Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Нелинейное обучение
(№17 [47] 08.09.2000)
Автор: Сергей Авдеев
(О концепции обучения Института управления информацией)

Как учатся люди? Они накапливают информацию и идут от простого к сложному. Это линейный процесс обучения. А информация удваивается каждые 5 лет. Относительный объем знаний у каждого последующего поколения меньше, чем у предыдущего. Об этом свидетельствует и раздробление науки на все более узкие направления, и поверхностность потребления информации из средств массовой информации. Ни один человек не сможет прочитать все книги, которые написаны. Компьютеры, хотя и дают определенное ускорение в обработке данных, но повышают зависимость человека от техники (есть ли электроэнергия, работает ли телефон, нет ли компьютерного вируса и т.п.) и снижают качество человеческого общения (погружение в виртуальную реальность). Поэтому, учась линейно, мы все время отстаем.
Но мало накопить информацию, ее надо правильно использовать, творчески. А можно ли научить творчеству? Если учить линейно, то нельзя, так как творчество - это процесс созидания нового.
А как учить нелинейно? Для этого разработаны специальные методы обучения. Методы, формирующие у человека способность воспринимать нужную информацию в нужном месте и в нужное время. Нет необходимости механически накапливать знания, "авось пригодятся". Достаточно получить необходимые понятия. Остальные знания человек получает как информационный пакет, которым он может воспользоваться при необходимости. При этом изменяется восприятие, повышается скорость мышления. Становится понятным то, что остается недоступным для познания при линейном обучении. Это приводит с одной стороны к ускорению обучения, с другой к уменьшению вероятности принятия неверных решений. Ведь неверные решения - это наша неспособность получить и обработать информацию.
Принципы нелинейного обучения:
- создание сложных информационных систем за счет формирования специальной информационной среды;
- информационный синтез в этих системах (информация получается в виде неосознанного знания, умения или навыков, как не осознает человек свое умение дышать, ходить, ездить на велосипеде, читать);
- разворачивание и проявление полученной информации (информация становится понятной и осознаваемой - "я знаю, что я это знаю и умею").
Новые методы позволяют учить творчеству (те, кто не имел никаких талантов, начинают писать стихи и прозу, рисовать, танцевать, а кто уже что-либо такое мог, начинают делать это совершенно по-другому). Творчество становится признаком любой деятельности обученного человека. Он уже не может делать свою работу не творчески, занимается ли он искусством, бизнесом или физическим трудом.
А каким-либо другим вещам можно учиться очень быстро и легко (например, выучить иностранный язык или начать профессионально рисовать не за пять лет традиционного обучения, а за год). Можно также научиться быть здоровым. А можно получить способность чувствовать информационный след, который оставляет другой человек или предмет и даже видеть без глаз. Без глаз можно читать, играть, кататься на роликах.
Но главное - научится доверять себе, научится жить. Жить, понимая, что ты делаешь и для чего ты это делаешь. Тогда не нужны наркотики и алкоголь, нет депрессии и пустоты, а есть лишь звенящая радость жизни.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum