|
|
|
Любовная лирика Пушкина и ее адресаты
Любовная лирика Пушкина - это сюжет особый и по-своему бесконечный. В совокупности она представляет собой и род поэтической автобиографии поэта, и обобщенную философию любовного чувства, и аналитическое его исследование. В любовной поэзии Пушкина четко выделяются стихи-посвящения, имеющие точный адресат, иногда прямо названный поэтом, и лирические исповеди, за которыми угадываются конкретные биографические реалии (об адресатах таких стихотворений идут порой бесконечные споры исследователей). Для большинства пушкинистов очевидно, что в своей любовной лирике Пушкин был предельно автобиографичен. Любовь была тем чувством, которое он переживал как непосредственный опыт, сиюминутный, живой. Это интуитивно ощущали почти все исследователи, тяготевшие не к обобщенно-философическому, а именно к биографическому прочтению его любовных поэтических грез. Исповедально-биографический фон пушкинской лирики имеет свои объяснения, как нам кажется, в присущей поэту эмоциональной импульсивности и подвижности, исключающей рассудочность, с истинной поэзией несовместимую. Но свойство поэзии, в ее высшем, пушкинском, звучании состоит в способности сообщать "впечатлениям бытия" вечный, универсальный смысл. То, что пережито и запечатлено гением, становится достоянием человечества. Любовная тема в этом смысле особенно благодатна, поскольку она представляет воплощение в высшей степени универсального, и в природном и в историческом смысле, человеческого опыта, обладая неким вневременным содержанием. Сама лирика в мировой литературе рождается из осмысления и выражения чувства любви. Пушкинский вклад в историю мировой любовной лирики в этом смысле уникален, хотя и не оценен в должной мере из-за принципиальной "непереводимости" Пушкина. Его поэтический мир выстроен на игре и сверкании именно русского слова. Первой и наиболее важной, на наш взгляд, особенностью этой лирики является ее широчайший культурно-исторический контекст. Любовное переживание поэта, будучи запечатлено поэтически, невольно облекается культурными и литературными ассоциациями, которые включают его в этот контекст. Ранние эротические эмоции Пушкина облекаются в анакреонтические одежды, и эта античная декорация придает им оттенок природной естественности и красоты. Гармонизированная европейской галантной поэзией античная эротика возвышает чувственное влечение до поэзии. Здесь важна даже сама подчеркнутая безличность анакреонтических стихотворений, воспевающих саму женственность под условными именами. Любовно-эротические эмоции Пушкина часто оформляются узнаваемыми культурными декорациями или ассоциациями, то восточно-экзотическими, то мистически-религиозными, то культурно-эстетическими. Это характерно для наиболее совершенных образцов его любовной лирики: "Я помню чудное мгновенье", "Гречанке", "Под небом голубым страны своей родной", "Мадонна" и др. В совокупности своей любовная лирика Пушкина обладает и некоей универсальной психологической проблематикой, в основе которой, как нам кажется, ощущение времени. Дело в том, что поэт тонко чувствовал возрастную психологию любви. "Любви все возрасты покорны" - это открытие новой проблемы. Само движение его любовно-эротических эмоций от ранних лицейских стихотворений к лирике 1830-х годов - это есть иллюстрация возрастных ликов любви. Поэтому во времени разворачиваются основные лирические сюжеты: первая встреча - счастье обладания - разлука (даже смерть). Так развиваются сюжеты Ризнич, Воронцовой, Собаньской. Важна и психология конкретных эмоций и состояний: первой влюбленности, ревности, чувственной страсти, любовного страдания. Поразительно, что у Пушкина неизменно в итоге преобладает интонация, которую он сам определил - "и чувства добрые я лирой пробуждал". Он умел быть благодарным любой женщине, подарившей ему любовь. В его поэзии раскрываются бесконечно разнообразные лики любви: обнаженная чувственность, минутное влечение, романтическое томление, любовь-тщеславие, любовь-мука к женщине несовершенной, благоговение, ревнивая тревога. Именно это объясняет выбор названия данной книги - "Наука страсти нежной" - поскольку лирические сюжеты Пушкина выстраиваются в своеобразную поэтическую энциклопедию любви, на создание которой претендовал и античный поэт, подсказавший Пушкину саму формулу, - "наука страсти нежной" - Овидий. И в жизни и в лирике любовные сюжеты у Пушкина складывались нередко драматично и даже парадоксально. Три возлюбленных в одесский период, и каждое чувство искренне и пылко. Три (а может, больше?) возлюбленных в Тригорском. Пять возлюбленных в 1828-1830 году (Оленина, Ушакова, Закревская, Собаньская, Гончарова). Как-то он спародировал знаменитый список, который разворачивает перед ошеломленной Эльвирой слуга Дон Жуана Лепорелло, и исследователи до сих пор рассматривают его как документ. Но список явно неполон, потому что в нем 37 имен, а Наталью Николаевну Пушкин шутливо назвал своей сто тринадцатой любовью. Чувствовал ли себя Пушкин Дон Жуаном? Да, если иметь в виду того Дон Гуана, которого он сделал героем "Каменного гостя". Дон Гуан всякий раз влюбляется впервые и при этом хранит благодарное воспоминание о каждой женщине, которая дарила ему любовь. Дон Гуан открыт сердцем для любой, но по-разному. Он не повторяется и именно поэтому способен любить двух, трех одновременно. Это тоже своеобразная ипостась протеизма, особой восприимчивости, которую можно отвергать с житейских позиций, но которая у гениев, подобных Пушкину, получает эстетическое разрешение. Поэтому в многообразии любовных посвящений следует искать не доказательства непостоянства Пушкина, а его умение переживать любовь в тех пределах, какие обыденному сознанию недоступны. Это отклик на красоту, это вечная свежесть эмоций, это потребность возрождения, которую пробуждала в нем прежде всего любовь. В этой книге сделана попытка представить все известные адресаты любовной лирики Пушкина, имея в виду границы между "поэзией" и "прозой", эстетическим и житейским. Адресация любовных стихотворений Пушкина - это достаточно сложная научная проблема, к которой до сих пор не определился единый подход. В ряде случаев, когда поэт сам в той или иной форме "адресовал" свои стихотворения, проблемы не возникает. Но в большинстве своем любовная лирика поэта требует очень осторожного и корректного прочтения, совмещения биографических и временных контекстов, конкретных реалий. В книге по возможности учтены все уточнения и изменения адресаций, которые были сделаны в последние десятилетия, и все сомнительные ситуации оговариваются. Книга построена как серия очерков, посвященных женщинам пушкинской эпохи. Единственным критерием отбора была сама поэзия Пушкина, т. е. наличие посвящения, увековечившего ту или иную героиню. Поэтому, к примеру, в книге нет очерка, посвященного Д. Ф. Фикельмон, о которой так много писали пушкинисты. К сожалению, ей поэт не посвятил ни одной поэтической строки. В очерках по возможности учтены работы всех предшествующих исследователей, и это отражено в библиографических сносках. В ходе работы явственно выявилась фрагментарность, недостаточность многих архивных данных, но восполнить пробелы можно только многолетними усилиями больших творческих коллективов. Автор выражает глубокую благодарность подвижникам-пушкинистам, покойным и ныне здравствующим, кропотливый и вдумчивый поиск которых дал ему возможность предпринять попытку обобщить накопленный более чем за полтора столетия материал. Список опубликованных работ: "Страшись прелестницы опасной..." [Н.Забабурова] «Прекраснее быть невозможно» [Н.Забабурова] Как величавая луна... [Н.Забабурова] И речи резвые, живые ... [Н.Забабурова] "Она задумчивой красой очаровательней картины" [Н.Забабурова] "Ее минутное вниманье отрадой долго было мне...” [Н.Забабурова] Придворных витязей гроза [Н.Забабурова] Круглый стол без кавычек [Я.Симкин] "Ангел кроткий, безмятежный"? [Н.Забабурова] Тебе, высокое светило [Н.Забабурова] "Умственные затеи" донских парапушкинистов [Н.Забабурова] "И воспомнил ваши взоры..." [Н.Забабурова] "И слезы, и любовь..." [Н.Забабурова] "И легковерные мечты..." [Н.Забабурова] "Зизи, кристалл души моей..." [Н.Забабурова] "Я был свидетелем златой твоей весны..." [Н.Забабурова] "За Netty сердцем я летаю..." [Н.Забабурова] "Цветы последние..." [Н.Забабурова] Могучей страстью очарован [Н.Забабурова] "Все его дочери - прелесть" [Н.Забабурова] "Милый демон" [Н.Забабурова] "Явись, возлюбленная тень..." [Н.Забабурова] "Твоя весна тиха, ясна..." [Н.Забабурова] "Ты рождена воспламенять воображение поэтов..." [Н.Забабурова] "Елисавету втайне пел..." [Н.Забабурова] "Ночная княгиня" [Н.Забабурова] "Ее минутное вниманье отрадой долго было мне..." [Н.Забабурова] Русская Терпсихора [Н.Забабурова] Мне дорого любви моей мученье [Н.Забабурова] "Младая роза" [Н.Забабурова] Свет-Наташа [Н.Забабурова] Непостоянный обожатель очаровательных актрис [Н.Забабурова] "Подруга возраста златого" [Н.Забабурова] "Страшись прелестницы опасной..." [Н.Забабурова] Вертикаль жизни Фаддея Зелинского [О.Лукьянченко] «Прекраснее быть невозможно» [Н.Забабурова] Как величавая луна... [Н.Забабурова] И речи резвые, живые ... [Н.Забабурова] "Она задумчивой красой очаровательней картины" [Н.Забабурова] "Ее минутное вниманье отрадой долго было мне...” [Н.Забабурова] Придворных витязей гроза [Н.Забабурова] Круглый стол без кавычек [Я.Симкин] Литературные портреты писателей Серебряного века [Д.Касьянова] "Ангел кроткий, безмятежный"? [Н.Забабурова] Тебе, высокое светило [Н.Забабурова] "Умственные затеи" донских парапушкинистов [Н.Забабурова] Два портрета с комментариями [А.Станько] "И воспомнил ваши взоры..." [Н.Забабурова] "И слезы, и любовь..." [Н.Забабурова] Приключения Пиркса, сначала кадета, потом командора и командира нескольких кораблей, совершившего полёты на Луну, Меркурий, Сатурн, Марс и созвездие Водолея [В.Моляков] "И легковерные мечты..." [Н.Забабурова] "Зизи, кристалл души моей..." [Н.Забабурова] "Я был свидетелем златой твоей весны..." [Н.Забабурова] "За Netty сердцем я летаю..." [Н.Забабурова] "Цветы последние..." [Н.Забабурова] Могучей страстью очарован [Н.Забабурова] "Все его дочери - прелесть" [Н.Забабурова] Культура и цивилизация на рубеже третьего тысячелетия [Г.Драч] Диалог о детективе [О.Лукьянченко, А.Хавчин] "Милый демон" [Н.Забабурова] ЛГ в Ростове! [Н.Старцева] Властитель дум и бездумье власти [О.Лукьянченко, А.Хавчин] Культура и медицина - сферы взаимовлияний [А.Шапошников] "Явись, возлюбленная тень..." [Н.Забабурова] "Твоя весна тиха, ясна..." [Н.Забабурова] "Ты рождена воспламенять воображение поэтов..." [Н.Забабурова] "Елисавету втайне пел..." [Н.Забабурова] Древние истоки культурного и интеллектуального развития народов [В.Сабирова] "Ночная княгиня" [Н.Забабурова] "Ее минутное вниманье отрадой долго было мне..." [Н.Забабурова] Русская Терпсихора [Н.Забабурова] Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики [А.Люксембург] Мне дорого любви моей мученье [Н.Забабурова] Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики [А.Люксембург] "Младая роза" [Н.Забабурова] Английская проза Владимира Набокова [А.Люксембург] Свет-Наташа [Н.Забабурова] Тень русской ветки на мраморе руки [А.Люксембург] Непостоянный обожатель очаровательных актрис [Н.Забабурова] "Подруга возраста златого" [Н.Забабурова] Пушкинский юбилей в Ростове [А.Гарматин] Ростовские премьеры [И.Звездина] Второе пришествие комедии [Н.Ларина] Неизданная книга о Пушкине "Так суеверные приметы согласны с чувствами души..." [Н.Забабурова] "К привычкам бытия вновь чувствую любовь..." [Н.Забабурова] Здравствуй, Дон! [Н.Забабурова] С брегов воинственного Дона... [Н.Забабурова] Об африканских корнях А.С. Пушкина [Б.Безродный] О дне рождения Александра Сергеевича [Н.Забабурова] Пушкин в Ростове [И.Балашова] Черная речка [Н.Бусленко] Один вечер для души [Е.Капустина] Первозданный "Тихий Дон" [A.Скрипниченко] Парад прошел по полной программе [И.Звездина] Всю жизнь быть Джузеппе... [В.Концова] Зритель возвращается [И.Звездина] Когда вы в последний раз были в кукольном театре? [В.Концова] ________________________ © Забабурова Нина Владимировна |
|