Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Вся жизнь – для этой победы. Джо Байден становится 46-м президентом США
7 ноября 2020 года Джо Байден достиг цели, которой добивался 30 лет – набрал дос...
№09
(377)
01.11.2020
Коммуникации
Как в интернете учат псевдожурналистике
(№11 [174] 10.08.2008)
Автор: Анатолий Рубинов
Анатолий  Рубинов
Здравствуйте в июле, господа Мухи! Всякий раз, когда я посылаю в «Журналист» своё очередное сочинение, испытываю стыд: старики, вроде меня, должны лежать на печке и считать мух. А я всё ещё нахожу в себе силы и охоту высмеивать мошенников. Единственные Мухи, которых я наблюдаю в интернете – это вы, дорогие мои коллеги. О вас, о детях (ваших и не ваших) пекусь.

Держи карман шире!

Настало время закрыть все иностранные и российские факультеты журналистики: на арене интернета сегодня и всегда – Анна Соловей со своим ускоренным курсом «Вольная журналистика»!

Десять заочных лекций стоимостью 175 долларов за все десять – и вы научитесь (цитата) «тому, как эффективно писать статьи и как продавать их в российские, американские, канадские и европейские газеты и журналы, получая гонорары от $50 до $500 и более за статью». Хорошая цена!

Незнакомка Анна Соловей сулит горы журналистского счастья тому, кто раскошелится в её пользу. Её девиз – «Свобода, деньги, известность!». Завлекая наивных, Анна публикует отрывки из будущих лекций, назвав их «фрагментами». Любопытно, что «фрагменты» написаны вовсе не Анной, а неким Александром Левитасом. Интернет представляет этого товарища как «независимого бизнес-консультанта и бизнес-тренера из Израиля», автора курса «Партизанский маркетинг» – «скрытые возможности вашего бизнеса». Коллега Воланда – тот был тоже консультантом, но не тренером – Александр учит не только тому, как «эффективно писать статьи», но и вообще тому, как их писать.

Согласитесь, эффективность статьи измеряется всё-таки качеством письма. И прежде чем научиться «эффективно писать статьи», нужно просто научиться их писать. Чтобы они стали эффективными. А не дефективными, как тексты Анны и Александра.

Об Анне Соловей интернет даёт ещё более скудные сведения, чем о партизане Александре. За её подписью удалось обнаружить всего одну заметку в 430 знаков, считая пробелы, – на бумаге эдакое произведение журналистики занимает… 6 (шесть) строчек. Проще говоря, мир печати таких журналистов не знает. Но на своём сайте неизвестная публицистка занимается неудержимой похвальбой. Своей скромной литературной биографии она уделяет отдельную страницу!

Оказывается, по образованию Анна Соловей – учительница русского языка и литературы. Она пишет, что окончила педагогический институт им. Герцена в Санкт-Петербурге. Тем не менее сегодня Анна идентифицирует себя, ни много ни мало, с «профессиональным журналистом, редактором и кинодокументалистом». «Преподаватель» ускоренного курса журналистики упоминает органы печати, где когда-то собирала мёд. «Русский телеграф», журнал «Медведь», «Новости Петербурга»… Затем Анна пишет о себе, что она – «сценарист и режиссёр нескольких документальных фильмов». И не называет, каких именно.

Выражаясь языком интернета, Анна даёт «контекстную рекламу». Для тех, кто не очень хорошо понимает, что это такое, приведём объяснение этой рекламной разновидности. «Контекстная реклама – это текстовая реклама, которая показывается по ключевым словам на результатах поиска. Вы платите не за показы объявлений, а за реальных посетителей вашего сайта!».

Не поняли? Ничего удивительного: интернет пишется людьми, которые неясно мыслят, отчего и выражаются непонятно.

Контекстная реклама – это вот что.

Пользователь Сети открывает новость, чтобы её прочитать. Дочитал до конца – а в конце реклама. Вот и всё. Эта-то реклама, которая привязана к какой-то новости, и называется «контекстной». То есть она идёт в новостном контексте. Именно там нашла уголок для себя и Анна Соловей: в хвосте различных новостей.

Владельцы интернет-ресурсов заинтересованы в любой рекламе. И как любые современные владельцы СМИ они не отвечают за содержание того, что публикуют.

Анна Соловей рекламу дала коротенькую: «Хочешь стать вольным журналистом? Хочешь зарабатывать тысячи долларов, продавая статьи в газеты и журналы?»... Тут следует адрес. Не хочу его упоминать, чтобы не делать Анне непрошеную рекламу, но встретить её дешёвенькое объявление на экране монитора очень легко: оно мельтешит повсюду!

Попутно замечу, что «серьёзная» стоимость контекстной рекламы начинается с 30 слов. Экономная Анна ужалась до 17. Зато уж на своём интернет-поле Анна раззуделась на полную катушку.

Главное: она манит тем, что овладеть профессией журналиста – сущая безделица. Прочитал десять лекций – и держи карман шире: в него посыплются доллары из России, Америки, Канады, Европы…

Обещание научить зарабатывать на жизнь журналистикой… за десять заочных лекций, рассчитанных «на два с половиной – три месяца», звучит неправдоподобно. Университетский курс рассчитан всё-таки на пять лет. Некоторая разница ощущается. В предложении Анны подкупает разве что дешевизна предлагаемого ею «товара».

Подозрительно и то, что, несмотря на присущую Анне Соловей болтливость, она нигде – ни там, где печатает глупейший «бланк записи на курс», ни там, где помещает «фрагменты лекций», – не указывает свои координаты. Так что, если будущему журналисту не удастся выкачать от 50 до 500 долларов «и более за статью», как обещано в рекламе, набить морду будет некому. Есть такие граждане, которые думают, что журналистика – это что-то закрытое, может быть, даже партизанский отряд или масонская ложа, куда посторонним вход запрещён. Анна явно работает на эту умственно неполноценную часть электората.

Журналистика – открытая сфера деятельности. Это, прежде всего, деятельность на благо общества, поэтому никаких секретов от общества у журналистов нет.

Во «фрагментах лекций» раскрываются некоторые уловки, которые сделают журналиста из любого желающего. Подаются они так: «Фрагменты лекций Copyright © 1999-2005 Александр Левитас». Значит, их автор – Александр. Но тогда при чём тут Анна? Повествование далее ведётся в мужском роде, а подпись под всем этим хозяйством женская: «Ещё раз спасибо за проявленный интерес! Анна Соловей, преподаватель курса «Вольная журналистика».

Вот и думай: то ли какая-то Анна продаёт скорбный труд некоего Александра, то ли они действуют по сговору. А не псевдонимы ли это одного и того же человека, придуманные ради сбора долларов и уклонения от прямого столкновения с кулаком? Не знаю.

Чтобы избежать упрёков в голословности – несколько цитат из «фрагментов лекций». Без особых комментариев:

«Из 1-й лекции – «Как придумать тему для статьи?» «Берётся любая стандартная (или нестандартная) ситуация и описывается с непривычной точки зрения. Например, вы обедаете в столовой или в ресторане – ничего особенного, правда? А что, если описать ту же ситуацию с точки зрения официанта? С точки зрения повара? С точки зрения обеда, наконец?!»

Что за бред! Зачем читателю газеты и журнала говорящий бифштекс? Или гарнир к бифштексу?

«Из 3-й лекции – «Как начать и закончить статью?» «Суть приёма – попросить читателя не читать, не заглядывать, немедленно перелистнуть страницу, не пытаться решить задачу, предупредить о секретности, невозможности или крайней сложности чего-то, сказать «Даже не пытайтесь» и т.п. Несмотря на внешнюю простоту, способ весьма эффективен. Очень уж сильна в людях тяга ломиться в закрытую дверь, лазить через заборы и подглядывать в замочную скважину. Психологи в своё время провели несложный опыт: вешали на досках объявлений два плаката, на одном из которых крупными буквами было написано «ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!», а на другом – таким же шрифтом – «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО!» Мало кто обратил внимание на первый плакат, а вот около второго люди толклись постоянно».

За что такое неуважительное отношение к читателям?

«Из 7-й лекции – «Как писать статью?» «План статьи обычно представляет собой список ключевых абзацев с кратким упоминанием того, о чём пойдёт речь в этом абзаце. Как строят план статьи? Каждый делает это по-своему. Могу лишь рассказать о том, как это делаю я. Обычно, когда я начинаю готовить план статьи, я беспорядочно записываю на листке бумаги все те факты и те темы, которые я хотел бы затронуть в этой статье, и беру каждую из них в рамочку – впоследствии из каждой такой рамочки родится абзац».

Писать статьи по абзацам – Александр (Анна?) открывает в журналистике что-то новенькое. И не только в журналистике, но и в литературе вообще!

Но гвоздь «школы Анны и Александра» в том, за что же, собственно, должны платить люди свои доллары. За то, оказывается, что «учебный центр со своей стороны обязуется после получения платы за курс (175 долларов США) провести заочное обучение согласно заявленной программе курса: предоставить пакет лекций и возможность задавать преподавателю вопросы по темам курса».

То есть, деньги вперёд! Как в автобусе: сначала платите – потом вас везут. Но автобус хотя бы уже едет вперед и привозит вас, куда надо, а тут за свои деньги вы получаете «возможность задавать преподавателю вопросы» – без гарантии получения ответа. Как видите, в условиях ничего не сказано про обязательность ответов. Напротив, в своём месте написано, что, вообще-то, все вопросы уже заданы, и не стоит задавать лишние, а нужно только обратиться к соответствующей страничке, чтобы поискать, а не задавал ли кто этот же вопрос до вас?

По условиям обучения, доллары платят за воздух: за обещание постепенно, на протяжении двух-трёх месяцев, выдать «пакет» из десяти лекций, которые не разрешается никому показывать – с каждого заплатившего берётся подписка о неразглашении, и за «возможность задавать преподавателю вопросы по темам курса» – без всякой гарантии получения на них ответов.

Журналистика – это, знаете, всё-таки профессия. Очень сложная и интересная. Как всякую профессию, её нужно получить. Для этого необходимо много и старательно учиться, а потом ещё добросовестно трудиться. За два-три месяца никакую профессию получить нельзя. Не будем говорить с ходу, что Анна – мошенница. Не журналистское дело квалифицировать деяния людские. Это дело прокуроров и следователей. Но всё, что скрывается за рассматриваемой «контекстной рекламой», очень напоминает махровое мошенничество. Историзм его в том, что это бизнес-обман… на журналистике. Вот и говорите после этого, что наша профессия вышла из моды…

Видно, рано закрывать факультеты журналистики. Пусть ещё поработают!
______________________________________________
Статья опубликована в журнале "Журналист", №7-2008

Петр Вайль. Легкое перо
Зарисовка о талантливом писателе и путешественнике Петре Вайле
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии авторов Релги, друзей в фейсбуке – авторские и в порядке поделиться
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum