Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Коммуникации
Театральная журналистика в Интернете
(№15 [178] 05.11.2008)
Автор: Виктор Борзенко
Виктор Борзенко
В 1990-х гг. в системе театральной периодики произошел ряд изменений. Газеты и журналы, сформированные в годы Советской власти, перешли коммерческий путь развития, что привело к появлению новых изданий и к внутреннему переустройству старых. Изменялся внутренний состав газет и журналов, тиражи, тематика отдельных рубрик, перекраивались сферы влияний. Но при этом основные их типы оставались прежними:
- толстый театральный журнал («Театр», «Петербургский театральный журнал»);
- театрально-практические журналы и газеты («Театрал», «Театральная жизнь», «Станиславский», «Московский наблюдатель», газеты «Экран и сцена», «Театральное дело»);
- информационный журнал («Наш театр», «Театральный Петербург», «Петербургская сцена», «Первый ярус», «Театральная касса», «Зрительный ряд», «Театральный сезон»);
- издания рекламного типа («Репертуар московских театров», «Театральная афиша», газета «Театральный курьер»);
- журналы, посвященные вопросам драматургии («Современная драматургия», «Балтийские сезоны», «Драматург»);
В начале 1990-х гг. возродился тип внутритеатрального органа печати, представленного бюллетенем «Страстной бульвар». Поменял программу тип журнала, посвященный вопросам техники сцены. Он становится изданием, посвященным вопросам сценографии («Сцена»).
На этом фоне возникает отдельная группа периодики, которую составляют театральные интернет-издания.
У сетевой периодики слишком большой разброс в качественном отношении. Поэтому ниже мы рассмотрели только те издания, которые выпускаются профессионально. Главным критерием профессиональности для нас является не компьютерный дизайн, а профессионализм с точки зрения журналистики. В обзор включены только Интернет-сайты, исследованные автором de visu.
При этом в расчет не берутся электронные версии театральных журналов. Они не являются электронными СМИ. Как отмечает А.И. Акопов, «это только форма передачи печатного издания. Иное дело – оригинальные электронные издания, изначально созданные и функционирующие в сетях». [1]
Итак, наиболее многочисленную группу в сети составляют интернет-издания отдельных театров. Их можно сопоставить с внутритеатральной группой изданий, представленной в печатной прессе, – то есть такой группы изданий, которые отражают жизнь и творческую деятельность конкретного театра или театрального направления. В сети представлены официальные страницы крупных театров страны. Среди них: Государственный академический Малый театр, МХТ им. А. Чехова ,
Ленком, Театр им. В. Маяковского , Современник, Московский театр под руководством О. Табакова, Сатирикон , Российский академический молодежный театр, Академический театр им. Е. Вахтангова, Большой драматический театр им. Г. Товстоногова. Представлены также страницы театров российской провинции: Омский академический театр драмы, Вологодский театр юного зрителя, Ростовский академический театр драмы им. М. Горького и т.д.
Основные разделы этой группы интернет-изданий: «Новости», «Репертуар», «Афиша», «Пресса о нас», «Фотоальбом», «Форум», «Гостевая книга» и т.п. Преобладающие жанры – хроникальные заметки и статьи, рассказывающие о жизни театра. В основном, на сайтах представлены тексты, написанные работниками театра с целью осветить публично ту или иную сторону жизни творческого коллектива. Например, регулярные поездки театра на гастроли; достижения минувших лет; фестивали, организованные театром; рассказ о корифеях труппы; описание основных спектаклей и т.п. Подобного рода публикации обновляются достаточно редко; рубрики большинства сайтов этой группы статичны. И все же исключением можно считать страницу Малого театра, где находит оперативный отклик любая новость, связанная с жизнью труппы. В день смерти Виктора Борцова (21 мая 2008 г.) на сайте был размещен некролог артиста, напоминавший скорее творческий портрет – жанр, который все реже встречается в отечественном театроведении. На том же сайте регулярно появляются статьи к юбилею того или иного артиста, отмечаются даты истории прославленной труппы, текущая репертуарная деятельность.
В том же ключе, что и официальные страницы театров, созданы сайты, посвященные творчеству отдельных театральных деятелей – артистов, режиссеров, сценографов, декораторов. В печатной театральной периодике трудно найти аналог этой группе сетевых изданий. Очевидно, ее и не может быть (невозможно представить журнал, посвященный деятельности одного конкретного актера). Но в сети такой вариант возможен. Официальные персональные страницы есть, например, у артистов Александра Калягина, Сергея Безрукова, Марины Нееловой, Марии Ароновой и др. Отметим, что эта тенденция набирает обороты, в отличие от прежних лет, когда сайты создавались преимущественно поклонниками того или иного артиста.
Все названные сайты адресованы не только специалистам (театроведам, организаторам гастролей, работникам киносъемочных бригад, журналистам), но прежде всего зрителям. В разделах «Биография», «Творчество», «Кино», «Фото» рассказывается о разных сторонах жизни артиста, его детстве, ролях, работе с известными режиссерами. Но как правило, эти страницы, написанные в свободной манере, не обновляются, за исключением рубрик «Фото», где после премьер появляются новые снимки. На официальных сайтах артистов только две рубрики обновляются регулярно. Это рубрика, посвященная ближайшим планам или свежим достижениям («Новости») и форум (другое распространенного его название – «Гостевая книга» или «Чат»).
Кстати, в этой же связи многочисленна подгруппа сайтов, посвященных творчеству недавно ушедших деятелей сцены: Андрея Миронова, Натальи Гундаревой, Анатолия Папанова, Сергея Бодрова и т.д. Здесь тоже рубрика «Новости» регулярно обновляется. Новостью может служить сообщение о предстоящем показе телепередачи про жизнь артиста или фильма с его участием.
В отдельную группу можно выделить и сайты театральных премий и фестивалей: Фестиваль современной пьесы «Новая драма», Театральная премия «Хрустальная Турандот», Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» и др. На фоне рассмотренных выше сайтов эти интернет-страницы обновляются достаточно активно, авторы используют богатую палитру возможностей современных интернет-технологий. Например, сайт «Золотая маска» создан на нынешний день из следующих генеральных рубрик: «О золотой маске», «Новости», «Расписание», «Фестиваль-2008», «1996-2007», «Проекты», «Пресса», «Партнеры», «Билеты».

Один из организаторов отечественного театрального интернет-пространства И. Овчинников считает, что «Интернет – это мощный инструмент современного театрального деятеля. Во-первых, он может приблизить театр к зрителю. За год посещаемость театральных сайтов по России возросла в среднем в два раза. Если год назад (2005 г. – В.Б.) сайт МХТ посещали 3500 пользователей в день – а это больше, чем вмещают в себя все три площадки МХТ при аншлагах, - то сейчас более 7000. Посетителей сайта Мастерской Фоменко меньше, но общее их число тоже выросло в два раза». [2]
По сведениям Овчинникова, наиболее посещаемым среди всех российских театральных сайтов является портал интернет-трансляций «Театральная паутина».
На сайте «Театральная паутина» представлены новости преимущественно столичных театров. Однако основная цель сайта еженедельно показывать в Интернете театральные спектакли. Помимо того, портал «раз в год устраивает фестиваль “Театральная паутина”, где эти спектакли транслируются напрямую из разных городов мира; <…> отличает талантливые произведения от малоталантливых и прилагает все усилия к пропаганде первых; устраивает для деятелей искусства видеоконференции, удаленные мастер-классы и репетиции, читает лекции, проводит семинары, всячески старается подружить творцов с современными технологиями». [3]
Сайт открылся 23 марта 2005 года показом спектакля Большого драматического театра «Мещане» М. Горького в постановке Г.А. Товстоногова. Это первый в России интернет-проект, развивающий концепции, направления и формат театрального интернет-фестиваля «Театральная паутина». Каждую среду по наземным и спутниковым каналам интернета транслируются записи театральных спектаклей. Импульсом к созданию нового интернет-проекта послужила очевидная востребованность театрального контента во всемирной паутине. Осенью 2004 года фестиваль «Театральная паутина» вызвал сотни откликов в газетах и журналах от Нью-Йорка и Парижа до Югры. Спектакли фестиваля тогда посмотрели пользователи-зрители из 52 стран мира. Как сообщают организаторы сайта, «главная задача нового проекта “Культу.Ru!” — предоставить возможность заинтересованному пользователю знакомиться в интернете с историей отечественного искусства и яркими художественными событиями нынешнего дня». [4]
По убеждению авторов проекта, интернет становится самым мощным средством воздействия на умы в современном медиа-пространстве. Поэтому интернет и другие компьютерные технологии могут и должны стать эффективным механизмом повышения общественного интереса к художественной культуре не только «доставляя на дом» потенциальному зрителю необходимую актуальную информацию, но и помогая ему научиться глубже воспринимать искусство, проникая в тонкости выразительных средств.
Некоммерческий проект «Культу.Ru!» задумывался как информационный канал отечественной художественной жизни, поэтому основное место среди интернет-показов составляет «золотой фонд» отечественной режиссуры второй половины двадцатого века. Это прежде всего спектакли Г. Товстоногова, О. Ефремова, А. Эфроса, М. Захарова, П. Фоменко, Л. Додина.
Как сообщается в рубрике «О проекте», в планах организаторов сайта представить серии показов «Школы и направления современного отечественного театра» и «Классика на российской сцене». Предполагается, что показы спектаклей будут сопровождаться интернет-общением с деятелями театра, подробным представлением истории создания и сценической жизни спектаклей на сайте проекта www.cultu.ru. Часть спектаклей будет субтитрирована по-английски.

Виртуальная реальность с начала 2000-х гг. прочно взаимодействует с театром. Это подтверждает и выход в свет монографии Габриеллы Джаннаки «Виртуальные театры» (2004). В последние годы появилась целая группа сайтов, посвященная истории театра, где помимо всего прочего представлены изображения театральных зданий в трехмерном пространстве. Это такие интернет-проекты, как: Whitman,
Theatron,Theatron UK и др. В момент подготовки этой статьи к публикации, в российском сегменте интернет-сайтов подобных проектов мы не обнаружили. Однако предполагаем, что скоро они появятся, поскольку необходимость в создании специализированных сайтов по истории русского театра назрела давно. На нынешний день в России нет ни одного сайта, на котором была бы представлена полная информация об истории театра. Частично эту функцию выполняют проекты Русская цивилизация и Русский театр . Однако эти проекты требуют тщательной доработки. Так, на сайте Русская цивилизация в рубрике «Русская культура» представлены отрывочные сведения о развитии драматического искусства. Не легко понять и принципы, согласно которым отбираются статьи для публикации на сайте. Здесь представлена информация об истории ведущих столичных театров: МХТ, Ленкома, Театра им. Е. Вахтангова, Малого театра и т.д. Однако среди них появляются и статьи, посвященные истории периферийных театров. Понятно, что при такой широте заявленного диапазона, на сайте представлены далеко не все ведущие театры страны. Нет информации и о целом ряде столичных театров, которые оказали значительное влияние на развитие русского сценического искусства. Например, на сайте приведена подробная информация об истории драматического театра им. М. Лермонтова города Алматы (http://www.rustrana.ru/article.php?nid=5333), но нет сведений об Александринском театре С.-Петербурга. Можно провести и другие параллели: представлена статья «Грим в русском театре» (http://www.rustrana.ru/article.php?nid=32873), но нет статей, посвященных сценическому костюму или искусству речи. И т.д. Требует доработок и проект Русский театр, на страницах которого подробно рассказано об истоках драматического театра, однако нет сведений о дальнейших периодах его жизни и творчества. Таким образом, группа историко-театральных сайтов в России недостаточно совершенна.
Следующую типологическую группу составляют сайты обзорного характера, которые содержат многочисленные рецензии, статьи и обзоры театральных постановок: Театр - страницы московской театральной жизни, Театральное дело Григория Заславского, Театральный смотритель, Петербургские театральные страницы, Театральные дневники и др.

Например, портал www.theatre.ru состоит из разделов: «Новости», «Рецензии», «Фото», «Репертуары и билеты», «Круг общения», «Ссылки», «Драматургия», «Календарь» [5]. Обновляется ежедневно. Иначе построен сайт Театральное дело Григория Заславского, организованный и обновляемый театральным критиком, редактором журнала «Станиславский», ведущим радиопрограмм о театре Григорием Заславским. Свой сайт он разбил на рубрики: «Театральное дело», «Внутри и около театра», «Люди “Дела”», «Рецензии», «Поход по театрам», «Современная пьеса», «На телевидении», «Наградной отдел», «Культура и власть», «История болезни», «Чтение книг». Сайт пополняется преимущественно газетными публикациями. Однако они написаны не только автором проекта, но и его коллегами по столичной прессе. Названия рубрик – это своеобразные тематические направления. Так, например, под рубрикой «Наградной отдел» можно найти собрание материалов о награждениях, премировании и присвоении званий актерам. В рубрике «Люди “Дела”» собраны интервью, очерки, биографические материалы о театральных деятелях. «История болезни» объединяет сведения не о состоянии здоровья артистов, а о здоровье театра; здесь собраны публикации, отмечающие негативные тенденции современного театрального процесса. И т.д.
Более упрощенно на этом фоне выглядит структура сайта Театральный смотритель. На главной странице в хронологическом порядке выставлены названия спектаклей столичных театров.

Отдельную группу интернет-изданий составляют блоги, интернет-дневники театроведов и критиков. Наиболее популярны и часто обновляемые среди них дневники Павла Руднева, Дины Годер , cообщества театроведов РАТИ-ГИТИС, Отсебятина, сайт молодых театральных критиков и др.
По аналогии с театральными газетами и журналами рекламного типа можно выделить такую же группу интернет-изданий: Театральная афиша , Афиша театров Москвы , Все театры Красноярска , а также http://afisha.mail.ru, http://afisha.yandex.ru и др. Особое место среди них занимают сайты, предназначенные рекламировать спектакли с целью продажи и доставки билетов на дом. Это сайты Билетер, Хочу билет, Билетик, Артбилет, Контрамарка и др. Отметим, что эта типологическая группа театральных сайтов наиболее многочисленна и у них похожая структура. На главной странице представлено множество спектаклей (как правило, это антреприза, постановки юмористического характера) и там же предлагается пользователю выбрать удобную дату и, заполнив специальную форму, заказать билет.
Для какой аудитории предназначены все названные группы театральных интернет-сайтов? По сведениям Д. Трубочкина, нынешняя интернет-аудитория – это не только молодежь. В России множество людей старших поколений, которые пользуются интернетом. [6] Интернет-аудитория – это люди с активной жизненной позицией, причем она прошла два важных ценза. Во-первых, ценз материальный: если человек имеет компьютер, значит, он занимает не последнее место в обществе. Во-вторых, это ценз культурный: если он обращается с техникой, он должен иметь определенные навыки – не только технические, но и культурные. Растет количество посещений театральных сайтов. Следовательно, театр должен быть крайне заинтересованным, чтобы привлекать к себе интернет-аудиторию.
На формирование и дальнейшее развитие системы театральной периодики влияют два основных фактора: особенности развития театрального процесса и характер развития журналистики начала ХХI в. При этом характерными особенностями развития современной системы театральных интернет-сайтов явилась продолжающаяся дифференциация и трансформация отдельных типологических признаков (читательская аудитория, издающий орган, программа издания и т.д.) и стремление ряда сайтов охватить максимально широкую читательскую аудиторию. В ряде случаев это приводит к размыванию программы сайта, делает его более уязвимым в типологическом отношении.

ЛИТЕРАТУРА
1.     Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Журналистика электронных сетей: Сб. научн. работ; Под ред. проф. А.И. Акопова. - Воронеж, 2006.
2.     Трубочкин Д. Театр в киберпространстве // Театральная жизнь. - 2006. - №2. - С. 18.
3.     www.cultu.ru
4.     Там же.
5.     www.theatre.ru
6.     Трубочкин Д. Указ. соч. С. 19.
___________________________________________________
© Борзенко Виктор Васильевич



Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum