Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Общество
Современное общество и человек: проблемы поиска ориентиров
(№12 [175] 30.08.2008)
Автор: Юрий Русинов
Юрий Русинов
Действительно, появившись на свет, мы начинаем исследовать чудо-мир, чтобы выжить. По мере усложнения опыта пытаемся предвидеть эффекты своего взаимодействия со средой сначала на шаг вперед, потом на пять, десять …. Для решения множества проблем, в том числе выживания, стихийно объединяемся в социумы, государства, международные сообщества, и по этим ступенькам пришли к проблеме глобализации. Необходимо принять это как объективное следствие расширения информационного поля человека. Сначала это поле было ограниченно местностью на планете, и проблема выживания ограничивалась масштабом группы, а сегодня информационное поле расширилось до Солнечной системы и далее. В этом масштабе мы обнаруживаем глобальные экологические и космические проблемы, которые можно решить только объединенными усилиями. И здесь прослеживается мотивация выживания теперь уже вместе с биосферой планеты, поскольку знаем, что каждый зависит от всех, все – от каждого и все вместе - от состояния биосферы и планеты в целом.

Объединения происходят иногда вокруг знания или какой-то задачи, а иногда вокруг фантазии – религиозной, идеологической или лженаучной [1]. Те и другие ориентиры определяют отношения, правила игры, цели, т.е. формируют культуру или субкультуру социума. Культура – необходимое условие всякой общности, это то, что, регламентирует отношения внутри социума и с окружающей средой, то, что обеспечивает предсказуемость поступков и поведения. Это система ориентиров, где отношения и действия запрограммированы на уровне подсознания и соблюдаются автоматически.

Внутри любых объединений может сосуществовать множество субкультурных образований – этнических, социальных, религиозных, научных, производственных. Например, российские офицеры, в основном из дворянского сословия, длительное время отстреливали друг друга на дуэлях на основании своей субкультуры, закодированной словами "честь имею". Купеческая субкультура была закодирована выражением "слово русского купца", и оно было надежнее современного юридического документа.

Особо выделяется субкультура российского чиновника, ориентиры в которой на противопоставление "народу" были заложены, вероятно, при Иване I, при сборе дани для Золотой Орды. (Российские чиновники изначально запрограммированы собирать дань со "своего народа".) Отчуждение достигло кульминации при "советской" власти, когда чиновники организовали самый жестокий за всю историю человечества отборный геноцид - уничтожали наиболее трудолюбивых и талантливых представителей "своего народа". О том, что это феномен субкультуры, а не отдельных личностей, экспериментально подтверждают, например, одинаковые ситуации в Южном и Сибирском федеральных университетах, выраженные напряженными отношениями между чиновниками и преподавательским составом [2].

Интересы государства для российского чиновника – формальное прикрытие личных и мафиозных интересов, абстракция. Это продемонстрировала «прихватизация», в результате которой миллиардеров в России "вдруг" стало больше, чем в любой другой стране. Ограниченные хватательно-жевательными инстинктами чиновники-прихватизаторы далее двух шагов не видели, и не знали, что превращение "своего народа" в "массу" униженных и обездоленных по объективным законам природы не может оставаться безнаказанным [3]. Нервные напряжения, полученные в результате поляризации, сегодня проявляются болезнями, алкоголизмом, беспризорностью, преступлениями, а завтра они реализуются в действия, разрушающие социум в целом вместе с прихватизаторами. (В уроках истории стихийная реализация напряжений в действиях прослеживается и через 100, и через 400 лет.)

Если бы российские чиновники представляли интересы государства, то они бы не запрещали, а искали инициативу, всячески поощряли бы реализацию творческого потенциала. (Такое можно ожидать только в гражданском обществе, но тогда это были бы не чиновники, а современные менеджеры.) Чтобы реализовать свой потенциал, Нобель и другие «нобели» были вынуждены уехать из страны. Менделеев свою интеллектуальную собственность защищал не через "государственную" службу, а рассылкой открытия своим коллегам. В 70-е годы автор трижды посетил вестибюль на Бережковской набережной и до сих пор в состоянии негодования - не за себя, а за всех россиян. При первом же разрешении предпринимательства автор открыл кооператив и закрыл его по условию "ограничения Абалкина". Не найдя нигде поддержки, закрыл и научное ИЧП (министр науки сказал: "сначала товар, потом деньги"). Российский чиновник запрограммирован запрещать, не пускать, не рассматривать, что, вероятно, и привлекает туда склонных к собственному возвышению за счет унижения других.

Прочность (инерция) психологических установок на те или иные ориентиры, определяющие культуру или субкультуру, демонстрируется на всем протяжении истории. Случайно разные ориентиры, сложившиеся в разных социумах, распространялись, "доказывались" или защищались мечами, гранатометами, концлагерями, "ядерными зонтиками" или циркуляром "не рассматривать". И у всех сторон "знание" сохраняется как "единственно истинное", даже если оно явно абсурдное. Таково свойство культуры.

В публикации [1] это свойство объясняется законом сохранения симметрии приращений, в данном случае, право- и левополушарной (параллельной и последовательной структуры) информации. При получении только образной информации мы испытываем нервное напряжение, требующее интеллектуального кода, а при получении только интеллектуальной информации испытываем нервное напряжение, требующее образное обеспечение (интенция!). При первой же недостающей информации, какая подвернется, цепочка "образ-код" замыкается и становится "знанием". Чем сложнее и длиннее цепочки из звеньев "образ-код", тем инертнее "знание".

Алгоритм, основанный на законе сохранения симметрии приращений, надежно верифицирован на простейшем физическом уровне [4], и отчетливо прослеживается в биологических, экологических и социально-экономических системах [3]. Возможно, что это тот самый алгоритм самоорганизации, который искали основатели кибернетики, справедливо предполагая, что он распространялся в процессе эволюции материи на все более сложные структуры онтологически, где, в частности, физические состояния материи трансформировались в эстетические.

Эстетическая информация - это метаязык природы, выражающий состояния и программирующий отношения в растительном, животном и социально-экономическом мире. Явное преимущество силы образно-эстетической информации над интеллектуально-логической продемонстрировала вьетнамская кампания. Южным вьетнамцам о пользе свободы объясняли на интеллектуально-логическом языке, а в Северном Вьетнаме о пользе "диктатуры пролетариата" "демонстрировали" образно-эстетическими средствами – плакатами и театрализованными шествиями. Эффекты поразительные. Посредством эстетической информации нормальные люди быстро превращались в фашистов и коммунистов, а сегодня – в хватательно-жевательных особей. Даже ученый, потерявший самых талантливых сотрудников, со знаменем в руках орал "ура", глядя на трибуну инициаторов отборного геноцида.

О силе образно-эстетической информации политики знали еще в древности – строили пирамиды, дворцы, расставляли на площадях бюсты и статуи диктаторов, устраивали массовые обряды и торжества. Находясь во власти этой магической силы, мы до сих пор многих преступников, на совести которых массовые (групповые) грабежи и убийства, называем "великими" (Александр Македонский, Наполеон, Сталин). По-видимому, Гаагский трибунал должен дать справедливые определения не только современным политикам, но и прошлым, чтобы мы могли ориентироваться в истории адекватно, без наваждений. Это способствовало бы превращению человека из хватательно-жующего существа в познающего – чтобы выжить.

Чувство собственного достоинства человека - фундаментальная константа, отклонения от которой в сторону возвышения или унижения выражаются нервными напряжениями. Возникающие при этом силы упругости возвращают систему как пружину к гармоничному состоянию, иногда долгими кругами истории. Если гармонизация отношений не происходит, то напряжения в социумах сохраняются и передаются из поколения в поколение как объективные векторные величины (основа алгоритма показана в [3, 4]). Предмет не простой и нуждается в специальных исследованиях, но и в предварительном приближении очевидно, что напряжения возвышения и унижения в социумах возникают симметрично, и если причины напряжений не устраняются, то рано или поздно реализуются в действия и противодействия, и социумы разрушаются [3]. Так исчезли все политические системы, которые опирались на технологию "разделяй и властвуй".

Чиновники России уже реализовали свое напряжение возвышения в действие (в геноцид и прихватизацию), а "массы" находятся в состоянии шока, не могут сразу реализовать напряжение в противодействие. От нервного перенапряжения разрушаются – болеют, уходят в алкоголь ("решают" проблему как страусы, спрятав голову в песок) или отчуждаются от общества, а в бунте срываются в преступления, в соответствии с известным явлением сублимации. "Массы" еще не оправились от удара – реализация напряжений в действия впереди. Созданная чиновниками поляризация социума сама по себе не исчезнет. Она сохраняется по закону симметрии напряжений возвышения и унижения достоинства человека [3].

Возникает вопрос: можно ли погасить имеющиеся в России напряжения до того, как они реализуются в стихию очередного разрушительного противодействия? Алгоритм сохранения симметрии приращений отвечает: можно, если успеть гармонизировать производство и потребление. Гармоничное потребление, значит, симметричное эффекту труда (заметим, не труду, а эффекту) относительно общего для социума уровня продуктивности среды (урожайной, неурожайной, механизированной или автоматизированной, с богатыми или бедными недрами) [3]. Если нервные напряжения в социумах возникают при повышениях или понижениях продуктивности среды, то величина потребления сохраняется увеличением или уменьшением эффективности труда. А если напряжения возникают в результате социальной несправедливости - то их можно погасить только восстановлением справедливости. При этом амплитуды производства и потребления у всех могут быть разными, неограниченно малыми и большими (в меру эффективности труда относительно уровня продуктивности среды), важно, чтобы симметрия приращений при этом сохранялась на общей оси симметрии в гармоничных значениях [3].

Напрашивается и другой вариант вопроса: можно ли переориентировать существующие напряжения поляризации с разрушительных действий на созидательные? И здесь алгоритм отвечает утвердительно. Да, можно, если обеспечить надежную защиту свободы и достоинства каждого человека (включая человека-чиновника!), где ни одна свобода не может быть употреблена для ущемления других свобод. Тогда гармонизация социально-экономических отношений произойдет посредством естественных механизмов самоорганизации [3], какие мы наблюдаем, например, в рыночной экономике, которая, при этом, из дикой превратится в цивилизованную. Тогда и мы, вместе со свободой обретем чувство ответственности за все (рыбо- и лесоохранные силовые структуры не потребуются!), а чтобы выжить, преобразимся из хватательно-жующих в познающие (СМИ станут информационно-аналитические). Гармоничное развитие возможно только в свободном развитии.

В сложившейся ситуации силовые и запретительные меры могут увеличить напряжения до критической величины, при которой контроль будет невозможен в принципе. Никакая диктатура не способна контролировать непосредственные социально-экономические процессы. Это в компетенции культуры. А культуру можно проектировать как компьютерную программу, что делали "коммунисты" и фашисты расстановкой ориентиров: что есть что или кто есть кто - замыканием "образов" и "кодов" в устойчивое "знание" [2]. Каждый человек должен знать эту технологию, чтобы цивилизация больше не проваливалась в ямы истории по воле политиков-авантюристов. Для этого необходимо научиться "читать" эстетическую информацию так же однозначно, как интеллектуальную. Тогда художественное образование должно быть столь же обязательным и всеобщим, как интеллектуальное.

Объединение цивилизации для решения общих проблем планеты Земля – объективная и чрезвычайная необходимость [4 - 6], но на основе каких ориентиров? Очевидно, что все существующие ориентиры на религиозной или идеологической основе, как правило, эгоцентричны и не могут быть общепринятыми. Сотрудничество на их основе невозможно, как невозможна футбольная игра, если у каждого футболиста будут свои правила игры. Общеприемлемыми могут быть только научно обоснованные ориентиры, объективность которых ни у кого не вызовет сомнения.

Мы уже привыкли видеть планету Земля из космоса, и можем осознать это как удивительное явление Вселенной. Это даже не редкость, а единственное и неповторимое чудо. Частые изменения физического состояния других планет и звезд [4 - 6], вероятно, обрывали эволюцию жизни на жующих, и, может быть, только на Земле эволюция достигла самого удивительного чуда во Вселенной – появился человек познающий. Через человека природа, возможно, впервые познает себя и восхищается своими творческими успехами. Осознание этого чуда и своей уникальности повлечет за собой соответствующее отношение к планете и каждому человеку. Тогда эстетика будет ориентирована не на ценность вещей, зданий и прочих атрибутов потребления, а на ценность планеты и человека (ранее эти ценности в российской культуре определялись как вечные). Тогда строения и вещи превратятся в средства преподнесения вечных ценностей.

Это не придуманная ценностная ориентация – она вытекает из объективного критерия редкости с позиции космического мировоззрения. Чтобы такая ценностная ориентация появилась у всех землян необходимо с ясельного возраста показывать и кодировать мир в его объективном значении. В России для этого необходимо вернуть в школы астрономию и сделать ее ежедневным, интересным занятием на всем протяжении обучения, чтобы ценность планеты и жизни была осознана каждым человеком в их объективном значении.

Посредством алгоритма сохранения симметрии приращений обнаружено быстрое приближение космической катастрофы [5]. Техническую возможность ее предупреждения автор показывал с 2003 г. [6]. В июне 2008 г. обнаружено экспериментальное подтверждение этой возможности [5]. Но чиновники не обращают внимания на просьбы автора об организации и финансировании контрольных исследований, которые необходимо провести как можно быстрее в режиме чрезвычайной ситуации. По-видимому, чиновникам не до планеты, у них "земные" интересы. Просьба ко всем – помочь достучаться до них. Промедление в данной ситуации чудовищно преступно.

Ссылки и источники:

1.     Русинов Ю.И. Познание и заблуждение по алгоритму самоорганизации. http://comm.roscosmos.ru/Docs/Rusin_Obraz-Kod.doc (2007).
2.     Обращение ученого совета факультета математики, механики и компьютерных наук к ученому совету ЮФУ. "RELGA", № 8 [171], 2008. www.relga.ru (2008).
3.     Русинов Ю.И. Самоорганизация социумов по алгоритму сохранения. // "RELGA", № 23 [145], 2006. http://www.relga.ru (2006).
4.     Русинов Ю.И. Замкнутые волны космоса, образующие звездные и планетные системы. "Тайны космоса" в портале www.ntpo.com. (2008)
5.     Русинов Ю.И. Причинно-следственные связи в изменениях планеты: единое поле волн. http://comm.roscosmos.ru/Docs/Rus_Reas-Eart.doc (2008)
6.     Rusinov Yu.I. Fundamental character of the field structure in formation of atmospheric and ionospheric layers: unified field of waves. Proc. SPIE Vol. 5397, Part II, p.355-363. www.spiedl.org (2003), doi: 10.1117/12.548666.
_______________________
© Русинов Юрий Ильич




Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Документы: фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории
В представленных видеодокументах – фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum