Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
Тёмное начало светлого.
(№2 [182] 01.02.2009)
Автор: Анжелика Авижас
Первая заповедь гласит: «Не стремись выиграть, стремись сыграть красивую партию». И далее в восточном стиле: слабый дожидается удачного момента; сильный ищет свой шанс и не упускает его; мудрый сам создает благоприятные возможности. Это язык Го, объясняющий движение темных и светлый камней на доске и сил в космосе.

Рустам Сахабутдинов: Увлекся Го еще в Казани, где родился. Был у меня там один знакомый, с которым мы поначалу пересекались в шахматном кружке. Он в шахматы здорово играл и дорос до серьезного уровня. А я так и остался на любительском. Когда мы с ним повстречались уже в университете, я стал настойчиво уговаривать его потренировать меня в шахматах. Он же мне ответил: «Слушай, шахматами тебе поздно заниматься, займись лучше Го». При этом сам он не знал даже правил этой игры. Я прислушался к совету, нашел игроков го. С тех пор, можно сказать, я делаю карьеру в этой области.

Чем го отличается от шахмат?

Принципиально – сложностью. Го имеет порядок сложности – 10 в 160 степени (160 нулей). А у шахмат – всего 60 нулей. Если в шахматах техника сводится к просчету вариантов, приемам, то в го она описывается весьма нетривиальными сентенциями: «Играй там, где у тебя преимущество», «Из двух слабых групп одна гибнет», «Не латай свою игру» и др.

То есть шахматы – тактическая игра, Го – стратегическая…

Да, именно поэтому я считаю, что говорить о «Стратегическом го» (есть такой проект в России) - это всё равно что говорить «жирное масло». Лидеры «Стратегического го» правы лишь в том, что обозначают стратегию как ключевое понятие этой игры. Однако они отрицают ценность её спортивной составляющей, и здесь, на мой взгляд, они не правы.

«Человек сначала учится побеждать, затем проигрывать и только потом играть. Как вы понимаете смысл этого процесса, тренируя детей и наблюдая за мастерами на турнирах? Что значит «уметь играть»?

Каждый ребенок, играя, стремится побеждать. У детей вообще отсутствует такое понятие как «красота игры». Ребёнок играет исключительно ради результата. Взрослея, он начинает анализировать свою игру: стал ли я сильнее после сыгранной партии? Победа перестаёт быть для него залогом будущего успеха, постепенно приходит понимание: если класс игры не растёт, то победа ничего особенного не значит.
Для опытного игрока (если только он не спортсмен), результат окончательно отходит на второй план, зато смысл приобретает то состояние, в котором партия длится и завершается. Не важно, кто выиграл, кто проиграл, важно – чтобы было душевное взаимопонимание с партнером. Мудрый человек играет с таким энергетическим зарядом, вариантами ходов, выражением лица, пластикой движений, чтобы его оппонент был удовлетворён партией при любом исходе.

Какой из турниров вам запомнился ярче остальных?

Однажды на чемпионате Европы в Нише в 1989 году я занял II место (в зачете среди европейцев). В решающей партии (а я тогда не знал, что это партия за столь высокое место) я играл против Инабэ-сан – девушки из Японии. Проблема заключалась в том, что она была очень симпатичной. Играть было страшно тяжело. Невероятное обаяние, которое излучала Инабэ-сан, та элегантность, с какой она делала ходы, мешали настроиться на борьбу.
Настроиться на борьбу – значит перестать следить за тем, как ты выглядишь со стороны, и предельно сконцентрироваться на доске, забыв обо всём остальном на свете. У меня был выбор: либо пытаться быть элегантным и побеждать соперницу в её манере игры, либо перестроиться и играть так, как я обычно играл в России. В конце концов, партия незаметно перешла в достаточно сложное сражение. Инабэ-сан дрогнула. Возможно, что она… почувствовала исходящую от меня энергетику предельной борьбы, неприятия противника, энергетику войны, подсознательную агрессию. И на этом уровне она оказалась не готова продолжать борьбу. Возможно, Инабэ-сан не смогла внутренне перейти к конфликту. Для неё было важно играть в го не только сильно, но и по-японски изящно. Её волновала атмосфера игры. Когда возникал выбор, то из двух одинаково возможных ходов она выбирала тот, что был красивее. Я же выбирал ход, который труднее было просчитать, ход, обострявший игру. Может, поэтому я тогда выиграл. Но та партия была незабываемой. Мы играли около 7 часов.

В го играть можно бесконечно долго, поединки длиною в год не редки. И в го слабейшему игроку дают фору – возможность сыграть партию с большим количеством камней. По-моему, ни в какой другой игре подобных принципов нет…

Да, го можно назвать игрой крайностей. В ней много того, отчего впору дойти до безумия и абсурда. Как пример: на сервере Dragon игроки получают ход от противника и думают день, два, три (дольше), каким ходом ему ответить. Партии могут продолжаться год. Такой пошаговый ритуал игры напоминает партии, что разыгрывались в стародавние времена месяцами, тогда время в го было неограниченно.
По легенде один мастер играл одну партию в го до самой смерти…
Драматических, трагических коллизий вокруг игры го случается много и в наше время. Достоверно известно, что первый европейский профессионал, игрок го 1-го дана Манфред Виммер умер за доской, делая очередной ход. История произошла на Мадагаскаре, куда Виммер отправился, чтобы обучить игре островитян.

Го часто рекламируют как «интеллектуальный тренажёр для бизнесменов», десятки книг посвящены теме, как заработать миллион, играя в го. Сколько в этой презентации правды?

В первую очередь го учит игре в го. Правда в том, что, если есть два равно удачливых в бизнесе человека, то в критической ситуации тот из них, кто играет в го, думаю, будет обладать преимуществом перед неиграющим в го.
Го – это кругозор, дополнительный круг общения, ну, конечно, умение правильно принимать решения. Для того, чтобы заработать миллион, я бы не стал изучать го. Но и не надо сужать рамки го, эта игра развивает человека гармонично.

Какими природными качествами обладают люди, которые добиваются в го значительных успехов?

По психотипу люди, играющие в го с особой страстью, - интроверты. Как правило, они преданы одной единственной идее. Им свойственно глубоко разбирать в конкретной области. Антипод этого психотипа – человек, которому нравиться общаться, экстраверт, ориентированный на обмен эмоциями. С развитием цивилизации нагрузка на интеллект у людей возрастает, и личностей, которым по психотипу подходит игра го, становиться больше.

На Востоке го воспринимают как искусство, на Западе, скорее, как спорт?

Сейчас происходит интенсивное взаимопроникновение культур. Европейцы, перенимая отношение азиатов к этой игре, создают свою собственную культуру. Азиаты, наблюдая за европейским спортом, постепенно меняют традиции го в соответствии с западными правилами.
Замечу, когда русский человек смотрит на игру японцев, то ему кажется, что они исполняют какие-то церемонии. Японцы же иногда признаются, что рассуждения о красоте и искусстве гармонии на самом деле скрывают сущность го – победа любой ценой. Очевидно, мы воспринимаем игру го не исторически, а через японскую традицию с её эстетикой, эмоциями, мотивациями. Другого го у нас нет. Обучая учеников, мы сознательно или бессознательно прививаем им какие-то стороны азиатской культуры.

Как происходит отбор игроков в профессионалы го?

В Южной Корее любителей игры го – десятки миллионов. Из них около 10 тысяч подчиняют свою жизнь игре го. Профессионалами становятся всего 3-4 человека в год. В Японии го обучаются тысячи ребят, в профессионалы из них попадают 5 человек. Кстати, всё чаще это выходцы из других стран – Кореи, Тайваня. Примерно, такая же ситуация в Китае, и чуть слабее отбор на Тайване.
В Европе сильных игроков около двухсот. Из них мечтают о карьере профи человек 8, а реальные шаги построить профессиональную карьеру предпринимают и того меньше. Всего 5-6 человек учатся в институтах Кореи и Японии. Понятно, что при таком уровне конкуренции европейцам догонять Азию придётся страшно долго.

В России есть сильные молодые игроки. Была бы профессиональная лига, их бы стало больше. Существуют ли в го игроки, гипнотически обеспечивающие себе победу?

О-о, я давно пришёл к выводу, что человек человеку друг, товарищ и гипнотизёр. Тем более в го!
Я почти уверен, что на Востоке все игроки го владеют гипнозом. Вообще, когда человек чем-нибудь сосредоточенно занимается, он находится в сверхчувствительном состоянии сознания. Игрок, концентрируясь, пытается извлечь максимум информации как из того, что он видит на доске, так и за её пределами. В этом состоянии партнеры чувствуют друг друга чуть ли не кончиками пальцев, предвидя, какой ход сделает соперник, понимая, какие варианты он просчитывает.
Мне запомнилась партия с корейским игроком Ли Хеком. В трудный момент Хек прямо перед доской начал медленно вращать два белых камня. Они крутились, не касаясь друг друга, словно облака. Я не мог сосредоточиться, не мог думать. Делил ли это Хек сознательно? Не знаю. Формально обвинить его в гипнозе было нельзя. В го подобных способ гипнотически негипнотически воздействовать на соперника – тысяча и еще один.

С кем бы вы хотели сразиться в поединке, при условии, что можно выбрать любого противника?

Я бы не отказался сыграть партию с Господом Богом. Мифическая идея: какую фору дал бы Всевышний и Всемогущий простому смертному землянину? У каждого игрока в го на этот счёт свои соображения, а ответа нет ни у кого.
Само с собой, я бы хотел встретиться с господином Досаку. Он - из величайших игроков го всех времён и народов. Жил Досаку в XVII веке, в эпоху расцвета го в Японии.
Но я бы не хотел сыграть партию с сильнейшим игроком мира. На сегодняшний день им является кореец Ли Седоль. Я слежу за всеми его партиями, которые публикуют в Сети. Я прекрасно чувствую этого человека и понимаю, что от партии с ним я не получу такого большого удовольствия, как, скажем, от игры с каким-нибудь своим старым другом, которого, может быть, давно не видел.

Чем вам не нравится стиль Ли Седоля?

Его игра – шоу, блестящее, глаз не отвести. Мы каждый раз смотрим и готовы аплодировать тому, что он творит на доске. Но оказаться на противоположной стороне этого шоу в роли клоуна или шута, мне кажется, не очень-то приятно.
Что бы вы посоветовали новичкам го?
Пойти в ближайший клуб го, познакомиться с игроками. Это самый лучший социум. «Гошники» - умнейшие, очень образованные и культурные люди, которые с любовью относятся к тем, кто входит в их круг. Можно найти го в Интернете. Наш сервер gokgs.com и его русская комната. Советую также увлечь игрой го и других.

Справка: Рустам Сахабутдинов — российский игрок Го (6 дан), гроссмейстер, чемпион Европы в командных соревнованиях, многократный призер различных российских и международных турниров. Начинал играть в Казани, сейчас живет в Москве, руководит клубом Го в Марьино.
http://igo.iskra-net.ru/rust.html :
Гроссмейстер России, мастер 6 дана, член Президиума Федерации го России, тренер по го высшей категории, детский тренер го-клуба «Марьино». Родился в Казани в 1959 году. Образование высшее – окончил Казанский госуниверситет в 1981 г. по специальности «теоретическая механика» и аспирантуру в 1986 г. В го научился играть в 1978 году. Учителя в го – Соловьев Валерий, Васильев Алексей. 5 дан получил в 1985 году, после «Турнира сильнейших» в Москве.
В 1989 году занял второе место на Чемпионате Европы в Нише (Югославия). Представлял Европу на турнире IBM в Токио в 1990 г. Многократный призер чемпионатов СССР и России, двухкратный победитель в составе сборных СССР и России командных первенств Европы.
Активный член казанского го–клуба в 80-х – 90-х годах, участвовал в становлении Казанского го-клуба как ведущего в СССР.
В настоящее время организатор ежегодных Всероссийских Го–конгрессов при спонсорстве компании «КОНИСИ» (Япония).
Текст и фото с сайта: http://rusgolib.iponweb.net/RustamSaxabutdinov

______________________
© Авижас Анжелика

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum