Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Коммуникации
«Web 2.0» как предчувствие
(№6 [151] 25.04.2007)
Автор: Александр Акопов
Александр Акопов
Сначала цитата: «Всего только два года назад этого термина не существовало в природе, сейчас поисковая система Google выдает 871 миллион ссылок на документы, где упоминается понятие Web 2.0.» (Большой город, № 15 (164)
http://www.bg.ru/article?id=6016). Замечу дату сказанного – 30 августа 2006 года. То есть, по сетевым меркам, очень давно. Судя по массиву публикаций в бумажной прессе и в Сети, действительно всё началось со статьи «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, опубликованной в журнале «Компьютерра» уже в октябре того же года под заголовком «Что такое Веб 2.0» в переводе Натальи Казаковой, как сказано в журнале, «с любезного разрешения автора».

Проявив похвальную оперативность, редкую для бумажного издания, редакция в течение года неоднократно возвращалась к этой теме, высказав устами своих специалистов явное разочарование. Нет никакого второго веба, все это выдумки Тима, который и сам не знает, что это такое. Такова квинтэссенция десятков, если не сотен высказываний не только в «КТ», но вообще в Рунете и в российских СМИ. Это не всё, правда, есть и другие высказывания, уже идейного свойства, типа - «эту гадость американцы нам подсунули», чтобы развалить нашу страну изнутри. Ну, и много другой дребедени. Ну, как всегда.

Однако прошло уже достаточно времени, чтобы осмыслить явление, попытаться в нем разобраться, если оно есть. А если нет – опровергнуть как можно более аргументированно. Думается, непонимание и неприятие идеи второго веба (красиво так звучит, как-будто «второго неба»; кстати, умная переводчица употребила романтическое «краешек веба» по прямому переносу с русским образом «краешек неба»), так вот, неприятие идеи основной частью пишущих на эту тему связано еще и с тем, что просто у Тима O’Рейли все рассуждения построены на примерах конкретных американских компаний и связаны с технологиями, которых мы пока не достигли. А это всегда обидно. К тому же постоянная опора на компании и на бизнес как таковой сужает, как мне представляется, восприятие явления.

В данной статье предпринимается попытка анализа Web 2.0(синонимы, употребляющиеся в публикациях, допускают и кириллицу, и строчное написание, и наличие дефиса, от чего суть термина абсолютно не меняется; синонимы в этом тексте используются нами исключительно для преодоления стилистического однообразия) с различных позиций на основе первоисточника – работы Тима O’Рейли (все же здесь одно «л» кажется более естественным для русской орфоэпии), хороших публикаций Пола Грэма, а также вышеупомянутой статьи на сайте «Большой город», которая называется «25 фактов про web 2.0», и, наконец, лучшей, на мой взгляд, публикации в бумажном издании – блестящей статьи Сергея Скрипникова «Связанные Сетью 2.0» в журнале «Эксперт», перепечатанной на сайте www.frip.ru, а затем и нами (см.: RELGA № 22 [144] ). С.Скрипников справился с трудной задачей изложения абсолютно сетевых идей и понятий в печатном издании. Думаю, сведущим коллегам ясно, что речь идет о восприятии текста и понятий, радикально отличающемся в сети от традиционного. Поэтому стоит и мне оговориться: угол зрения и характер изложения в данном тексте все же ближе к офлайновому и предназначается для коллег – исследователей средств массовой коммуникации.

Итак, о чем речь? Если не вдаваться в набившую оскомину бесконечным повторением историю Интернета, то всерьез можно говорить о всемирной сети World Wide Web как о полноценном явлении только с 1992 г., принципы которой сформулировал другой Тим, тоже умный, - Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee). Первое десятилетие разрабатывалась и совершенствовалась система WWW, развитие которой шло по одному и тому же экономическому сценарию: создание и поддержка сайтов требовало участия спонсоров и инвесторов, которые много лет вкладывали деньги, неясно представляя во что. Ну, красивая игрушка, дорогая, чудо техники. Однако же - нерентабельная, убыточная, если речь о серьезных проектах и заметных масштабах. Предприимчивые американцы стали активно использовать рекламу и чего только не напридумывали. Однако серьезную выгоду извлечь из такого великого предприятия, каким стал Интернет, не получалось. Прибыльных сайтов было мало, общий объем прибылей даже в США был невелик по сравнению с другими отраслями. В России зарабатывающих на Интернете можно было посчитать на пальцах одной руки. Стоит отметить, что здесь речь идет об инвесторах и объективной рентабельности сайтов, потому что редакции раскрученных сайтов, получая деньги от инвесторов, нередко жили припеваючи, а часто и богатели. Правда, до поры, до времени.

К 2000 году (у нас – к 2002-му) стало ясно: Интернет как вид бизнеса заходит в тупик. Разочаровавшиеся инвесторы приостановили бесплодное финансирование, настало время кризиса Сети. Между тем расходы по дальнейшему совершенствованию сетевых сервисов были связаны с новейшими достижениями высоких технологий – как в сфере науки, так и в сфере производства. Бесчисленные сайты и серверы, создаваемые по одной и той же маркетинговой стратегии, были объявлены «мыльными пузырями», а их хозяева - банкротами. Об этом много написано. Наиболее часто употребляющиеся словосочетания – «эра доткомов», «доткомовская индустрия», «доткомовский пузырь» и пр. Любопытно, что в сотнях (!) публикаций – как в сети, так и в печати – ни одного раза я не встретил объяснения, расшифровки этих понятий. (Пример отдаления сетевых авторов и читателей от «печатных» в смысле текстовой и смысловой традиции).

Между тем все просто. «Дотком» – это «точка ком», то есть, .com, где dot – «точка» на английском, а com – один из старых доменов, рожденный еще в 1985 г. в числе самых первых. Это было самое распространенное место приложения интернет-проектов. Ведь com - это домен именно коммерческих сетей. Рунет развивался не спеша («русские долго запрягают»), и поэтому не успел достичь ни больших успехов, ни больших провалов. (Напоминаю: речь пока идет не о социокультурных, а о коммерческих составлящих развития).

И вот, в последние годы все изменилось. Процессы, длящиеся последние пять лет, сформировались в закономерное явление, которое и попытался сформулировать Тим O’Рейли. Не просто новые открытия в сфере высоких технологий, новые усовершенствования, но другая стратегия, приведшая к другой парадигме развития. Все, что происходило до 2005 года, - это первый период развития WWW, проще говоря, Web-1; а вот с 2005-го и началась новая эра WWW – Web-2.0. И насмешки типа web-2,7; web-3.0 тут, господа, неуместны…

В чем же суть Второго Веба? Для того, чтобы проникнуть в его содержание и убедиться в том, что оно действительно новое, необходимо рассмотреть структуру и составляющие Второго Веба. Итак:

КОМПОНЕНТЫ WEB 2.0

1. Блогосфера. Ну, теперь это понятно: блогосфера - от слова «блог» или «blog», сокращение от «web blog» или «we blog» - теперь это уже неважно. Терминологические изыскания устарели, не успев появиться. Суть же понятия – «сетевой дневник», хотя это тоже неточно. Ну, в общем это похоже на индивидуальные сайты, но отличается от них тем, что автор, хозяин сайта не просто что-то рассказывает о себе, но также создает некую среду, в которой он функционирует: делится взглядами на окружающий мир, описывает события, комментирует ситуации, ссылается на другие источники, приводя гиперссылки на различные источники, в том числе СМИ. Это еще и форум, но среди совсем своих, которые вокруг данного блога собираются. Наконец, блог – это еще и удобный инструмент для публикации текстов: хронологическая последовательность сообщений, горизонтальные связи между друзьями, возможность участия и создания собственного сообщества, десятки вариантов дизайна, возможность использования аудио- и видеоматериалов и др. - позволили ему выиграть борьбу с бесплатными домашними интернет-страницами (например, narod.ru), которые оказались слишком статичными для реализации данной идеи.

Нечто подобное было когда-то в Фидонете, тогда в эхо-конференциях можно было общаться с единомышленниками, объединенными профессией, увлеченностью, заинтересованностью в данной теме в данный момент, и, последовательно сужая тему разговора, находить все более прочные связи, точки сближения с людьми, новыми виртуальными знакомыми, становящимися со временем друзьями. Когда переписка (как в присутствии других единомышленников, так и автономно) приводила к реально ощутимой взаимопомощи путем совета, консультации, предоставления крайне нужной информации… В локальной «эхе» (например, «Ростовский базар») человек мог описать событие, видимое им непосредственно, и рассказать своим товарищам, читателям этой местной «эхо-конференции».

Отличие блогосферы от Фидо в данном случае - в значительном расширении масштаба, скорости и эффективности бытования в среде, еще более выраженной и осязаемой. Блогер описывает окружающую жизнь, привлекая для потенциальных читателей факты, наблюдаемые им самим, опубликованные где-то и кем-то, часто находимые с помощью всевозможных поисковых инструментов блогов.

Технологически стало возможно объединить различные сервисы в одну платформу, управляемую пакетом программ и превратившуюся, например, в наиболее известный у нас Livejournal.com (русскоязычный сегмент – «Живой журнал», просто «ЖЖ»). Теперь уже возникли в США и России немало сайтов, где можно заниматься блогами, например: myspace.com, blogger.com, liveinternet.ru, diary.ru, blogs.mail.ru и др.

Значимость блогов как источника информации в мировой практике проявилась в трагический день 11 сентября 2001 года, когда десятки американских блогеров опубликовали массу описаний невероятного события, фотографии, рассказы очевидцев, свои наблюдения и рассуждения, - то, что никакие профессиональные журналисты самых богатых и оснащенных СМИ обеспечить не могли. Тогда информация с блогов начала поступать в самые известные и значительные газеты, журналы, радиопередачи и телеканалы. После этого продолжилось технологическое обеспечение и развитие блогосферы. Ну, а нынче, что тут говорить: 15 миллионов блогеров в мире, в том числе 12 миллионов американцев.

Уже эти цифры говорят о том, что перед нами серьезное общественное явление, не замечать которое невозможно. 15 миллионов человек (цифра будет стремительно возрастать) используют возможность самостоятельно публиковать информацию, минуя какой бы то ни было контроль, отбор, редактирование, включаются в различные группы и сообщества, сами создают контакты различного свойства. Словом, действуют, живут в обществе по своим, собственным установкам и правилам. Не исключено, что это может привести к созданию нового общества. Впрочем, оставим до времени социокультурные и философские размышления и вернемся к структуре нового Веба.

2. Википедия (Wikipedia). Это ужасная, дикая для любого ученого, вообще для любого специалиста идея появилась тоже в 2001-м. Википедия – это народная энциклопедия, куда каждый может не только написать свою статью, но также внести исправления в ранее опубликованную. Эта, на первый взгляд (пожалуй, не только на первый) нелепая мысль сразу была реализована. Амбициозное, претендующее на бескрайнюю широту охвата и, что существенно, бесплатное предприятие не только разрастается, но и постоянно совершенствуется, что позволило ее создателям нахально заявить о конкуренции с гигантской и великой «Британской энциклопедией» (и даже ожидаемой победе над ней!). На эту тему можно спорить и рассуждать, но число статей свыше миллиона в 2006 году и постоянное ее качественное совершенствование, расширяющийся институт экспертов, которые все же как-то процесс регулируют, позволяют считать это еще одним очень важным социальным и культурным явлением.

3. Flickr – хранилище фотографий мирового масштаба. Сайт вмещает гигантское, постоянно растущее число фотографий самого разного содержания, физических параметров и качества. Любой желающий может не только рассмотреть и скопировать фотографии, но также закачать туда личные, семейные и любые другие, в том числе событийные, новостные фотографии. Наряду с фотосалоном, фотовыставкой, сайт представляет фоторепортажи со всех уголков планеты. Удачная поисковая система при помощи ключевых слов и их сочетания дает возможность пользователям эффектно находить интересующую их фотоинформацию.

4. YouTube – огромное хранилище (свыше 30 миллионов!) видеороликов всех видов, пополняющееся ежедневно десятками тысяч новых. Так же, как и фотохранилище Flickr, сайт предоставляет возможность не только бесплатно получать видеоинформацию в неограниченных количествах, но и публиковать свою.

5. Last.fm – массовое сетевое радио, имеющее в своем архиве миллионы музыкальных номеров. Управлять такой сетевой радиостанцией можно как через web-интерфейс, так и установив на компьютер плеер, который может, подслушав, подстроиться под пользователя и предлагать «концерт по заявкам», отражая интересы и предпочтения хозяина.

Эти и ряд других новых сервисов услуги предоставляют бесплатно. Но еще появились весьма эффектные интернет-технологии, хотя и в большинстве своем пока еще платные и к Веб 2.0 прямо не относящиеся. Впрочем, плата эта ничтожна по сравнению с уровнем услуги. Назову две, лично испробованные.

Прежде всего это вай-фай – название смешно звучит и происходит от Wi-Fi (сокращения от английского выражения Wireless Fidelity, коим называют стандарт на оборудование для создания локальных беспроводных сетей через радиосвязь. Проще говоря, вай-фай – это радиосеть с возможностью выхода в интернет. Хотя и локального распространения. Однако можно устроить такие локальные мини-сети всюду, что и делается. Не где-то за границей, а у нас, например, в домодедовской гостинице платите сто рублей, Вам дают карточку, активизировав которую, вы имеете на своем ноутбуке постоянный выход в интернет. Без всякого провайдера и заморочек по подключению к Сети! В кафе, ресторанах, на автостоянках и в любой гостинице в Европе вам предоставят такую услугу, ценность которой в легкости и неограниченности выхода в Сеть – ни по продолжительности, ни по объемам. На подключение к Интернету в любом, самом глухом месте, где только имеются радиосети, потребуется две-три минуты.

Не могу не рассказать еще об одной услуге, которая меня поразила - карта путешествия с навигацией. Суть в следующем. Представьте себе, что Вы хотите совершить путешествие по нескольким странам на автомобиле. Это интересно и выгодно – как по денежным затратам, так и по времени: бесспорно, можно успеть гораздо больше увидеть в ограниченные сроки. Плюс красоты природы, чувство местности, страны, освоение не только памятников истории и культуры, но и пространства… По Интернету нынче можно еще из дому, скажем, из Самары или Челябинска, за пару месяцев заказать все путешествие, с бронью гостиниц, билетов на посещение туристических объектов, театров и пр. В том числе можно заказать автомобиль. (Можно и не заказывать, его предоставят сразу в любом аэропорту). Но вот дальше ведь всегда были большие проблемы с передвижением: эти неувязки с иностранными дорожными знаками, когда можно полтора часа ехать точно по указателям, а оказаться далеко от искомого места, незнание местных языков и способа общения, постоянное столкновение с такими же несведущими людьми, как правило, еще и туго соображающими, изменения маршрутов движения из-за ремонта и много других неприятностей.

И вот теперь есть чудесная услуга. Это — спутниковая система навигации, часто именуемая GPS. Позволяет в любом месте земного шара, почти при любой погоде, а также в космическом пространстве, на расстоянии до 100 тыс. км от Земли, определить местоположение и скорость искомых объектов. Система, как и большинство приличных технологий, пришла от военных, в свое время была разработана, реализована и сейчас используется Министерством обороны США. Вы покупаете через Интернет программу и располагаете на рабочем столе своего ноутбука. Одновременно покупаете приспособление размером с малогабаритный плеер, напоминающее устройство для идентификации полицейской символики, устанавливаемое, в частности, на крыше автомобиля с помощью магнита. Не вылезая из машины, через открытое окно ставите эту штуку на крышу – и поехали. (Вспомните легендарного Крутого Уокера, выезжающего с другом на операцию).

Выйдя в Интернет, включаете программу, и перед Вами карта, которая методом поэтапного укрупнения из космического и межстранового уровня находит участок, где Вы находитесь в данный момент. Заведя в программу весь маршрут, Вы получаете движущуюся стрелку, имитирующую Ваш автомобиль на трассе и передвигающуюся по намеченному направлению. При этом расстояние в три и четыре тысячи километров управляется так же эффективно, как и в случае десятков километров. Когда Вы вышли на платную магистраль, где сотни километров не будет никаких поворотов, можно выйти из Интернета и снять навигатор с крыши. Однако при малейших сомнениях, на развилках, поворотах, переезде границ и въезде в населенные пункты - Вы снова включаете систему, которая Вам на дисплее рисует участок трассы и показывает движение движущейся стрелкой.

Трудно поверить, но факт: можно проехать две тысячи километров и остановиться у дверей глухого отеля, не спросив ни слова и не заглядывая ни в какие карты и путеводители. Еще труднее поверить, что навигатор покажет верный поворот даже если знаки поменяли три дня назад, и об этом еще не знают местные водители.

Вай фай и карта навигации пока к сервисам «веб два ноль» не относят, но мне кажется, эти технологии тоже могут стать сервисами из того же ряда, что и другие компоненты Web 2.0.

Читатель вправе спросить: ну и что? И будет прав. Компоненты компонентами, составляющие составляющими, но что представляет собою само явление? В чем его особенность, можем ли мы утверждать вслед за О'Рейли, его последователями и адептами движения, что это этап в развитии интернет-технологии или интернета как системы, или новой формы обитания в Сети. А может быть, можно ожидать более глубоких изменений в жизни человека?

«ВЕБ ДВА НОЛЬ» КАК КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Ну, это я так, для красного словца озаглавил. На самом деле никакого проекта нет. Эти капиталистические шутки с Сетью не прошли. Мне приходилось, вслед за другими сетевыми коллегами, писать о кризисе во всемирной Сети, назревшем и ставшим очевидным для всех к 1999-2000 годам. Из Интернета не получилось крупного бизнеса. Даже в США ожидаемые прибыли от рекламы и другой коммерции оказались слишком малы, чтобы стоило эту гигантскую телегу вместе с новейшими технологическими наворотами тянуть. А нет бизнеса, значит, нет и перспективы. Однако всего через пять лет ситуация изменилась вплоть до наоборот: вдруг (?!) появились сайты со сказочными услугами (см. выше), миллионными посетителями и чуть ли не миллиардными бюджетами. Как, каким образом, благодаря чему?

Все дело в изменении привычной коммерческой технологии раскручивания сайта, выбивания спонсорских вложений, нахождения инвесторов. Этот путь себя изжил, «доткомовская индустрия» приказала долго жить. Что же пришло ей на смену? Ни один серьезный капиталист, ни один политэконом представить себе не могли: деньги можно заработать, предоставляя трудящимся бесплатно и безвозмездно массу услуг, стоивших еще недавно баснословные деньги и потому недоступных массовому пользователю, то есть, осуществляя социалистические идеи и зарабатывая при этом, как ни странно, огромные прибыли. За счет чего? А вот как раз потому, что в сайты, куда входят миллионы посетителей, самые богатые инвесторы готовы вложить реальные миллионы самой крутой валюты, потому что самые богатые рекламодатели мечтают там разместить свою рекламу и вернут любые затраты инвесторов сторицей. Произошло существенное событие: создатели сайта, журналисты и авторы сетевого издания впервые стали зависеть не от чужого дяди – спонсора, а от читателей! Соответственно успех проекта стал зависеть от числа посетителей сайта, что, разумеется, более естественно.

Конечно, не нужно идеализировать эту картину: ясно, что читатели не обязательно появятся из-за обсуждения социально значимых проблем, а из-за всяких способов привлечения внимания, в том числе из-за приколов разных чудиков, жаждущих славы любой ценой, но еще больше жаждущих денег. Если стать на точку зрения примитивного предпринимательства, то здесь появилось много возможностей, в том числе самых что ни на есть творческих, для раскрутки, что сдерживалось раньше диктатом инвестора (исходя из известного принципа: «кто платит деньги, тот заказывает музыку»). Свой блог уже никто Вам не запретит раскручивать, как вам вздумается, доведя его популярность до интереса рекламодателей.

А результат этих маркетинговых сдвигов таков. Рекламный рынок в России и в мире растет. Но если в России он составляет, по некоторым данным, 200 тысяч долларов, то в США – 280 миллионов долларов (!). Быстрый рост рекламного рынка в США произошел как раз из-за раскрутки технологий Второго Веба, но более впечатляюще выглядит их прогноз на ближайшее будущее: рост к 2010-му году в 6 раз – до 1,8 млрд. долларов! Если в этой статистике и в этом прогнозе есть преувеличение, то в любом случае влияние на процесс со стороны Web 2.0 очевидно, ибо цифры самого крупного порядка складываются из его компонентов, и это неоспоримо!

«ВЕБ ДВА НОЛЬ» КАК СМИ

Вследствие популярности многих сайтов, содержащих в той или иной степени новостную информацию, в мировом сообществе идут усиленные разговоры об изменении условий функционирования журналистики как профессии. Больше всего эти разговоры ведут американцы, наиболее продвинутые в новых технологиях. Речь идет о «гражданской журналистике», то есть, непрофессиональной, любительской, которая сильно раздражает профессионалов, но берет числом. Если новостной сайт OhmyNews создают 50 тысяч волонтеров со всего мира, то какое СМИ может угнаться за ними? Ни в объеме информации, ни в оперативности никакое профессиональное информагентство не сравнится с этим сайтом, за исключением серьезного анализа и экспертизы событий, однако предоставление большого количества информации даст возможность умному реципиенту выбирать. В дальнейшем этому будут способствовать профессиональные эксперты и эффективные поисковые программы. Возможно, профессия журналиста будет трансформирована в своеобразного библиографа, предоставляющего услуги по отбору информации, собранной множеством других людей, в соответствии с запросами данного заказчика.

Современным профессиональным журналистам, конечно, обидно. Один опытный главный редактор городской газеты при обсуждении данной темы сгоряча сравнил блогеров и прочих сетевых активистов масс-медиа с обезьяной, которая, «может быть, и догонит профессионала, но раньше, чем через 100 лет…» Эта реакция понятна, но очевидна и трансформация методов и форм получения информации и доведения ее до реципиента. Больше того, любители новостей могут и сами, после знакомства с многочисленными СМИ, создать себе комплект из сотен ресурсов десятков сетевых изданий и аудиовизуальных сайтов. То есть, человек для себя создает собственный журнал, где новости политические будут из «Известий», «Lenta.ru» и REN-ТВ, экономические – из «Коммерсанта» и ТВ-канала РБК, спортивные – из «Спорт-экспресс» и НТВ, бытовые – из «Радио России» и журнала «Домашний очаг», научные – из журналов «Вестник РАН», «Мир России», сайта «Membrana.ru», газеты «Наука в Сибири» и т.д., и т.п.

Впервые человек действительно свободен в выборе. Для него уже нет Первого канала, от которого некуда уйти, потому что такое же бредовое мыло из шоу и самопальных фильмов сомнительного свойства и на других каналах, хотя какой-то островок из нормальных фрагментов может встретиться и там. Нет издания, которое Вы выписали на год и даже выпуска, который Вы купили и связаны с этим. Есть замечательное новое – по давнему и очень точному выражению Джона Барлоу, «продажа вина без бутылок»! Нет бутылок, нет ящиков, нет автомобилей и поездов для перевозки информационного продукта, нет перевозчиков и грузчиков, вы потребляете продукт там, где он производится, и не зависите от бизнеса циников, которые встречаются между продуктом и Вами. Из этого вытекает следующее:

ВЕБ ДВА НОЛЬ КАК НОВАЯ ФОРМА ДЕМОКРАТИИ И СВОБОДЫ

Если любой человек без образования, стажа работы по специальности, родственных отношений, блата и/или взяток может стать журналистом, если его информация будет цениться не имиджем СМИ, где она опубликована, и не размером вливаний от спонсоров или инвесторов, не положением редактора и отношением к нему власть предержащих, а исключительно качеством конечного продукта, то это и есть одна из разновидностей демократии.

Если человек не боится публиковать то, что он хочет, просто потому, что система построения его сайта или системы, внутри которой этот сайт располагается, не подвергаются вмешательству извне; если никаких препятствий для публикации самой нежелательной для власти информации нет, если никаких препятствий нет для доступа к этой информации, то всё это и есть свобода.

Если любой житель планеты сможет выбирать себе СМИ по вкусу, а также создавать собственное СМИ из желательной ему «мозаики», то есть, если на место таксономии придет «фольксономия» (ссылаюсь на обсуждение в сети и этой альтернативы), то это и есть демократия СМИ в действии. Впервые, между прочим, в истории.

ТРИ ВЫВОДА И ТРИ ВЗГЛЯДА НА ВЕБ ДВА НОЛЬ

Из всего сказанного и недосказанного, в общем и целом из темы данной статьи, из предмета наших рассуждений напрашиваются три разных взгляда на Веб два ноль:

1. Скептический. Никакого Второго Веба не существует! Все это выдумки Тима О'Рейли и его команды, увлекающихся юзеров с философским уклоном. Идет обычный процесс, ничего не меняется кардинально: ну, технологии развиваются, ну, бизнес совершенствуется, ну, разные пробы в Сети… И что из этого? Ничего. Нечего выдумывать, поживем – увидим…

2. Пессимистический. Тут надо подробнее. Вообще по большому счету, если разобраться, высокие технологии превращают нас в идиотов. Нас всех хотят упростить, нивелировать. Можно еще круче выразиться: хайтек превращает нас в стадо баранов!
И всё это – бизнес. Бизнесу нужна масса. Желательно глупая, отдающая деньги, не рассуждая. Политикам тоже нужна масса, желательно необразованная, не умеющая думать.

Когда-то Клиффорд Саймак описал эпитафию капитализма в романе «Почти как люди». Парадокс общества, если пролонгировать на будущее его установки о примате и священности частной собственности, приводит к тому, что люди становятся чужими на земле, которая уже продана пришельцам. Они лишены всех прав, включая право жить на планете. Новая перспектива хайтека тоже приводит к парадоксу: общество, где нет управления.
Но это продлится недолго. Природа боится пустот. Поэтому вскоре кто-то начнет этим управлять, и - возвратится эпоха Оруэлла. Цифровые технологии открывают такие возможности контроля над человеческой личностью, что все его фантазии станут реальностью. Этим кончается управление без профессионалов и интеллектуалов.

Дальше. Серьезный ученый с возмущением скажет: всех, кто сошлется на Википедию, надо немедленно исключать из научного сообщества. Но молодые люди – преподаватели и аспиранты нового поколения, увы, ссылаются не на Британскую энциклопедию и даже не на Брокгауза и Ефрона или БСЭ, даже не на «Кирилла и Мефодия», а на Википедию! Они уже ссылаются на массы публикаций из Интернета, написанные непрофессионалами. Появились псевдоученые, псевдоспециалисты. Нет профессионалов. Профессионалы не нужны. Будут «народные» журналисты, «народные» врачи, строители-самоучки. От последних падают здания, от народных врачей умирают люди, а от народных журналистов что будет? Внешне - ничего особенного: реципиенты станут глупее.

Я не призываю к запретам и принятию мер: это бесполезно. Это виток развития человечества. И это – капитализм: «его не объехать, не обойти, единственный способ – взорвать». Впрочем, и это мы уже прошли…

3. Оптимистический. Что бы там ни было, все развивается в пользу народа, люди получают многочисленные сервисы, о которых еще два года назад можно было только мечтать, так что еще надо?
Веб два ноль, может быть, впервые за более чем двести лет американской конституции и сотен других попыток найти объективный, воистину независимый путь к реальной свободе имеет шанс ее осуществить, преодолев правовые, социальные, личностные, психологические препоны, до сих пор делающие идеал свободы неосуществимым.

«Народный», в смысле непрофессиональный, не всегда плохо. Если мы стоим на пороге «народной» журналистики, то также точно может сформироваться «народная» политика, «народная» дипломатия. А что дали и дают нам профессионалы в этих сферах? Практически, на деле, независимо от них? Мир ведь не меняется к лучшему. И, может быть, впервые в истории именно Интернет в лице Второго Веба позволит преодолеть вековые противоречия между людьми – политические, экономические, языковые, религиозные… И создать-таки мировое гражданское сообщество!

* * *

Каждый человек может выбрать себе сценарий по вкусу, смотреть на web 2.0 с какой-то из приведенных позиций. Автору статьи хочется быть оптимистом, однако жизненный опыт подсказывает, что не надо спешить с выводами и стоит проявить осторожность. Дети и подростки, и даже часть молодежи продолжают смотреть на Интернет как на источник игр, развлечений, времяпреповождения. Между тем, распространение и массовое внедрение сетевых ресурсов - дело не только прогрессивное (в чем нет сомнений), но и опасное. Особенно в форме Второго Веба. Цитирую уже забытого Ю. Фучика («Слово перед казнью»): «Это уже не игра. Это – жизнь». Дальше напомнить? – «Люди, я любил Вас, будьте бдительны!»
___________________________
© Акопов Александр Иванович
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum