Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Посткоронавирусный социальный синдром: регулируемый капитализм и кризис дем...
В статье изложены представления автора о том, какими будут социально-экономическ...
№06
(374)
23.05.2020
Общество
Беженцы
(№13 [176] 20.09.2008)
Автор: Евгений Смотрицкий
Планета Земля – планета наёмников и беженцев. Таково логическое завершение идеалов Гуманизма и Просвещения.
Человека нельзя лишить жизни. На страже его биологического существования стоят идеалы религий, гуманизма, права. Но человека можно лишить социального пространства. И тогда он обретает статус беженца. Это равносильно смерти.
Парализованный человек интересен лишь родственникам и медперсоналу. Первым – из чувства долга, любви, сострадания. Вторым – по долгу службы, за деньги. Так и беженец – человек, потерянный для общества. А интересен он лишь тем, кому это выгодно, кто за это получает зарплату или политические дивиденды.

Кто такие беженцы? Откуда и куда они бегут? Каким ветром они гонимы? Обязательно ли бежать, чтобы быть беженцем? Все ли сбежавшие «из» и прибежавшие «в» - беженцы? Кочевники – это беженцы? Вопросов больше, чем достаточно. Но нужны ответы.
Лев Николаевич Гумилёв, историк, географ, мыслитель, со свойственным ему юмором сказал, что все народы когда-то откуда-то пришли. Всегда было переселение отдельных людей и целых народов. Процесс миграции, с большей или меньшей интенсивностью, никогда не прекращался. Всегда были переселенцы. В каком-то смысле были и беженцы. Ведь казачество – это тоже беглые люди. А исход евреев из Египта! Изгнание их из Западной Европы: в XIII в. из Англии, в XIV в. из Франции и Германии, в XV в. из Испании. Пираты и покорители Америки – тоже беженцы. А кем были викинги: беженцами, завоевателями, или и тем и другим?
В истории всё было. Но ХХ в. принес новые масштабы, новые причины, новые проблемы. Процесс глобализации проявился и в этой области. Рост населения, совершенствование транспорта и оружия – создали предпосылки для увеличения потока беженцев. В итоге к концу ХХ века их число оценивается более чем в 19 млн. человек. Процесс затронул десятки стран. Это уже глобальная проблема. Создан специальный комитет ООН по делам беженцев. На глазах возникает отрасль международного права по решению проблем беженцев. Возникла масса благотворительных фондов и организаций помощи беженцам. Позволю себе несколько неуместную здесь шутку Марка Твена о том, что на благотворительности и филантропии можно неплохо подзаработать.

Бороться, как известно, нужно всегда с причинами, а не со следствиями. В чем же состоят эти причины, ведущие к широкомасштабному бегству людей с родной земли? Сказать, что природные катастрофы, военные, религиозные и этнические конфликты, политические и экономические кризисы есть причина феномена беженцев – значит, почти ничего не сказать. Но что есть причина всего перечисленного, кроме природных катастроф? Всегда за чьими-то слезами стоит чья-то корысть, подлость и ошибки. Всегда есть доля субъективных причин. Более 5 млн. афганских беженцев – цена советской «интернациональной помощи» Афганистану в 1979-88 гг. Почему в Израиле, куда «сбежались» евреи со всего мира, – нет беженцев, а в Палестине более 50 лет существует «неразрешимая» проблема палестинских беженцев? Позволю себе ответить: потому что палестинский народ превращен в средство для достижения политических целей своими руководителями. Трудно сказать, кто прав, кто виноват был в Югославии. С одной стороны – стремление к свободе и независимости разных этносов и конфессий, с другой – желание сохранить целостность государства и нерушимость европейских границ после II Ми-ровой войны. Но вопрос в другом: чьим оружием они воевали? Чья «братская» и «техническая» помощь привела к кровопролитию и потоку беженцев, захлестнувшему Европу?
Примеры можно продолжать, хотя очевидно, что политические ошибки и интересы далеко не последняя причина появления беженцев. Что же касается природных катастроф, то и здесь не всё однозначно. После страшного наводнения в Германии в августе 2002 г. есть пострадавшие, но нет беженцев. В цивилизованном мире общество не оставляет в беде человека.

На планете Земля не осталось ничьих территорий. Кочевать нельзя, бежать можно только на чужие владения. Но почему чужие лучше своих? Почему чужие должны принимать бе-женцев? Сколько они должны? Проблема эта не только нравственная, юридическая, политическая, но еще и экономическая. Принимает беженцев Европа и США, но их ресурсы тоже не безграничны. Принципы гуманизма не позволяют отказать в помощи? Это хорошо, но почему они позволяют торговать оружием? Или опять действует простой политический и экономический расчет?
За множеством фактов трудно найти закономерность. За деревьями не видно леса. Но все-таки вопрос: есть какая-то закономерность в проблеме беженцев или нет, есть главная объективная причина или нет? Думаю, есть. Боюсь быть примитивно схематичным, но, как мне кажется, следует выделить два периода: локальных цивилизаций и глобальной цивилизации.

В I период социальное пространство было меньше географического. Народы могли кочевать в ландшафте, слабые могли убежать от сильного. Но было куда бежать. Если это не удавалось – слабый «растворялся» в сильном. Мужчин уничтожали, женщин брали в жены. II период характеризуется глобальным освоением планеты. Поначалу просто благодаря возможности глобальных транспортных коммуникаций, а затем и распространяя новые принципы организации жизни с помощью новых транспортных средств и оружия. Эти новые принципы базировались на идеалах и ценностях Гуманизма: человек есть высшая ценность, свобода и активность – его неотъемлемые права. Рыночная экономика и связанная с ней конкурентная борьба – естествен-ное следствие. Однажды появившийся Рынок начинает расти, и этот процесс заканчивается формированием всемирного Рынка. Национальные и региональные Рынки порождали локальные проблемы. Глобальный Рынок порождает глобальные проблемы. Беженцы – один из атрибутов Рынка, один из узелков обратной стороны мягкого ковра.

Глобализация – это эпоха, когда субъектами истории становятся не народы, этносы или их объединения в государства, а транснациональные корпорации. Борьба идет уже не между носителями крови и духа, а между денежными группировками. Не за географическое пространство и идеалы, а за рыночное пространство без идеалов. Для денег – нет национальных, религи-озных, государственных границ. Они всё подчиняют своей простой логике. Бог глобализации – бухгалтер. Современный человек зависит не от племени и погоды, а от возможности «подключиться» к финансовым потокам. Цивилизованные страны пытаются противостоять этому про-цессу, поддерживая малый бизнес и создавая систему социальной защиты. А страны третьего мира оказываются вовлеченными в водоворот глобализации, который «вращает чужие турби-ны». Они отдают им свою энергию, теряя при этом свою социальную организацию, традиции, образ жизни. Кто не нанялся на какую-либо работу – становится беженцем у себя дома. Такую логику развития предсказывал русский мыслитель К.Д. Кавелин. В середине XIX века он писал: «Нетрудно себе представить, что наступит время, когда в индустриальном и промышленном отношении весь мир будет составлять одно целое, управляемое одними экономическими законами. Что же? Лучше будет положение масс от всемирной монополии землевладения и помо-жет против нее всемирная конкуренция? Нет, не количественное, а качественное врачевание социального недуга может положить ему конец» [1, c. 113]. И далее: «Бездомность, необеспеченность быта, пока она не охватила огромные массы людей, есть такое же печальное явление общественной жизни, как и многие другие, но не есть ещё признак органического расстройства… Но когда в это положение придут большие массы или, что еще хуже, большинство народонаселения, тогда-то опасность становится велика, и тут паллиативы ничего не помогут: очевидно, общественный организм страждет, и нужны сильные, радикальные меры, успех которых всегда сомнителен» [1, с. 116].
Параллельно с экономическим процессом глобализации идёт духовный процесс форми-рования «нового человека». Немецкий мыслитель Освальд Шпенглер так характеризует этот процесс: «Цивилизация со своими гигантскими городами презирает корни души и избавляется от них. Цивилизованный человек, интеллектуальный кочевник вновь становится микрокосмом, не имеющим родины, духовно свободным… Ubi bene ibi patria (где хорошо, там и родина) – та-ков лозунг периода до возникновения культуры и после ее исчезновения» [2, c. 113]. Выражаясь языком русской литературы – это временщик, который ради индивидуального выживания разрушает все: природу и культуру. И всё в соответствии с идеалами гуманизма!

Культура исчезла. И что же делать? Создавать новую! Идёт глобальная перестройка теперь уже единого человечества. Сохранение существующей тенденции развития – это катаст-рофа. Спустя почти сто лет можно повторить того же Освальда Шпенглера: «Теоретико-правовое осмысление основных ценностей     нашей действительной жизни ещё не началось. Мы ещё даже не знаем этих ценностей» [2, c. 103].

Культурологическая многомерность проблемы беженцев неисчерпаема. Но если выделить главное, то беженцы – это категория людей, лишенных социального пространства, утративших органическую связь с обществом, в котором они сформировались как личность. Это люди, которые не создали новую целостную социальную организацию, люди, не ставшие орга-нической частью чужого общества. Лишившись старого своего, не создав нового своего, не обретя чужого – они никто. Даже если их закормить гуманитарной едой, укутать гуманитарными одеялами и расселить по гуманитарным жилищам. И чем больше становится людей с таким статусом, тем более зыбким становится наш общий мир.
Безусловно, лучше беженцы, чем ГУЛАГ, «Ираклаг», Варфоломеевская ночь и Кампучия «красных кхмеров», но давайте попробуем убедить в этом беженцев и самих себя.

Ссылки:
1.     Кавелин К.Д. Наш умственный строй. – М.: Правда, 1989.
2.     Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. – Мн.: ООО «Попурри», 1999.
________________________
© Смотрицкий Евгений Юрьевич

Опубликовано в философском альманахе «Філософія. Культура. Життя». Выпуск 26. Днепропетровск - 2006, с. 234-240.



Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в апреле-мае 2020 года и фото наших авторов.
Девять мер красоты. Путевой очерк
Очерк о поездке автора из Мельбурна через родной город Одессу в Израиль. Автор делится своими впечатлениями от...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum