Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
Подборка фотографий из различных интернет-ресурсов источников, а также фотографи...
№15
(368)
25.12.2019
Образование
Это надо знать при поступлении
(№3 [9] 06.03.1999)
Автор: Мария Писаренко
Мария Писаренко
В прошлом году мы все смеялись, читая объявления о найме продавщиц в магазины и водителей с личным авто, где обязательным условием было высшее образование. Ну зачем нам высшее образование, если мы собираемся работать в автомастерской или в кафе, где требуются только наш опыт и сноровка в деле? Однако работодатели с некоторых пор стали принимать служащих при наличии диплома вуза или, на худой конец, среднего профессионального учебного заведения. Смешно? Не очень. Это еще раз заставляет задуматься о том, чтобы продолжить обучение после школы.

Абитуриентам нашей области повезло: ростовская научная школа - одна из самых мощных и сильных в России, а Ростовская область занимает третье место по количеству средних и высших профессиональных учебных заведений в России, после Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, по оценочным расчетам Минобразования Ростовской области, количество выпускников школ соответствует количеству мест для поступления. Так что ростовские школьники находятся в привилегированном положении: у каждого городского абитуриента есть реальный шанс продолжить свое образование. И мы надеемся, что это интервью поможет абитуриентам 1999 года не растеряться от изобилия всевозможных вузов и сделать свой выбор, не жалея о нем впоследствии. На вопросы отвечал начальник отдела высшего и среднего профессионального образования Минобразования Ростовской области Ярошенко Андрей Николаевич.

- Какие факультеты были популярны у прошлогодних абитуриентов?

- Все последние годы был наплыв на юридические, а особенно экономические специальности. В основном востребованы были специальности гуманитарного профиля. Это юриспруденция, менеджмент, бухучет и аудит.
В прошлом году больше конкурс был в технические вузы, на такие специальности, связанные с ЭВМ, как вычислительные машины и комплексы системы связи, автоматизированная система обработки информации и управления, защита информации, управление информатикой в технических системах.

- Почему же теперь так упал спрос на юридические и экономические специальности? Ведь престижность их остается весьма высокой. По статистике 1998 года количество медалистов превыcило количество мест, а число заявок - в два-три раза превысило количество студентов, которое планировалось набрать. Вот уже несколько лет наблюдается на некоторых факультетах конкурс медалистов. Или это связано со страхом не быть востребованным по своей специальности после окончания вуза?

- Нет, абитуриенты этим еще не обеспокоены. Скорее, это связано с престижностью диплома, но нужно заметить, что экономика и юриспруденция специальности-то престижные, а трудоустроиться по ним становится все труднее. Технические же направления у нас развиваются очень бурно: идет компьютеризация, внедряются информационные технологии, жизненно необходимое значение приобретают такие понятия, как Сеть и защита информации. Но поскольку квалифицированных пользователей сейчас еще не так много, специалисты в этих областях всегда найдут работу.

- Предпринимает ли какие-нибудь шаги Министерство в приближении образовательных услуг к потребителю?

- Сейчас, с повышением стоимости проживания и трудностями адаптации сельских жителей к большому городу, мы инициируем открытие филиалов различных средних и высших профессиональных учебных заведений в небольших городах и крупных районных центрах. Один из наиболее ярких - кооперативный техникум, который открыл свои бизнес-классы и филиалы в отдаленных районах области. В Матвееве - Кургане открывает свой филиал автодорожный техникум. РГЭА и РГСУ имеют свои филиалы в Азове. Иногородние вузы, в частности, московские, открывают свои филиалы, но делают это незаконно: на основании лицензии своего головного вуза, которая не дает право работать в регионе, они набирают абитуриентов и предоставляют лишь внебюджетные места.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе лицензирования. Когда вуз или его филиал получает право обучать студентов?

- Сейчас по "Положению о лицензировании" для принятия документов на лицензирование в Москве требуется письмо от совета ректоров вузов Ростовской области, который рассматривает вопрос о нужности данной специальности в Ростовской области, согласовывая это со службой занятости. А затем Минобразование Ростовской области отслеживает открытие этих филиалов, следя за тем, чтобы были бюджетные места. Если это государственный вуз, то при выдаче лицензии ставится условие, что как минимум 15-20 % мест были бесплатные.

- А какую роль играет в системе лицензирования аккредитация?

- Аккредитация - это процедура, связанная с проведением аттестационной экспертизы, то есть принятием решения о выдаче высшему учебному заведению заключения о соответствии содержания уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственным образовательным стандартам и контролем за качеством образования в аккредитованных высших учебных заведениях. На основании аттестации аккредитационная коллегия Минобразования России выдает государственное свидетельство об аккредитации, то есть о признании государственного статуса данного учебного заведения, при этом заведение может претендовать на бюджетное фининсирование и на гербовую печать России, которая дает им право выдавать государственный диплом.

- В чем существенная разница дипломов двух видов вузов?

- Отличие государственного диплома от негосударственного - в серийном номере и гербовой печати. В неаккредитованных вузах диплом такой же, но порядковый номер и печать не российские, а вузовские.

- Можно ли говорить, что, поскольку эти вузы выдают разные дипломы, то и качество образования в низ различается?

- О различиях в качестве образования говорить трудно: несмотря на то, что в негосударственных вузах обычно нет своего штата преподавателей, они приглашают читать лекции лучших преподавателей государственных вузов. Но, поскольку преподаватели приглашаются на условиях почасовой оплаты, студентам, возможно, приходится на возникшие по ходу обучения вопросы искать ответы самим в дополнительной литературе. Но и это качество образования не определяет. Если студент действительно хочет стать образованным человеком и профессионалом, он получит блестящие знания в любом институте, полагаясь, в первую очередь, на собственное усердие, а не на требования учебного заведения. Было бы желание, а преподаватели всегда дадут ему необходимый минимум знаний.

- Какую роль играет лицензирование в деятельности любого учебного заведения?

- Для того, чтобы вести преподавательскую деятельность, нужно получить лицензию. У нас в области 27 негосударственных вузов и их филиалов. Из них аккредитованы и получили статус государственного вуза только Институт Управления Бизнеса и Права, Южно-Российский Гуманитарный институт, Донской Юридический Институт, Таганрогский Институт Управления и Экономики и ростовский филиал Московского Института Защиты Предпринимательства. Но что очень важно? Аккредитация выдается по результатам аттестации, а аттестуется не весь в целом институт, а отдельные специальности, которые заявлены этим вузом на аттестацию. При этом аттестовать отделения можно только после первого выпуска студентов. И, если аттестация прошла успешно, то аккредитован институт будет только по этим специальностям; по другим, незаявленным, вузы выдавать дипломы не имеют права, но зачастую, в нарушение закона, выдают. В обязательном порядке абитуриент должен ознакомиться с лицензией и свидетельством об аккредитации по определенным дисциплинам данного филиала или вуза.

- Людям, у которых обучаться есть возможность только дома, кроме заочной форма обучения, что еще может предложить Минобразование?

- Один из методов обучения - дистанционный: в электронном виде (Интернет) или кейсовый (в печатном виде), который имеет интерактивную связь. Человек приезжает только на промежуточную и итоговую аттестацию. Это практика, например, Московского Университета Экономики, Статистики и Информатики. По договору с ним работает Шахтинский филиал Московского Университета Бизнеса и Технологий. Спецификой является бесплатное пользование электронной библиотекой, где размещена учебная литература по программе.

- Каковы условия поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения для абитуриентов ближнего зарубежья?

- Для граждан бывших республик СССР предусматривается оплата за обучение в ростовских вузах, на дополнительные места, в соответствии с прямым договором между управлениями образования двух стран. Для россиян, проживающих на территории государственных республик бывшего СССР, набор производится на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета. То есть, на общих основаниях. В этом году вводится строгий перечень предметов для вступительных экзаменов, а также круг вопросов по каждому предмету - минимум знаний, которым должен владеть абитуриент.

- Андрей Николаевич, ну и в заключение - Ваши пожелания абитуриентам 1999 года.

- Чтобы вы поступили, ребята. Все зависит от вас. Человек, получая высшее образование, становится востребованнее в любой области…

- При этом если он будет профессионалом в своей области…

- Естественно. А, получив образование и приобретя навыки в систематизации знаний, студент в дальнейшем легче сможет, если понадобится, и переквалифициро-ваться.

Космос Эрнста Теодора Гофмана
Очерк о философе, писателе, мыслителе Эрнсте Теодоре Гофмане (1766, Кёнигсберг – 1822, Берлин)
"Всего лишь человек". О поэзии Леонида Григорьяна
Воспоминания о Леониде Григорьевиче Григорьяне в связи с 90-летней годовщиной со дня его рождения и его стихи.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum