Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Образование
Мифы и проблемы журналистского образования
(№5 [95] 01.07.2004)
Автор: Владимир Тулупов
Владимир Тулупов
В редакциях, как и в прежние времена, продолжают скептически отзываться и о студентах, и о выпускниках-журналистах, тем не менее, количество штатных дипломированных специалистов в серьезных СМИ растет, как и конкурсы при поступлении на отделения и факультеты журналистики. Но все же в последнее время скрытые и явные дискуссии вузов и редакций обострились, поэтому сегодняшний разговор явно назрел, тема поистине актуальна.


Итак, миф первый: базовый набор знаний и базовая специализация не соответствует современным требованиям.

На наш взгляд, существующий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021400 «Журналистика», если иметь в виду набор дисциплин, выстроен логично и позволяет выпускникам осуществлять разнообразные виды профессиональной деятельности (журналистская авторская, организаторская и редакторская, программирующая и производственно-технологическая).

Можно спорить об оптимальном распределении часов, но сам набор дисциплин, многажды уточнявшийся, сегодня вполне приемлем.

Можно говорить о качестве преподавания (развернутые рабочие программы, соответствующие обязательному минимуму ГОСа, квалификация преподавателя), но об этом ниже.

Миф второй и третий: в журналистском образовании предложение находится в отрыве от спроса; наблюдается также отрыв теоретического обучения от практических потребностей современного российского медиабизнеса.

Здесь уместен другой вопрос: что это за спрос и что это за современные требования, наконец, кто их выдвигает? Если это издатели, учредители, главные редакторы, признающие общественную роль журналистики как духовно-практической деятельности – это одно, а если это люди, рассматривающие «журналистскую деятельность» как сугубо пропагандистскую, политическую или чисто коммерческую – это совершенно иное. Сегодня журналистика трактуется слишком широко: помимо качественных, общественно-политических (или общественно-правовых) СМИ, к ней присоединяют и развлекательные газеты, журналы, радио- и телепередачи, и рекламные, и справочные, и всевозможные дайджесты и проч. Видимо, все-таки следует определиться, что мы сами понимаем под журналистикой и какая деятельность прежде всего объективно востребована обществом…

И о теории. Известно крылатое выражение: нет ничего более практичнее, чем серьезная теория. Да, наше журналистиковедение достаточно молодо, но многочисленные монографии, учебники, учебные пособия, посвященные основам теории журналистики, истории отечественной и зарубежной журналистики, системам публицистических жанров, поэтике публицистики, языку массовой коммуникации, дизайну СМИ и др. говорят обратное: теория существует, и в ней выделяются как фундаментальные, так и прикладные исследования.

Если же вернуться к государственному образовательному стандарту, то можно назвать такие сугубо практические дисциплины, как «Математика, информатика, современные компьютерные технологии», «Основы творческой деятельности журналиста», «Техника и технология средств массовой информации», «Экономика и менеджмент СМИ», «Основы рекламы и паблик рилейшнз». А ведь есть еще курсы, практическая ценность которых просто очевидна: «Международное гуманитарное право и СМИ», «Правовые основы журналистики», «Профессиональная этика журналиста», «Социология журналистики», «Психология журналистики». Я уже не говорю о вспомогательных (прикладных) дисциплинах и выпуске учебной газеты (радио-, телепередачи), предметах тех или иных специализаций и курсах по выбору…

Так что хорошей теории, и, стало быть, знаний много не бывает. В конце концов мы представляет вузы, а не профессиональные училища; обучаем не только ремеслу, но стремимся готовить прежде всего широко образованных специалистов, способных адаптироваться в самых различных условиях (имею в виду и типы журналистики, и типы СМИ, и узкую редакционную специализацию).

Миф четвертый: в России отсутствует система подготовки и повышения квалификации кадров для медиасферы.

Факультеты журналистики, имеющие и развивающие богатые традиции, давно разработали такую систему. Она включает: специализированные (10 и 11-й) классы; подготовительные отделения (годичное обучение по предметам вступительных испытаний: творческий конкурс, литература, русский язык, иностранный язык и др.); основные образовательные программы (в том числе и второе высшее образование); программы профессиональной переподготовки (на базе непрофильного высшего образования); дополнительные образовательные программы (школы, курсы, семинары) и т.д.

Все выше сказанное вовсе не означает, что в «нашем королевстве» все спокойно и благополучно. Отнюдь.

Проблема первая: огромное количество вузов, открывших специальность «Журналистика».

Дискредитация журналистского образования началась именно с этого. Новые отделения и даже факультеты журналистики испытывают острую нехватку квалифицированных преподавательских кадров, учебно-методической литературы. Не каждый практик пожелает и сможет работать в аудитории. Не каждый дипломированный специалист, аспирант, молодой кандидат сможет сразу грамотно выстроить лекционный курс, методически верно проводить практические, лабораторные занятия и семинары – на это порой уходят годы…

Наше обучение дорого, и желание принять как можно больше студентов-договорников как будто бы объяснимо. Но… не хватает еще и площадей, технического оборудования. Хотя электронной журналистике нельзя обучить на пальцах, как и издательскому делу. Профессионально образование может дать лишь тот вуз, который имеет полный набор учебных лабораторий и соответствующей техники: телестудию, радиостудию, лингафонный кабинет, фотолабораторию, редакционно-издательский центр, типолабораторию.

Проблема вторая: несовершенство учебных планов.

Учебный план не должен зависеть от подбора преподавателей (хотя может и должен учитывать специфику преподавательских кадров, традиции вуза, особенности региона, рынка СМИ) – он должен составляться с учетом потребности профессии.

Проблема третья: отсутствие полноценной связи с практической журналистикой.

Пренебрежительное отношение со стороны практиков к вузовскому образованию и, наоборот, со стороны преподавателей к действующим журналистам стало уже притчей во языцех. Первые, даже будучи выпускниками журфаков, нередко иронизируют: «Они там жизни не знают…», вторые парируют: «Занимаются сплошной «джинсой», да к тому же постоянно нарушают профессиональные стандарты…». Пока в редакциях не поймут, что студента, выпускника, получившего систематическое образование, легче «довести до кондиции», чем «человека с улицы», пока на кафедрах не поймут, что наша задача – готовить корреспондентов, репортеров, обозревателей, а не медиакритиков (и потому желательно каждому преподавателю периодически выступать в печати и проходить редакционные стажировки), ситуация не изменится.

Наконец-то стала восстанавливаться система практик. То есть сегодня мы имеем возможность проводить не только круглогодичную, но и традиционную летнюю практику. Министерство выделяет финансы на командирование студентов (проездные и суточные расходы). Теперь необходимо восстановить базы практик, осуществлять проверки на местах. К сожалению, редакции сами к этому не готовы: некоторые не в состоянии предложить практикантам даже общежития…

И последнее. Мы живем не сами по себе: общественно-политический кризис, кризис экономический самым прямым образом сказались на системе журналистского образования. В вуз приходят менее подготовленные абитуриенты, уровень знаний студентов, поступивших на факультет по платному договору, еще ниже. Конфликт издателя и распространителя (последнему важно продать ходовой и достаточно дорогой товар, к которому можно отнести, например, любое бульварное издание) приводит к конфликту вуза и работодателя,в нашем случае – издателя. Перепроизводство СМИ снижает уровень этих самых СМИ, а, значит, и уровень требований к работнику: сегодня студенты практически не испытывают конкуренции при опубликовании своих материалов – в редакциях некому выступать в роли серьезных наставников, поскольку сами штатные работники порой не знакомы со спецификой журналистского труда.


__________________________
© Тулупов Владимир Васильевич
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum