Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Образование
Новые педагогические ресурсы
(№7 [187] 10.05.2009)
Автор: Евгений Лодатко
Евгений Лодатко
Начало нынешнего года было отмечено появлением в русскоязычной зоне Интернет новых педагогических ресурсов: Научно-методического журнала «Полином» (http://www.mathedu.ru/e-journal) на уже известном сайте «Математическое образование: прошлое и настоящее» и «Портала современных педагогических ресурсов» (http://www.intellect-invest.org.ua/).

Каждый из этих ресурсов (о них и пойдет речь ниже) призван решать задачи содействия информационному обеспечению педагогических работников, а также ознакомлению посетителей с результатами частнодидактических и общепедагогических исследований.

1. ПОРТАЛ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
http://www.intellect-invest.org.ua/

Портал открыл доступ к размещаемой на нем информации около полугода назад и за это время на нем побывало более 60 тыс. уникальных посетителей. Здесь сконцентрирован на сегодняшний день уже достаточно большой объем уникальной педагогической и социкультурной информации, которая постоянно обновляется и дополняется.

Целью Портала является предоставление доступа всем заинтересованным лицам к современным образовательным (педагогическим) е-ресурсам, концентрация новых педагогических источников в собственном образовательном депозитарии, содействие реализации интеллектуальных образовательных инвестиций в национальном социокультурном пространстве, которые осуществляются научно педагогическими учреждениями и благотворительными фондами.

Каждый из посетителей Портала может рассчитывать на информационную поддержку, которая заключается в предоставлении актуальной информации об образовательных мероприятиях и педагогических событиях в Украине, России и странах ближнего зарубежья, имеющиеся педагогические е-ресурсы (библиотеки, тематические собрания книг, энциклопедии, справочники, журналы, подборки статей, и т.п.).

Раздел Портала отведен под электронные периодические издания, в которых могут публиковаться статьи, содержащие результаты исследований соискателей кандидатских и докторских степеней.

Среди изданий, размещенных в настоящее время на Портале:
•     новый электронный научно-педагогический журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» (уже вышли три первых номера);
•     архив (с 1999 года) ВАКовского сборника научных трудов «Гуманизация учебно-воспитательного процесса» (Славянский государственный педагогический университет);
•     Вестник Научной школы педагогов «АКМЕ» (г. Ульяновск).

Свою страницу на Портале имеет Научная школа педагогов «Акме» (руководитель М. И. Лукьянова, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАЕ).

О школе, ее структуре, направлениях ее работы и других вопросах каждый посетитель может узнать, зайдя по адресу http://www.intellect-invest.org.ua/rus/school_akme/.

«Библиотека научно-педагогической литературы» Портала предоставляет посетителям уникальную возможность знакомиться со старыми, малоизвестными или издававшимися малыми тиражами педагогическими изданиями. Среди них русско- и украиноязычные «Дореволюционные издания», «Издания 1917-1940 гг.», «Издания 1941-1991 гг.» и «Издания с 1992 г.».

Особое место на Портале занимает постоянно обновляющийся раздел «Образование в контексте истории общества: опыт дискурсивной интерпретации», в котором для свободного доступа (и без каких-либо комментариев) выложены официальные документы и авторские материалы, характеризующие и освещающие те трансформационные и социокультурные процессы, которые происходили в системе отечественного образования с дореволюционного времени и до наших дней.

С целью содействия установлению научных контактов между специалистами, которые состоялись как ученые или только работают над обретением своего ученого статуса или получают высшее образование, обмену информацией между научный работниками и молодыми учеными, магистрантами, студентами, другими корреспондентами на Портале выделен специальный раздел «Научные контакты и знакомства».

В этом разделе каждый желающий может разместить информацию со своими анкетными данными (научного руководителя, потенциального и реального соискателя научной степени, – докторанта, аспиранта, магистранта, – специалиста, работающего над отдельными научными проблемами, преподавателя и студента вуза). Кроме того, в этой рубрике может размещаться информация научных организаций и учреждений, учебных заведений, заинтересованных в установлении научных контактов со сторонними специалистами и учащейся молодежью.

Также на Портале в отдельном разделе «Педагогические персоналии» представлена продолжающаяся подборка биографических эссе об известных педагогических личностях или официальных лицах, деятельность которых повлияла на развитие отечественного образования и педагогической науки.


2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ПОЛИНОМ»
http://www.mathedu.ru/e-journal

В январе 2009 г. вышел первый номер электронного научно-методического журнала «Полином», который посвящен вопросам преподавания математики, истории математики и истории народного образования и ориентирован на широкую аудиторию лиц, имеющих отношение к преподаванию математики: учителей, методистов, преподавателей и учащихся педвузов, историков образования.

Основная цель журнала заключается в ознакомлении читателей с исследованиями в области теории и практики обучения математике, работами по истории математики и истории математического образования.

Интересные материалы указанной тематики в печати появляются регулярно, но, к сожалению, за редким исключением они публикуются в малотиражных региональных сборниках статей или журналах, и потому практически недоступны широкой аудитории.

Задача журнала «Полином» – собирать на своих страницах такие материалы с тем, чтобы всякий желающий мог с ними ознакомиться. Однако это не означает, что все содержание журнала будет являться перепечаткой уже опубликованного в бумажных изданиях. Журнал будет публиковать и оригинальные тексты.

Научно-методический журнал «Полином» зарегистрирован в Федеральной службе РФ по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, а со временем будет зарегистрирован в научно-техническом центре «Информрегистр» и в Международном центре ISSN с присвоением соответствующего номера.

Название журнала – «Полином» – выбрано неслучайно. За словом «полином» скрывается не только математический объект, рациональная функция, но нечто большее. Слово «полином» происходит от греческого πολύς – многочисленный, обширный и латинского nomen – имя, т.е. фактически «полином» означает «много имен». Такое толкование тесно связано с основной задачей журнала: собирать на своих страницах «много имен», много статей из разных уголков страны.

Журнал имеет следующие рубрики.
•     Из истории математики (исследования по истории математики)
•     Из истории просвещения (исследования по истории математического образования и народного образования в целом, публикации оригинальных текстов деятелей прошлых эпох, архивных источников)
•     Живая история (воспоминания, дневниковые записи, протоколы заседаний и др. документы)
•     Вокруг математики (научно-популярные статьи, заметки, задачи)
•     Учим математике (статьи по методике обучения математике)
•     Размышления (идеи, концепции, наблюдения по вопросам обучения математике, образования в современном мире)
•     Дискуссия (обсуждение проблем современного образования, отклики на статьи)
•     Математики-педагоги (биографические сведения об ученых и педагогах)
•     События (заметки с конференций, семинаров)
•     Обзор книг, статей, электронных ресурсов
•     Информация (объявления о предстоящих семинарах и конференциях)

Обратим внимание, что в названии журнала присутствуют слова «научно-методический», поэтому журнал будет ориентироваться на публикацию материалов соответствующего уровня. Периодичность журнала – 1 раз в 3 месяца (4 раза в год).

В первом номере журнала История образования представлена тремя статьями: «Репетиторство в XIX веке», «Периодизация отечественного математического образования» и «Обзор архивных документов из личного фонда профессора Николая Васильевича Бугаева».

В рубрике «Живая история» помещены воспоминания Э.Э. Шноля о совместной работе с одним из старейших отечественных математиков И.М. Гельфандом. Здесь же в продолжение темы репетиторства помещен рассказ А.П. Чехова «Репетитор».

В рубрике «Вокруг математики» опубликована интересная статья Г.Б. Шабата и А.И. Сгибнева «Простые делители оберквадратов».

Методическая рубрика журнала включает обстоятельную статью М.А. Ройтберга «Игра в полоску», интересный текст дореволюционного педагога П. А. Самохвалова о введении иррациональных чисел и две статьи молодых педагогов, посвященные организации исследовательской деятельности в школе.

Статья В.В. Фирсова «Методика обучения математике как научная дисциплина» помещена в рубрику «Размышления». Автор доказывает, что методика обучения математике является наукой, обращает внимание на характерные особенности этой науки и формулирует некоторые практические рекомендации, адресованные теоретикам и практикам математического образования.

В следующей рубрике «Дискуссия» опубликован текст В. М. Бусева «Новые педагогические культы и будущее школьной математики». В статье рассматриваются некоторые популярные ныне педагогические течения – метод проектов, продуктивное обучение и компетентностный подход в образовании. Показано, как они соотносятся с обучением математике, к чему может привести внедрение обсуждаемых идей в практику работы массовой школы.

В рубрике «Математики-педагоги» помещен текст о дореволюционном методисте Д.Л. Волковском. Основное содержание текста составляет автобиография Д.Л. Волковского, обнаруженная В.М. Бусевым в Научном архиве РАО.

Книжная рубрика содержит две заметки: о пермском журнале по математике для школьников «Живая математика» и о трудах московского семинара по истории детства.

В рубрике «События» помещен отчет о работе московского семинара учебно-исследовательских работ школьников.

Завершает номер рубрика «Информация», в которой даны объявления о предстоящих семинарах и конференциях.
________________________
© Лодатко Евгений Александрович


Документы: фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории
В представленных видеодокументах – фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории.
Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum