Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Состояние и тенденции развития печатных СМИ Болгарии
(№2 [182] 01.02.2009)
Автор: Любомир Стойков
Любомир Стойков
Печатные медии в Болгарии находятся в состоянии динамического развития, обусловленного, с одной стороны, меняющейся втутренней и международной конъюнктурой [социальной, экономической, политической, культурной и т.д.], растущей глобализацией и все более отчетливо проявляющимися компонентами глокализации, а с другой стороны - новыми информационными технологиями, нарастающей конкуренцией, возникновением и развитием новых рыночных ниш, и потребностями читательской аудитории, которые становятся все более разнообразными.
Отношение к публикациям о Болгарии в зарубежной прессе очень показательно для содержания современной печатной периодики. Какие источники цитируются чаще всего в материалах на тему “Болгария”? Это Би Би Си, Рейтерс, Дойче веле, Франс пресс, Асошиейтед пресс, а также газеты “Гардиан” и “Файненшл таймс”. Критика каких зарубежных СМИ привлекает больше всего внимание болгарской прессы? Это прежде всего критические публикации в австрийской и немецкой журналистике. Публикации из Великобритании и России обычно отмечаются самым положительным образом, а критика связана прежде всего с вхождением Болгарии в Европейское сообщество и с жизнью самих болгар. Эти и ряд других интересных выводов содержатся в исследовании Болгарской медийной коалиции на тему: “Образ Болгарии в зарубежных медиях”, проведенном между декабрем 2004 и апрелем 2005 гг. В анализ вошли публикации 7 ежедневных газет и одной еженедельной – “24 часа”, “Труд”, “Стандарт”, “Монитор”, Сега”, “Дневник”, “Новинар” и “Капитал” [еженедельное издание]. Чтобы выяснить медийный образ Болгарии, исследователи проанализировали 810 публикаций, вышедших в 45 странах в 210 изданиях по 39 темам. Приоритетом и особым вниманием пользовались такие актуальные темы, как евроинтегрирование, криминальные деяния болгар за границей, процесс против болгарских медиков в Ливии, внутренняя политика и т.д. Негативные темы, интерпретированные зарубежными СМИ и отмеченые в болгарских газетах, связаны прежде всего с коррупцией в болгарских учреждениях, с визовыми проблемами, стоящими перед болгарскими гражданами, с проблемами образования и свободы слова. Позитивные темы, представленные болгарскими печатными изданиями на основе публикаций зарубежных СМИ, относятся преимущественно к внешней политике, к процессу в Ливии, к жизни в Болгарии, к отношениям Болгарии и НАТО, к болгарской ядерной энергетике и т.д. Результаты исследований показывают, что “В целом болгарские медии демонстрируют объективность в анализе зарубежных публикации о нашей стране. Они рефлексируют более активно на критичные публикации в адресс нашей страны, но объясняют болгарской общественности, что это вполне естественный процесс” [1].

Еще в первые годы после демократических перемен происходит настоящий бум на газетном рынке. Сотни и сотни новых газет буквально захватывали аудиторию, жаждущую плюрализма и тематического разнообразия. Большая часть нововышедших газет - это издания серьёзных и не очень серьёзных партий и организаций. Они просуществовали недолго, так как, с одной стороны, очень быстро заканчивались финансовые влияния, а с другой стороны – все больше возникал дефицит профессиональных и высококвалифицированных журналистов и редакторов. Постепенно пресса начинает фрагментироваться и профилироваться в поисках своего адекватного облика – политического, экономического, культурного и развлекательного. По данным статистических исследований можно судить о сверхизобилии газет и журналов. В 2006 г. к примеру, в Болгарии насчитывалось 760 журналов и бюллетеней годовым тиражом в 14.3 милионнов экземпляров, а газет - 440 годовым тиражом 314.2 миллиона экземпляров. Более глубокий анализ колличественного многообразия газет и журналов несомненно покажет тенденцию роста и заглавии, и тиражей [2].

Еще в первые 5-6 лет ХХІ-го века отмечается определенный спад в расспределении колличества газет на каждого человека. В 2000 г. на каждого приходилось больше всего экземпляров - 54.2 , а в 2003 г. – меньше всего – 38.1 экз. Вопреки росту в 2006г. [42.3 экз.], показатели 2000 года все еще недостижимы. Растет колличество ежедневных газет – в 2004г. их 53, а в 2006 – 63. Больше информации о периодичности и тиражах газет в Болгарии можно почерпнуть из цитированных ниже таблиц Национального статистического института:

Выпущенные газеты по периодичности [3]
Нажмите, чтобы увеличить.


Выпущенные журналы и бюллетени [4]
Нажмите, чтобы увеличить.


Можно ли утверждать, что прогноз колличественного уменьшения и постепенного вымирания столь древнего и традиционного средства массовой информации как бумажная газета, слишком пессимистичен? Не кажется ли неоправданным существование стольких газет для маленькой Болгарии? Каким образом сказывается кризис мировой прессы на болгарские прериодические издания? Как можно объяснить существующий парадокс на болгарском газетном рынке: много названий и низкие тиражи?

По данным Всемирной ассоциации газет наша страна действительно входит в число стран с самыми низкими тиражами на одного человека и с самым большим колличеством названий газет: в среднем в Болгарии в день печатаются около 80 экземпляров на 1000 человек, а в Чехии, скажем, на 1000 человек приходится почти 200 экз. в день. Если два года назад в Болгарии выпускалось более 250 ежедневных и еженедельных газет, то в Чехии их было около 100, в Венгрии – чуть больше 30.

Подобная статистика недвусмысленным образом указывает на слабое потребление газет, а следовательно и на потерю мотивации серьёзных инвесторов на газетном рынке [5]. Проф. Милко Петров делает интересный и логичный вывод по поводу метаморфоз современной болгарской газеты, отмечая, что существует конкретная причина для глубокой перемены в ее природе, сущности и физиономии. По мнению автора это можно объяснить тем обстоятельством, что постепенно ее основные функции – информировать, комментировать и развлекать, все больше изымаются электронными и интернет медиями. Не стоит однако слишком апокалиптично и фатально прогнозировать будущее газеты. Как и во всем мире, так и в Болгарии она не исчезнет, потому что: “Если что-то может исчезнуть, то это будет только материальный носитель газеты. В актуальной медийной ситуации газета все больше разрывается между бумагой и электронным сайтом, между исключительными возможностями, которые предлагает Интернет [имеется ввиду рецепция, аудитория] и все еще огромной власти и силы бумаги, у которой есть свои преданные читатели. Как долго будет продолжаться этот переходный период, трудно предсказать, но бесспорно одно – газета [все равно каким будет носитель или форма коммуникации] и в следующие века останется незаменимым средством для анализа и комментария, для углубленного осмысления проклятых вопросов действительности, которые всегда будут нас тревожить” [6].

Большая часть современных болгарских газет ищет и находит атрактивные способы [хорошо знакомые в мире] привлекать внимание потребителей и покупателей. Почти нет серьёзного и крупного печатного издания, которое не пыталось бы заманить своих реальных и потенциальных читателей при помощи разных дополнительных экстренных бонусов типа DVD, книг, разных подарков и сувениров. Практика однако показала, что подобные маркетинговые технологии могут привести к временному и ограниченному успеху. Основным условием успеха остается умение предлагать оригинальную и правдивую информацию, полноценное удовлетворение читательских интересов к новостям, анализу, советам и развлечениям, а также и адаптирование носителя [бумаги] к компьютерно опосредствованной коммуникации, новым информационным технологиям и онлайн-пространству.
Каким образом распределяется читательская аудитория ежедневных газет Болгарии? Судя по результатам национального исследования агентства “Алфа рисърч”, в сентябре 2007 г. читательская аудитория расспределялась таким образом: газета “Дневен Труд” – 15.9% [постоянная аудитория] и 38.8% [общая аудитория], газета “24 часа” – 10.4% [постоянная аудитория] и 36.8% [общая аудитория], газета “Стандарт” – 3.9% [постоянная аудитория] и 16.5% [общая аудитория]. За ними следуют газеты “Телеграф”, “7 дни спорт”, “Меридиан мач”, “Монитор”, “Новинар”, “Атака”, “Дневник”, “Сега” и др.

Читательская аудитория ежедневных газет страны. Сентябрь 2007 г. [7]


Самая большая аудитория среди еженедельных газет у газеты “Трета възраст” [Третий возраст] - 10.2% постоянной аудитории и 15.9% общей аудитории, за ней следуют две из самых распространенных сенсационных [желтых] газет: “Шок” - 3.9% постоянной аудитории и 10.6% общей аудитории и “Уикенд” – 3.4% постоянной аудитории и 7.8% общей аудитории, а четвертое место занимает газета “Седмичен Труд” – у нее 3.0% постоянной аудитории и 9.3% общей аудитории. Далее в списке идут газеты “Еврофутбол”, “168 часа”, “Пенсионер”, Вестник за жената”, “Лечител”, “Лична драма”, “Всичко за жената”, “Капитал” и др.

Читательская аудитория еженедельных газет страны [8]. Сентябрь 2007 г.


Фаворитом среди печатных издании, выходящих раз в месяц, является самое большое женское списание времен социализма – журнал “Жената днес”. Его читательская аудитория в февралье 2007г. составляла 3%. Аудитория других тоже очень популярных журналов в этой группе издании варирует как следует: журнал “Параллели” – 2.7%, “National Geographic” – 2,6 %; “Наш дом” – 2,1 %; “Cosmopolitan” – 2,1 %; “Грация” – 1,7 %, “Playboy” – 1,7 %; “Коса и стил” – 1,3 %. Наряду с ними находятся и другие хорошо знакомые на рынке журналов названия как “Ева”, “Егоист”, “Elle”, “Максимум” и др.

Читательская аудитория печатных изданий, выходящих раз в месяц. Июнь 2007 г. [9]


Многие болгарские исследователи СМИ отмечают одну из основных тенденции переходного периода Болгарии от тоталитарного к гражданскому обществу и от планового к рыночному хозайству – это сложность разграничивать таблоиды от престижной прессы, а также обращают внимание на тотальное нашествие желтой прессы, которая достигла милионный недельный тираж в период между 2000 и 2005 гг. [10]. В какой-то мере для болгарской медийной динамики показательными являются некоторые “переливания” тем, приемов, интрепретационных и содержательных акцентов из популярной в серьёзную или, как ее еще называют, – качественную прессу. По словам Орлина Спасова: “Конечно, обсуждение качественной прессы понятиями таблоидизации имеет далеко идущие последствия. Проникание характерных для таблоидов стратегии – персонализация, сентиментализм, вкус к сенсации и скандалу, акцент на развлекательность информации – в престижной прессе неизменно приводит к перемене ее информационных ценностей и ее воссприятия публикой”. [11]

Бульварная и сенсационная пресса Болгарии подобно схожим изданиям в других странах создает мифологию или говоря напрямую – пользуется ложью, фальсификациями и обманом. Среди самых грубых ее нарушений – это плагиат и несоблюдение авторских прав – творческое воровство, перепечатывание текстов, заглавии, фотографии, рубрик и т.д. У желтых газет низкая и даже часто нулевая степень достоверности, так как они часто занимают непочтенно и некорректно публикации из других изданий и при этом видоизменяют их, калечат, переиначивают. Для борьбы с недостатками и манипулятивными приемами желтой прессы необходимо хорошо знать правила и использовать все органы медийного саморегулирования – к примеру Комиссия этики в печати и Комиссия этики в электронных медиях. Эту борьбу можно вести также при помощи активного гражданского поведения и социальных организаций, содружеств в защиту от обиды и клеветы. [12]

Литература:
1. „Образът на България в чуждестранните медии”, сп. “Медиа свят”, август 2005, с. 7.
2. Статистически справочник. Република България. Национален статистически институт.София, 2007, с. 53.
3. Статистически справочник. Република България. Национален статистически институт. София, 2007 http://www.nsi.bg/SocialActivities/Culture.htm )
4. Там же.
5. Купи ми вестник. Или защо вестниците са такива, каквито са? В. “Капитал”, брой 32, 10 август 2007: http://www.capital.bg/show.php?storyid=367108
6. Петров, М. Вестникът на нашите дядовци и бащи умира, сп. “Медиа свят”, март 2005, с. 13.
7. Читателска аудитория на всекидневниците в страната през месец септември 2007. Източник “Алфа рисърч” http://www.aresearch.org/print_media.html
8. Читателска аудитория на седмичните издания в страната през месец септември 2007 Източник “Алфа рисърч” http://www.aresearch.org/print_media.html
9. Читателска аудитория на месечните издания в страната през месец февруари 2007 Източник “Алфа рисърч” http://www.aresearch.org/print_media/1261.html
10. Вж. напр. Цанкова, Св. Цит.съч., с. 197; Панайотов, Ф. Цит.съч., с. 192 и др.
11. Спасов, О. Поглед към престижната преса в Югоизточна Европа. В : Годишник на Софийския университет “Св. Климент Охридски”. Факултет по журналистика и масова комуникация. Том 12. София, 2006, с. 241.
12. Вж. по-подробно Стойков, Л. Култура и медии. СУ „Св.Климент Охридски” / „Авангард Прима”. София., 2007, с. 363 – 388.

_____________________
© Стойков Любомир
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum