Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
Ректор. Памяти Сергея Федоровича Жилкина.
(№17 [180] 15.12.2008)
Автор: Александр Акопов
Александр Акопов
Нажмите, чтобы увеличить.
Это страшное известие до сих пор не может дойти до сознания, в это невозможно поверить! Молодой, красивый, видный мужчина - высокого роста, полный неиссякаемой энергии, жизнелюбия и чувства юмора - совершенно неожиданно для огромного количества знавших его людей, трагически погиб среди бела дня в родном городе, совсем не в глухом районе, а на живописной территории лечебно-профилактического комплекса Волжского автомобильного завода «Прилесье». Не укладывается в сознание - как факт зверского убийства, так и то, что это случилось именно с ним, ректором Тольяттинского государственного университета и фактически его создателем…

Я не был ни его другом, ни учителем, не был знаком с его семьей, родными и близкими, ничего не знал доподлинно о его личной жизни, не считая мимоходом услышанных обрывков слухов и мнений. Поэтому я совсем не претендую на создание полноценного портрета этого человека, который лучше нарисуют те, кто знал его дольше и ближе. Это лишь воспоминания коллеги, несколько лет связанного с ним по работе. Это то, что я лично видел и что знаю, и о чем хотелось поделиться с читателями накануне печальных сороковин…
Потребность в этом возникла не только из-за горечи утраты, но потому, что речь идет о бесспорно незаурядном человеке и его Деле, также достойном общественного внимания…

Нажмите, чтобы увеличить.
1 сентября 2001 года я читал лекции по приглашению в только что открытом отделении журналистики в г. Тольятти. У входа в учебный корпус на ул. Фрунзе в Новом городе висела вывеска: «Самарский педагогический университет Тольяттинский филиал». Каково же было мое удивление, когда при выходе из здания через несколько часов я обнаружил замену вывески на другую: «Тольяттинский государственный университет». А затем узнал, что в Тольятти создается университет впервые: технические факультеты на базе функционирующего с 1967 года Политехнического института, а гуманитарные - на базе вышеупомянутого филиала Самарского пединститута. Моя предварительная неосведомленность объяснялась просто: я был уверен, что это разовая поездка и что больше я туда не приеду, как до этого не случилось, например, после поездки в Пермский университет побывать в Перми. При том, что Тольятти мне понравился, и я, по своей привычке, посетил краеведческий и другие музеи, объездил его, наделал фотографий и думал потом еще отписаться в Релге зарисовкой или очерком, как завершил это по Перми публикацией «Пермские радости».
Но оказалось всё по другому, и «виновником» моей долгой задержки, а затем и перехода на штатную работу, где я пребываю до настоящего времени, стал вновь назначенный ректор Сергей Федорович Жилкин.
Нажмите, чтобы увеличить.


Он говорил со мной несколько часов. Обо всём. Не сильно настаивая, а как бы увлекая своими планами, которые казались слишком грандиозными, чтобы стать реальностью. Я знал, что он уже в 34 года стал мэром этого города и пробыл на этой должности 6 лет! Сразу просматривался в нем талант организатора, но мне, с высоты своего возраста и опыта вузовской работы, хотелось немного остудить его страстные намерения, чтобы потом не было разочарований, говоря о том, что вуз – это консервативная система и всё в ней происходит крайне медленно; это печально, но неизбежно…Он же делился своими идеями о реформировании учебного процесса, используя лучший зарубежный опыт и свои задумки по разным поводам. Ни разу до этого я не встречал человека (особенно в действительно консервативной образовательной системе) так искренне увлеченного строительством будущего вверенного ему государственного учреждения.

Во время второй беседы он говорил о том, как трудно городу, являющемуся в течение многих лет для страны просто большим предприятием, формировать свою культурную составляющую и, завершая долгий разговор, сказал решительно: «я не родился в этом городе, но прожил в нем всю жизнь, с детского сада, это - мой город, и я всё сделаю для того, чтобы он стал городом культуры и образования».

Убедиться в том, насколько дела у него не расходятся с делом, мне суждено было сразу, с первых моих предложений. Впервые за 30 лет работы в вузе, из которых 12 заведующим кафедрой, я вдруг столкнулся с тем, что любая моя просьба исполняется! Это было неслыханно! Первое, в чем я его сразу убедил, это в необходимости компьютеризации кафедры журналистики, заведующим которой он меня назначил. Приехав через два месяца, я увидел на кафедре 12 компьютеров, объединенных в электронную Сеть. Затем я рассказал ему о том, что издаваемое мною электронное издание в Интернете – научно-культурологический журнал RELGA, крайне важное и для учебного процесса и для научного направления по изучению Интернет-журналистики, приостановлено из-за крайней необходимости в значительном технологическом и эстетическом обновлении, требующем материальных затрат, которые я не смог добиться в Ростовском университете до этого в течение пяти лет.
Нажмите, чтобы увеличить.

Я со своими помощниками организовал презентацию своего издания, на которой был сам С.Ф. Жилкин, его заместители, проректоры, декан, преподаватели и студенты. На снимке, который сделал один из преподавателей, в центре события - самый внимательный, сосредоточенный слушатель докладчика, аспиранта ТГУ, о новом проекте сетевого журнала – ректор. Финансирование было выделено, наше издание возобновило свою работу в 2003 году и успешно издается до настоящего времени. В 2005-м году оно было удостоено самой престижной награды российской журналистики «как лучшее Интернет-издание года».

Следующим достижением было создание при кафедре радиостудии, для чего тоже требовались серьезные материально-технические затраты и работы. Результаты опять не замедлили сказаться: студенческая радиостудия через полгода после ее создания уже завоевала первое место в области среди молодежных радиостанций.

Затем было создание телевизионной студии, достигшей тоже больших результатов. Я в данном тексте не рассказываю о многих замечательных людях – отличных работниках и творческих личностях. Это не отчет о работе и не рассказ о развитии университета. Замечу только: дорогие коллеги, ничего из всего, Вами достигнутого, не было бы возможно без верных решений, менеджерского таланта и воли руководителя – ректора вуза. Я знаю более крупные и значительные на федеральном уровне вузы с талантливыми и трудолюбивыми сотрудниками, в которых подобные задачи решались по 10-15 лет, а часто так и не были бы решены…
Нажмите, чтобы увеличить.

Конечно, эти примеры – лишь штрихи на фоне огромного количества дел в университете, но я тут говорю только о лично известном. На уровне университета была осуществлена крупная реорганизация учебного процесса – создание системы институтов, объединивших факультеты, лаборатории и другие учреждения по принципу объединения в блоки смежных профессий. Так возникли Автомеханический, Инженерно-строительный, Физико-технический, Гуманитарный институты, Институт химии и инженерной экологии, Институт финансов, экономики и управления, ряд факультетов и других подразделений. Здесь не место и сейчас не время анализа этих решений, я хочу отметить, что такие огромные преобразования были осуществлены в кратчайшие сроки, без каких-либо остановок или задержек в учебно-научном процессе. А ведь для этого потребовалось решить громадное количество и хозяйственных вопросов. Например, построить 10-этажное здание Гуманитарного института всего за три года! (Любой российский ректор оценит, что это такое, учитывая как и какое финансирование поступает из министерства…)

Впрочем, при начале работы в штате, когда я мало что знал о делах в масштабе университета, его системе и структуре, и спросил об этом ученого секретаря, то получил три книги-справочника, в которых, к моему удивлению, было расписано буквально всё! Я не мог поверить своим глазам: то, что в любом российском вузе лежало за семью печатями, являлось корпоративной или коммерческой тайной, либо вообще отсутствовало как предмет для информации сотрудников, тут было изложено с абсолютной ясностью и полнотой. В хорошо изданных типографским способом книгах были опубликованы все протоколы заседаний Совета университета, представлена вся структура университета, со всеми службами без исключения, таблицы и графики со всеми показателями работы, постоянно обновляемыми в новых отчетах. Особенно удивили меня таблицы подсчета заработной платы с четко изложенной методикой, позволяющей любому человеку посчитать, на основе базовых данных и утвержденных Советом коэффициентов, зарплату любого сотрудника, от вахтера и уборщицы до ректора. То есть, никаких секретов! Но еще больше меня удивила, просто поразила - система оплаты труда в соответствии с реальным результатом деятельности работника. Я с этим никогда не встречался и сколько ни спрашивал на конференциях или в переписке у коллег из разных городов, ни разу не нашел подтверждения подобного опыта.
Нажмите, чтобы увеличить.

Суть системы материального стимулирования активных ученых и преподавателей состояла в следующем. К зарплате, установленной законом и дополненной коэффициентами, утвержденными в университете, сотрудник получал единовременные материальные вознаграждения: 1) за каждую публикацию в научном издании, с дифференциацией в зависимости от статуса издания и издательства; 2) за участие в научной конференции; 3) за организацию научной конференции; 4) за защиту диссертации; 5) за издание монографии; 6) за руководство диссертацией после ее защиты соискателем и т.д. При этом некоторые из подобных премий были весьма ощутимы…
Система подсчета материального стимулирования также была опубликована, и каждый мог подсчитать предназначенную ему за его труды премию.

Всякие вопросы, которые предлагались ректору руководителями служб или сотрудниками для решения или обсуждения, он рассматривал тщательно, скрупулезно, обязательно с практическим осуществлением. Ни одного разговора просто так, вообще, чем так насыщены все внутривузовские разговоры. Он понимал мысль мгновенно, еще до того, как она была высказана до конца, оценивал сразу и либо тут же парировал реальными возражениями, либо сразу звонил разным людям, отдавая распоряжения тут же (по телефону, либо приглашая в кабинет). И дело тут же закручивалось! Потом не забывал спрашивать о его продвижении и тогда опасно было на кого-то пожаловаться, можно было тут же навлечь наказание на человека, что было хотя и заслуженно, но жалко…

Нажмите, чтобы увеличить.
Если же идея или задача требовала более сложного подхода, он обычно говорил: «буду думать». И опять это были не слова, можно было быть абсолютно уверенным, что он помнит и продумывает, и просчитывает варианты, и прослеживает идею до либо ее решения, либо трансформации в новое русло. Так же решались вопросы и в общении по Интернету: он внимательно читал письмо с предложениями и отвечал незамедлительно и четко. Если вопрос не был очень сложным и не имел разветвления, он, доверяя, спрашивал коротко: что я должен сделать? И сразу подписывал нужную бумагу, часто ее тут же сочинив. Однажды задев проблему, он ее просто так не отбрасывал, а лишь до того, пока она не была решена, либо доказательно снята с решения. Он умел слушать и воспринимать, умел – при всем упорстве в постановке цели – соглашаться и отказываться от ранее принятого решения, если ему это убежденно доказывали. Боюсь, не все сотрудники и коллеги в должной мере оценили эти его качества, либо просто с ними не сталкивались…

Среди множества университетских дел и событий, не могу не упомянуть о двух, особо меня поразивших – Заседание Совета университета с его отчетом за пять лет и Выставка по этому же поводу – пятилетию университета.
Конечно, я бывал на заседаниях Совета в Ростовском университете много раз и в нескольких других в качестве гостя, но никогда, ни разу не видел такого масштабного интеллектуального зрелища. Во-первых, это гигантского размера Конференц-зал, пространство, внутри которого происходит Действие – не мероприятие, а именно действие, в котором принимают участие несколько десятков человек, расположенных кругами и овалами вокруг Центра, в котором ректор и его ближайшее окружение – проректоры, директора институтов, руководители служб. Затем, в следующем круге – второй эшелон руководителей, включая заведующих кафедрами, дальше – профессора, преподаватели. Ни малейшего неудобства не испытывают молодые ассистенты, потому что, наряду с начальством и профессурой, они обеспечены микрофонами и возможностью задавать любые вопросы и выступать. Демократичность процесса подчеркивается и демонстрируется.
Нажмите, чтобы увеличить.

В середине зала докладчик, ректор. Говорит без бумажек в течение полутора часов, легко, на чистом научно-литературном языке, с полной ясностью в суждениях и понятиях. Доклад сопровождается сменяющими друг друга на экране изображениями из компьютера - графиками, диаграммами, фотографиями. В процессе доклада члены Совета задают вопросы, иногда останавливая докладчика для уточнений. Демократичность мероприятия дополняли вопросы после окончания доклада от преподавателей и сотрудников (поскольку Совет открытый) – в том числе нелицеприятные, на каждый из которых ректор охотно давал ответы, иногда приглашая дополнить, уточнить свой ответ кого-то из подчиненных…
Много говорилось и о перспективах развития университета на ближайшие годы. На меня это заседание произвело глубокое впечатление.

В сентябре 2006-го отмечалось пятилетие университета по лозунгом: «ТГУ – городу: 55 на «5», что означало, наряду с юбилеем создания университета, 55 лет высшего образования в городе – от создания вечернего отделения Куйбышевского индустриального института.
Мероприятие сразу было объявлено городским, а фактически было областным, поэтому там побывали и многие члены правительства Самарской области, и ее жители, узнавшие о нем из хорошо распространенной с помощью студентов рекламе во всех видах СМИ. Но главными посетителями были жители города, которые в течение трех дней приходили на Выставку в спортивном комплексе «Олимп». Ручаюсь, что никогда и нигде высшее учебное заведение так представлено не было!

Нажмите, чтобы увеличить.
В гигантском пространстве спортивного комплекса, где в любое время можно было разместить несколько полей для разных спортивных игр, уникальном по размеру и техническим возможностям (ведь Тольятти – город большого спорта!), расположились всевозможные офисы ТГУ, подобные тем, что создавались на бывшей ВДНХ в период, например, международных книжных выставок-ярмарок в Москве. Каждая кафедра, факультет, лаборатория были представлены в своем локальном участке со своими стендами, содержащими фотографии, информацию о деятельности и достижениях подразделения и - продукцией. Последняя была в самых разных видах – от продуктов питания, разрабатываемых соответствующей кафедрой, до автомобилей, представленных Автомеханическим институтом как содержащие разработки университетских ученых и студентов.
Художественно-графический факультет представил не только свои картины, но и устроил рисование студентами портретов по желанию посетителей. Огромное количество иллюстраций, эксперты и гиды усиливали впечатление от размаха мероприятия.
Кроме офисов, в разных участках Выставки демонстрировались на огромных экранах фильмы, профессорами университета читались лекции на особо актуальные темы с компьютерной презентацией.
Нажмите, чтобы увеличить.


Весь ход выставки постоянно сопровождался радио- и телетрансляциями, которые по прямому эфиру передавались в различные СМИ.
Думается, такому мероприятию мог позавидовать любой университет, в том числе Московский…

Правительство Самарской области отреагировало на юбилейные торжества, и в городской филармонии, с которой университет связывает давние связи, состоялось награждение заслуженных профессоров, преподавателей и сотрудников. На этом большом мероприятии С.Ф. Жилкин вел себя с большим достоинством, без всякого пиетета перед начальством, подчеркивая заслуги коллектива и отказываясь от своих...
Нажмите, чтобы увеличить.

Сергей Федорович был человеком легким, светлым, с ним легко было людям, несмотря на периодические жесткие разговоры с его стороны по служебным проблемам. Он играл на гитаре, пел, сам был одним из организаторов и участником грушинских фестивалей, дружил со многими известными менестрелями.
Он был добрым и всегда стремился помочь людям. Легко находил общий язык со студентами и молодыми преподавателями, в любое время готов был на нестандартные решения. Приведу один пример.
Нажмите, чтобы увеличить.
Известно во всем мире это заразное увлечение граффити, часто принимающее хулиганские формы. Когда территория основного комплекса университета в Старом городе была огорожена забором из железобетонных плит, на них стала появляться какая-попало мазня. И вдруг… Взамен всякой самодеятельности все плиты оказались заполненными профессиональными рисунками в том же стиле граффити! И оказалось, что самодеятельным мазилам сказать и противопоставить этому просто нечего!
Нажмите, чтобы увеличить.

Ректор Тольяттинского университета имел свой сайт, куда мог написать любой желающий, в том числе студент, абитуриент, кто-то из родителей либо просто житель города. В этих письмах можно было не только задавать любые вопросы, не опасаясь какого-либо цензурирования или редактирования, но и сообщить о фактах злоупотребления со стороны сотрудников и преподавателей университета. Секретность сообщений гарантировалась. Неоднократно информация в письмах ректору становилась предметом расследований, причем не только служебных…
Нажмите, чтобы увеличить.

Сергей Федорович постоянно пользовался Интернетом и вел там активную переписку. Лично я регулярно писал ему письма по поводу всяких служебных проблем и неизменно получал своевременные ответы и адекватную реакцию…
Он был человеком принципиальным. Я был председателем предметной комиссии по специальности «журналистика» в течение шести лет и ни разу не получил от него либо от кого-то из его помощников хоть какие-то рекомендации или просьбы по протекции поступающих. Никогда и ни разу! Больше того, ведя с ним переговоры по поводу творческого конкурса, я слышал не раз его телефонные разговоры с вип-персонами, которые неизменно заканчивались примерно такими словами: «Нет, не могу, извините, не могу – совсем, никак не могу повлиять. Поступайте на платное отделение – там легче…».
Подключая для участия в творческом конкурсе самых авторитетных в городе людей, что происходило всякий раз неожиданно, за день до экзамена, он ни разу не получал отказа: утром следующего дня за полчаса до экзамена любой сверхзанятый человек оставлял все дела, чтобы выполнить просьбу ректора, будучи уверенным, что выполняет общественный долг, участвует в важном и абсолютно бескорыстном деле ради высокой цели…

Еще один, на мой взгляд, очень важный факт стоит внимания. Это – выборы. После первой пятилетки должны были состояться очередные выборы ректора. Я не раскрою корпоративной тайны, если скажу, что демократические выборы ректоров в 1988-1989 годах, впервые за десятилетия проходившие бурно и на фоне открытого обсуждения всеми без исключения сотрудниками и студентами вузов, были затем превращены в фикцию, и на долгих 18 лет с легкой руки минвуза проходили при закрытых дверях Советов, не имея никакого отношения к общественному мнению коллектива… Так вот, ректор Тольяттинского университета не захотел воспользоваться этой министерской привилегией – выбираться в узком кругу «своих» членов своего Совета. Он объявил открытые выборы! Во всех подразделениях были проведены обсуждения, избраны выборщики для широкого тайного голосования. Я знаю, что в большинстве вузов России такая практика принесла бы сокрушительное поражение действующим ректорам! Но Сергей Федорович Жилкин прошел через это трудное испытание и вышел победителем, получив значительное количество голосов поддержки со стороны коллектива университета, всех его категорий.

Такую принципиальность он проявил и при защите докторской диссертации. Когда я еще в 2003-м году спросил его, почему он, будучи опытным экономистом, автором монографий по региональной экономике не защищает докторскую диссертацию, он ответил: «Конечно, мне это было сделать легко, например, в Самаре или в еще в каком-либо городе, где работают благожелательно настроенные коллеги, хорошо знающие меня и мои работы. Но я хочу защитить диссертацию в самом авторитетном Совете по экономике в стране – в Высшей школе экономики. А это требует гораздо больше времени». И он сдержал такое требование к себе, защитил докторскую степень гораздо позднее, но зато именно в этом Совете!

Всё, что было создано и реализовано в Тольяттинском университете, не поддается даже простому перечислению. Например, был создан и успешно функционирует Институт послевузовского образования, созданы филиалы университета в пяти городах, в том числе в Самаре! И многое другое. Но, пожалуй, самое большое его достижение – создание коллектива единомышленников, способных, талантливых, преданных делу образования и любящих его людей. Это единственное, что при всей сложности ситуации позволяет с надеждой смотреть в будущее…

Любой человек, побывавший на руководящей работе, любой организатор производства скажет, до какой степени эта работа сложная, особенно если начинать сначала. Но вдвойне, втройне это сложнее, если речь идет об университете, учреждении, которое формируется многими десятилетиями, прежде чем стать заметным, влиятельным, авторитетным. Мне думается, что Тольяттинский университет за несколько лет стал таким вузом именно благодаря в первую очередь его первому ректору – Сергею Федоровичу Жилкину.
Светлая ему память!
Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.



Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum