Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Вне рубрики
Столица в гостях у глубинки
(№8 [171] 10.06.2008)
Автор: Анна Колобова
Анна Колобова
В Таганроге прошёл международный театральный фестиваль «Великая провинция» имени Ф.Г.Раневской.

Если бы культурные ценности распределялись по справедливости, то Таганрогу после того как здесь родился Чехов, уже ничего бы не светило. Для небольшого провинциального города - и так более чем достаточно. Но Таганрог на этом не остановился и подарил миру Фаину Раневскую.
Уехав отсюда в девятнадцать лет, она вернулась в родной город на днях - почти через сто лет. Бронзовым памятником встала под балконом собственного дома. И встряхнула тихую жизнь Таганрога, сделав его столицей театрального фестиваля «Великая провинция» имени самой себя. Ровно неделю - с 16 по 22 мая - Таганрог принимал гостей - из Москвы, Екатеринбурга, Липецка, Стерлитамака, Волгограда. И даже Загреба - что позволило прибавить к названию фестиваля гордое слово «международный».

Нажмите, чтобы увеличить.
«Что бы сказала Фаина Георгиевна?»
На сцене Таганрогского драматического - портрет Раневской с сигаретой в руке. Все выступающие волей-неволей встречаются глазами с ироническим взглядом Фаины Георгиевны - может, поэтому говорят порой сбивчиво, но своими, человеческими словами. Похоже, народ до сих пор побаивается её острого языка - ведь Раневская как никто умела обсмеять любую казёнщину, даже награды свои называла «похоронными принадлежностями». Вопрос «Что бы на это сказала Фаина Георгиевна?» приводит в чувство любителей говорить парадные речи.
Шутки «от Раневской» давно растиражированы в книгах и в интернете. А людей, действительно помнящих, какой она была, осталось не так много. Президент фестиваля, известный артист Евгений Стеблов играл вместе с Раневской в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». А Ирина Карташёва, актриса Театра имени Моссовета, была не только сценической партнёршей Фаины Георгиевны, но и входила в узкий круг людей, которым было позволено называть её «Фуфочкой».
- Когда я открыла книжку «120 анекдотов от Раневской», я чуть не расплакалась! - возмущается Карташёва. - Да, она любила непарламентские выражения - но вместе с тем была глубоким и великолепно образованным человеком.
- В спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» я играл Платона, а Фаина Георгиевна - няньку Филицату, - говорит Евгений Стеблов. - Вспоминается финал. Все актёры выходят на сцену и поют: «Я вам скажу один секрет - кого люблю, того здесь нет». А потом все замолкают и вступает Раневская: «Конфетка моя - голубая строчка. Мне мамаша приказала: гуляй, моя дочка…» Она это напевает очень тихо, медленно уходя со сцены. Это был её последний спектакль.

Велика провинция, а выбирать трудно
- Мы намеренно не стали проводить конкурс, присуждать места, - говорит Евгений Стеблов. - Решили: пусть будет просто праздник.
Стеблову пришлось проявить немало такта, отвечая на каверзные вопросы журналистов. По какому принципу отбирали спектакли? Как, например, ему понравился «Дядя Ваня» в исполнении театра из Стерлитамака? Или «Страсти по Платонову», показанные театром из Липецка? Понятно, что в первую очередь отбирали спектакли по Чехову, но неужели не нашлось ничего более интересного в России?
Стеблов не стал обижать никого. Стерлитамак похвалил «за дерзость», Липецк - за то, что второе действие было не таким скучным, как первое. А «Каштанку», показанную Екатеринбургским театром юного зрителя (кстати, его считают одним из лучших тюзов в стране) - ещё и за хороших зрителей:
- Когда пятилетние малыши вскакивают с мест и визжат от восторга - это обычное дело. А попробуйте заставить четырнадцатилетних так себя вести!
Гвоздём «Великой провинции» всё же стал московский спектакль - «Три высокие женщины» по пьесе Эдварда Олби в постановке Учебного театра ГИТИС с Евгенией Симоновой в главной роли. Наверное, отобрать спектакли провинциальных театров так, чтобы это действительно была «великая провинция», непросто. Не потому, что в России нет хороших театров нигде, кроме Москвы и Питера. А потому, что о хорошем спектакле, который поставили в столице, знают все. А о том, который поставили в Шахтах или в Новочеркасске, - почти никто. Хорошие же провинциальные актёры и режиссёры очень быстро становятся актёрами и режиссёрами столичными. Как, например, бывший таганрожец Влад Ветров, играющий нынче в спектаклях бывшего ростовчанина Кирилла Серебренникова - не последнего из московских режиссёров.

Перед закрытием «Великой провинции» объявили, что второй фестиваль будет через год. За это время таганрогский мэр Николай Федянин пообещал открыть музей Раневской и построить две сценические площадки - Зелёный театр и открытую сцену на набережной. А к роли культурного центра Таганрогу не привыкать.


В спектакле «Три высокие женщины» Евгения Симонова постарела на сорок лет.

Три актрисы на сцене играют одну и ту же женщину. Хотя не совсем одну и ту же: она в 26 лет – и она же в свои 52 и 92 года – это совсем разные люди, которые никак не могут понять друг друга.
Евгения Симонова шокирует зрителей дважды. Первый раз – выйдя на сцену в облике дряхлой 92-летней маразматички (она, правда, упорно твердит, что ей «всего» 91). А второй – появившись во втором акте во всём своём блеске и успокоив зрителей, решивших было, что любимая актриса так неожиданно постарела.
Нажмите, чтобы увеличить.

- Что 26-летнюю героиню будет играть Зоя (Зоя Кайдановская, дочь Симоновой и Александра Кайдановского. – Ред.), было ясно с самого начала. А вот кому играть 52-летнюю героиню, а кому 92-летнюю, мы с актрисой Верой Бабичевой разыграли на спичках, - рассказала Симонова журналистам после спектакля.
- Сыграть дряхлую старуху – не шутка. Вы специально готовились к этой роли?
- Поначалу все участники придумывали какие-то специальные штучки – например, пробовали набивать мне рот ватой, чтобы челюсть выдавалась вперёд… Но главное - я вспоминала своих родных. Мои бабушка и отец умерли от инсульта. Отцу было намного меньше лет, чем моей героине, но это было такое быстрое и трагическое угасание… Помню его сидящим на диване, уставившись в одну точку – а ведь он был замечательным учёным, интересным человеком…
- Чем, на ваш взгляд, отличается провинциальный театр от столичного?
- Во всяком случае, не географическим положением. У меня не повернётся язык назвать провинциальным театром Екатеринбургский ТЮЗ или театр Николая Коляды. И в то же время в Москве есть совершенно провинциальные театры.
- Вы в первый раз в Таганроге?
- Нет. Мы два месяца жили здесь с Зоей во время съёмок фильма «День свадьбы придётся уточнить». Зойке, правда, было тогда всего четыре года. А на следующий год приехали сюда в гости – мы тут подружились с одним замечательным человеком. И потом мы, когда я была на гастролях в Ростове, обязательно приезжали в Таганрог. Я очень люблю этот город.
________________________
©Колобова Анна Петровна

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum