|
|
|
Говоря о формирующем современного человека окружении СМИ, и особенно о преобладании электронных СМИ, нельзя оставить в стороне появляющееся сопоставление сферы изображения и сферы слова. Носителем всякого рода содержания распространяемых СМИ является элементарный материал, проявляющийся в виде слова, картинки и звука.
С древних времён до настоящего времени преобладала коммуникация, основанная на письменной и устной речи. Сейчас мы наблюдаем в медиа-пространстве процесс неудержимого перехода от словесного языка к иконному, основанному не на тексте, а на изображении. Во многих СМИ мы имеем дело со своеобразным господством изображения, что влечёт за собой «сокращение» сферы слова в жизненном пространстве человека [1]. Явление преобладания видеосферы иногда объясняется фактом, что общество в целом, и особенно молодой читатель, уходит от культуры чтения и переходит к культуре «смотрения», поэтому надо идти этим тенденциям навстречу. Однако нам представляется, что оставляя слову всё меньше места, СМИ сами углубляют этот процесс. Наблюдая перемены в средствах употребляемых СМИ, можно сказать, что в передаче содержания идёт очевидный процесс ухода от логосферы в пользу иконосферы. Это явление ведёт к отрицательным последствиям в области культуры духа, что подчёркивают католические медиа–исследователи.[2] В первую очередь они замечают, что восприятие изображения не требует большого умственного усилия, поэтому возникает опасность, что их потребитель пропитается чувством лёгкости, простоты восприятия, удобства, удовольствия. Контакт с избытком изображения может привести к хаосу в области информации, понятий и всякого рода стандартов. К этому приводит отсутствие эффективного отбора фактов и событий из огромного количества информации в пространстве СМИ. Сам факт возникновения «цивилизации картины» не вызывал бы беспокойства, если бы это не сопровождался явлением обесценивания среды слова. В условиях экспансии иконосферы необходимо отметить элементы пользы от чтения: 1. Прежде всего, чтение учит мышлению. Основа межчеловеческой коммуникации опирается на слово, так как именно слово, отражая сознание, лежит в природе нашего мышления. Благодаря слову, мы можем изобразить явления как материального, так и нематериального мира, внешние события, а также личные впечатления. Сложность чувств и мысли, проникающих в наше сознание с помощью слов, не находит соответствия в простых визуальных символах. Язык изображения имеет много положительных черт, которые надо по достоинству оценить. Он имеет один серёзный недостаток: не всё можно с его помощью изобразить. 2. Чтение побуждает воображение. Изображение «думает» за нас. Нам не нужно представлять себе что–нибудь, приходить к каким–либо выводам путём размышления – всё дано. В то же время, читая текст, мы сами становимся создателями, анализируя, синтетизируя или сравнивая. Картина, особенно телевизионная, способна овладеть воображением, но его не побуждает. Слово приводит в движение и оживляет ум. 3. Чтение развивает умение высказываться. Чтение требует языковых способностей, но одновременно развивает их, так как оно неразрывно связано с умением говорить и писать. 4. Чтение развивает терпеливость. Изображения, особенно на телевидении или в Интернете, предоставляются потребителям в больших темпах, не оставляя зрителю слишком много времени для обдумывания того, что он смотрит. Картины мгновенно ускользают, эпизоды наступают очень быстро, вызывая разнообразные эмоции. Таким образом, телезритель учится сосредоточивать внимание на короткий момент, а его мысль становится больше импульсивной, чем склонной к размышлениям. Во время чтения информация развивается по–другому, так как обработка информации происходит в сознании, поэтому происходит медленнее. Читатель постепенно входит в сюжет рассказа. Содержание предложений, абзацев и страниц раскрывается по очереди, согласно логике. Слово объясняет, критикует, доказывает. Мы вынуждены продумывать, истолковывать и оценивать текст. А когда мысль становится слишком сложной, мы возвращаемся и читаем ещё раз [3]. Упор на мышление и его корреляцию в виде слова, приводит к раскрытию разнообразных взаимосвязей, привычек и взаимоотношений. Человек в таком случае замечает различные противоположности и абсурдные формулировки. У него появляется способность оценивать, классифицировать и упорядочивать информацию. Слово должно всегда преобладать над всякими другими видами передачи. Конечно, логосфера не должна восприниматься как противоположность видеосферы. Надо говорить об их взаимодополняемости. Картина и текст. Важными свойствами всякого изображения, особенно фотографии, является их неполнота и неопределённость. Это значит, что снимок является несамостоятельным и многозначным сообщением, требующим уточнения. Очень редко снимок является самостоятельным сообщением, почти всегда его сопровождает текст, параллельные порядки (иконический и вербальный) в основном не дубликуют смыслов, как раз наоборот – принимают участие в динамичной интеракции. С одной стороны, текст расширяет однозначность изображения, с другой – изображение расширяет текст, поскольку оно играет существенную роль в восприятии и оценке самого события. В конечном толковании сообщения решительную роль играет шапка, заглавие, и подпись к снимку, которые вместе с фотографией являются стратегическими элементами. [4] Эти ключевые для каждого текста элементы показывают реципиенту предпочтительные варианты толкования события. Без взаимодействия текста и картины у потребителя информации появилась бы большая свобода толкования, так как фотография сама по себе является слишком многозначной, чтобы вызывать предполагаемые авторами последствия. Слова сводят к минимуму эту многозначность. Благодаря содействию разнообразных кодов возникает общий смысл, подсказываемый потребителю. Ссылки и источники: 1. P.T. Nowakowski, Środowisko słowa a środowisko obrazu w mediach. Aspekt pedagogiczny, (w:) Nowe media a tradycyjne środki przekazu, praca zbiorowa pod redakcją Piotra Drzyzgi. Tychy 2007, s. 30. 2. A. Lepa, Pedagogika mass mediów. Łódź 2000, s. 185-198. 3. P.T. Nowakowski, Środowisko…, op. cit., s. 32-34. 4. T. Piekot, Dyskurs polskich wiadomości prasowych, Kraków 2006, s. 147-148. _____________________ © Геруля Мариан |
|