Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
фотографии из социальных сетей
№12
(365)
05.10.2019
Коммуникации
Перспективы и проблемы развития масс-медиа на региональном уровне
(№11 [156] 05.08.2007)
Автор: Сергей Бондаренко
Сергей Бондаренко
Ведя речь об экономической устойчивости местных СМИ, мы под этой дефиницией должны понимать не только решение проблем сегодняшнего дня, но и ближайшей перспективы. В соответствии с решениями правительства страна до 2015 года должна перейти на цифровые технологии вещания. При этом предусматривается к 2011 году обеспечить перевод на прием цифрового телесигнала 90% российских домохозяйств.
Для сравнения, в Италии с июня этого года прекращено аналоговое вещание, в США, Германии, Франции и других развитых странах этот переход произойдет в течение ближайших года-двух. Отмечу, что сегодня в России существуют компании, которые вещают исключительно в цифровом формате, например спутниковые телевещатели.

Мининформсвязи в этом году планирует прекратить выдачу лицензий на аналоговое телевещание. При этом действующие лицензии будут продлеваться не больше чем до конца 2012 года. Цифровизация телевидения должна дать импульс для развития всей медиаиндустрии, в рамках которого произойдет трансформация, в том числе и печатных СМИ.
Достаточно задаться риторическим опросом: соответствуют ли уровню развития медийных технологий XXI века форматы большинства масс-медиа выходящих в свет в Ростовской области? Если же ответ на риторический вопрос будет положительным, то социальные иллюзии этих людей смогу переубедить не я, а жизнь.
Для значительной части представителей отечественных СМИ эволюция изданий, в которых они работают, представляется медленным движением, с допустимым, в разумных пределах, отставанием от научно-технического прогресса в сфере медийных технологий. Плоская печать сменилась офсетом, аналоговые видеокамеры цифровыми – перечень примет прогресса каждый назовет не один десяток. Все при этом выжили или почти все, этим и успокаиваем себя. Со стороны же независимым наблюдателем это «движение» воспринимается как перемещение по ленте Мебиуса. Людям свойственно тешить себя иллюзиями стабильности окружающего их мира, хотя эмпирический опыт свидетельствует об обратном.

Для того чтобы лучше понять происходящие в российских медиа процессы, приведем пример из опыта эволюции бизнесов в других странах. В начале ХХ века в США наиболее масштабным и прибыльным бизнесом был бизнес «ледяных» компаний. В те времена не было холодильников и зимой эти фирмы заготавливали лед на реках и озерах, а в течение года из складов продавали его населению. Что можно сказать о кадровом менеджменте «ледяных» компаний? С формальной стороны никто из руководителей претензий к нему не предъявлял, но, с высоты сегодняшнего дня можно утверждать, что на самом деле проблема с подбором кадров стала причиной закрытия этого бизнеса, поскольку ни одна из «ледяных» компаний не стала производить холодильники. Как тут не вспомнить товарища Сталина, с его сакраментальным: кадры решают все!
В 2006 году в России объем рынка контента для мобильных устройств превысил 450 миллионов долларов, при этом традиционные СМИ так и не стали полноправными участниками этого рынка, хотя, казалось бы, именно представители медийного бизнеса и должны быть заинтересованы в предложении услуг по созданию и продвижению контента. Аналогичная ситуация складывается и с развитием мобильного телевидения. Многие думают, мобильный контент это всего те же передачи, что идут в эфире федеральных и местных каналов, по меньшей мере, это заблуждение (о чем в частности моя статья в имеющемся у вас пятом выпуске сборника ФРИП «Власть и СМИ»). Такие примеры можно приводить достаточно долго. Не знаю как у вас, а у меня напрашиваются параллели между американскими «ледяными» компаниями и современными российскими региональными СМИ.
Проблема производства контента для местных масс-медиа чрезвычайно актуальна и ее решению, как это ни парадоксально, практически не уделяют внимания организации, имеющие отношение к организации журналистской деятельности. В Ростове среди свыше десятка вещающих круглосуточно телевизионных компаний все транслируют федеральные каналы с незначительными вкраплениями собственных сюжетов. Из полутора десятков радиостанций только одна обеспечивает своими программами круглосуточный эфир! Разве это не наглядное подтверждение кризиса производства контента на региональном уровне?..
На федеральном же уровне уже сегодня можно читать новости с помощью мобильного телефона, эту платную услугу предлагают основные федеральные каналы. Для большего удобства были созданы мобильные газеты.

Первая такая газета появилась в начале 2006-го года в Китае. За 1,2 доллара в месяц владельцы мобильных устройств получают SMS-сообщения со статьями. В России тоже есть все предпосылки к созданию мобильных газет. Читатели уже сегодня могут загрузить на свой мобильный терминал материалы некоторых ведущих изданий. А в июне 2006 года участники Всемирного газетного конгресса получали на мобильные телефоны публикации о конгрессе.
В связи с вышесказанным процитирую секретаря Союза журналистов России Михаила Федотова: «Я считаю, что газеты на «электронной бумаге» – вполне достижимая вещь, это должно было появиться, и это, безусловно, будущее газет. Процесс слияния бумажных и электронных СМИ уже идет. Газеты можно прочитать в Интернете и на мобильных телефонах. И переход газет с бумаги на электронные дисплеи – это лишь реализация того потенциала, который заложен сегодня» .

Возникает вопрос о готовности российского медийного сообщества и государственных структур к новым технологиям. В числе заинтересованных лиц позиции которых мы рассмотрим, основными являются:
•     - государственные и региональные власти;
•     - учебные заведения;
•     - журналистские союзы;
•     - сами СМИ.
Начнем с государства. Цитирую: «Масштабность задачи создания телерадиовещательной сети нового поколения в РФ плохо сознается обществом и властными структурами различного уровня» - об этом заявил в мае 2005 года ни кто иной, как глава Минкультуры РФ Александр Соколов. За два прошедших года положение практически не изменилось. На сегодняшний день не существует даже нормативно-правовой базы для внедрения в России цифрового ТВ.

Тем не менее, на самом высоком уровне существует решимость реализовать задуманное на практике. Буквально вчера, после заседания Совета безопасности министр информационных технологий Леонид Рейман заявил, что если сейчас в нашей стране 25% семей имеют компьютер с доступом в Интернет, то к 2015 году этот показатель вырастет до 75%. причем речь идет о широкополосном доступе!
Если на федеральном уровне стремление соответствовать требованиям формирующегося информационного общества обозначено руководством страны, то на многих уровне регионов тишина. К примеру, в январе 2006 года на заседании Совета по информационно-коммуникационным технологиям при Администрации Ростовской области действующая редакция Программы развития ИКТ Ростовской области была признана несоответствующей современным реалиям. До настоящего времени эта редакция так и не изменена.

Возникает вопрос: а может новые информационные технологии приведут лишь к косметическим изменениям медийного рынка? Судите сами. Сегодня частотный ресурс ТВ и РВ ограничен и свободные частоты отсутствуют. При переходе на цифровое вещание количество частот увеличится в восемь раз!
Представьте себе, какие катаклизмы ожидают рынок при увеличении игроков в восемь раз. И это при том, что объем рекламы остается на прежнем уровне. Кроме того, возникнет кадровый дефицит журналистских кадров, который затронет не только телерадиокомпании, но и печатные СМИ.
Сейчас мы подошли к еще одной проблеме – подготовке журналистских кадров в вузах. По формальным признакам журналистов выпускается достаточно много. Вопрос в качестве подготовки. Как свидетельствуют многочисленные публикации прессы, качество выпускников журналистских факультетов не выдерживает критики.
Проблема, которую я затрагиваю в своем выступлении, требует для осмысления достаточно много времени. Этот факт я почувствовал, когда в прошлом году прочитал для практических журналистов курс лекций, посвященных новейшим средствам массовой коммуникации. У нас практически нет ни учебников, ни учебных пособий по интерактивным медийным технологиям.
Если же касаться содержательной части контента применительно к близкой мне тематике Интернета и мобильной связи, то уровень безграмотности журналистов не выдерживает критики. А о размещении газетных материалов в сети Интернет в Ростовской области можно только мечтать и это при том, что я на регулярной основе получаю по рассылке материалы газет из разрушенной войной Чеченской республики! Даже официальный орган Администрации Ростовской области газета «Наше время» размещает свои материалы на одном из московских сайтов. Разве это не показатель готовности издания к реалиям информационного общества…

Перечень проблемных сфер в подготовке журналистов и функционирования региональных масс-медиа можно продолжать достаточно долго. В результате мы неизбежно придем к выводу, в соответствии с которым вузы в обозримой перспективе не смогут участвовать в решении проблемы цифровых медиа. Если вузы не способным решать такие проблемы, то по идее этим должны заниматься профессиональные журналистские организации. Однако на практике ни Союз журналистов и его региональные организации, а также структуры Медиасоюза этой проблематикой не занимаются.
Несмотря на тот факт, что еще пять лет назад в рамках ФЦП «Электронная Россия» предусматривалось переподготовка представителей СМИ новым технологиям. Никто ничего в этом отношении не сделал, секрет бездействия прост: нет специалистов, более того, отсутствует понимание существа проблем. Необходима системная аналитика прогнозов развития медийного рынка, разработка моделей функционирования газет и электронных СМИ в условиях цифровизации технологий подготовки контента. О том, что предстоящие изменения будут носить кардинальный характер, еще одна цитата:

“Вообразите пробуждаться утром, включая ваше интерактивное телевидение, и будучи приветствуемым вашим интеллектуальным агентом вы начинаете знакомиться с новостями. Ваш агент потратил ночь, отцифровывая, сегментируя, индексируя, извлекая, транслируя и суммируя всемирные передачи новостей. Агент, зная ваши интересы в процессе предыдущих неявных и явных взаимодействий, выбирает самые подходящие источники и темы и динамически генерирует интерактивные последние известия, индивидуализированные к предпочитаемому вами формату, продолжительности, языку и интересам. Фантазия или действительность?” .
А вот еще одна цитата. В середине марта прошлого года медийный магнат Руперт Мердок выступил с прогнозом развития медиабизнеса на ближайшие 15 лет. Мердок заявил, что в будущем отношение людей к СМИ кардинальным образом изменится. Потребители перестанут просиживать часами перед телевизорами и уж тем более не станут ждать, когда утренние газеты сообщат им о том, что произошло вчера. "СМИ станут похожи на фаст-фуд: люди будут на ходу смотреть новости, спортивные программы, фильмы. Это станет возможным благодаря мобильным телефонам и карманным компьютерам", - уверен один из самых успешных медиаменджеров современности. СМИ, которые сумеют правильно выбрать новый способ доставки своего контента, выдержат испытание временем, те же, кто будут уповать лишь на свое славное прошлое, исчезнут .
Определение повестки дня ближайшего и отдаленного будущего – ключевой элемент формирования новой национальной идентичности, соответствующей требованиям быстро меняющего настоящего. Никто не знает истины в конечной инстанции и выбор пути народа во многом зависит от ответственности масс-медиа, готовых создать для осмысления происходящего дискуссионные площадки.

Нежелание же традиционных медиа это сделать, может быть охарактеризовано как действие, направленное на подрыв национальной безопасности, определяемой исходя из стратегических интересов развития российского общества. Таким образом повышение устойчивости региональных медиа во многом определяется наличием в редакционной политике инструментов учета долговременных тенденций развития медийных технологий как в масштабах страны, так и глобального информационного общества.
_____________________________
Цит. по: Берсенева А. Это–фантастика! Уже лет через десять бумажные газеты можно будет встретить только в музеях // Новые Известия, 2006, 13 июля.
Maybury M. News on demand. Introduction to special section // Communications of the ACM, 2000, vol. 43, № 2. РР. 33-34.
Цит. по: Ломкин А. Какие СМИ останутся к 2020 году? // http://www.lenta.ru/articles/2006/04/26/bbc/

_____________________________
© Бондаренко Сергей Витальевич


Перепечатано из сайта www.frip.ru
Утомленные кислотой. Армянск через год после выбросов
Статья о загрязнениях воздуха в городе Армянске и их последствиях.
"Там все рушится". Как оптимизируют медицину в провинции
О проблемах провинциальной медицины. К чему приводит политика оптимизации медицинских учреждений
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum