Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
Синергетика информационных взаимодействий
(№19 [49] 08.10.2000)
Автор: Сергей Авдеев
Вопросы восприятия информации и процессов, при этом происходящих, плодотворно рассмотрены Л.А.Цымбалом [1]. Выведенный им закон информативности позволяет изучать основные зависимости самоорганизации информации. Цымбал показал, что вероятность получения новой информации (знаний) зависит от сложности изучаемой системы, объема априорной информации об изучаемой системе и размера кванта поглощаемой информации. Несмотря на простоту полученной формулы, закон информативности Цымбала позволяет делать нетривиальные выводы об информационных процессах. Одним из следствий закона является вывод, что генерация ложной информации в сложной системе в количестве всего на 8 % превышающую истинную, может переводить систему в новое устойчивое состояние, определяемое ложной информацией.

Не отрицая полезность и важность закона информативности Цымбала следует отметить границы его применимости.
Во-первых, этот закон рассматривает одностороннее движение информации. Это или восприятие информации или генерация ее. Однако на практике мы имеем двустороннее взаимодействие сложных систем. Сложные системы постоянно контактируют с другими сложными системами, и в результате обмениваются с ними информационными потоками. При этом мы имеем для каждого контакта два информационных потока - входящий и исходящий.

Во - вторых Цымбал оценивает сложность системы как сумму количества элементов системы и количества их взаимосвязей. Но не учитывается тот факт, что связи в сложной системы не эквивалентны и могут различаться по значимости, интенсивности, эффективности и другим параметрам.
Нами предложена другая математическая модель, которая рассматривает двусторонний информационный обмен между сложными системами. Исходные предпосылки для этой модели следующие:
1) имеется взаимный интерес для обмена информацией между системами;
2) суммарное количество информации после вступления систем во взаимодействие больше чем имелось у каждой системы до взаимодействия; это означает, что в результате взаимодействия образуется новая сложная система, в которой могут возникать новые информационные качества, отсутствующие в исходных системах;
3) рассматриваются не абсолютные значения информационных объемов, а их относительные соотношения;

При построении модели использован принцип максимума информационной энтропии, который был сформулирован Джейнсом: "Наиболее вероятным состоянием системы будет состояние, при котором информационная энтропия максимальна". Информационная энтропия использовалась в Шенноновском варианте как произведение вероятности на логарифм вероятности.
В результате математического моделирования нами получено следующее уравнение для вероятности восприятия/генерации информации вида i системой А при ее взаимодействии с системой В:
ai = ci / {Ea + Eb exp[ -L(gai - gbi)]}; (1)
где ci относительный объем исходной информации вида i; Ea , Eb относительное распределение информации между взаимодействующими системами; L - множитель Лагранжа; gai , gbi - характеристические информационные коэффициенты.

Построенная математическая модель носит во многом качественный характер, так как для большинства случаев информационного взаимодействия невозможно измерить некоторые величины, входящие в нее, но она позволяет отследить основные закономерности информационного взаимодействия и наметить пути повышения его эффективности.

Для иллюстрации рассмотрим известное менеджерское правило - критикуя выполненную работу говори о работе, но не о человеке ее выполнявшем. Работа в информационном пространстве любого человека занимает только часть этого пространства. Обсуждая с этим человеком его работу мы вовлекаем в рассмотрение только часть его информационного пространства, которое определяет величину Ea. При обсуждении всего человека практически все информационное пространство этого человека будет вовлечено в процесс информационного обмена и тогда величина Еа значительно возрастает. Это приводит к значительному снижению вероятности аi, что означает невосприимчивость человека к критическим замечаниям.

Для того, чтобы понять как происходит процесс переноса информации между системами необходимо рассмотреть информационную триаду Цимбала. В его классификации информацию можно разделить на три взаимосвязанных части:
- объективную информацию, присущую неодушевленной природе;
- генетическую информацию, присущую живой природе;
- идеализированную, присущую человеку.

На наш взгляд эту классификацию следует уточнить. Так, например, мы считаем, что термин генетическая информация лишь частично отражает суть информации, присущей живой природе, и его следует заменить на термин биологическая информация. В пользу этого термина говорит хотя бы то, что современная наука так до конца и не выяснила чем живое отличается от неживого и до сих пор не синтезировано ни одного живого объекта.

Термин идеализированная информация также нуждается в уточнении. Мы считаем, что здесь лучше подходит термин "субъективная информация", так как это та информация, которую генерирует живой организм (субъект), а не только мысленная информация, генерируемая мозгом человека. Генерация информации живыми организмами происходит непрерывно в процессе их жизнедеятельности, так как жизнь сопровождается постоянно процессами самоорганизации. О генерации информации в процессе самоорганизации упоминал Хакен в своей работе "Информация и самоорганизация".

Субъективную информацию можно уже более подробно классифицировать на производимую телом в виде движений, эмоциональную - движение души, и производимую разумом - движение мысли. Рассмотрим печатный текст как сгенерированную субъективную информацию. Алфавит или знаковая система представляет тело текстовой информации. Логические построения автора - разум текста. Для передачи же эмоциональной составляющей или души текста авторами используются различные обороты, которые называются интенсификаторами.

Если принять представление Цимбала об информации как об аттракторе, то информационная триада в процессе парного взаимодействия сложных систем представляет систему шести взаимосвязанных вихрей. Математический анализ такой системы с помощью аппарата теории катастроф позволил сделать вывод о наличии в такой системе катастрофы эллиптической омбилики. Этот вывод подтверждается рядом косвенных фактов. Известно, что восприятие человека меняется скачком, после которого ранее недоступный способ восприятия становится очевидным и тривиальным. К одним и тем же выводам можно приходить различными путями - анализируя различную информацию. Вернуться к исходному состоянию восприятия уже невозможно. В теории катастроф такие факты называются флагами катастроф. К названным флагам катастроф относятся катастрофические скачки, полимодальность отклика и гистерезис.
Множество катастрофы элиптической омбилики представляет точки перехода из одного информационного состояния к другому.
Анализ полученных математических моделей позволил сделать выводы о методах и технологиях, которые могут применяться для повышения восприимчивости к информации и повышению эффективности ее генерации.

Главными из них можно считать - информационную синхронизацию и накачку (аналогичную лазерной накачке) и информационный синтез (информационное объединение сложных систем в другую более сложную информационную систему) за счет эффективного генерирования и структурирования информации. При этом наращивание новых состояний системы может идти не только как расширение диапазона имеющихся состояний, но и за счет роста иерархичности полученных информационных систем.

В течении ряда лет были разработаны и апробированы практические методы, которые позволяют говорить о новом направлении в обучении. Обучение строится на подходе к изучаемой системе как к целому, без расчленения ее на составляющие элементы и восприятию информации об этой системе целиком в виде информационного пакета. Традиционное обучение используется в этой технологии для развертывания полученной информации и закреплении навыков и умений.
Основными практическими результатами могут считаться:
-развитие информационного чувства и, как результат, повышение цельности восприятия окружающей действительности (связи, которые были ранее незаметны, становятся доступными для анализа и принятия решений в условиях неполноты информации)
-развитие творческих способностей как способностей созидать новое (многие прошедшие обучение начинают рисовать, писать стихи, музыку, изобретать и т.п.)
-развитие адаптивности к быстроменяющимся условиям окружающей среды.


Литература:

1. Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. - М.: Наука, 1995.-118с.
2. А.Дж. Вильсон. Энтропийные методы моделирования сложных систем.- М.: Наука,-1978, 248 с.
3. Хакен Г., Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991.-240 с.
4. Т.Постон, И.Стюарт. Теория катастроф и ее приложения. М.: Мир, 1980.- 607 с.
5. Гилмор Р. Прикладная теория катастроф: В 2-х книгах. Кн.1.- М.: Мир, 1984.- 350 с.
_
__________________
© Авдеев Сергей

Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum