Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Вся жизнь – для этой победы. Джо Байден становится 46-м президентом США
7 ноября 2020 года Джо Байден достиг цели, которой добивался 30 лет – набрал дос...
№09
(377)
01.11.2020
Образование
Южный Федеральный университет создан
(№23 [145] 25.12.2006)
Автор: Александра Быкадорова
Два года назад в стране заговорили о необходимости создания нового типа вузов, своеобразных инкубаторов для взращивания профессиональных кадров. С начала этого года президент провозгласил реализацию «национальных проектов» (словосочетание, пришедшее на смену дискредитировавшим себя «реформам»), один из них – «Образование». В частности, заявлялось, что к 2008 г. в стране появятся два новых вуза «федерального значения» – словосочетание тоже является лексическим новшеством в России. В своих выступлениях Президент неоднократно подчеркивал, что российское образование необходимо вывести на качественно новый уровень, чтобы не мы, а иностранцы приезжали учиться к нам в страну. Конвертируемость российского диплома по всему миру – тот предел мечтаний, к которому должны привести реформы.

Утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. содержит формулировку: «Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки». Итак, родилась идея федерального вуза, который объединит науку и образование.

В течение 2006 г. на обсуждение выносилось несколько концепций национального университета на юге России, не меньше их было и в Сибири. Отмечу, что указывалась, например, такая цифра – европейское соотношение: один преподаватель на четверых студентов. Кроме того, предполагалось, что увеличатся преподавательские зарплаты (до 30000 руб.) и стипендии в новых вузах. Особое внимание уделялось развитию научных исследований, закупке для них дорогостоящего оборудования и др.
Итогом обсуждений и консультаций в министерствах стало то, что 4 и 23 ноября были подписаны распоряжения о создании двух федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – Сибирский (СФУ) и Южный (ЮФУ) федеральные университеты. Судя по этим документам, в новые образования реорганизуются (не объединяются!) по четыре вуза. В Сибири это вузы Красноярска – Красноярский государственный университет, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, Красноярский государственный технический университет, Государственный университет цветных металлов и золота. В ЮФУ: три вуза Ростова-на-Дону – Ростовский государственный университет (РГУ), Ростовский государственный педагогический университет (РГПУ), Ростовская академия архитектуры и искусства (РААИ) и Таганрогский радиотехнический университет (ТРТУ). Распоряжения вполне укладываются в вышеупомянутую федеральную программу, где, в частности, сказано, что на первом этапе реализации 2006-2007 гг. «предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов».

Позже, и опять-таки в рамках программы, руководителем Федерального агентства по образованию г-ном Балыхиным были назначены (пока только на год) ректоры новых вузов. В СФУ им стал академик РАН Евгений Ваганов, а ЮФУ возглавил Владислав Захаревич, ранее исполнявший обязанности ректора ТРТУ. Обнаружились некоторые отклонения от обсуждаемых цифр, например, соотношение «преподаватель-студент» в ЮФУ. Общая численность студентов вузов-участников составляет около 45000 человек, в то время, как в учебном процессе задействовано 8543 преподавателей, учебно-вспомогательного персонала. Значит, европейскую планку пока что решено не брать?

Нажмите, чтобы увеличить.
Далее, в бешеном темпе, согласно приказам Министерства образования и науки, свеженазначенные ректоры и ректоры реорганизуемых вузов должны предоставить на переоформление учебные лицензии, лицензии на оборудование, если необходимо, вещательную деятельность. До 31 декабря, например, необходимо зарегистрировать соответствующие юридические лица, чтобы перевести на баланс СФУ и ЮФУ имущества реорганизуемых вузов. К середине декабря в Минобрнауки необходимо предоставить уставы новых учреждений. Но не в том суть. Нет ответа на вопрос, какой будет структура нового вуза. И, простите за шкурный интерес, какой диплом получу я, проучившись 4,5 года в РГУ?

Если влезть глубже в процесс реорганизации, то обнаружится еще много несостыковок. Например, не определено, каким будет обучение в новом вузе. В Приложении 1 к федеральной целевой программе по образованию, где описаны критерии оценки ее эффективности, есть и такой: совершенствование структуры системы образования. Он расшифровывается как «доля учебных заведений, реализующих программы двухуровневого профессионального образования», т.е. системы бакалавр-магистр. Планируемый результат, заложенный правительством, – увеличить количество таких вузов с 15% сегодня до 70% к 2010 г. Получается, что создаваемые вузы будут «исповедовать» эту политику? А в обсуждавшихся концепциях нового университета ТРТУ и РГУ (они выложены на сайтах вузов) указывалось, что «специалитет» должен остаться.
Отмечу по опыту ЮФУ, что реорганизуются вузы, занимающие хорошие места в российских рейтингах. РГУ на 6 месте в десятке лучших классических вузов, ТРТУ – на 5 в рейтинге технических вузов. Но это, так сказать, хорошо у нас. Напомню, что такой российский флагман, как МГУ им. Ломоносова входит лишь в сотню в мировом топ-листе Института Высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун, а Санкт-Петербургский госуниверситет – в четвертую сотню. Вузы в мире оцениваются по другим критериям. Назову самые основные: цитируемость сотрудников в научных журналах, доля научных исследований и учебного процесса в вузе, уровень научно-технической базы, собственные зарегистрированные учебные программы, лицензии на изобретения, уровень зарплат выпускников и сколько процентов из них работают по профессии. По двум последним показателям, ЮФУ, как и СФУ, смогут проявить себя не раньше, чем через 5-7 лет после первого выпуска специалистов, бакалавров, магистров (нужное подчеркнуть), т.е. к 2015 году. Получается, что войти в топ-лист лучших вузов мира в планируемый срок – к 2010 г. – можно только развивая научно-исследовательскую деятельность. То есть за оставшиеся четыре года сделать то, что МГУ не удалось за пятнадцать лет. Так и вижу эту картину: в 2010 г. лучшие научные журналы мира бьются за право опубликовать российских ученых! Смелости экспериментаторов, пытающихся исправить сложившийся порядок вещей, можно позавидовать.

Среди целей и задач Федеральной программы развития образования на 2006-2010 гг. заявлено, что должен возрасти «удельный вес численности выпускников образовательных учреждений, трудоустроившихся в течение 1 года по полученной специальности, от общей численности выпускников». Выше уже говорилось о том, что те, кто проучится в ЮФУ или СФУ 4-6 лет, смогут проявить себя не раньше, чем к 2015 г. Сам статус выпускника новых университетов появится уже с 2007 г., т.к. согласно распоряжению Правительства реорганизуемые вузы уже не будут юридическими лицами, следовательно, не будут правомочны выдавать дипломы с узнаваемыми по стране названиями - РГУ, ТРТУ, КрасГУ и др. Им на смену появляются пока что неизвестные никому организации. Несмотря на то, что по телевидению и в прессе прошло множество материалов о реформе высшего образования, далеко не все работодатели будут готовы принять выпускника ЮФУ или СФУ, потому что нет, как принято сейчас говорить, бренда. Известность не возникнет из ниоткуда, ее необходимо целенаправленно создавать в течение нескольких лет, в том числе и среди тех, кто до реформы принимал на работу выпускников ТРТУ, КрасГУ, РГУ и др. Чтобы известность не была спонтанной и не строилась на сплетнях и домыслах, необходимо создавать грамотный образ (имидж) и вести политику на формирование репутации учебного заведения с высоким качеством образования. А что есть? Информационный вакуум, который правительство, а вслед за ним чиновники на местах и вузовские администрации не спешат заполнять.

В итоге, известны исходные данные и конечный результат, к которому нужно придти. Можно записать утрированное уравнение:

ЮФУ + неизвестное = СФУ + неизвестное = Гарвард = Кембридж = Оксфорд,

где под ЮФУ и СФУ понимается реальный потенциал реорганизуемых вузов. Гарвард приравнен к Кембриджу и Оксфорду на том основании, что эти три вуза являются национальными и постоянно находятся в десятке лучших в мировом рейтинге. Ответа, чему равно «неизвестное» в реальности, пока что нет, и на мой непросвещенный взгляд, сводить его к одному финансированию не стоит.
Замечу, что всех перечисленных рассуждений могло бы и не быть, при условии прозрачного обсуждения структуры новых университетов и их развития. Если бы указывались реальные сроки и был уже готов план четырех-пятилетнего развития, а его, судя по всему, еще нет в природе, можно было бы не гадать на кофейной гуще и не ждать «неизвестного».

P.S. 13 декабря первый вице-премьер Дмитрий Медведев, ответственный за реализацию нацпроектов, заявил, что федеральные университеты станут прорывом XXI века. Это больше похоже на политическое заявление партии власти накануне выборов 2008 г. или на предметный разговор о проблемах образования и науки?
__________________________
© Быкадорова Александра Сергеевна


_____________________________________________________________________________________________


Приложение №1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
(Рособразование)

ПРИКАЗ

4 декабря 2006 г.                                         № 1447
г. Москва

О федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

На основании Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 288, и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г.
№ 1616-р приказываю:

1. Считать федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» правопреемником реорганизуемых государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет», «Ростовская государственная академия архитектуры и искусства», «Ростовский государственный педагогический университет», «Таганрогский государственный радиотехнический университет».

2. Заместителю начальника Административного управления (Н.И. Аристеру) обеспечить оформление трудового договора сроком на один год с В.Г. Захаровичем на замещение должности ректора федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет».

3. Ректорам реорганизуемых государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет» А.В. Белоконю, «Ростовская государственная академия архитектуры и искусства» В.А. Колеснику, «Ростовский государственный педагогический университет» В.И. Марееву, исполняющему обязанности ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет» А.И. Калякину:
в установленном порядке уведомить возможных кредиторов образовательных учреждений об их реорганизации и представить в Федеральное агентство по образованию соответствующую информацию;
уведомить обучающихся и работников образовательных учреждений о реорганизации образовательных учреждений.

4. Ректорам реорганизуемых государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Ростовская государственная академия архитектуры и искусства» В.А. Колеснику, «Ростовский государственный педагогический университет» В.И. Марееву, исполняющему обязанности ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет» А.И. Калякину передать в установленном порядке на баланс государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет» здания, сооружения, оборудование, технику и другие материальные ценности, а также активы и обязательства, числящиеся на балансе реорганизуемых образовательных учреждений.

5. Ректору государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет» А.В. Белоконю передать в установленном порядке на баланс федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» здания, сооружения, оборудование, технику и другие материальные ценности, а также активы и обязательства, ректору федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» В.Г. Захаревичу принять их и представить передаточный акт до 22 декабря 2006 г. на утверждение в Федеральное агентство по образованию.

6. Ректору федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» В.Г. Захаровичу:
подготовить и представить до 12 декабря 2006 г. в Федеральное агентство по образованию проект устава университета;
представить в установленном порядке в регистрирующий орган документы, предусмотренные при государственной регистрации юридического лица;
обеспечить продолжение обучения обучающихся реорганизованных образовательных учреждений с сохранением условий их обучения;
обеспечить продолжение трудовых отношений с работниками реорганизуемых учреждений;
оформить в установленном порядке в соответствующих органах закрепление за университетом объектов собственности (земельных участков, зданий, сооружений, оборудования и другого имущества), находившихся в оперативном управлении и постоянном (бессрочном) пользовании реорганизованных учреждений, и представить в Управление федерального имущества и инвестиций (В.И. Яхимовичу) копии свидетельства о внесении в реестр федерального имущества и актов на право землепользования; обеспечить пообъектно регистрацию права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на закрепленное федеральное имущество;
представить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки документы для осуществления лицензирования образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым реорганизованными образовательными учреждениями.

7. Управлению экономики и финансов (Ю.Н. Фролову) осуществлять в установленном порядке финансирование федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет», «Ростовская государственная академия архитектуры и искусства», «Ростовский государственный педагогический университет», «Таганрогский государственный радиотехнический университет» на основе передаточного акта и контрольных цифр приема.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Е.Я. Бутко.

Руководитель Г.А. Балыхин
_____________________________________________________________________________

Приложение №2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
(Рособразование)

04.12.2006                                   № 18-02-02/192
г. Москва

О Захаревиче В.Г.

Принять 05 декабря 2006 года Захаревича Владислава Георгиевича на должность ректора Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» сроком по 04 декабря 2007 года.

Основание: Трудовой договор.
Руководитель Г.А. Балыхин

Петр Вайль. Легкое перо
Зарисовка о талантливом писателе и путешественнике Петре Вайле
Мозг и ничего кроме: существует ли человеческое «я» объективно?
Философские рассуждения о сущности и мышлении
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum