Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Гонка вакцин. Интервью профессора Василия Власова
Профессор Высшей школы экономики Василий Власов о том, кто спасет человечество о...
№08
(376)
22.09.2020
Коммуникации
Информационные агентства в современном сетевом пространстве
(№17 [162] 05.12.2007)
Автор: Эльвира Могилевская
Эльвира Могилевская
Современное информационное интернет–пространство представлено многочисленным набором изданий: газет, журналов, сайтов радиостанций, информационных агентств и др. По данным службы Яндекс.Новости, каждый будний день в российском Интернете появляется около 27 тысяч новостей, в выходной — около 6 тысяч [1]. По данным опросов ВЦИОМ на октябрь 2006 года, новости в Интернете читает около 13% населения России.
Каждый год в Сети появляются сотни новых изданий. Все более заметную долю занимают специализированные издания, предоставляющие информацию о той или иной отрасли. Одно среднестатистическое интернет-СМИ создает 18 новостей в день. При этом у наиболее активных информационный поток намного плотнее: «в среднем первая сотня самых «пишущих» изданий предлагает читателям 161 новость в будний день» [2]. Именно к этим СМИ относятся информационные интернет-агентства, которые избрали основным средством распространения собственных продуктов Сеть.

На современное состояние информационных агентств в Интернете влияют процессы конвергенции, то есть объединение форм подачи текстовой и аудиовизуальном информации на одном интернет-ресурсе, диверсификации – появлении бесконечного числа разнообразных ресурсов, и сегментации, которая выражается в направленности на узкоспециализированную аудиторию.

Современные информационные агентства – это мощные структуры по созданию, распространению и хранению больших массивов информации, предоставляющие различным объектам целый ряд информационных, справочных, рекреативных и других услуг, выполняющие функции СМИ и обладающие различными направлениями деятельности. К последним относятся:

Подготовка новостей - это главная задача информационных агентств. Для ее решения сотрудники последовательно выполняют мониторинг, сбор информации, проверку, написание, редактирование, публикацию и распространение.

В крупных информационных агентствах журналисты имеют тематическую специализацию и работают только с новостями своей сферы. Подготовленные информационные сообщения первоначально попадают в ленту новостей - единый список новостей за определенный временной промежуток, представленный в хронологическом порядке вне зависимости от используемой рубрикации ресурса (тематики, территориальной принадлежности, жанров и др.). Некоторые ресурсы в ленту помещают лишь главные события дня. Выглядит лента как список заголовков, расположенных друг под другом.

Организация пресс-конференций, брифингов, круглых столов

Организация пресс-конференций – одна из главных функциональных обязанностей информационного агентства. Являясь органом по обслуживанию и предоставлению информации СМИ, ИА организуют встречи журналистов с ньюсмейкерами – представителями органов власти, общественных организаций, партий, компаний. Развитые информационные агентства имеют собственные пресс-центры, оснащенные специальным освещением для видео и фотосъемки, площадками для работы операторов и фотографов, аудиооборудованием.
В услуги платных пресс-конференций входит не только проведение самого мероприятия, но и информационное сопровождение «до и после». Журналисты предлагают помощь в формулировке темы, составлении анонса, оповещения прессы и ее аккредитации, подготовке материала по итогам события (заметка, отчет, репортаж, интервью). В зависимости от агентства, в списке дополнительных услуг может значиться мониторинг публикаций-откликов средств массовой информации после пресс-конференции.

Проведение он-лайн конференций

Помимо традиционных пресс-конференций все чаще агентства предоставляют услуги видео- и онлайн-конференций. Зачастую схема проведения последних выглядит так. На сайте агентство анонсирует предстоящее мероприятие. Вопросы от журналистов и читателей принимаются в течение нескольких дней (недели) до конференции и непосредственно в день ее проведения. Участник приходит в редакцию агентства и отвечает на вопросы в течение часа. Ответы публикуются в режиме реального времени на странице конференции в открытом доступе. На основе ответов на наиболее острые вопросы агентство формирует информационные сообщения. По данному принципу строятся конференции ИА REGNUM, которое реализует проект онлайн-конференций с ведущими российскими ньюсмейкерами. Как пишет агентство, «вопросы участнику конференции может задать каждый читатель, который считает затронутую тему важной для себя лично и для страны в целом» [3].

Подготовка пресс-портретов

Информационная справка о личности, основанная на упоминании лица в прессе, с указанием цитат объекта. Подобный, поначалу, экспериментальный проект стал доступен благодаря службе Яндекс.Новости, предоставившей «пресс-портреты в Новостях». Это справочная информация о людях, упоминаемых в российских СМИ: даты рождения и смерти, места работы и должности, прямая речь и высказывания третьих лиц. Проект основан на уникальной технологии извлечения фактов, принадлежащей компании «Яндекс».

Составление баз данных, которые представляют собой профессионально обработанные по многим тематическим направлениям банки информации, которые могут включать материалы СМИ, информацию официальных учреждений, законодательство, документы коммерческих и государственных структур, адресно-справочных баз и др.

Мониторинг СМИ – это систематическая проверка СМИ на предмет наличия определенной информации (к примеру, о деятельности компаний). Мониторинг проводится, как правило, среди центральных и региональных СМИ: газет, журналов, телевидения, радио, информационных агентств и других медиаисточников. Периодичность варьируется от ежедневной до ежегодной. Заказчиком мониторингов являются коммерческие и государственные структуры. Подобное исследование СМИ в последнее время пользуется популярностью, стало неотъемлемой частью современного бизнеса, так как позволяет отслеживать и корректировать имидж компании в СМИ, разбираться в ситуации на рынке, анализировать деятельность конкурентов и т.п.
Подготовка рейтингов. Рейтинг (англ. rating - оценка, порядок, классификация) – «термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале» [4]. Агентства могут выступать в качестве составителей рейтингов. Самым распространенным рейтингом, которые ИА могут предложить аудитории, является рейтинг упоминаемости (лиц, организаций) в сообщениях СМИ.

Информационное сопровождение

Предоставление информационной поддержки деятельности компании. Может включать подготовку пресс-релизов, публикацию материалов в собственных ресурсах (интернет-лентах, информационных бюллетенях, справочниках), информподдержку мероприятий, проводимых организацией.

Помимо основных информационных продуктов агентства осваивают дополнительные виды услуг, среди которых индивидуальные аналитические исследования, составление информационных досье, биографических справок, услуги информационно-справочных служб, издательско-полиграфических комплексов, предоставление видео, аудио и фотоматериалов. Крупными фотоархивом обладает информагентство ИТАР-ТАСС, которое каждый день пополняет базу ста оперативными снимками. РИА Новости располагает крупнейшей в России фотослужбой и фотобанком, насчитывающим более 600 тысяч фотографий.
Агентства также организуют единоразовые и длительные специальные акции. Среди них организация собственных премий и конкурсов, организация учебных центров, встреч, клубов, собраний.

Функционируя в условиях информационного рынка, крупнейшие информагентства завоевывают авторитет и укрепляют собственный имидж. Используемое в последние десятилетия понятия бренда (образа марки товара или услуги в сознании потребителей, выделяющего его в ряду конкурирующих марок) теперь относят и к информагентствам. Среди них есть те, чье имя завоевало у потребителей уважение и определенный статус. О популярности ИА как брендов можно судить по исследованию компании WebScan Technologies [5].

В настоящее время на развитие информационных агентств как составляющих интернет-пространство оказывает трансформация Сети, которая началась с 2001 года после краха «доткомов» (обвальное падение акций крупных интернет-компаний на бирже NASDAQ весной 2000 года), и развитие интернет-сообщества по новым принципам открытости и коллективизма. Исследователь Тим О`Рейлли назвал данное явление Web 2.0 [6].

К тенденциям эпохи Web 2.0., активно используемым ИА, на наш взгляд, относится:

- Использование веб-синдикации и предоставление новостей в формате RSS.
- Работа с новостными агрегаторами как новым способом работы с аудиторией.
- Использование ресурсов социальных сетей: во-первых, в качестве расширения собственных информпродуктов и предоставления редакторских сетевых дневников; во-вторых, сотрудничество с социальными медиа, обмен новостями, использование комментариев, фото, аудио и видео блоггеров.
- Освоение новых площадок для распространения информации, в частности, виртуального Интернет-сообщества Second Life.
Помимо особенностей развития информационных агентств, обусловленных тенденциями Сети в эпоху Web 2.0, можно выделить некоторые другие направления. Прежде всего, следует отметить усиливающуюся оперативность, которая стала общей тенденцией развития интернет-СМИ. Исследователь
Н.Б. Кириллова, выделяет «повышение оперативности сообщений за счет разработки и освоения новых технических средств передачи информации» как основное направление развития информационных агентств [7].

Расширение тематического содержания будет охарактеризовано дальнейшей диверсификацией мелких агентств и расширением тематики крупных.
Развитие технологических возможностей, которые реализуют российские информационные агентства вслед за зарубежными лидерами, может быть представлено следующими пунктами:
1.     Расширение набора средств донесения информации. Теперь это уже не только интернет-ресурсы, но и мобильные автономные устройства, а также готовность воспользоваться любыми другими каналами, которые еще могут появиться.
2.     Настройка сайта информационного агентства под конкретного читателя (персонализация) – сервис может позволить пользователю организовать внешний вид сайта, ленты сообщений, таким образом, как это удобно. Создание личной страницы, на которую можно добавлять контент из других сайтов.
3.     Возможность ранжирования новостей по степени популярности, которая измеряется количеством комментариев, откликов в блогах, форумах и др.
4.     Организация ресурса согласно особенностям веб-чтения, которое характеризуется просмотром информации блоками. А также настройка ресурса под веб-просмотр и прослушивание.
5.     Использование мультимедийности – организация на сайтах аудио и видеоподкастов.
Кроме того, неизбежно расширение дополнительных сервисов, в частности, представляется перспективным развитие сервиса он-лайн пресс-конференций, которые предоставляют возможность привлекать различных участников, в том числе и зарубежных.

Литература:
1.     СМИ российского Интернета. Информационный бюллетень Яндекс.
2.     Там же.
3.     Проект «Конференция-online» //REGNUM – URL: [http://www.regnum.ru/pressroom/].
4.     Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
5.     WebScan Technologies// URL: [http://www.webscan-global.com/]
6.     О’Рейлли Т. Что такое Веб 2.0// Компьютерра. – 2005. - URL: [http://www.computerra.ru/think/234100/].
7.     Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М. Академический проспект. 2005.С. 98-99
__________________________
©Могилевская Эльвира Владимировна
Испанские добровольцы в Красной Армии
История об испанских добровольцах, воевавших в Крыму и геройски погибших в 1943-м году.
Мир в фотографиях из соцсетей
Подборка фотографий из соцсетей, в основном, твиттера и фейсбука за август-сентябрь 2020
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum