Вот уже более 15 лет голландский Staalplaat недостижимым полюсом высится среди независимых звукозаписывающих компаний, занимающихся современной экспериментальной музыкой. Надо, впрочем, отметить для тех, кто не представляет себе характер "продукции" лейбла, что музыкой в общепринятом понимании назвать это не всегда возможно; скорее, алхимией звукоформ, поэзией времени и пространства, саунд-архитектурой. Это синкретическое искусство, соединяющее звуки "живых" и электронных инструментов, видео-инсталляции, пластинку; искусство, размывающее границы между классикой и авангардом, древнейшими ритуалами и гипер-современными технологиями, область, где, приходя в движение, сливаются поэзия и театр, люди и машины, жизнь и смерть...
Что собственно до Sonder-Angebot, то диск представляет собой компиляцию эксклюзивных композиций, представленных лучшими артистами лейбла и был приурочен к прошедшему летом 1996 года фестивалю с их участием.
Подобного рода конгрессы-фестивали, притягивающие наиболее радикальные умы и силы в таких, казалось бы, далёких друг от друга сферах как современная философия, экспериментальная электроакустическая музыка и "нетрадиционный" театр. Последним ярчайшим событием подобного рода стал конгресс в Фольксбюне, проходивший с 4 по 7 февраля 1999 года.
В программке, выпущенной к началу "Mille Plateaux" (Тысяча блюд) находим такую информацию: "состоится конгресс, участники которого будут говорить не столько о конкретных памятниках и произведениях, сколько о процессах и "вереницах означающих", об искусстве и политике по ту сторону классического разделения Человек-Природа. На конгресс приедут философы, художники и прочие "желающие машины". Помня об основополагающих работах Жиля Делеза и Феликса Гваттари - именно они в написанных "в четыре руки" книгах "Анти-Эдип" и "Тысяча блюд" объявили о конце субъекта, о поглощении субъекта механизмами порождения желаний - участники будут предлагать и обсуждать новые формы экспериментального мышления и продуцирования. В широкий диапазон ожидаемых мероприятий - авторских чтений, инсталляций, докладов, бесед, концертов, мастерских - войдут исполнения произведений, которые родятся в эти дни благодаря спонтанно возникшим коллективам художников, особенно авторов электронной музыки. Среди участников "1000 Plateaus" такие артисты как фильм-саунд-продюсер Thomas Koner, монстры холодного электронного минимализма финны Pan Sonic, Dr.Motte, придумавший берлинский Love Parade, и Кристоф Шлингазиф, автор глобального театрального проекта "State of Chance" - экспериментального и "ризоматического исследования" техник выживания в наступающем тысячелетии.
Впрочем, вернемся к Sonder-Angebot и поговорим о музыке, на нём представленной. Открывают диск People like us: звуковые коллажи в эстетике post-easy-listening. Следом чудесная восточно-кибернетическая исламско-фундаменталистская ритмическая вязь пьесы музыкального и террористического проекта бессмертного Берина Джонса Muslimgauze. Итальянский Bad Sector ласкает слух глубинно-амбиентными power-сплетениями преобразованного в сказочные звуки электричества. Совместный аудио-визуальный проект O Yuki Conjugate+Sons of Silence=Spoke, использующий во время выступления в качестве источника звука велосипеды(!), - удивительный трек, записанный живьём в Nevers (Франция). Абстрактнейшие из абстрактнейших братья Hurtado (проект Etant Donnes) - соединение диких драм-машин с поэзией солнца и звёзд. Charlemagne Palestine - один из первооткрывателей наиболее значительного стиля неоакадемической музыки-минимализма, играет восхитительную пьесу "Каренина". Ещё масса интереснейших имён и звуко-экспериментов. Музыка, не требующая собственного бытописания, а только внимательного, полного сюрпризов, прослушивания. Staalplaat никогда не перестаёт удивлять. Это факт.
Предлагаем несколько отрывков для прослушивания:
01 (493 kb)02 (482 kb)03 (509 kb)04 (479 kb)05 (579 kb)