Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании
(№20 [26] 24.10.1999)
Авторы:
 Н. Толстик, В. Невзорова
Дистанционное обучение как один из элементов общего образовательного пространства опосредованно определяется на современном этапе требованиями работодателей, способствует созданию мобильной образовательной среды, позволяет обеспечить получение профессиональных знаний в системе дополнительного профессионального образования на уровне профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В систему дополнительного профессионального образования (ДПО) вовлекаются руководители предприятий и их структурные подразделения, персонал предприятий и организаций (фирм), руководители среднего и нижнего звена управления, безработные граждане и незанятое население, требующее быстрого переобучения и переориентации на перспективные профессии на Российском рынке труда. Подавляющая часть из перечисленных категорий имеет либо высшее техническое образование, либо среднее специальное.

Дистанционное обучение позволяет обеспечить получение современных профессиональ-ных знаний на основе кейс - технологий, сетевых технологий, программированных учебных пособий, мультимедиа курсов в условиях гибкого графика использования свободного времени обучаемого. При ДПО особенно важен принцип модальности обучения, т.е. возможности набора программ подготовки и переподготовки из отдельных дисциплин моделей, а также выбор формы обучения - 1) полностью дистанционной; 2) частично дистанционной; 3) заочно дистанционной, при которых преследуется цель формирования профессиональных знаний, умений и навыков с минимальными затратами времени обучения. Особенность образования взрослых заключается в необходимости учета их жизненного и профессионального опыта.

Поэтому технология дистанционного обучения при профессиональной подготовке и повышения квалификации взрослого населения и предполагает гибкость обучения, адаптивность, адекватность требованиям рынка труда и, что особенно важно, индивидуализацию то есть:

- оценку и учет исходного уровня знаний обучаемых;

- анализ и учет их психологических и возрастных особенностей;

- анализ и учет интеллектуального развития и потребностей.

Отсюда - дифференцированный подход к каждому обучаемому, усиление мотивации обучения и активизация самообразования, развитие самоконтроля в процессе самообучения, и получение современных профессиональных знаний на основе выбора интенсивных обучающих технологий.

При разработке дистанционной технологии обучения необходимо создание адекватного учебно-методического и информационного обеспечения.

В Ростовском экономико-статистическом колледже разработаны и внедрены дистанционные кейс-технологии с использованием компьютерных технологий для обучения безработных граждан и незанятого населения по специальностям: "Бухгалтер", "Менеджер в коммерческой деятельности", "Бухгалтер - экономист", "Кадровое делопроизводство".

Основными составляющими процесса обучения являются:

- учебно-программная документация;

- учебно-практические пособия;

- обзорные лекции с применением схемоконспектов;

- коммуникативные занятия;

- постоянные консультации;

- промежуточные и итоговое тестирование;

- самоподготовка с использованием мультимедиа курсов, обучающих программ, с использованием предметного экзаменатора для контроля исходного уровня, рубежного уровня знаний по разделу дисциплин управления самостоятельной работой, аттестации слушателей.

На сегодняшний день безработные граждане и незанятое население практически не имеют домашнего компьютера или доступа к нему, тем более, выхода в какую-либо развитую вычислительную сеть. Поэтому на этой стадии мы сочли целесообразным применить дистанционную форму обучения, базирующуюся на интенсивной технологии обучения с использованием учебно-практического материала в твердом переплете программированных учебных пособий мультимедиа-курсов. В основу положен гибкий график обучения, ориентированный на различный уровень изначальной подготовки слушателей и предусматривающий чередование усиленного теоретического обучения, консультаций, самостоятельной работы, самообучения с помощью мультимедийных учебников на вычислительном центре колледжа, проверки знаний с использованием промежуточного и итогового тестирований как преподавателем, так и с помощью "Предметного экзаменатора" на ПЭВМ.

В учебно-практические пособия включены теоретические основы предметов, специальности и практическая часть, сквозные задачи, иллюстрирующие определения, темы и объединяющие эти темы общими экономическими показателями. Опираясь на этот материал, слушатель решает заданную ему проблему самостоятельно в период самообучения.

Для контроля за усвоением материала применяется система промежуточного итогового тестирований. В учебно-практических пособиях предусмотрено контрольно-самостоятельное тестирование, помогающие слушателю самостоятельно определить уровень своего материала. Обучение разбивается на несколько этапов: этап вводных занятий, этап промежуточного тестирования, этап итогового тестирования, самообучения.

Каждый слушатель получает рабочий портфель со всеми учебно-практическими, методическими пособиями, схемой работы, расписанием коммуникативных занятий и консультаций.

Для самообучения разработан ряд электронных и мультимедийных учебников по предметам:

- Основы бухгалтерского учета,
- Бухгалтерский учет,
- Делопроизводство,
- Налогообложение,
- Организация деятельности фирмы,
- Рынок ценных бумаг,
- Менеджмент,
- Маркетинг,
- "Предметный экзаменатор" для контроля знаний.

Мультимедийные учебники содержат информационно-справочный, нормативный материал, образцы первичных документов, правила их заполнения, тренинги, игровые ситуации. Предусмотрена возможность самостоятельного промежуточного тестирования с помощью встроенных текстов. Итоговое тестирование проводится с помощью программированного опроса на ПЭВМ посредством "Предметного экзаменатора".

Отзывы, полученные о такой форме обучения, самые положительные.

Поддерживается связь с выпускниками групп, накапливается статистика их трудоустройства, собираются отзывы работодателей.

Согласно данным статистики, после завершения обучения процент трудоустройства безработных граждан составляет 65,5 %.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum