Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Естествознание
Три состояния чувств
(№19 [141] 24.10.2006)
Автор: Анжелика Авижас
Анжелика  Авижас
Я спокойный и уверенный в себе человек,
поэтому я покупаю красные тапочки.

"Generation П" В. Пелевин


Что нас действительно волнует в жизни? О, таких вещей слишком много. Сама жизнь нас постоянно волнует. Насколько адекватно мы реагируем на ее сюрпризы и повороты зависит от чувства нашей уверенности в себе.

Есть такой анекдот - о кляче, которая уверяла игрока, что придет первой? Тот поверил, сделал на нее ставку — и проиграл. А кляча в ответ на его яростные упреки только развела копытами: «Ну, не шмогла я, не шмогла!» Как правило, никто из слушателей анекдота клячу не презирает, не обвиняет. Наоборот, все потешаются над незадачливым игроком! А у клячи все в порядке… Ну и что, что она не рассчитала свои возможности, недооценила их? Ну, не смогла. В следующий раз, глядишь, и сможет... Нам не хочется смеяться над этой клячей, потому что она абсолютно уверена в себе.

Или все же самоуверенна?

Действительно, лишь на первый взгляд легко разобраться в этих трех состояниях чувств – неуверенности, уверенности и самоуверенности.

ВЕРА В СЕБЯ

В русском языке «уверенность» - от веры; а, например, английский эквивалент «self-reliance» тесно связан с ощущениями опоры, надежды.

Психологи определяют «уверенность в себе» через понятие самооценки. «…Некто уверен в себе, когда его самооценка в определенном виде деятельности соответствует его реальным возможностям» - написано в Большом психологическом словаре.

Вспомним того самого уверенного в себе Мюнхгаузена, который, даже попав в болото, не терялся:

- Не погибать же. Я схватил себя за волосы и вытащил из трясины вместе с лошадью…
- А доказательства? – попытался усомниться в правдивости байки Мюнхгаузена один из охотников. Но не тут-то было, барон немедля привел неопровержимый аргумент:
- Я жив.

Сила Мюнхгаузена в том, что он уверен в своем мастерстве сочинителя. Он опирается на талант. В этом смысле его самооценка не вызывает сомнений у окружающих.
И еще одно важное качество уверенный в себе человек не зависит от посторонних мнений, оценок.

Мудрейший гуру Индии Ошо говорил: «Нет способа быть уверенным в другом. Человек, который уверен в себе, уверен и во всем остальном мире».

ОМ И УМ

Уверенность в себе, случается, нас покидает, но также имеет способность в нас вновь возрождаться. Способствуют ли ее формированию знания. Вроде верно утверждение, что «знания множат печали». Но тут важно разобраться вот в чем: подрывает ли уверенность в себе осознание, что в мире есть место не только радостям, но и печали; и второе, что мы подразумеваем под «знаниями»?

Печаль, грусть… слезы, дождик моросит. Все это явления природы. И они вызывают в душе человека по-своему прекрасные переживания. Уверенный в себе человек может относиться к ним философски («…и это пройдет») или поэтически:

… Я стихи сочиняю,
кошка дремлет.
Слава Богу, живем.

Или, наконец, с юмором переносить нелетную погоду.
Позитивное, созидательное отношение созвучно жизни.

Что касается «знаний», то их часто приравнивают к пустой информации, превращающей голову в «чердак». В современном мире слишком много источников информации. И человек впадает в заблуждение. Ему кажется, что, обладая информацией, он приобретает вместе с ней и знания. На самом деле истинные знания рождаются внутри человека, когда информация, впечатления из внешнего мира человек пропускает сквозь себя. Поэтому истинные знания никогда не становятся мертвым грузом, мы способны применять их для достижения своих целей. Информация же, которую мы просто-напросто как файл запомнили, лишь засоряет ум, приводя к конфликтным ситуациям и лишая нас тем самым уверенности в себе. Следующая индийская притча помогает понять, как это происходит в реальной жизни:

«В одном лесу жил мудрец. Он учил своих учеников истине: «Бог живет во всех вещах, и, зная это, вы должны преклонять колена перед всем, что увидите». Раз один из учеников пошел в лес за дровами. По дороге он увидел мчавшегося ему навстречу взбесившегося слона. Человек, сидевший на слоне, кричал ему: «Сходи с дороги! Скорее! Слон взбесился!» Но ученик, вместо того, чтобы отбежать в сторону, вспомнил уроки своего учителя и начал рассуждать: в слоне живет Бог, так же как во мне. Бог не может нанести вред Богу. Зачем мне бежать? Думая таким образом, он не тронулся с места и даже приветствовал слона, когда тот приблизился. Погонщик слона продолжал кричать ему: «Прочь с дороги, безумец!» Но ученик не двигался. Бешеный слон схватил его, поднял на воздух и изо всей силы швырнул об землю. Мудрец, услышав о несчастном случае, пришел, чтобы отнести израненного ученика домой. Через некоторое время ученик очнулся и рассказал гуру, что с ним приключилось. Тогда тот ответил ему: «Мой друг, это правда, что Бог проявляется во всем, но если он был в слоне, он был также и в погонщике. Скажи же мне, почему ты не обратил внимания на предупреждения погонщика?»

Если бы ученик воспринял всю глубину слов учителя, то избежал бы трагического курьеза. А так он оказался в положении самоуверенного и самонадеянного глупца.

В буддизме – одна из центральных мантр – ОМ (А-У-М), чьи вибрации очищают ум и сознание.

А - звук сотворения; У – сохранения; М – разрушения. Психологи считают, что это можно рассматривать в качестве универсальной формулы для фильтрации информации. А у людей со свежей головой, как показывает опыт, - и с чувством уверенности в себе все в порядке. Они знают себя. И это главное.

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПРЕЗИДЕНТОМ

Легковесная бравада кондуктора в трамвае: «Если бы я был президентом… я вел бы себя вежливее», выдает в нем человека с неадекватной самооценкой. (Если только он не шутит.)

Кондуктор явно подвержен влиянию стереотипов, раз полагает, что место красит человека. Он недоволен своим социальным статусом и пытается доказать, что изменится к лучшему, станет вести себя культурнее, лишь только займет подобающее положение под солнцем.

Это, конечно, не способ решения проблемы. Одна проблема лишь подменяется другой. Доказывать себе, что ты лучше, чем есть, - вроде бы правильный импульс. Он заставляет человека двигаться вперед, добиваться успеха. «Казаться, чтобы быть» - как говорят пиарщики. Ловушка в том, что внутренне человек не совершенствуется. Он привыкает действовать в маске «уверенного в себе человека». Я, я, я – убеждает он с апломбом – все могу. Почему же этому самоуверенному «яканью» люди склонны симпатизировать, как той кляче из анекдота, помните?

Самоуверенность во многом - это выпячивание отдельных сторон «эго» за счет тех, которые отвергнуты. Что-то типа: «Я, конечно, не… но, зато… и ого-го». Самоуверенный человек умеет произвести внешний эффект и потому выигрышно выглядит в глазах окружающих. Он создает образ себя, «пускает пыль в глаза», как женщина, когда она очень хочет кому-то понравиться. Но также, как и она, он не способен быть собой. Он лжет сам себе и выдает желаемое за действительное. Он не развивается, а самоутверждается, чаще всего за счет унижения тех, кто в себе не уверен.

Таким образом, самоуверенность – это неуверенность в себе, только тщательно скрываемая. Представьте себе зайца в волчьей шкуре. Фактически он играет по чужим правилам, и называет э_т_о жизнью.

ЛЕВ, КОТОРЫЙ ЩИПЛЕТ ТРАВКУ

А теперь вообразите себе травоядного льва - это неуверенный в себе человек. Тот, который недооценивает сам себя. То в попугаях себя мерит, то в удавах.

Неуверенность в себе, также как и уверенность, является довольно устойчивым качеством личности, сформированным еще в детстве. Она имеет следующие проявления:

Боязнь попробовать - бездействие, нежелание добиваться своего из страха потерпеть поражение, "потерять свое лицо". Такая пассивность приводит к неправильной самооценке, к незнанию своих достоинств и реальных возможностей. Человек может, но не подозревает об этом или, наоборот, не может, но уверяет себя и других, что просто не хочет пробовать.

Приспособленчество, конформизм - стремление быть как все, не выделяться, чтобы заручиться одобрением и поддержкой большинства.

Зависть, обида, самоунижение - постоянные сравнения себя с другими, недовольство собой и окружающими, отсутствие чувства собственного достоинства.

Суетливость, страх опоздать, не угнаться за другими - покой вызывает у неуверенных людей тревогу, страх. Они склонны действовать не по собственному желанию, а из боязни испытать внешний или внутренний дискомфорт под давлением внешних обстоятельств.

ОПЫТ ПОБЕД

К сожалению, очень немногие люди могут похвастаться безупречно правильным воспитанием в детстве. Поэтому почти всем приходится заниматься тренировкой уверенности в себе, то есть узнавать себя.

Точных рецептов нет, но все же проверьте себя.

Вы уверенны в себе, если:
1. осознаете свою неповторимую индивидуальность, преимущества и недостатки;
2. чувствуете себя достойным любви и уважения других людей;
3. стараетесь ни при каких обстоятельствах не унижаться и не заискивать;
4. знаете приемы рационального поведения в различных жизненных ситуациях;
5. искренне выражаете свои мысли и чувства, избегая лжи и лицемерия;
6. всегда думаете и анализируете происходящее, не полагаясь только на прошлый опыт, мнение большинства, авторитетных личностей и традиции;
7. легко высказываете собственное мнение в любом коллективе;
8. успешно выступаете перед публикой;
9. умеете убедить в своей правоте и настоять на своем;
10. выбираете наилучшую стратегию и тактику поведения в конфликтных ситуациях;
11. умеете достойно реагировать на критику, замечания, оскорбления;
12. доброжелательны к людям, принимаете их такими, какие они есть.

Суть в том, что уверенность – это опыт побед. Чтобы поверить в себя и свои силы, необходимо каждый раз наилучшим образом и достойно разрешать самые разные жизненные ситуации.


______________________________
© Авижас Анжелика Алексеевна
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum