Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Вся жизнь – для этой победы. Джо Байден становится 46-м президентом США
7 ноября 2020 года Джо Байден достиг цели, которой добивался 30 лет – набрал дос...
№09
(377)
01.11.2020
Естествознание
Сад как искусство
(№11 [174] 10.08.2008)
Автор: Александра Быкадорова
Театр начинается с вешалки, а с чего начинается сад? У дилетанта вариантов несколько: с газона, с тропинки, с дерева, с куста роз, с лейки и т.д. Профессиональный ландшафтный дизайнер Александр Толоконников говорит: «Вначале было слово…».
Нажмите, чтобы увеличить.
Первым дизайнером был Бог. Все сады, созданные человеком, выражают стремление вернуться к первому – Эдему. Тут неважно, насколько похож сотворенный парк на божественный. Главное другое – как человек себя в нем чувствует. Пространство вокруг возведено в ранг продолжения человека – его душа в материализованном виде, место для отдыха и гармоничной жизни.

Собственный уединенный уголок Александра занимает полгектара. Раньше на его месте был заброшенный замусоренный карьер. В 2001 году сюда потянулись машины с плодородной землей, деревьями, рассадой. Частный ботанический сад в Новочеркасске собирался по эстетическому принципу: часть территории занимает классический английский сад, затем японский, гравийный, аптекарский – всего 11 видов. История его создания уже обошла все профессиональные журналы. Еще бы, какому дизайнеру не хотелось бы реализовать самые смелые и неординарные решения, которых побоялись или не оценили заказчики.
Что для ландшафтника экспериментальная площадка, для всех остальных – предмет восхищения. Лучшая похвала для дизайнера, когда заказчик приходит в сад и спрашивает: «А что изменилось?» То есть сад настолько «природен», что порой не верится в его искусственное происхождение.

В теплое время года в парке регулярно проходят психологические тренинги, корпоративные мероприятия, а экскурсии – практически ежедневно. Сюда просятся на медитации буддисты и просто желающие отдохнуть от городской суеты. Рядом расположен питомник, в котором желающие могут приобрести понравившиеся растения. Зимой все замирает. Александр Толоконников признает, что ботанический сад в нынешнем состоянии составляет лишь 20% от желаемого. Необходимы новые территории, развитая инфраструктура, указатели и многое другое. Сад способен вместить группы до пятнадцати человек, а порой приезжает до 100 посетителей.
Между тем, развитие площадки не является основным занятием дизайнера. Александр продолжает проектировать сады «не для себя», а при его мастерской функционирует Южно-российский образовательный центр профессионального дизайна. На мастер-классах Толоконников объясняет, что любой дизайнерский проект должен быть самоценным:
– Нужно делать свою работу так, чтобы, возвратясь к ней через десять лет, нечего было исправлять или добавлять. Сажая дерево или кустарник, вкладываешь в него душу. Засохнет растение или нет, будет разрастаться или нет – зависит от тебя.
Нажмите, чтобы увеличить.

У каждого мало-мальски успешного человека рано или поздно появится потребность поделиться, сотворить что-то вечное. Не важно, что это – дом, памятник, сад. Довести задуманное до конца могут не все, и здесь у Александра свое представление. В его понимании посадить сад – такое же судьбоносное событие в человеческой жизни, как рождение или свадьба. Для большинства в этом проглядывает и коллективное – общие воспоминания о 6 сотках, и модное веяние – иметь собственный сад, значит, занимать особую ступеньку в социальной лестнице. Для него – это искусство жить в гармонии с окружающими:
– Я до сих пор не знаю, что такое творчество. Дизайн – это образ жизни, в котором все взаимосвязано. Пространство строится для того, чтобы человек почувствовал гармонию и самодостаточность… любое пространство – будь это сад, квартира, офис. Если человек чувствует себя плохо, неуютно, значит, он не прислушивается к себе и пространство вокруг него выстроено неправильно.
Нажмите, чтобы увеличить.

Сад чувствуешь кожей – это состояние не эйфории и не восторга, а намного тоньше. Спокойствие растекается от висков к затылку, отпускает напряжение, агрессия растворяется. В таком парке невозможно заблудиться при условии, что не плутаешь в собственных мыслях. Множество тропинок японского сада словно проверяют душевное состояние, при необходимости лечат и уравновешивают. С другой стороны, сад может многое рассказать и о своем создателе-хозяине. И для того, чтобы это понять, не нужно быть Буддой (хотя его статуэтку можно обнаружить в японской части сада), а всего лишь чуть-чуть внимания. Вот только описать сад тому, кто его не видел, все равно, что пытаться передать словами вкус халвы человеку, который ни разу ее не пробовал. Простое перечисление садовых стилей не дает картинки, и тем более не передает ароматы. В прудах прекрасно чувствуют себя лягушки и японские карпы, коты время от времени ловят ящериц и прочую живность, над цветками трудятся пчелы, а птички летают себе в небе над всем этим великолепием – в общем, все то, что принято обозначать кратким «жизнь кипит». И как-то так получается, что сад не начинается, он просто никогда не заканчивается, ведь окружающее пространство бесконечно.
_

_______________________
© Быкадорова Александра
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии авторов Релги, друзей в фейсбуке – авторские и в порядке поделиться
Мозг и ничего кроме: существует ли человеческое «я» объективно?
Философские рассуждения о сущности и мышлении
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum