне Чечено-Ингушская республика объявлялась «суверенным государством», которое будет подписывать союзный и федеративный договоры на равноправной основе (как союзная республика) [16]. Парадокс состоял в том, что декларация обходила упоминания о РСФСР и СССР (лишь в статье 10 говорится об осуждении «геноцида в отношении чеченцев и ингушей и других народов СССР») из состава которых «вышла» Чечено-Ингушская республика, за которой «признавались» атрибуты независимого государства [17].

Здесь следует обратить особое внимание на позицию ингушских депутатов Верховного Совета ЧИР. Они выдвинули условие, согласно которому Грозный подпишет договоры с союзным и федеральным центрами только после возвращения под юрисдикцию ЧИР Пригородного района Северной Осетии. Ингушские депутаты настаивали, чтобы Верховный Совет республики таким образом заставил немедленно выполнить Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (статьи 3 и 6) в части территориальной реабилитации. Профессор Дж.Дж.Гакаев по этому вопросу пишет: «С этого момента Завгаев и его Верховный Совет начали рискованную многокомбинационную политическую игру. Суть ее – использовать возникшие противоречия между горбачевским союзным центром и новым российским руководством, с целью решения своих стратегических и тактических задач» [18].

В 1990 г. в ЧИР большое влияние имела еще одна общественная организация – Конфедерация народов Кавказа (КНК), которая пропагандировала идею создания независимого государства горских народов Кавказа по образцу «независимой» Горской Республики 1918-1920 гг.

С весны 1991 г. большую общественно-политическую силу в ЧИР начал набирать Исполком чеченского съезда. Дж. Дудаев, избранный председателем Исполкома, взял курс на конфронтацию с властью во главе с Д.Завгаевым. В республике крайне обострились межнациональные отношения и, как следствие, началась волна миграции русскоязычного населения. Русские и представители других народов спешно покидали Чечено-Ингушетию, которую неформальные лидеры титульных наций поделили и повели дело к преднамеренной конфронтации с федеральным центром. С каждым днем все более обострялась обстановка на границе с Северной Осетией, Ставропольским краем и Дагестаном. Так, например, лидеры «Нийсхо» развернули массированную агитацию среди ингушей «идти мирным походом на Владикавказ», где они, по-прежнему, видели столицу будущей Ингушской АССР. Эту акцию, названную профессором Дж.Дж. Гакаевым «провокационной» [19], власти ЧИР не только не пресекали, но и активно поддерживали. Отметим, что «мирный подход» не состоялся, но провокация лидеров «Нийсхо» сделала свое дело: осетино-ингушские отношения еще более накалились, а в Пригородном районе Северной Осетии и Владикавказе ввели чрезвычайное положение.

Ставропольский край и Дагестан также испытывали большое негативное влияние происходивших в ЧИР политических процессов. Заметно обострились ингушско-казачьи взаимоотношения в Сунженском районе ЧИР. 7 апреля 1991 г. ингуши убили атамана Сунженского казачьего отдела А.И.Подколзина, а 28 апреля в станице Троицкой в результате вооруженной стычки между казаками и ингушами погибло 5 казаков и 3 ингуша. Казачье население Сунженского, Наурского, Шелковского районов (в 1962 г. к Шелковскому присоединили Каргалинский район), а также г. Грозного стало активно требовать передачи Наурского и Шелковского районов Чечено-Ингушетии Ставропольскому краю. Такие требования поддерживали казачьи отделы русскоязычных районов ЧИР, возникшие в 1990 году. В ответ на это чечено-ингушские национал-патриоты, партии и движения выступили не только с критикой, но и угрозами в адрес казачьего движения и казаков. Очередной виток межнациональной напряженности еще более усилил отток русскоязычного населения из ЧИР [20].

Происходившие события активизировали деятельность наиболее «революционной» оппозиции во главе с Дж. Дудаевым. 8-9 июня 1991 г. состоялась 2-я сессия чеченского народа (переименованного в Общенациональный конгресс чеченского народа – ОКЧН), объявившая о низложении полномочий Верховного Совета ЧИР и о провозглашении суверенной Чеченской Республики «Нохчи-Чоь», не входящей ни в Россию, ни в СССР [21]. Временным органом власти на территории «Нохчи-Чоь» объявлялся исполком ОКЧН [22]. А далее уже ни в Грозном, ни в Москве никто не мог остановить Дж. Дудаева и его сторонников. Они захватили власть и начали создавать независимую Чеченскую Республику, не считаясь ни с мнением федерального центра (с помощью которого стал возможным чеченский кризис), ни с мнением многонационального народа республики (не был проведен референдум по этому вопросу). В отечественной правовой и историко-политологической литературе причины, ход, особенности и последствия российско-чеченского противостояния, в том числе и двух российско-чеченских войн (в 1994-1996 гг. и 1999-2002 гг.) усилиями ученых освещены в целом объективно [23].

Отдельные вопросы этого противостояния еще ждут своего объективного исследователя. Но цель данной статьи – не только в глубоком и всестороннем анализе российско-чеченского противостояния (тема слишком глобальная для одной статьи), а в попытке объективного анализа и других очагов этнополитической напряженности на Северном Кавказе. Конечно, среди них главное место, бесспорно, занимает до сих пор Чеченская Республика, ее взаимоотношения с соседними народами и федеральным центром. Однако были и остаются другие «менее заметные» очаги напряженности, которые следует, на наш взгляд, скрупулезно изучить и извлечь уроки на будущее.

В начале 90-х годов, как уже подчеркивалось выше, национальные движения кумыков («Тенглик»), лезгин («Садвал») ногайцев («Бирлик»), балкарцев («Тере» (Балкарский форум)), карачаевцев («Джамагат») требовали создания новых республик на Северном Кавказе. Автор этих строк еще в 1992 г. писал: «Республики Северного Кавказа… оказались в новой ситуации – скрыто или открыто предпринимаются попытки развала отдельно взятых республик… Кумыки хотят создавать свою республику Кумыкстан. Ногайцы вместе с казаками Дагестана хотят провозгласить свою автономию. На третьем съезде лезгинского народа в сентябре 1991 г. уже провозгласили создание республики Лезгистан. Таким образом, над Дагестаном нависала угроза развала территориальной целостности» [24].

Требования национальных движений о создании новых республик на Северном Кавказе создавали взрывоопасную этнополитическую обстановку в сложном и проблемном регионе Российской Федерации. В Дагестане против требований национальных движений кумыков, лезгин, ногайцев выступили остальные народы. На этой почве возникли острые этнополитические конфликты: длительное противостояние аварцев и чеченцев в сел. Ленинаул с образованием палаточного поселка на почве территориальных претензий (1991 год, в регионе было объявлено чрезвычайное положение), противостояние между кумыками и даргинцами в сел. Костек на почве землепользования (1992 год, в селе было объявлено чрезвычайное положение), длительная забастовка кумыкского населения в Хасавюртовской зоне с требованием отставки руководства правоохранительных органов и голодовка кумыкских женщин на центральной площади Махачкалы (1992 год) [25].

Опасные этнополитические конфликты имели место в Дербенте между лезгинами и азербайджанцами, в Кизляре между казаками и национальными движениями горцев, в Кизилюрте между аварским национальным движением и правоохранительными органами [26], в Нальчике между кабардинцами и балкарцами (1991-1992 гг.), в Карачаевске и Черкесске между карачаевцами и черкесами, а также между карачаевцами и казаками (1992 г.). Натянутые отношения между осетинами и ингушами, в которых некоторые неформальные лидеры и общественные организации Ингушетии сыграли крайне негативную роль, переросли в недельную межнациональную войну (31 октября – 6 ноября) в 1992 г., начатую ингушскими национал-эстремистами.

Вооруженному нападению на Северную Осетию (беспрецедентный до 1992 г. случай, когда один субъект федерации развязал кровавую бойню против другого) предшествовала морально-психологическая и идеологическая обработка населения Ингушетии, где не гнушались всевозможными выпадами, откровенными обвинениями осетин и руководства Северной Осетии во всех бедах ингушского народа. Лидеры и активисты «Нийсхо» призывали к немедленному возвращению Пригородного района Северной Осетии и правобережной части Владикавказа под юрисдикцию Чечено-Ингушетии (а после ее распада – под юрисдикцию Ингушетии). При этом снова игнорировалось мнение федерального центра, Конституции Российской Федерации и Северной Осетии, которые категорически не допускают насильственной перекройки существующих административно-территориальных границ. Обращаю внимание и на то, что в формировании антиосетинской агрессивной идеологии, в создании образа врага из осетин заметную роль играли депутаты-ингуши всех уровней. Среди депутатов-ингушей были такие, которые готовили население Ингушетии к будущим погромам, вооруженным акциям против осетин и Северной Осетии, разжигали межнациональную рознь. Они своими заявлениями и прямыми угрозами в адрес осетин держали Северную Осетию в постоянном этнопсихологическом напряжении. Так, например, народный депутат Верховного Совета СССР М.Ю. Дарсигов на четвертой сессии Верховного Совета 10 сентября 1990 года говорил: «Я обращаюсь к вам от имени ингушского народа. Поверьте мне, что у нас народ терпеливый, он терпит. Но нам деваться некуда. Или, может быть, пойти войной? Иначе нам ничего не остается делать…» [27]. Как видим, народный избранник с одной стороны нагнетал обстановку, с другой - достаточно четко говорил о возможной войне с «появляющимися врагами», т.е. осетинами. Еще более агрессивные и воинственные заявления против осетин и Северной Осетии делал один из неформальных лидеров Ингушетии в начале 90-х годов, народный депутат РСФСР от ингушского народа Б.Б. Богатырев. На первом съезде народных депутатов РСФСР 23 мая 1990 года, т.е. за 2,5 года до нападения ингушских национал-экстремистов на Северную Осетию, он заявил: «Где же должна быть столица Ингушской АССР? По мнению ингушского народа и всех народов Кавказа, за исключением, безусловно, руководителей Северной Осетии, – в правобережной части города Орджоникидзе, города, который основан ингушами 3,5 тысячи лет тому назад» [28]. Народный депутат прекрасно понимал, что 3,5 тысячи лет тому назад ингуши не строили города, а Владикавказ был построен в 1784 г. царскими войсками, как русская крепость. Не было оснований у Б.Б. Богатырева выступать и от имени «всех народов Кавказа», которые «мечтают видеть» столицу Ингушетии в «правобережной части города Орджоникидзе». Для выяснения мнения «всех народов Кавказа», включая и Ингушетию, нужно было провести референдум, которого не было. Но Б.Б. Богатырева и ему подобных лидеров Ингушетии мало волновали такие очевидные факты, с которыми необходимо считаться. Они фактически призывали народ Ингушетии к вооруженному захвату территории Пригородного района Северной Осетии и правобережной части Владикавказа. В 1991 году два неформальных лидера Ингушетии - Б. Богатырев и Б. Сейнароев в беседе с корреспондентом газеты «Северный Кавказ» заявили: «Теперь правительство Северной Осетии, не ожидая соответствующих решений России, должно вернуть ингушами их исконные земли – правобережную часть Владикавказа и Пригородный район… Теперь ни о каких переговорах не может быть и речи, в том числе о решении ингушско-осетинской проблемы… Осетин не поддержит ни один кавказский народ, потому что правда на нашей стороне. И никакая национальная гвардия не спасет. Неужели осетины серьезно думают, что мы выстроимся на границе и пойдем в атаку? Будет совсем другая тактика (ведения боевых действий против осетин. – В.Д.)… На Кавказе хорошо известно: если ингуш вынул кинжал из ножен, просто так он его уже назад не вложит». [29] Обращаю внимание на то, что предупреждения и угрозы народного депутата РСФСР в полной мере были приведены в действие, когда вооруженные до зубов ингушские национал-экстремисты 31 октября 1992 г. напали на Северную Осетию с целью насильственного (антиконституционного) отторжения от республики Пригородного района и правобережной части Владикавказа, где экстремистская и вооруженная часть ингушского общества по-прежнему видела столицу Ингушской АССР. Даже один из самых авторитетных ингушских писателей И.М. Базоркин свое обращение к ингушскому народу закончил словами: «Ингушская автономия с центром в городе Владикавказе возродится!» [30] Таким образом, авторитетные в ингушском обществе национальные лидеры, среди которых были ученые, писатели, публицисты, журналисты и т.д., давно и настойчиво готовили ингушей к вооруженным акциям против осетин, создавая из последних образ врага – идеологический и психологический стереотип, позволяющий строить агрессивное политическое поведение в условиях общественно-политического, межнационального кризиса в стране. Возвращаясь к агрессивным заявлениям Б.Б. Богатырева отметим, что в тяжелые и кровопролитные дни (31 октября – 6 ноября 1992 г.) нападения ингушских боевиков на Северную Осетию действительно была осуществлена «совсем другая тактика» ведения войны против осетин – вероломство, подлость, цинизм, захват заложников, убийство мирных граждан, террор и т.д. Справедливости ради отметим, что пострадали и ингуши, которые жили до 1992 г. в Северной Осетии. Итогом этой бессмысленной недельной межнациональной войны стали сотни погибших и пропавших без вести, тысячи раненных и искалеченных с обеих сторон, десятки тысяч беженцев-ингушей.

Этнополитические конфликты в 90-е годы способствовали возрастанию оттока русских и русскоязычных из республик Северного Кавказа. Этому негативному процессу способствовали также спад производства и давление различных мафиозно-криминальных группировок, боровшихся за сферы влияния и власть.

После распада СССР существенно изменилось геополитическое положение Северного Кавказа. Многие коренные народы региона (например, осетины, лезгины, аварцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши, чеченцы и др.) отдалены от своих этнических братьев (южных осетин, проживающих в непризнанной Республики Южная Осетия и в Грузии, аварцев, проживающих в Грузии, лезгин, проживающих в Азербайджане, балкарцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев, проживающих в Казахстане и Киргизии) государственной границей Российской Федерации. Кроме того, некоторые северокавказские народы (например, даргинцы, кумыки, лакцы, аварцы, ногайцы, осетины, ингуши, чеченцы и др.) отдалены от своих этнических братьев административно-территориальными границами. Так, например, несколько десятков тысяч осетин проживает в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставрополе, Москве и т.д. Десятки тысяч ингушей и более 10 тысяч кумыков проживает в Северной Осетии. Десятки тысяч даргинцев, аварцев и других народов Дагестана проживает в Ставропольском крае и т.д.

Дагестан и Северная Осетия с 1991 г. стали приграничными республиками Российской Федерации, имеющими общую границу с шестью независимыми государствами (в некоторых из них общественно-политическая, межнациональная обстановка достаточно сильно накалена. Дагестан граничит с Азербайджаном, Грузией (по суше), Казахстаном, Туркменией и Ираном (по Каспийскому морю). Северная Осетия граничит с Грузией (по суше). Добавим к этому, что Российская Федерация вытесняется с азербайджанского рынка, который с большой пользой для себя осваивают Иран и Турция.

Необходимо, на мой взгляд, учитывать геостратегическое значение Северного Кавказа. Республики Северного Кавказа, особенно Дагестан и Северная Осетия могли бы играть более заметную и эффективную роль в развитии взаимовыгодных экономических отношений Российской Федерации с Грузией, Арменией, Азербайджаном, а также странами Среднего и Ближнего Востока. Дагестан может сыграть большую роль в решении проблем Российской Федерации по использованию природных ресурсов Каспийского моря. Дагестан, имеющий более 400 километров прибрежной зоны, мог бы с помощью федерального центра подключиться активнее к разработкам запасов нефти и газа в акватории Каспийского бассейна.

В нынешних условиях, когда федеральный центр должен, на наш взгляд, во-первых, укреплять единство Российской Федерации на демократических началах, и, во-вторых, утвердить равноправные отношения между всеми народами страны, необходимо проводить более эффективную национальную и федеративную политику, которая бы максимально учитывала ошибки прошлого. Федеральный центр в своей политике на Северном Кавказе, по нашему мнению, должен иметь в виду следующие обстоятельства.

1. За рубежом (в Турции, Сирии, Иордании и т.д.) проживает многомиллионная северокавказская диаспора, сформировавшая на протяжении последних 140 лет (мухаджирство после окончания Кавказской войны 1859 г., миграция в союзные республики СССР, прежде всего в Таджикистан, Казахстан, Киргизию, Туркменистан, Азербайджан, Грузию и т.д.). В результате распада СССР и установления государственной границы между Российской Федерацией, Грузией и Азербайджаном значительная часть осетин, лезгин, аварцев, цахуров и др. проживают в непризнанной республике Южная Осетия, а также в Грузии и Азербайджане.

За пределами республик Северного Кавказа на территории Российской Федерации проживает более 100 тыс. северо-кавказцев. В последние годы из-за различных причин большая часть северокавказской диаспоры покидает места прежнего проживания и возвращается в свои республики, что создает огромные проблемы почти во всех сферах жизни.

2. Наибольшей проблемой Российской Федерации в сфере этнополитики на Северном Кавказе является чеченский кризис, связанный с грубейшими ошибками федерального центра в 90-е годы и чеченским сепаратизмом. Анализируя причины сепаратизма необходимо вспомнить многочисленные ошибки федерального центра, начиная с 90-х годов ХХ в. и по настоящее время (отсутствие эффективной и продуманной национальной политики на Северном Кавказе, передача чеченским сепаратистам российского оружия, сомнительные нефтяные и финансовые операции, в результате которых укреплялся режим Дж. Дудаева, необъявленная российско-чеченская война в 1994-1996 гг. с ее катастрофическими последствиями и т.д.).

Причины первой российско-чеченской войны 1994-1996 гг. нам видятся не только в противоречиях федерального центра и мятежной Чеченской Республики. Здесь свою пагубную роль сыграли ошибки Б.Н. Ельцина и его ближайшего окружения.

3. Более сложный характер имела вторая российско-чеченская война (1999-2002 гг.), начавшаяся с нападения чеченских боевиков во главе с Ш.Басаевым и Хаттабом в августе 1999 г. на Дагестан. Она была начата, в отличие от первой, самой «независимой» Чеченской Республикой, которая, напав на Дагестан, развязала войну с Российской Федерацией. Война перешла пределы Чечни и в нее были втянуты другие народы Северного Кавказа (аварцы, даргинцы, кумыки и др.).

4. Общественное сознание переполнено ложной информацией о двух российско-чеченских войнах, о противостоянии федерального центра и Чечни, в целом о Северном Кавказе. В этом «особая заслуга» принадлежит СМИ, некоторым «специалистам по Кавказу», которые развернули антикавказскую (в более узком варианте античеченскую) истерию.

5. Серьезным очагом межнациональной напряженности является зона «осетино-ингушского конфликта» 1992 г. Анализ причин, хода и последствий конфликта убеждает в том, что он стал возможным в результате развала СССР, кризиса российской государственности начала 90-х г. Конфликт стал следствием кризиса национальной политики и федеративного устройства Российской Федерации. Этот конфликт может иметь продолжение и в наши дни, так как на 28 марта 2005 года, как сообщает интернет-газета Ингушетия.ru, «по инициативе общественно-политического движения «Аххи-Ютр» в Ингушетии планируется общенациональный митинг, где предполагается принять резолюцию с требованием к федеральной и республиканской властям реализовать положения законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской республики», а также судебных решений по вопросам возвращения отторгнутых у ингушей территорий» [31]. Отметим, что определенные силы в Республике Ингушетия до сих пор добиваются в одностороннем порядке, в нарушение Конституций Российской Федерации и Республик Северная Осетия – Алания, пересмотра существующих уже более 60 лет административно-территориальных границ на Северном Кавказе. Введение в действие с 1 января 2006 года федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривающего четкое определение границ территорий муниципальных образований, стало удобным поводом для озвучивания вопроса о «старой границе между Северной Осетией и Ингушетией». Снова (как в начале 90-х годов) накаляются страсти в Ингушетии и появляется обращение Народного Собрания (Парламента) Республики Ингушетия «К Президенту Российской Федерации о необходимости образования государственной комиссии по определению и установлению административной границы РИ» [32].

Суть вопроса состоит в том, что определенные силы в РИ до сих пор считают возможным в одностороннем порядке изменить административно-территориальные границы между двумя субъектами Российской Федерации. При этом они ссылаются на принятые в начале 90-х годов федеральные законы, которые должны «восстановить историческую справедливость» в отношении ингушского народа. И снова, как в начале 90-х годов, апологеты «исторической справедливости» не учитывают антиконституционность изменений границ в одностороннем порядке, мнение федерального центра и многонационального народа Северной Осетии.

Те силы, которые добиваются изменения административно-территориальных границ в одностороннем порядке, без учета мнения народа и руководства Северной Осетии, ее Конституции и Конституции Российской Федерации создают опаснейший прецедент, возвращают Северный Кавказ в преддверие кровавого 1992 года.

Призывы к односторонним изменениям границ субъектов, а тем более ультиматумы и угрозы одних народов другим, заметно ослабляют государственный фундамент Российской Федерации. Все эти призывы, массовые акции народов, протесты и ультиматумы в специфических условиях нынешнего Северного Кавказа подрывают государственные устои России.

При формировании кавказской политики необходимо иметь в виду проблемы разделенных народов (осетин, русских, лезгин и др.). Так, например, проблема непризнанной Республики Южная Осетия является своеобразным катализатором напряженности на Северном Кавказе. От благополучия южных осетин, подвергающихся притеснениям со стороны Грузии, во многом зависит общественно-политический климат и в Северной Осетии, в целом на Северном Кавказе.

6. Северный Кавказ как наиболее сложный и проблемный регион Российской Федерации требует повышенного внимания к себе со стороны федерального центра. Необходимо, на мой взгляд, срочно решить сложные социально-экономические проблемы, связанные с малоземельем, ростом безработицы, избытком трудовых ресурсов. Власти должны установить мораторий на пересмотр спорных границ (между осетинами и ингушами, ингушами и чеченцами, чеченцами и дагестанцами и т.д.). Следует добиться соблюдения всех статей Конституции Российской Федерации. Конституции республик Северного Кавказа, как и других республик страны, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, в противном случае увеличиваются шансы сторонников развала нашей страны (по примеру СССР).

7. Федеральный центр в кратчайшие сроки должен обеспечить государственную безопасность России и законность на всей территории Северного Кавказа, расформировать и разоружить все бандгруппы, криминальные структуры, религиозно-экстремистские организации. Позитивную роль в этом может сыграть скорейшее подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий федерального центра и Чеченской Республики.

Особое внимание федеральный центр должен обратить на необходимость устойчивого экономического развития Северного Кавказа. Задача очень сложная, но ее необходимо решить, так как от ее благополучного решения зависит судьба российской государственности на Северном Кавказе. Представляется необходимым осуществление целого ряда крупных проектов социально-экономического, идейно-политического, духовно-нравственного и даже военного характера, которые бы в конечном итоге позволили преодолеть кризис на Северном Кавказе, в целом в Южном Федеральном округе. От решения этой задачи, на мой взгляд, зависит целостность и безопасность не только Северного Кавказа, как наиболее кризисного региона, но и всей Российской Федерации. В социально-экономической сфере федеральному центру, на мой взгляд, необходимо сосредоточиться на следующих позициях.

8. Срочно составить всесторонне продуманный и апробированный экономической паспорт (план) Северного Кавказа для выработки тактики и стратегии его развития. Здесь должны быть достоверные сведения о природных богатствах региона, возможностях их использования, рынке труда, демографические данные, емкости внутреннего рынка, состояние секторов материального производства, инвестиционная ситуация в каждой отдельно взятой республике и т.д.

Федеральный центр, учитывая ошибки 90-х годов ХХ века, должен разработать программу легализации экономической деятельности в каждой, отдельно взятой республике и в целом в регионе. Здесь, на мой взгляд, необходимо обеспечить финансовую прозрачность использования каждой республикой средств федерального центра. Необходимо также разработать эффективные механизмы контроля над производством нефтепродуктов, вино-водочной продукцией, розливом минеральных вод и т.д. в республиках, которые идут в республиканские и федеральные бюджеты.

9. Назрела необходимость в том, чтобы сформулировать перечень объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в том числе по федеральным целевым программам. При этом необходимо максимально учесть мнение ученых-экспертов, которые являются признанными специалистами в этой сфере.

10. Необходимо принять экстренные меры для восстановления и развития сельского хозяйства в республиках Северного Кавказа. Известно, что некоторые республики региона в недалеком прошлом имели весьма высокие показатели в животноводстве, овцеводстве, садоводстве, виноградарстве и т.д. Они обеспечивали не только себя, но и некоторые другие республики и регионы бывшего СССР сельскохозяйственной продукцией. Однако в 90-е годы ХХ века в силу многих обстоятельств, связанных с кризисом российской государственности, традиционные для Северного Кавказа отрасли сельского хозяйства пришли в упадок. Сегодня эту задачу необходимо решить федеральному центру, так как от ее успешного решения зависит стратегия Москвы на Северном Кавказе. Кроме того, необходимо разработать продуманную до мелочей программу по водообеспечению и развитию мелиорации, принять жесткие меры для приостановления процесса банкротства сельскохозяйственных организаций в республиках Северного Кавказа.

11. Федеральному центру совместно с руководством республик Северного Кавказа необходимо в кратчайшие сроки обеспечить занятость населения, предусмотреть в республиканских бюджетах выделение средств на софинансирование, развитие традиционных отраслей сельскохозяйственного производства (например, в Северной Осетии животноводство, в Дагестане виноградарство, в Кабардино-Балкарии животноводство и овцеводство и т.д.). Федеральному центру совместно в руководством республик Северного Кавказа необходимо создать благоприятные условия для развития гидро-энергетического комплекса в регионе. Продолжить работы по осуществлению ввода в эксплуатацию так называемых малых гидроэлектростанций (Зарамагская в Северной Осетии, Черекская в Кабардино-Балкарии, Ирганайская в Дагестане и т.д.). Для строительства малых ГЭС необходимы финансовые ресурсы в больших объемах. Однако власти, как в центре, так и на местах должны найти источники финансирования (которые имеются в Российской Федерации).

12. Необходимо организовать в республиках Северного Кавказа массовое строительство доступного для большинства населения жилья и создания рабочих мест, используя все возможности республик и федерального центра, в том числе целевую программу «Социальное жилье», разработанную комитетом Госдумы по обороне. Напомню, что программу «Социальное жилье» разработали военные и гражданские специалисты, и она предусматривает максимальное использование внебюджетных источников финансирования.

13. Значительно оживит экономическую и социальную жизнь республик Северного Кавказа массовое развитие альтернативных видов связи (например, сотовой). Нам представляется не только возможным, но и необходимым разработать программу развития альтернативных видов связи. Реализация такой программы, на наш взгляд, позволит оперативнее бороться с терроризмом, кризисными ситуациями на территории Северного Кавказа, в целом Российской Федерации.

14. Необходимо устранить все барьеры на пути развития курортного и туристического бизнеса на территории Северного Кавказа. В кратчайшие сроки следует решить вопрос создания эффективного федерального органа, который бы умело управлял этой работой (в функции федерального агентства по туризму, созданного в ноябре 2004 г. вопросы курортологии не входят).

Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и другие республики региона с помощью федерального центра могли бы укрепить материальную базу туризма, расширить географию и многообразие туристических маршрутов и на этом зарабатывать ежегодно сотни миллионов рублей. Однако для этого нужны долгосрочные льготные кредиты для физических и юридических лиц, которые занимаются строительством курортно-туристических баз. Это еще одна важная задача, которую, на мой взгляд, должен решить федеральный центр.

15. Необходимо осуществить также целый ряд важных мер в организационно-административной системе региона. Так, например, заметно осложняют общественно-политическую и морально-психологическую атмосферу многочисленные блок-посты милиции на федеральных трассах и административных границах субъектов Российской Федерации. Многолетний опыт проживания на Северном Кавказе и почти ежедневное соприкосновение с сотрудниками МВД на трассах убеждает в том, что эти блюстители порядка довольно часто становятся рассадниками коррупции, вседозволенности, своеобразными «кормушками» для вышестоящих милицейских чинов. Следует возложить функции контроля за передвижением транспорта на мобильные сводные отряды, состоящие из сотрудников налоговых органов, ФСБ, таможенной службы, которые бы более эффективно осуществляли проверки на дорогах. Снятие искусственных барьеров на административных границах между республиками Северного Кавказа поможет, на мой взгляд, оздоровлению общественно-политической обстановки и повысит доверие хотя бы определенной части населения к федеральному центру.

16. Одной из главных ошибок федерального центра было то, что он не предавал серьезного значения научным исследованиям, посвященным многообразным проблемам Кавказа (межконфессиональные и межнациональные отношения, сепаратизм, политический экстремизм, терроризм и т.д.). Для проведения глубоких научных исследований в этой сфере, которые бы отвечали вызовам XXI века, необходимо, на мой взгляд, создать научно-исследовательский Институт Кавказа в системе РАН (точное название института и местонахождение можно было бы определить с учетом всех обстоятельств и особенностей региона). Мне представляется, что такой институт просто необходим и должен иметь в каждой республике свой филиал. Институт должен изучать этнические, этнополитические и конфессиональные процессы в регионе. Он же должен разрабатывать текущие и долгосрочные перспективные планы и предложения для органов республиканской и федеральной власти по стабилизации общественно-политической и межнациональной обстановки на Северном Кавказе, в целом Российской Федерации.

В настоящее время, в каждой республике Северного Кавказа имеется научно-исследовательский институт гуманитарной направленности, который занимается этнополитическими исследованиями. Однако научные исследования этих институтов, как правило, замыкаются в пределах своих республик и, как правило, не носят системного характера. Создание Института Кавказа позволило бы повысить качество научно-исследовательских работ и разработку долгосрочных предложений для органов власти.

17. Для нормализации общественно-политической обстановки в регионе следует создать законодательные, административные и другие необходимые условия для возвращения всех россиян, независимо от их национальной и религиозной принадлежности в пределы Российской Федерации, в том числе и в республики Северного Кавказа. Многие россияне, как известно, оказались за пределами Российской Федерации в силу известных событий 90-х годов ХХ века. Сегодня Россия очень нуждается в своих соотечественниках. Кроме всего прочего, они бы увеличили число работоспособного населения. Решение этой задачи представляется актуальной, которая не требует доказательств. В этой связи необходимо принять закон Российской Федерации «О репатриации», который бы предусматривал целый комплекс мер государственной поддержки наших соотечественников, оказавшихся за пределами Российской Федерации. Обращаю особое внимание и на то, что носители русской и русскоязычной культуры в республиках Северного Кавказа могут заметно стабилизировать обстановку, гармонизировать межнациональные отношения в сложном и опасном регионе.

Еще одна большая проблема национальной и федеративной политики связана, на мой взгляд, с многочисленными потоками беженцев и вынужденных переселенцев. Необходимо уравнять в правах на получение денежных компенсаций всех кто возвращается в места своего прежнего проживания и тех, кто по различным причинам не хочет возвращаться туда же (например, многие русские и русскоязычные не желают возвращаться в Чеченскую Республику и в Республику Ингушетия, тем не менее, они пострадали и, где бы они ни обустроились, им необходимо получить компенсационные выплаты). С этой проблемой тесно взаимосвязан вопрос возвращения насильственно переселенных народов в места их традиционного проживания (например, ингуши в Северной Осетии, лакцы в Дагестане, русские в Ингушетии и Чечне и т.д.). Эту проблему необходимо решить, так как она заметно осложняет общественно-политическую обстановку и межнациональные отношения в регионе. В этой связи необходимо обратить особое внимание на разработку четких механизмов предоставления конкретной финансовой помощи гражданам Российской Федерации, лишившихся своего имущества, включая дома и квартиры, в результате вооруженного нападения ингушских национал-экстремистов на Северную Осетию осенью 1992 года (так называемый «ингушско-осетинский конфликт октября-ноября 1992 года»). Здесь, конечно же, необходимо провести строгую и объективную инвентаризацию и определить сумму финансовых затрат для решения проблем обустройства граждан, пострадавших в Северной Осетии и Ингушетии осенью 1992 года. Необходимо четко определить источники и сроки финансирования этих расходов. Пострадавшие люди, независимо от их национальности, должны получить конкретную государственную помощь путем перечисления на их банковские счета определенной суммы денег, необходимой для получения средств для строительства дома или приобретения жилья. В то же время осетино-ингушские отношения не нормализуются до тех пор, пока федеральное правительство не пересмотрит федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года (статьи 3 и 6, предусматривающие территориальную реабилитацию), ставший детонатором напряженности между Ингушетией и Северной Осетией, в целом на Северном Кавказе.

18. Федеральный центр должен обратить особое внимание на скорейшую выработку совместных шагов с республиками Северного Кавказа по противодействию распространению в регионе политического и религиозного экстремизма, которые служат базой для различных террористических организаций и объединений. После масштабной трагедии Беслана (1-3 сентября 2004 года) не должно быть никаких сомнений в необходимости жестких мер против организации радикальных течений любой религии, включая ислам не только на территории Северного Кавказа, но и всей российской Федерации. В этой связи представляется необходимым и логичным проводить обучение священнослужителей (мусульманских, православных, буддийских и т.д.) по специальным программам в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Целесообразным представляется распространить такую методику и практику на филиалы Академии, функционирующие на территории Северного Кавказа, в целом Южного Федерального округа.

19. Следует обратить особое внимание на концепцию так называемой «американской модели» государственно-церковных отношений, которую определенные политические и религиозные силы хотят распространить и у нас. Суть ее сводится к тому, чтобы уравнять в правах традиционные религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.) с различными, порой сомнительными новообразованиями и течениями в исламе, христианстве и т.д. На практике это позволит экстремистским религиозным организациям, базирующимся, например, на идеологии ваххабизма получать узаконенный статус и таким образом вести борьбу против инакомыслящих и даже против существующей государственной системы Российской Федерации. В этой связи необходимо разработать правовую базу о взаимоотношениях религии и государственных органов власти в соответствии с историческим традициями не только народов Северного Кавказа, но и других народов Российской Федерации. Необходимо исходить при этом из национальных интересов Российской Федерации, безопасности и процветания ее народов.

20. Следует еще раз вернуться к «Концепции национальной государственной политики», которую следует, на мой взгляд, дополнить конкретными предложениями, касающимися Северо-Кавказского региона. Пока в республиках Северного Кавказа, к сожалению, не видят перспектив «Концепции государственной национальной политики».

21. Мне представляется необходимым обратить особое внимание на цели и приоритеты средней общеобразовательной школы, которая непосредственно взаимосвязана с национальной политикой государства. Нужно решить серьезную задачу гармонизации в сфере образования, которая должна сочетать общегосударственные интересы и интересы каждого отдельного народа Российской Федерации. Для этого необходимо внести ясность в приоритеты средней школы. Общеобразовательная школа должна, на мой взгляд, активно выступать в качестве надежного инструмента формирования интернационалистской психологии личности, проще говоря, межнациональной и межрелигиозной толерантности. Нет необходимости доказывать, что именно в школе формируется личность интернационалиста, патриота, достойного гражданина нашего многонационального Отечества.

В образовательной сфере особая роль принадлежит гуманитарному циклу, и в первую очередь, отечественной истории. Содержание федерального и национально-республиканского (национально-регионального) компонентов должно определяться установками на формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности, общероссийской идентичности, российского патриотизма. Для этого Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с республиканскими министерствами должно разработать и реализовать продуманный план взаимодействия и взаимодополнения федерального и национально-республиканского компонентов, определяющих суть общего образования как в регионе, так и в масштабах страны. Здесь я бы обратил особое внимание на необходимость включения в учебную программу общеобразовательных школ, вузов, других учебных заведений Северного Кавказа, как и всей Российской Федерации, таких предметов как «Геополитика России на Кавказе», «Русско-Кавказкие взаимоотношения в прошлом и настоящем», «История и культура народов Северного Кавказа», «Национальная политика и межнациональные отношения на Кавказе» и др. Такие предметы принесут большую пользу в деле формирования культуры межнационального общения и толерантности.

Необходимо обратить особое внимание на неоднородность имеющихся монографий и учебно-методических разработок по истории отдельных народов Северного Кавказа, которые создают серьезные проблемы в формировании исторического сознания народов, особенно молодежи. Большую неоднородность исторического материала следует в срочном порядке привести в соответствие с историческими реалиями. Другими словами, вся историческая литература (кандидатские и докторские диссертации, монографии, коллективные труды и т.д.) должна максимально соответствовать отечественной исторической науке. В настоящее время, к большому сожалению, мы встречаемся с огромным потоком околонаучной исторической литературы, которая порой способствует формированию национализма, национальной исключительности, русофобии и т.д. Все это недопустимо в многонациональном правовом государстве, на роль которого Российская Федерация претендует уже многие годы. Мы являемся свидетелями многочисленных фальсификационных исторических трудов, в которых существенно искажаются многие важные вопросы истории народов Северного Кавказа, в целом Российской Федерации. Обращаю особое внимание на то, что массированным атакам дилетантов истории, фальсификаторов исторической науки подвергаются многовековые русско-кавказские взаимоотношения, в результате чего, конечно же, страдает научная достоверность и объективность. Фальсификационные исторические труды, используемые в образовательном процессе в республиках Северного Кавказа, превращают их в мощный инструмент политической борьбы и межнационального противостояния. Нужно ли доказывать, что такие «научные труды» по отечественной истории способствуют не интеграции образовательного, культурного и этнополитического пространства Российской Федерации, а дезинтеграции и межнациональному противостоянию?

22. Федеральному центру, на мой взгляд, необходимо обратить внимание на Абхазию и Южную Осетию, где проживает достаточно много граждан Российской Федерации. Напомню, что в этих непризнанных государствах абсолютное большинство населения тяготеет к России и к русской культуре, что они подтвердили в начале 90-х годов ХХ века на референдумах по этому вопросу. Учитывая все это, представляется необходимым организовать подготовку специалистов различных областей для Абхазии и Южной Осетии в крупнейших вузах и научно-исследовательских институтах Российской Федерации. Есть смысл и в том, чтобы для республик Северного Кавказа возобновить систему квот по направлению наиболее талантливой молодежи на учебу в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, другие крупные города Российской Федерации. В то же время можно было бы разработать целый комплекс мер для русских студентов, которые бы обучались на льготных условиях в наиболее престижных вузах республик Северного Кавказа. В этом я вижу залог успешного развития образовательной системы в многонациональной Российской Федерации.

23. Следует обратить особое внимание на статус российских военных баз в Закавказье. Необходимо открыто и четко заявить всему миру, что бывшие советские республики - Грузия, Армения и Азербайджан, ставшие с начала 90-х годов ХХ в. независимыми суверенными государствами, являются зоной национальных интересов Российской Федерации.

Если для США и Великобритании зоной их «национальных интересов» являются десятки самых разных независимых государств в Европе, Азии и Африки, то почему для Российской Федерации закавказские государства, с которыми непосредственно граничат несколько республик Северного Кавказа не являются зоной ее национальных интересов? В то же время считаю не только возможным, но и необходимым объявить Северный Кавказ «зоной особого риска» (или «территорией наибольшей угрозы безопасности Российской Федерации»), т.к. именно здесь обнаруживаются наиболее реальные угрозы территориальной целостности нашего многонационального государства.

Архитекторы современной национальной политики Российской Федерации должны учитывать особые взаимоотношения Москвы и Тбилиси. За последние 15 лет россияне видели слишком много провокаций со стороны руководства Грузии. Поэтому федеральный центр должен разработать целый ряд оперативных мер для того, чтобы экономическими и дипломатическими мерами обуздать мини-империю (так Грузию назвал Нобелевский лауреат А.Д.Сахаров). В то же время в целях налаживания взаимоотношений между Москвой и Тбилиси есть необходимость расширения торгово-экономических и культурных связей между двумя странами, эффективного использования большого потенциала сложившихся отношений республик Северного Кавказа (Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и др.) с Грузией.

24. Федеральный центр должен извлечь необходимые уроки из тех многочисленных ошибок, которые были допущены центральными российскими СМИ в 90-е годы ХХ века. Часть из них, как известно, пропагандировала насилие, сепаратизм, террор, коррупцию, проституцию и т.д. Все это наносило огромный вред моральному состоянию народов Российской Федерации, в первую очередь на Северном Кавказе. В сознание россиян многие СМИ активно внедряли образ кровожадного человека «кавказской национальности». Нет необходимости доказывать, что сегодня СМИ должны активно и продуманно пропагандировать мир, культуру межнационального общения, межконфессиональную и межнациональную толерантность, взаимовыгодное сотрудничество между народами РФ. Необходимо разрушать образ кровожадного человека «кавказской национальности». Это, на мой взгляд, может сыграть большую позитивную роль в деле приобщения к высоким образцам русской и российской культуре, как объединяющей силы в многонациональной стране.

Для выработки новой более эффективно национальной и федеративной политики Правительству РФ необходимо сосредоточить большие усилия и в законодательной сфере. Здесь бы я выделил следующие главные, на мой взгляд, проблемы:

а) В кратчайшие сроки доработать и принять проект федерального закона «О противодействии терроризму» ( он был внесет в Госдуму в ноябре 2004 года). Закон требует всестороннего политико-правового анализа и, видимо, потребуются изменения в существующие нормативно-правовые акты. Я бы, например, предложил восстановить практику советских органов власти конфискации имущества преступника как дополнительный вид наказания за совершение особо тяжких преступлений (например, участие в банд-формированиях, умышленное убийство, терроризм и т.д.). Необходимо также повысить ответственность и ужесточить контроль над хранением и сбытом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т. д. За такие преступления наказание должно быть более суровым, чем сейчас в РФ.

На основе закона необходима более решительная, продуманная и жесткая борьба против экстремистских организаций, которые угрожают безопасности граждан и РФ.

б) Для республик Северного Кавказа необходимо пересмотреть законодательную базу и установить квоты на поставку горюче-смазочных материалов по относительно низкой цене для тружеников сельского хозяйства. Следует возмещать из федерального бюджета определенные части затрат, приобретая сельскохозяйственную технику, изготовленную в РФ. Целесообразным представляется, чтобы федеральный центр нашел эффективные механизмы, сдерживающие рост цен на энергоносители.

Для обновления машинно-тракторного парка необходимо рассмотреть идею создания привилегированных условий по кредитованию сельскохозяйственных предприятий. Для этого необходимо внести существенные изменения в нынешнее законодательство Российской Федерации. Чтобы осуществить прорыв в сельскохозяйственном производстве, в успешном развитии сельского хозяйства страны необходимо принять закон «О развитии сельского хозяйства», который бы предусматривал и воплощал в себе позитивный опыт развитых стран Европы, Азии и Америки.

в) Судебные ветви федеральной власти следует, на мой взгляд, лучше проанализировать правоприменительную практику в целях эффективной борьбы с терроризмом, который является наибольшей и самой вероятной угрозой государственной системы РФ. Необходимо обобщение судебной практики, в том числе и в зарубежных странах по делам о терроризме и разъяснить спорные положения нашего законодательства по этому вопросу.

Примечания

1. Абдулатипов Р.Г. Концепции государственной национальной политики Республики Дагестан (Проект) // Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития (Ответственный редактор и составитель А.К.Алиев). М., 1998, с. 260.

2. Хасбулатов Р.И. От несвободы – к тирании // Культура Чечни: история и современные проблемы. М., 2002, с. 348.

3. Гакаев Дж.Дж. Очерки политической истории Чечни (ХХ век). В двух частях. М., 1997, с. 109.

4. Там же.

5. Там же.

6. Первый съезд ингушского народа состоялся в 1919 г. в Назрани, где его участники (точное число их не установлено) по инициативе Г.К.Орджоникидзе и других большевиков от имени ингушского народа объявили о своей приверженности советской власти. Отметим, что в условиях гражданской войны, общественно-политического хаоса большевики широко использовали институт национальных (народных) съездов народов Кавказа и его решения для захвата власти.

Организаторы II съезда ингушского народа, возродив институт национальных съездов как форму демократии, использовали его в качестве инструмента борьбы за власть и создания Республики Ингушетия.

7. Костоев Б. Преданная нация. «О некоторых уроках становления Ингушской Республики» // Гуманитарный фонд Ингушетии. 1995, с. 50-51.

8. Костоев Б.У. О социально-политическом положении ингушского народа – второй съезд ингушского народа (Грозный, 9-10 сентября 1989 года). Грозный, 1990, с. 35.

9. Летифов А.Л.Исторический опыт национально-государственного строительства на Северном Кавказе. Махачкала, 1972; Дудаев А.Х.Создание и развитие Чечено-Ингушской национальной советской государственности // Советское государство и право, 1964, № 6; Врублевский Ф.И. Создание советской национальной государственности Чечено-Ингушского народа – торжество ленинской национальной политики. Грозный, 1964; Кониев Ю.И. Автономия народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1973; Дзидзоев В.Д. Кавказ конца ХХ века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование) (Второе издание). Владикавказ, 2004 и др.

10. Дзидзоев В.Д.Роль историков и журналистов в межэтнической конфронтации на Северном Кавказе // Вестник СОГУ (серия: гуманитарные науки), 1999, № 1, с. 25-60; Его же. Роль средств массовой информации в создании образа врага (в соавторстве с профессором Магометовым А.А.) // Вопросы политологии, истории и социологии (Сборник научных трудов). Выпуск № 2. Владикавказ, 1999, с. 80-94; Его же. К проблеме взаимоотношений осетин и ингушей (историко-политологический анализ) // Вопросы политологии, истории и социологии (Сборник научных трудов). Выпуск № 2. Владикавказ, 1999, с. 116-129; Его же. Роль историков в межнациональных конфликтах на Кавказе (конец 80-х – 90е годы) // III конгресс этнографов, политологов и антропологов России (8-11 июля 1999 г.). Тезисы докладов. М., 1999, с. 352; Его же. Исторические мифы и реальность (искажение истории прошлого и настоящего народов Северного Кавказа в современной отечественной историографии) // Факты и историю искажать нельзя (По поводу книги «Пережитое» А.Галазова и не только…). Владикавказ, 2003, с. 127-161 и др.

11. Костоев Б.У. О социально-политическом положении ингушского народа // Второй съезд ингушского народа…, с. 35.

12. Там же.

13. Гакаев Дж.Дж. Указ. соч., с. 141.

14. Музаев Т., Тодуа З. Новая Чечено-Ингушетия. М., 1992, с. 36; Гакаев Дж.Дж.Указ. соч., с. 143.

15. Гакаев Дж.Дж. Указ. соч., с. 143.

16. Российский государственный архив социально-политических исследований (РГАСПИ), ф. 82, оп. 46, д. 22, л. 166; Гакаев Дж.Дж.Указ.соч., с. 144; Кравченко И.Н. Чеченский кризис: причины, характер, последствия (90-е годы ХХ века). Владикавказ, 2004, с. 32.

17. РГАСПИ, ф. 82, оп. 46, д. 22, л. 167.

18. Гакаев Дж.Дж. Указ. соч., с. 144.

19. Там же, с. 146.

20. Музаев Т., Тодуа З. Указ. соч., с. 38.

21. Гакаев Дж.Дж. Указ. соч., с. 147.

22. Там же.

23. Гакаев Дж.Дж. Указ. соч.; Дзидзоев В.Д. Кавказ конца ХХ века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование). Владикавказ 2000; 2004 (второе издание); Гушер А. Узел трудных проблем: Исламский экстремизм и его роль в обострении ситуации на Северном Кавказе // Азия и Африка сегодня. М., 2000, № 11; Карпов Ю.Ю. Новейшая история Чечни в свете этноисторических процессов // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2000, № 2; Малышева Д. Феномен этносепаратизма на Кавказе и мировой опыт // Центральная Азия и Кавказ. М., 1999, № 3 (4); Паин Э., Попова А. Чеченская политика России с 1991 по 1994 гг. // Мировая экономика и международные отношения. М., 1995, № 5; Тишков В.А. Война и мир на Северном Кавказе // Свободная мысль – XXI. М., 2001, № 1; Его же. Общество в вооруженном конфликте (Этнография чеченской войны). М., 2001 и др.

24. Дзидзоев В.Д., Кадилаев А.М. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992, с. 99.

25. Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. М., 1998, с. 196.

26. Там же.

27. Четвертая сессия Верховного Совета СССР. Стенографический отчет. Часть I. 10-17 сентября 1990 (Издание Верховного Совета СССР). М., 1990, с. 55.

28. Советская Россия, 1990, 25 мая; Туаллагов А.Д. Истоки трагедии. Владикавказ, 1993, с. 46.

29. Северный Кавказ, 1991, 22 июля.

30. Путь Ленина, 1990, 1 февраля.

31. Кто поднимает территориальный вопрос? // Северная Осетия, 2005, 26 марта, № 52, с. 2.

32. Там же.
____________________________________
© Дзидзоев Валерий Дударович


Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum