Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Корпоративные СМИ градообразующих предприятий в условиях создания сетевой информационной инфраструктуры
(№2 [182] 01.02.2009)
Автор: Ирина Евдокимова
Ирина  Евдокимова
Федеральная целевая программа развития телевещания в России на период 2005-2015 гг. в контексте развития мирового телевидения предполагает поэтапный перевод спутниковых распределительных сетей телерадиовещания на цифровые технологии путем внедрения спутникового и наземного цифрового вещания (кабельные сети ТВ, интернет сети, DVB) и развития рынка различных услуг в области телерадиовещания. Достоинствами цифрового ТВ в ближайшее время должно стать увеличение числа каналов и улучшение качества изображения, затем - совершенствование использования частотного спектра и получение цифрового дивиденда (высвобождение частотного спек¬тра после выключения аналогового ТВ).

Реализуемые в IP традиционные вещательные услуги меняются практически до неузнаваемости, появляется потребность в интерактивном контенте, в возможности выбора и формирования "собственного телевидения". Идея одного универсального телеканала для всех рано или поздно уйдет в прошлое, уступив место персонализированному контенту. А это потребует реакции традиционных вещателей и производителей контента. Возникает новый виток конкуренции – между компаниями, которые никогда телевидением не занимались (в первую очередь классические телефонные операторы и операторы, предоставляющие услуги доступа в интернет), но очень сильны в области связи, интернета и прочих сферах.

Если говорить об особенностях взаимоотно¬шений между игроками российского рынка контента и общемировой практикой, то на данном этапе основным различием является не столько каче¬ство предлагаемого контента, сколько ассортимент и технические воз¬можности продавца. В большинстве случаев в России контент предлагается пакетами. Кабельные и спутниковые сети за рубежом предлагают клиенту контент как пакетами, так и в розницу: отдельные каналы плюс дополнительные услуги (PPV, VOD, сетевые телеигры, гороскоп, погода и т.п.). На пороге технической революции, главной чертой которой, по мнению многих специалистов, является переход на цифровое телевещание, выбор пути развития региональных (открытых) и городских электронных коммуникационных структур, сформировавшихся в замкнутой системе, становится ключевым вопросом. И если технические решения диктуются существующей базой и финансовыми возможностями, то содержательная часть собственного телевизионного продукта зависит от сформировавшейся идеологии СМИ.

По данным Мининформсвязи России рыночные доли, занимаемые эфирным, кабельным и спутниковым вещанием, составляют около 77%, 21,6% и 0,5 % соответственно. В начале 90-х годов количество кабельных студий по оценкам специалистов колебалось от 600 до 800 по всей территории Советского Союза, в более чем 200 городах. Распространению кабельного телевидения на территории России способствовали социально-политическая ситуация, возникновение частного предпринимательства, более высокое благосостояние в регионах (в крупных промышленных центрах, портовых и пограничных городах).

Своеобразным рекордсменом по количеству абонентов кабельных сетей стал Тольятти. «Трижды заново рожденный» город всем, в том числе огромными проблемами, обязан предприятиям: а) ГЭС; б) Предприятиям большой химии; в) отечественному автогиганту. В соответствии с требованиями и возможностями времени, каждое из градообразующих предприятий внесло свою лепту в развитие СМИ города. Строительству Волжской ГЭС им. В.И.Ленина мы обязаны появлением печатных изданий (Гидростроитель). А ВАЗ и ТоАЗ вложили немалые средства в создание комплекса СМИ в т.ч. и собственных кабельных телевизионных сетей, поделив сферы влияния по районам и числу абонентов. На дальнейшую трансформацию созданных СМИ, повлияли в первую очередь масштаб самих предприятий и степень влиятельности на город, объем затраченных средств (затраты ВАЗа многократно превышают затраты ТОАЗа) и идеология СМИ, зафиксированная в учредительных документах.

Телекомпания «ВАЗ-ТВ» (телекомпания ОАО «АВТОВАЗ», Компания телерадиовещания и печати ОАО «АВТОВАЗ» (КТиП), «ВАЗ-ТВ», телевидение АВТОВАЗа) является структурным подразделением ОАО «АВТОВАЗ». 10 апреля 1990 г. был создан Центр кабельного телевидения ВАЗа. В 1990 г. ЦКТ ВАЗа был зарегистрирован как вещательная сеть в Минсвязи. В 2000 г. зарегистрирован как СМИ с названием “Компания телерадиовещания и печати ОАО «АВТОВАЗ»” в Поволжском межрегиональном территориальном управлении по делам печати. В 2006 г. КТиП перерегистрирована как кабельное телевидение с названием «Телесеть ВАЗ-ТВ», как эфирное – «ВАЗ-ТВ» в Поволжском управлении федеральной службы Росохранкультуры за номером ЭЛ ФС 7–3992. Учредителем СМИ является ОАО «АВТОВАЗ». Телекомпания входит в систему СМИ ОАО «АВТОВАЗ» или в медиа-холдинг ОАО «АВТОВАЗ» наряду с радиостанцией «Лада-FM» и газетой «Волжский автостроитель». По способу трансляции телевидение АВТОВАЗа является эфирно-кабельным. Сигнал распространяется на г. Тольятти и соседние районы Самарской области. Программы выходят в эфир ежедневно.

Общее финансовое руководство телекомпанией осуществляет Коммерческая дирекция ОАО «АВТОВАЗ». Источниками финансирования деятельности КТиП являются:
- средства, поступающие от учредителя (то есть ОАО «АВТОВАЗ»),
- оплата услуг, оказываемых компанией,
- доходы, поступающие от рекламно-коммерческой, издательской и других видов деятельности,
- спонсорские взносы и другие поступления.
Телеканал имеет двух сетевых партнеров. Базовыми для «ВАЗ-ТВ» являются: канал «ТВ-Центр», который транслирует свои передачи на 22-м дециметровом канале, а также СТС, который занимает 26-й дециметровый канал. «ВАЗ-ТВ» транслирует передачи сетевых партнеров, вставляя в программу передач собственный продукт. Время вещания на телеканале «ТВ-Центр»: с понедельника по субботу - до 2,5 часов в сутки, в воскресенье – 45 минут; на телеканале СТС: по будням – 2 часа в сутки, в выходные – 1 час. Основным изменением в структуре телекомпании за годы существования – стало создание продакшн-студии - дочерней фирмы КТиП «Лада-Медиа», т.е. студии видеопроизводства «ВАЗ-ТВ», которая по заказу «головного центра» готовит для него передачи. Телекомпания имеет оснащенный съёмочный павильон, мобильный многокамерный телевизионный комплекс. Профессиональный формат – DV (professional DV), вещательный формат – Digital-S (D-9).

По типологическим особенностям телекомпания АВТОВАЗ, является местным (по территории распространения), корпоративным (по форме собственности), производственно-вещательным (по типу деятельности), эфирно-кабельным (по способу распространения телесигнала) телевидением. В информационной политике редакции, с первых лет существования и по сей день (причем в прогрессии), первостепенным стало распространение информации о деятельности ОАО «АВТОВАЗ» и создание положительного образа предприятия. Взаимосвязь с городом и освещение наиболее значимых фактов городской жизни отражена, но явно выведена на второй план. На фоне кардинальных изменений экономической и политической ситуации в стране ОАО «АВТОВАЗ» стал одним немногих выстоявших предприятий России и своеобразным стержнем, на котором крепилась жизнь города в целом. Надежность предприятия стала основой и для стабильности в существовании корпоративных СМИ.

Кабельная сеть Комсомольского района г. Тольятти развивалась по совершенно другим закономерностям, претерпев трансформацию, характерную для коммерческих предприятий, созданных в 90-х годах. Производственным объединением «Тольяттиазот» (и частными лицами) в 1991 году был создан центр кабельного вещания Комсомольского района и Телестудия «Статус». Учредителями ЗАО «ТЦ «ЛИК» стали: генеральный директор Производственного Объединения «Тольяттиазот» В.Н. Махлай, В.В. Логанов, Т.А. Петрунина, К.В. Лукьянов, В.В. Бирюков. Собрание учредителей стало высшим органом управления Центром. 20 ноября 1991 г. она получила название «Телевизионный центр «ЛИК». В период с 1996 года по настоящее время состав учредителей неоднократно менялся. Созданный одним из градообразующих предприятий, ТЦ «ЛИК», не сложился как корпоративное СМИ. Сегодня «ЛИК» является местным (по охвату аудитории), частным (акционерное общество закрытого типа) по форме собственности, производственно-вещательным (по типу деятельности), кабельным (по способу распространения сигнала) телевидением.

Для Тольятти кабельное телевидение в условиях утраченной (проданной частоты городского телевидения) стало преобладающим. Как и большинство кабельных операторов в России тольяттинские операторы работают на платформе аналоговых сетей. Это тормозит развитие объема и качества предлагаемых потребителю услуг. Количество дополнительных каналов ограничено. Услуги, требующие обратной связи (PPV, VOD), остаются нереализованными. Рекорд по количеству абонентов одной кабельной сети, увы, в свое время не зарегистрированный в книге рекордов Гиннеса, сегодня скорее главная проблема, стоящая перед ее владельцами. В экономической и политической ситуации начала 90-х прошлого века свелось бы к созданию новой организации с условным названием «Цифровые сети ОАО АвтоВАЗ» – то есть было бы сделано очередное финансовое вливание, что явно невозможно в новых экономических условиях. Ни одно предприятие, входящее в концерн «Рено» (новый совладелец ВАЗа) не имеет собственной телекомпании. Как непрофильное и затратное производство телекомпания ОАО АвтоВАЗ неизбежно встанет перед необходимостью перехода как минимум на самоокупаемость. А это в свою очередь исключает возможность запуска проекта по реконструкции собственных сетей.

В последние годы рынок кабельного телевидения значительно оживился. Началось активное строительство широкополосных сетей. Однако сегодня только лишь наличие широкополосных сетей уже не гарантирует успех оператору. Связано это, во-первых, опять же с наличием конкуренции со стороны эфирных телевизионных каналов, а во-вторых, с большими переменами в социальном поведении молодежи и среднего класса, для которых новой реальностью жизни стала сеть Интернет. Для данной аудитории стало привычным более активное поведение при выборе информации, которую они получают, при поиске развлечений, которыми они пользуются. В-третьих, в дополнение к традиционным конкурирующим технологиям предоставления услуг платного телевидения (беспроводной и спутниковой) появилась еще одна - видео поверх IP. Причем последняя представляет для кабельных операторов значительно большую потенциальную опасность, поскольку изначально ориентирована на предоставление интерактивных сервисов. И наконец, в-четвертых, операторы смогут стать успешными, только если перейдут на цифровой формат вещания, так как цифровое видео и аудио уже стало стандартом нашего времени, а иначе они не смогут конкурировать с операторами спутникового и IP-телевидения. По мнению ряда специалистов, все эти совершенно разные проблемы могут быть решены при выполнении всего одного обязательного условия: операторы сетей кабельного телевидения должны строить свою работу на основе внедрения платформ интерактивного цифрового телевидения с использованием специализированных систем разграничения доступа.

В целом же по России темпы развития цифровых инфраструктур (особенно в регионах) оставляют желать лучшего. Альтернативой этому может служить довольно активное развитие IP-телевидения. Несмотря на вышеуказанные проблемы, процесс развития цифрового, спутникового и IP-телевидения является ключевой тенденцией развития отрасли многофункциональных вещательных систем. Дополнительная платформа, которая в будущем займет свое место в ряду вещательных систем, - это трансляция на сотовые телефоны. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что Тольятти вновь находится в лучшей стартовой позиции по сравнению с другими городами России. Хотя в условиях монополизации телевещания корпоративным СМИ АвтоВАЗа – градообразующего предприятия Тольятти, проблема развития «продакшн» может выйти на первое место.
_________________________
© Евдокимова Ирина Николаевна

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum