Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Актуальность формализованного сравнения отечественных систем электронной коммерции
(№2 [147] 05.02.2007)
Автор: Ольга Нельзина
Ольга  Нельзина
1.     Основные проблемы в сфере внедрения и использования систем электронной коммерции в России.

Из интервью с руководителем электронного магазина Co@Libri (одного из наиболее известных российских книжных интернет-магазинов, лидера рейтинга "И-Коммерция-50") Александром Бурмистровым видно, с какими трудностями приходится сталкиваться в работе:

а). Отсутствие базы данных по книгам, отсканированным обложкам, аннотациям и пр. и актуализация этой базы. Подготовка базы данных нового поставщика занимает массу времени. Мы меняемся своими базами с другими интернет-магазинами (в частности, с Мистралем).

б). Организация оперативного информационного обмена по остаткам на складах наших поставщиков. Нужно для присутсвия в прайс-листе и на витрине е-магазина только имеющихся на складах поставщиков изданий. Помогает быстро исполнять заказ.

в). Медленная и ненадежная работа Федеральной Почтовой Службы.

г). Трудно найти квалифицированный персонал для расширения деятельности е-магазина.

д). Возвраты товара составляют около 3-5%. Объяснения отказов разные: шутка друзей, нет сейчас денег, просто не приходят на почту за посылкой. Отказы по причине доставки не той книги исчезающе малы, - помогает наличие максимально возможной информации о продаваемом товаре.

Недоверие покупателей к интернет-магазинам связано с плохо отлаженным сервисом выполнения заказов. Такое мнение высказала генеральный директор портала Travel.ru Анастасия Патрышева в эфире телеканала РБК. По ее словам, когда покупатель отправляет заявку на приобретение товара, он надеется на то, что получит покупку в оговоренное время. "Тут и происходит самое страшное - зачастую с ним никто не связывается", - сказала директор Travel.ru. Она отметила, что сейчас самой большой проблемой онлайн-торговли является подрыв доверия покупателей к интернет-магазинам.
Самые известные интернет-площадки занимаются тем, что регулярно отменяют заказы и уведомляют пользователя о доставке товара через неделю-две после того, как должны были доставить. "Покупателю бороться с этим практически нереально, потому что отдел поддержки интернет-магазина не работает", - подчеркнула Анастасия Патрышева.

С таким мнением согласна директор магазина GamePost Алена Скворцова. В эфире телеканала РБК она отметила, что многие компании рассматривают интернет-торговлю как легкий способ получения денег и не включают механизмы обычного бизнеса. По ее словам, на всем российском рынке интернет-торговли существует 15-20 магазинов, в которые стоит обращаться. Кроме этого директор GamePost подчеркнула, что для решения сложившихся проблем необходимо, прежде всего, поднять уровень сервиса интернет-магазинов. Важно повышать качество работы с клиентом, профессионализм менеджеров и уровень сервиса, который предоставляет магазин.

В свою очередь, генеральный директор компании FosterGroup Борис Хобод в эфире того же телеканала заявил, что на российском рынке интернет-магазинов, в которых можно выбрать товар, заказать его и оплатить по кредитной карте, не существует. Скорее всего, по его словам, можно говорить об интернет-витрине. "Это сейчас достаточно популярно, и как поддержка оффлайновых магазинов интернет-витрина важна и будет развиваться", - подчеркнул гендиректор FosterGroup. Он отметил, что интернет-магазин должен работать как магазин, по законам РФ. "У продавцов должны быть медицинские книжки, магазин должен иметь юридический и фактический адреса. Государство должно защищать потребителя", - сказал Борис Хобод. Несмотря на усиленную рекламу преимуществ интернет-покупок сетевые магазины не смогли привлечь большинство потенциальных посетителей. Из всех посетителей виртуальных магазинов становятся покупателями не более 20%. Оба эти факта свидетельствует о неэффективности проведенных рекламных компаний и о недостаточном внимании к потребностям и ожиданиям потенциальных клиентов.
Инфраструктура розничной Интернет-торговли еще не сформирована. Отсутствуют качественные услуги доставки товаров, не прижились системы онлайновых микроплатежей, большинство российских пользователей так и не стали доверять покупкам через интернет-магазины.
Общие проблемы российского Интернета ограничивают возможности электронной торговли:

     низкая степень распространения Интернета среди населения,
     низкие доходы,
     неразвитость платежных систем,
     моральная неподготовленность населения совершать покупки в виртуальном магазине.
И, наконец, еще раз подчеркнем, что российские Интернет-магазины плохо выполняют заказы, а именно, имеет место регулярная отмена заказов с уведомлением покупателя о переносе доставки.
Это связано с тем, что многие компании рассматривают Интернет-торговлю как легкий способ получения денег и не включают механизмы обычного бизнеса.
Поэтому, стоит говорить о поднятии:
     сервиса Интернет-магазинов;
     профессионализма менеджеров;
     качества работы с клиентом.



2.     Обзор некоторых отечественных систем электронной коммерции.

Чтобы начать говорить о конкретных «системах электронной коммерции», необходимо условиться о том, так что же подразумевает под этим понятием автор статьи?

На мой взгляд, термин «система электронной коммерции» (сокращенно - СЭК), которую как только не называют в различного рода публикациях (торговая площадка, платформа электронной торговли, торговая система и т.д.), подразумевается:

Дадим определение системы электронной коммерции.

Система Электронной Коммерции – это система, имеющая модульную структуру и позволяющая производить процедуры продаж товаров определенного вида (например, книги, программное обеспечение, компьютерная и бытовая техника, одежда, обувь, мебель, оборудование для офисов и т.д.) с помощью электронных платежных средств (кредитные карты, смарт-карты, цифровые деньги (digital cash), микроплатежи и электронные чеки).
Но область работы СЭК включает не только On-line транзакции, но и поддержка информационного обмена с поставщиками и потребителями, проведение маркетинговых исследований, статистический мониторинг, организация документооборота и др.
Таким образом, можно сказать, что СЭК - это комплексная система, включающая в себя электронный обмен данными как одну из составляющих
Системы электронной коммерции представлены на рынке как в чистом виде, призванные обеспечивать продажи через Интернет, так и в виде сложных дорогостоящих решений, интегрированных с управлением предприятием.
Рассмотрим семь отечественных систем электронной торговли, а именно:

     «Паутина 2.0» (http://www.webtovar.ru);
     «Shop-Script Premium» (ООО «Артикус»);
     «Commerce.Optimizer» (ООО «Гарант-Парк-Интернет»);
     «InternetMag Бизнес» (OOO «Арабикас»);
     «Битрикс: Управление сайтом - Бизнес» (компания «Битрикс»);
     «Xtore»(ООО «ТМС»);
     «OSG» (компания "Вимком-Оптик ТС").

Перед тем, как провести сравнительный анализ систем, дадим характеристику основных возможностей этих систем.

«Паутина 2.0» (www.webtovar.ru)

Главными особенностями Интернет-магазина "Паутина 2.0" являются:
     Простота использования. От Вас не требуется быть web-программистом или web-дизайнером - достаточно владеть компьютером на уровне среднего пользователя и четко представлять, чего именно Вы хотите добиться. Это не означает, что возможности готового интернет-магазина ограничены, наоборот, он имеет достаточно гибкие возможности настройки как с помощью интерфейса Администратора интернет-магазина, так и путем тонкой ручной настройки, требующей более высокой квалификации.
     Мобильность. Вы не привязаны к определенному хостинг-провайдеру и можете выбирать любого. Готовый интернет-магазин "Паутина 2.0" использует стандартое серверное программное обеспечение, позволяющее размещать его у всех крупных хостинг-провайдеров. Вместе с тем не исключается возможность размещения готового интернет-магазина на собственном выделенном сервере.

     Возможность работы с интернет-магазином в off-line. Вам не требуется постоянное высокоскоростное интернет-подключение. На компьютере находится полнофункциональная копия интернет-магазина, все изменения (настройку внешнего вида, ввод и редактирование товаров) Вы производите локально, а затем синхронизируете изменения с основной копией интернет-магазина, размещенного у хостинг-провайдера. Изменения выгружаются в файл, который может быть загружен в основную копию магазина с любого компьютера, в том числе из интернет-кафе.

     Совместимость с существующими решениями. Готовый интернет-магазин "Паутина 2.0" позволяет обмениваться данными с другими приложениями, используя текстовые файлы. Это позволяет легко включить интернет-магазин существующую инфраструктуру бизнес-приложений, например, не вносить все товары самостоятельно, а переносить их из 1С.

     Качественная поддержка. Имеется полный доступ ко всем обновлениям интернет-магазина на ftp-сервере, который включает исправление ошибок и введение новой функциональности.

«Shop-Script Premium» (www.articus.ru)

Продуктами Shop-Script поддерживается большое число возможностей, которые позволят Вам разработать преуспевающий интернет-магазин или каталог.
Ниже представлены основные функции решений Shop-Script:
     Удобное управление заказами;
     Экспорт продуктов в Яндекс.Маркет;
     Защита от спаммеров и роботов;
     SMS-уведомления о заказах;
     Поддержка конфигурируемых продуктов;
     Личный кабинет покупателя;
     Простая интеграция готового дизайна;
     Перекрестный маркетинг / рекомендуемые товары;
     Формы обратной связи;
     Импорт продуктов и категорий из Excel (CSV файла);
     100% открытый исходный код;
     Модуль обмена ссылками;
     Фотогаллерея для каждого продукта;
     Формирование счетов на оплату и квитанций;
     Расчет стоимости доставки в реальном времени;
     Оптимизация для поисковых систем и др.

Commerce.Optimizer (www.parking.ru)

Commerce.Optimizer – это готовое решение для быстрого развертывания Интернет магазина. Он не требует программных доработок под конкретный проект, при этом обеспечивает достаточную гибкость, предоставляет широкие возможности по настройке. Продукт позиционируется создателями как решение «среднего уровня» в области электронной коммерции.

Возможности Commerce.Optimizer

Commerce.Optimizer в качестве готового решения предоставляет следующие возможности:

     Создание и управление структурой каталога товаров. Поддерживается неограниченное количество уровней каталога. На каждом уровне каталога можно размещать товары.
     Настройка свойств товара. Можно добавлять/изменять свойства. Обязательными свойствами являются название и цена. Все остальные свойства можно добавить по своему усмотрению. Причем набор возможных свойств не предопределен и не ограничен заранее. Вы сами создаете те свойства, которые Вам необходимы. Поддерживается широкий набор типов данных, которые можно использовать для значения свойств – целое/вещественное число, текстовая строка определенной длины, дата, бинарные данные (картинки, приложения) и т.д. Поддерживаются значения «по умолчанию» для свойств.

     Настройка свойств покупателя. Разные магазины требуют разное количество сведений, которые покупатели должны оставить о себе для оформления заказа. Мы сделали это набор сведений (свойств покупателя) настраиваемым в неограниченных пределах. Вы можете создавать свои собственные свойства, аналогично тому, что выше изложено про создание свойств товара. В дополнение отметим, что информация о покупателе, как правило, вводится самим покупателем при оформлении заказа, поэтому продукт поддерживает возможность указания обязательности тех или иных свойств, а также заполнение свойств значениями через справочники (выбор вариантов из списка).

     Настройка свойств заказа. Вы можете самостоятельно решить, какими свойствами должен обладать заказ в вашем магазине. И, настроив свойства заказа, Вы будете получать от покупателей именно ту информацию о заказе, которая Вам необходима.

     Настройка страниц интерфейса покупателя и менеджера. Система состоит из нескольких интерфейсов. Внешний интерфейс, то есть те страницы, которые видит покупатель, мы будем называть «пользовательским» интерфейсом. Внутренний интерфейс управления системой, доступный только владельцу магазина, состоит из двух частей. Первая часть, которую мы будем называть «менеджер» предназначен для управления каталогом, покупателями, заказами, то есть всеми функциями, с которыми должен постоянно работать оператор (менеджер) магазина. Вторая часть, которую мы называем «администратор», содержит ключевые настройки системы, влияющие на работоспособность. Такое разделение введено для того, чтобы можно было наглядно разделить роли и сферу полномочий менеджера и администратора магазина. Все страницы интерфейса пользователя и менеджера можно настраивать. Причем настраивать можно как внешний вид, так и состав отображаемой информации (формируемой динамически из базы данных).

     Настройка внешнего вида страниц. Производится путем настройки всех параметров, которые входят в CSS-файл. Это настройки цветов фона, текста, используемых шрифтов. Также можно заменить картинки, управлять видимостью отдельных блоков на страницах. Таким образом, можно менять внешний вид страниц в очень широком диапазоне, не прибегая к ручной правке в HTML шаблонов системы.

     Настройка состава информации на страницах. Предоставляется возможность настроить набор свойств товаров, покупателей, заказов и других элементов, формируемых динамически из базы данных, отображаемых на конкретных страницах интерфейса пользователя и администратора. Например, товар может иметь 20 свойств, из них в списке товаров нужно отображать 4 (в определенном порядке), в карточке товара – 15 (в определенном порядке), а в интерфейсе администратора – все 20 (в определенном порядке).

Основное отличие состоит в том, что Commerce.Optimizer разработан с учетом тех специфических особенностей, которые присущи торговым системам и не характерны для «обычных сайтов». Это расширенные возможности по управлению каталогами товаров, поддержка «корзины товаров», произвольная настройка набора свойств товаров, покупателей, заказов. Это поддержка разных «колонок» цен для разных категорий покупателей, возможность регистрации и авторизации покупателей. Это встроенная поддержка разных налогов, поддержка разных валют, кросс-курсов валют. Это поддержка массовой загрузки (экспорта/импорта) ассортимента, базы покупателей, заказов, наряду с возможностью «ручного» ввода и управления. И многое другое…

В тоже время, при разработке Commerce.Optimizer авторы старались не перегружать продукт слишком широким спектром функциональных возможностей, которые нужны далеко не всем, и включили в продукт только те возможности, которые востребованы большинством пользователей. Поэтому продукт получился доступным по цене, не требующим длительного изучения, имеющим «интуитивно понятный» интерфейс управления.

«InternetMag Бизнес» (http://www.internetmag.ru)

INTERNETMAG - это российский продукт, написанный только на русском языке, учитывающий предпочитаемый в России и странах СНГ уровень расходов на содержание ресурса, потребности большинства отечественных потребителей и основы построения сетевых магазинов, обеспечивающие максимальную отдачу в условиях нашей страны.
Список компонентов системы, которые обязаны присутствовать в базовом комплекте для обеспечения минимальной работоспособности магазина:

     Личный кабинет покупателя
Это тот раздел магазина, где ваши покупатели получают доступ ко всем своим личным настройкам. Здесь ваш клиент сможет изменить свои данные, необходимые для оформления и получения заказов, сможет посмотреть корзину, историю и статус своих заказов. Наличие в интернет-магазине Личного кабинета покупателя - это забота о ваших клиентах, которая будет оценена по достоинству!

     Корзина товаров
Без корзины интернет-магазин теряет весь свой смысл. С программной точки зрения корзина - это система, которая обеспечивает возможность покупки. Механизм корзины позволяет покупателю отложить понравившееся товары и оформить на них заказ.

     Система регистрации покупателей
Если на сайте не будет системы регистрации, то как пользователи получат доступ к своим данным, своим товарам и своим заказам? Ведь система как-то должна опознавать, кто с ней работает.

     Система оформления заказов
Готовый интернет-магазин не может существовать без этой возможности. Это стандартная функция, обеспечивающая весь цикл оформления покупки - от расчета предварительной стоимости, до выбора способа доставки и оплаты.

     Платежная система
Платежная система должна быть интегрирована в систему оформления заказов для обеспечения непрерывности процесса покупки. Система как минимум должна обеспечивать возможность оплаты наличными, через квитанцию Сбербанка (автоматически генерируется) или счет для безналичной оплаты через любой банк (автоматически генерируется), наложенным платежом или электронными деньгами.

     Автоматический прайс-лист
И, наконец, система должна автоматически генерировать прайс-лист продукции на основе содержащихся в магазине товаров. Такой прайс-лист динамический и меняется в зависимости от изменения ассортимента интернет-магазина.

С помощью готового интернет-магазина Internetmag (iMAG™) Бизнес можно:

     Создать неограниченный каталог товаров.
     Экспортировать свой прайс-лист товаров из Excel сразу в базу данных магазина.
     Добавлять к каждому товару до 10 изображений.
     Создавать индивидульные настройки для каждого раздела товаров - таким образом, вы можете торговать абсолютно разной продукцией в рамках одного готового интернет-магазина.
     Забыть про программы обработки графики - магазин сам отформатирует ваши изображения под нужный размер.
     Своевременно информаровать покупателях о новых поступлениях, наиболее продавемых товарах, проводимых распродажах и изменениях на сайте.
     Самостоятельно менять дизайн, устанавливать формы оплаты и доставки.
     Пользоваться визуальным HTML редактором для добавления дополнительного описания товаров или создания текстовых страниц сайта.

Кроме того:
     Получать отчеты по продажам, заказам и клиентам;
     Использовать атоматизированную систему скидок, предоставляемых покупателям;
     Создавать на сайте голосования и опросы;
     Осуществлять автоматизированные рассылки своим подписчикам и все клиентам вашего магазина;
     Автоматически распределять заказы для обработки между менеджерами;
     Использовать интерфейс менеджеров для их доступа к своим заказам.

«Битрикс: Управление сайтом - Бизнес» (www.bitrixsoft.ru)

Модуль «Интернет-магазин» позволяет организовать продажу товаров, контента и услуг через Интернет, создать интернет-магазин и эффективно управлять электронными каналами продаж товаров и услуг.
Интернет-магазин состоит из следующих функциональных элементов:
     корзина товаров и услуг;
     процедура оформления заказа;
     персональный раздел покупателя;
     административный раздел.

Корзина товаров и услуг позволяет:
     добавить в корзину неограниченное число товаров;
     добавить в корзину одновременно несколько товаров из каталога и рассчитать стоимость и комплектацию товарных позиций индивидуальными конфигураторами или приступить к оформлению заказа;
     определить и представить для покупателя значения свойств товара в заказе, например: вес, цвет товара, размер упаковки и другие; перенести из корзины в заказ значения свойств;
     реализовать возможность выбора свойств товара непосредственно в корзине;
управлять количеством единиц товара в заказе;
     отложить товар (оставить в корзине) для оформления в последующих заказах;
удалить товар из корзины;
     изменить стандартный функционал работы корзины в соответствии с целями и задачами магазина.
Процедура оформления заказа позволяет:
     оформить заказ с помощью мастера по одному из двух вариантов, поставляемых с продуктом:
     оформление из 4 шагов при наличии службы доставки;
     оформление заказа из 2 шагов для продажи услуг и электронных товаров;
     автоматически рассчитать сумму заказа с учетом количества товаров, курсов валют, стоимости доставки и скидок;
     сохранить в заказе копию всех данных, необходимых для правильной обработки заказа: сумму всего заказа и каждой позиции, валюту заказа, курс, стоимость доставки, скидки, точное название товара, выбранные свойства товаров и заказа;
     настроить систему регистрации покупателей/дилеров для последующего входа в свой персональный раздел, для повторения заказов и быстрого оформления новых заказов; возможно три варианта организации процедуры регистрации покупателей:

     с обязательной самостоятельной регистрацией пользователя, когда покупателю предлагается ввести имя и пароль к своему персональному бюджету;
     автоматическая генерация имени и пароля для покупателя и отправка данных по почте после оформления заказа;
     смешанный вариант, когда покупатель сам выбирает, будет ли он регистрироваться или доверит интернет-магазину провести автоматическую регистрацию.
     автоматическая проверка e-mail покупателя на правильность при оформлении заказа;
     отправка почтовых уведомлений для покупателя и администратора магазина; возможность настройки почтовых шаблонов; возможность отправки SMS-извещений о формировании заказа при настройке дополнительных почтовых шаблонов;
     возможность настроить любой из вариантов оформления заказа в соответствии с потребностями магазина и особенностями товаров.

Персональный раздел покупателя/дилера в интернет-магазине позволяет:

     авторизоваться с именем паролем для доступа в персональный раздел; использовать единую систему авторизации продукта;
     отслеживать изменение статусов заказов в своем персональном разделе;
     видеть состояния оплаты заказа: Да/Нет; например, для дилера товары могут быть отгружены до поступления оплаты;
     получать почтовые сообщения об изменениях состояния оплаты и статусов заказа;
     отменить заказ;
     повторить заказ; при этом все позиции заказа добавляются в корзину и покупатель/дилер может за несколько шагов повторить типовой заказ или изменить ранее сделанный заказ;
     искать заказы в персональном разделе по коду, диапазону дат оформления, статусам, оплате, доставке и другим атрибутам;
     изменять профили для доставки;
     изменять профайл и персональные данные пользователя/дилера для работы с магазином: ФИО, e-mail, имя входа и пароль, личные данные и другую информацию.

Административный раздел интернет-магазина позволяет:
     настроить реквизиты организации, от которой производится продажа товаров;
     выбрать валюту продажи, в которой будут выписываться все заказы, независимо от используемых валют в каталоге;
     автоматически конвертировать цену товаров в валюту системы продаж;
     ввести неограниченное число статусов, по которым должен пройти заказ в процессе обработки;
     создать неограниченное число местоположений и групп местоположений для управления территориями, с которыми работает магазин и выполняется доставка товаров;
     загрузить местоположения с сайта компании «Битрикс» для стран и континентов;
     ввести для каждого сайта неограниченное число типов плательщиков, например: частные лица, юридические лица, частные предприниматели, партнеры, члены клуба;
     настроить неограниченное число свойств заказа и групп свойств для каждого типа плательщиков;
     возможность определить обязательные свойства для оформления заказа и свойства особых типов: местоположение, e-mail и другие; объединяя свойства в группы свойств, можно настроить прием от клиента всей информации, которая необходима для обработки заказа;
     настроить систему скидок в зависимости от суммы заказа (скидка может быть выражена в виде процентной скидки или в виде скидки в определенной валюте);
     настроить систему налогообложения в зависимости от типа плательщика и местоположения покупателя;
     налоги устанавливаются в процентах и могут как включаться в цену товара, так и добавляться к цене при оформлении заказа для конкретного покупателя; такая система позволяет настроить разный НДС (VAT) или налог с продаж (НСП) для разных типов покупателей или для покупателей из разных стран, как этого требует, например, законодательство Евросоюза;
     установить освобождения от налогов для отдельных групп покупателей;
     настроить неограниченное количество платежных систем в зависимости от валюты заказа;
     настроить для каждой платежной системы индивидуальный обработчик;
     настроить процедуру автоматического получения статусов заказов из платежной системы;
     использовать настроенные платежные системы:
     наличный расчет при доставке;
     кредитная карта (VISA, MASTER CARD и другие);
     оплата в платежной системе Web Money;
     оплата в платежной системе Яндекс.Деньги;
     квитанции Сбербанк;
     банковский перевод (безналичный счет);
     Рапида;
     телеграфный перевод;
     почтовый перевод;
     наложенный платеж;
     Cash;
     Payflow Pro.

Новые платежные системы подключаются бесплатно.
     настроить тарифы службы доставки и установить стоимость доставки в зависимости от сроков и способа доставки, в зависимости от веса товаров в заказе, стоимости заказа, местоположения, группы местоположений, сайта;
     вести единую базу заказов для всех магазинов;
     устанавливать атрибут заказа "Оплачено" – Да/Нет; записывать данные сотрудника, который выставил статус об оплате;
     устанавливать атрибут заказа "Доставка разрешена" – Да/Нет; записывать данные сотрудника, который изменил статус;
     устанавливать статус заказа в одно из заранее определенных состояний в стандартной поставке: "Принят", "В обработке", "Отгружен", "Доставлен";
     информировать покупателя об изменении статуса и атрибутов заказа по электронной почте и в персональном разделе покупателя;
     единые бюджеты покупателей между сайтами и возможность с одним и тем же паролем делать заказы на разных сайтах;
     единая корзина покупателя между сайтами с возможностью разделения товаров по сайтам;
     возможность создания независимых магазинов для каждого сайта;
     печать для заказа бумажных копий документов: счет, счет-фактура, бланк-заказа, накладная, invoice;
     возможность настроить неограниченное число пользовательских шаблонов печатных документов;
     настройка своей функции (Call-back) для автоматической проверки актуальности цены и наличия товара на складе в основной бухгалтерской системе на момент пересчета корзины;
     настройка своей функции (Call-back) для автоматического выполнения необходимых процедур резервирования или списания товара в основной бухгалтерской системе в момент заказа;
     возможность автоматизировать процедуру получения статусов внешних платежных систем для быстрой отгрузки товаров или отгрузки электронных товаров без участия сотрудников Интернет-магазина;
     интеграция с платежной системой ASSIST для автоматического получения статусов по защищенному протоколу SSL об оплатах пластиковыми картами и электронными платежными системами;

     возможность экспорта заказов в формате XML (CommerceML) для последующей обработки во внешних складских программах: "1С-Торговля и склад" и других;
     распределение прав доступа сотрудников к управлению заказами.
     распределение прав доступа внутри модуля интернет-магазина:
     возможность ограничить, кто может переводить заказы в определенный статус и кто в каком статусе может изменять параметры заказа;
     возможность ограничить, кто может видеть заказы данного сайта;
     возможность ограничить, кто может менять флаги "Оплачен", "Отменен", "Доставка разрешена";
     роль "Обработка заказов"; в этой роли сотрудник не может изменять настройки модуля магазина (например, набора свойств заказа), но может обрабатывать заказы;
     почтовые события на разрешение доставки и оплату заказа; теперь на разные статусы заказа уходят разные почтовые сообщения.

«Xtore» (www.tms-it.ru, www.xtore.ru)

Xtore - это продукт, технология, способ для быстрого создания корпоративных сайтов, порталов, интернет-магазинов, служб знакомств и интранет-сайтов
Xtore - Продукт
Почему "Продукт"? Вы получаете сайт и магазин в одной коробке. Мы называем Xtore словом "Движок", потому что созданные с его помощью сайты динамичны, создаются и работают быстро.

Xtore - Способ
Почему "Способ"? Потому что с помощью Xtore можно создавать и совершенствовать сайты. Жизнь течет, хороший сайт должен развиваться, опережать ее. С помощью Xtore менять можно всё - дизайн, представление, содержание.
Xtore - Технология
Почему "Технология" - потому, что Xtore - это конструктор. Сегодня Вам нужно одно, а завтра может все изменить. Вы не привязаны к жестким рамкам. Xtore - открытая система, Вы выбираете модули и, как из кирпичиков, строите сайт. Модули можно изготовить и просто подключить к сайту.
Xtore умеет продавать в Интернет:
     большой выбор способов доставки и оплаты,
     партнерская программа
     система скидок - все это доступно Вашим клиентам.
Все, что нужно - это обрабатывать заказы и получать деньги.

«OSG WebShop 2.0» (www.osg.ru)

Интернет-Магазин OSG WebShop позволяет владельцу:
     создать электронный каталог предлагаемых им на рынок товаров или услуг, который размещается на удаленном компьютере;
     получить эффективную рекламную поддержку своему бизнесу в Интернет;
     организовать круглосуточный канал сбыта без дополнительных финансовых затрат на торговые площади и персонал;
     самостоятельно управлять работой Интернет-Магазина (далее ИМ), используя дружественный интерфейс;
     создавать минимальный трафик в сети Интернет, при обновлении базы данных ИМ с удаленного компьютера;
     провести анализ работы ИМ на основании статистики, автоматически формируемой в процессе работы магазина;
     обеспечить обратную связь для создания клиентской базы данных;
     вести мультивалютную выписку документов (доллары и рубли), используя при этом внутренний валютный курс пересчета;
     задавать режим автоматического определения категории покупателя (опт, розница и т.п.) и выдавать до четырех соответствующих цен на товар;
     организовать работу по принципу бизнес-бизнес для обслуживания удаленных филиалов и бизнес - партнеров;
     провести интеграцию ИМ с офисными системами, такими, как склад и бухгалтерия для автоматизации процесса переноса информации в базы данных ИМ. Интернет-Магазин позволяет пользователю:
     выбрать товар по каталогу и произвести его on-line заказ, используя Web-интерфейс;
     произвести оплату одним из доступных на данный момент способов;
     получить по E-mail подтверждение о размещенном заказе;
     постоянно отслеживать текущее состояние размещенного заказа в режиме on-line или по E-mail.

OSG Интернет-магазин Start

Программный комплекс "OSG Интернет-магазин Start" предназначен для создания интернет-магазинов, и позволяет с наименьшими затратами времени и средств разработать многофункциональный интернет-магазин и организовать продажу товаров и услуг в сети Интернет. Он ориентирован как на розничную (B2C), так и на оптовую (B2B) торговлю, и может не только оптимизировать работу с существующими клиентами, но и решить задачу привлечения и удержания новых.

Интернет-магазин на базе программного комплекса "OSG Интернет-магазин Start" - это:
     дополнительный круглосуточный канал сбыта Ваших товаров и услуг;
     удобный сервис для Ваших клиентов (рынок B2C), позволяющий ознакомиться с перечнем товаров и их подробным описанием, а затем совершить покупку, используя различные варианты оплаты и доставки;
     возможность автоматизировать работу с Вашими оптовыми партнерами (рынок B2B);
     современный маркетинговый инструмент по изучению целевой аудитории и методов работы с клиентами.
Используя интуитивно понятные и удобные в управлении интерфейсы, "OSG Интернет-магазин Start" позволяет оперативно решать следующие задачи:

     подготовить и оперативно вести товарную базу, классифицированную по категориям, где каждый товар может содержать неограниченное количество характеристик и свойств, несколько графических изображений, краткое и расширенное описания, несколько цен в рублях или валюте;
     организовать продвижение определенных категорий товаров, используя маркетинговые возможности системы специальных предложений;
     определять категории покупателей, а следовательно, те цены, предложения, скидки и бонусы, которые он увидит;
     реализовать гибкую ценовую политику за счет системы скидок по сумме заказа, по категориям пользователей и др.;
     собирать и отслеживать все индивидуальные данные по каждому зарегистрированному клиенту;
     собирать и обрабатывать информацию о поступивших заказах, изменять количество и состав заказанных позиций, отслеживать и изменять состояние заказа;
     отправлять оповещение клиенту по электронной почте при каждом изменении состояния заказа;
     управлять информационными разделами сайта (публиковать информацию о компании, предлагаемых сервисах, новости, статьи, техническую информацию, добавлять и удалять разделы);
     организовать информационные рассылки (новости, статьи и т.п.), и управлять подпиской;
     контролировать доступ к закрытым разделам сайта;
     организовать обсуждения на форумах и гостевых книгах;
     проводить онлайн опросы и викторины со сбором статистики;
     оптимизировать сайт под поисковые системы.

Интернет-магазин, построенный на основе "OSG Интернет-магазин Start", предоставляет клиентам воспользоваться следующими сервисами:
     ознакомиться с информацией о товарах, используя иерархический рубрикатор, либо воспользоваться контекстным поиском с ограничением по категориям, цене и т.п., или поиском по характеристикам товаров;
     сравнить характеристики интересующих товаров;
     выбрать интересующие товары в корзину;
     зарегистрироваться в системе для получения доступа к дополнительным сервисам интерент-магазина;
     оформить онлайн заказ на основе сформированной корзины, с выбором наиболее удобного варианта оплаты и доставки;
     просматривать истории своих заказов и этапы их выполнения (статусы заказов);
     распечатывать онлайн счета для оплаты оформленных заказав;
     оплачивать оформленные заказы через различные онлайн платежные системы – Assist, Webmoney, ЯндексДеньги и другие;
     получать подтверждения о ходе исполнения заказов на свой e-mail.

Действующий отечественный Интернет-магазин «Формоза» выходит за рамки применения технологий работ в on-line режиме для других торговых точек в Интернет. Поэтому, используя его как пример, рассмотрим механизм процесса покупки-продажи, чтобы разобраться с постановкой работы в системе электронной торговли (коммерции).

Формоза (shop.formoza.ru)

Интернет-магазин фирмы «Формоза» (см. [1]) является одной из немногих on-line точек в России, которые интегрированы с системой автоматизации предприятия и при этом расчет производится по кредитной карточке. Обычная практика Интернет - магазина в России показывает, что в большинстве случаев производится высылка пользователю счета, который нужно оплатить в банке. Но здесь происходит потеря основного и главного достоинства Интернет-магазина – совершение покупки, не выходя из дома. Магазин «Формоза» работает через платежную систему отечественного банка и «привязан» к системе автоматизации предприятия. Это позволяет синхронизировать содержимое «прилавка» магазина с текущим состоянием склада компании и осуществлять резервирование товара. В фирме «Формоза» была внедрена система «Монополия», предназначенная для комплексной автоматизации торгово-промышленного предприятия и созданного в дочерней компании «Формоза-Софт». Разработчики фирмы «Формоза-Софт» написали на Java и на C++ модули сопряжения этой системы с Интернетом. Специалисты из «Мост-Банка» организовали его подключение к платежной системе. За время функционирования магазина доход от его деятельности в несколько раз превысил расходы на его разработку и поддержку.

Как же такая система функционирует?

В силу привязки он-лайнового «прилавка» к системе автоматизации список товаров содержит те же изделия, что имеются в продаже в обычных (невиртуальных) магазинах «Формозы».
Содержимое склада представлено в виде иерархической древовидной структуры, в базе которой находятся группы товаров. Они в свою очередь содержат список подгрупп или конкретных изделий определенного типа.

Схема покупки выглядит следующим образом:

     Покупатель видит изображение товара и его характеристики и может добавить в свою корзину. Наполнив ее, клиент отдает команду «Выполнить заказ» и выбирает удобную для него форму оплаты.
     Новый покупатель, не производивший покупку в этом магазине ни разу, указывает сведения о себе: имя, телефон, адрес.
     Копоративный клиент сообщает:
- название предприятия;
- номер расчетного счета;
- имя и телефон контактного лица.
На этом этапе покупателю присваивается идентификационный код.
     После процедуры регистрации покупателю пересылается счет, по которому он может оплатить и получить товар в магазине в течение 3-х суток.
     Вместе с информацией о себе и со своим кодом клиент сообщает номер кредитной карты, после чего происходит ее авторизация в процессинговом центре «Мультикарта».
Деньги (в случае достоверной информации на карте) блокируются на счете клиента, товар же на складе резервируется.
     Сотрудники фирмы оповещают покупателя по телефону, отправляют к нему курьера с товаром (но покупатель может забрать покупку самостоятельно).
     В момент передачи товара кредитная карта клиента прокатывается и он закрепляет сделку своей подписью на слипе.
     В завершении операции слип передается в банк, а деньги списываются со счета покупателя и переводятся на счет магазина.

Приведем также некоторые подробности построения системы.

     Клиентский интерфейс магазина представляет собой загружаемый в браузер пользователя аплет на языке Java версии 1.02. В сжатом САВ-формате этот аплет передается клиенту (в случае использования браузера MS Internet Explorer). Использование старой версии Java гарантирует совместимость с наиболее распространенными типами браузеров.

     Аплет устанавливает соединение по протоколу IIOP (Internet InterOR B Protocol) c работающим на сервере «Формозы» COR BA-совместимым брокером запросов, который, в свою очередь, подключен к серверу web-приложений, взаимодействующему с системой «Монополия».
     Доступ к базовой странице магазина обеспечивается с помощью web-сервера Apache, а также для организации базы данных предприятия применяется СУБД Oracle-7.
     Для обеспечения работы магазина используется компьютер (не особенно мощный), функционирующий под ОС Solaris.

     Работа комплекса контролируется оператором, который ежедневно контролирует правильность работы магазина и системы авторизации.
В настоящее время на рынке предлагается всё больше решений для создания Интернет- магазинов, и выбор платформы, наиболее подходящей конкретной фирме или предприятию, с учётом их потребностей в качественном web дизайне и финансовых возможностей, становится нетривиальной задачей.
Тем более что большинство лиц принимающих решения о выборе программных средств для создания Интернет-магазина сталкиваются с проблемой отсутствия:
     конкретного перечня критериев для оценки того или иного программного продукта;
     знаний специфических терминов, понятий и особенностей web-дизайна;
     формализованного подхода для определения необходимого функционала систем электронной коммерции;
     определения эффективности функционирования той или иной платформы и др. характеристик.
Перечисленные проблемы актуальны и их необходимо решать, используя не только умозаключения, но и формализованный подход.

3. Методика сравнительного анализа систем электронной коммерции по функциональной полноте.

Разработка систем электронной коммерции, как мы успели увидеть в процессе повествования, в последнее время очень быстро развивается, т.к. производители расширяют информационные каналы для продвижения своей продукции, заботясь о новых рынках сбыта. А Интернет очень подходит для этого – это крайне широкая аудитория пользователей, которую невозможно собрать нигде. Это мировая аудитория, которая нуждается в автоматизации услуг в сфере коммерции и формирует спрос, на который ориентируется предложение. Статистика продаж в России через Интернет имеет свою специфику (см. [5]), согласно которой существуют приоритеты по сбыту определенных видов продукции, которая лучше «идет» именно здесь.
Какими критериями нужно руководствоваться для выбора СЭК? На какие ее характеристики стоит обратить внимание?

Качественная система электронной коммерции предоставляет инструменты для анализа спроса и мониторинга активности ваших покупателей. Речь идет не о статистике, а о маркетинговых отчетах, которые в считанные секунды покажут Вам уровень продаж за определенный период, выявят процент неактивных посетителей и помогут сориентироваться в дальнейшей стратегии продаж.
Не малое значение имеет соотношение цена/качество вашей системы электронной торговли. Большинство начинающих свой бизнес не имеют возможности заплатить высокую цену, на зная, как будет развиваться его дело. Однако при этом для успешного ведения бизнеса интернет-магазин должен иметь необходимый и не слишком ограниченный набор инструментов.
На российском рынке качественной системы стоимостью менее 6000 рублей найти практически невозможно. На мировом рынке эта сумма на порядок выше. Как правило, если анонсируется небольшая стоимость, то подразумевается базовый комплект, который не сможет удовлетворить потребности даже начинающего свой бизнес.

Обратите внимание, что в разделе «Обзор некоторых отечественных систем электронной коммерции» статьи была указана модульность таких систем. Часто производители стремятся «заложить» в их функционал возможность выбора дизайнов будущих магазинов, инструментарий просмотра «пошагово» всех изменений при его моделировании, чтобы устранить ошибки, если таковые есть. Принцип модульности очень нужен, т.к. будущий пользователь такой системы может выбрать те компоненты, которые ему нужны и которыми он реально будет оперировать.

Предприятие, которое ставит целью включение Интернет-продаж в свою деятельность, и у которого есть все условия, чтобы их внедрить (кадры, капитал и др.), должно иметь крайне важные аргументы в пользу той или иной системы. А для этого одних умозаключений недостаточно. Необходимо применить формализованные методы для оценки потребительских характеристик данного продукта.
В работе Павлова А.С. (см. [6]) указан перечень таких характеристик потребительского качества систем электронной коммерции.

В ранее опубликованной мною статье (см. [5]) был дан качественный обзор, характеристики существующих сегодня систем электронной коммерции, а также определены проблемы и перспективы развития в этой области. Но, для полноценного анализа, качественной оценки для выбора системы недостаточно, поэтому он должен иметь количественный характер. Для этого выбирается определенный критерий. По результатам экспертного опроса, проведенного Павловым А.С., было выяснено, что наиболее важная характеристика – это функциональная полнота.
Используем для сравнения систем электронной коммерции формализованный подход по критерию функциональной полноты. Методика и алгоритм оптимального выбора программных средств разработана Хубаевым Г.Н., доктором экономических наук, зав. кафедрой экономической информатики и автоматизации управления РГЭУ «РИНХ» (см. [7], [8]).

Для проведения такого анализа используем:

1)     Множество сравниваемых систем электронной коммерции.

Назовем его V={Vi} (i=1,2,…,n).

2)     Множество, составляющее словарь реализуемых СЭК функций.

Назовем его F={Fj} (j=1,2,…m)


Исходную информацию представим в виде таблицы {Xij}, элементы которой определены следующим правилом:

Согласно правилу (1) сформируем матрицу Xij.

Матрица Xij (i,j=1..n), сформированная по правилу (1), согласно основным функциям СЭК (множество F={Fj}), можно свести в следующую таблицу.
Нажмите, чтобы увеличить.

По данным этой таблицы построим матрицы P01, P10, P11,G и H, а затем построим логические матрицы поглощения P0, G0 и H0 , выбрав следующие пороговые значения элементов (2):

Выделим СЭК Vi и Vk (i,k=1…n) и введем следующие обозначения:

Pik 11 – число функций, выполняемых Vi и Vk, т.е.

мощность пересечения множеств Vi= {Xik} и Vk = {Xkj} (j=1…m).

Pik 10 – число функций, выполняемых Vi , но не реализуемых Vk, т.е.

мощность разности множеств Vi = {Xik} и Vk= {Xkj} (j=1…m).

Pik 01 – число функций, выполняемых Vk , но не реализуемых Vj, т.е.

мощность разности множеств Vk = {Xkj} и Vi= {Xji} (j=1…m).

Применим сравнительный анализ к СЭК, изложенный Хубаевым Г.Н. в [8]:

1) В результате сравнительного анализа СЭК, рассматриваемых в данном исследовании (см. таблицу матрицы Xij), получаем матрицу Pik 01 (nn) на основании формулы (5).

2) Далее, на основании формулы (4) аналогичным образом построим матрицу Pik 10 (nn).
3) В результате сравнительного анализа СЭК, рассматриваемых в данном исследовании (см. таблицу матрицы Xij), функции которых выполняются и Vi, и Vk (см. формулу (3)), получаем матрицу Pik 11 (nn).

4) Рассчитаем Pik 00 согласно формуле (6).

5) Для оценки того, какая часть (доля) функций, выполняемых СЭК Vi, реализуется также и СЭДО Vk , можно использовать величину Hik:

Используя формулу (7), рассчитаем матрицу H.

6) Взаимосвязь между СЭДО Vi и Vk оценивается по значениям Pik 11 и

где Gik – мера подобия Жаккарда.

Используя формулу (8), рассчитаем матрицу G:

7) Используя разные пороговые значения (2), построим логические матрицы поглощения P0,G0и H0.

H0 сформируем на основе правила (9) (для Eh =1).

b) Аналогично создадим P0 по правилам (10) (для Ep=1 , P 01 Ep).



c) создадим G0 по правилам (11) (для Eg=0,5 , Gik 01 Eg):


Выделим СЭК Vi и Vk (i,k=1…n, n=k (k
Pik 11 – число функций, выполняемых Vi и Vk (формула (3)), т.е.
мощность пересечения систем Vi = {Xij} и Vk = {Xkj} по операциям (j=1…m, m=k).

Pik 10 – число функций, выполняемых Vi (формула (4)), но не реализуемых Vk, т.е. мощность разности систем Vi = {Xij} и Vk = {Xkj} по операциям (j=1…m, m=k).

Pik 01 – число функций, выполняемых Vk (формула (5)), но не реализуемых Vi , т.е. мощность разности систем Vk = {Xkj} и Vi = {Xij} по операциям (j=1…m, m=k).

Pik 00 - мощность объединения множеств Vi и Vk (формула (6)).

В качестве меры рассогласования между системами Si и Sk выберем величину

Для оценки степени поглощения системой Sk системы Si величину

Для оценки степени подобия систем – меру подобия Жаккарда

Применим сравнительный анализ к СЭК, изложенный Хубаевым Г.Н. [7,8]:

1) В результате сравнительного анализа первых k СЭК, рассматриваемых в данном исследовании приведенных выше формул 3-6 и 12-14, получим матрицы Pik 01, Pik 10, Pik11, Rik, Hik, Gik.

Данные матрицы могут быть преобразованы в логические матрицы отношения поглощения, элементы которых определяются в соответствии с выбранным граничным значением E.
Построим логические матрицы поглощения P0 01, G0 и H0 , подобрав пороговые значения элементов (15):

Существует специальная программа, написанная доцентом кафедры ЭИ и АУ РГЭУ «РИНХ» Щербаковым С.М., для построения по перечисленным выше результирующим матрицам Pik, Hik, Gik графов взаимосвязей между рассматриваемыми СЭК. Примеры построенных таким образом графов, найденных мною ранее при проведении аналогичного анализа для систем документооборота приведены на рис. 1,2,3 (см.[9]).

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.1. Граф взаимосвязи выбранных k систем документооборота, построенный для матрицы P0 (при E= 4)

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.2. Граф взаимосвязи выбранных k систем документооборота , построенный для матрицы G0 (при E = 0.7)

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.3. Граф взаимосвязи выбранных k систем документооборота, построенный для матрицы H0 (при E=0.7)


4.Выводы из анализа информационных систем по функциональной полноте.

Из вышеизложенной методики сравнения программных средств по функциональной полноте, можно сделать следующие выводы.
Из полученных матриц Pik, Hik, Gik и графов взаимосвязей между рассматриваемыми системами (см. рис.1,2,3) ,согласно методике Хубаева Г.Н., можно оценить:

1)     для матрицы P0 (при подобранном граничном пороге) – число функций, которые входят в i-ю систему, но не входят в j-ю систему.

2) для матрицы G0 (при подобранном граничном пороге) – степень подобия i-й системы и j-й системы.

3) для матрицы H0 (при подобранном граничном пороге) – степень поглощения i-й системой и j-й системы и наоборот.

Этот метод с наименьшими затратами финансовых ресурсов и интеллектуальных усилий позволяет (см. [8] ) :

     составить полный перечень функций, реализуемых СЭК и др. информационными системами (ИС);
     систематизировать сведения о составе и функциональной полноте существующих ИС;
     количественно оценить степень соответствия той или иной ИС требованиямпользователя к функциональной полноте;
     упорядочить (проранжировать) ИС по критерию функциональной полноты;
     сформировать группу ИС, имеющих одинаковую функциональную полноту, сопоставить их цены и др. характеристики;
     расширить для потребителя возможность оптимального выбора на рынке программных средств с перечнем выполняемых каждым программным средством функций.

Более подробный расчет для проверки систем электронной коммерции с помощью изложенной методики, рассмотренной здесь, будет проведен по данной методике и проанализирован отдельно.

Источники:

[1] Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернет.-
Учебное пособие. - М.: «Дашков и К0», 2005.
[2] Н. Малышева Виртуальные покупки Электронная версия еженедельника «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru )
[3] Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные
технологии, Учебное пособие. М.:2005 г.
[4] Материалы Web – сайтов (в т.ч. производителей торговых систем):
www.osg.ru, www.xtore.ru, www.bitrixsoft.ru, www.SiteMakers.ru,
www.webtovar.ru, www.parking.ru, www.internetmag.ru,
www.articus.ru, www.e-commerce.ru, www.internet.ru
[5] Нельзина О.Г. Характеристики, проблемы и перспективы развития систем электронной коммерции в современной России // RELGA, №23(145), 25.12.06 /www.relga.ru
[6] Павлов А.С. Сравнительный анализ потребительского качества программных продуктов для электронной торговли// Диссертация на соиск. степени канд. экон. наук.- Ростов-на-Дону, 2005.
[7] Хубаев Г.Н. Маркетинг информационных продуктов и услуг.- Ростов - на – Дону. Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2005.
[8] Хубаев Г.Н. Сравнение сложных программных систем по критерию функциональной полноты // Программные продукты и системы (SOFTWARE and SYSTEMS).-№2/1998.
[9] Нельзина О.Г. Системы электронного документооборота на предприятии: проблемы внедрения и использования // RELGA, №11(133), 04.06.06 /www.relga.ru
_________________________
© Нельзина Ольга Геннадьевна
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum