|
|
|
Ростовский Музыкальный театр как магнит притягивает к себе талантливых людей. На его Камерной сцене четыре раза в сезон с большим успехом проходят литературно - музыкальные театрализованные концерты. Сценарист и неизменная ведущая, доцент Ростовской консерватории, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Наталья Алексеевна Мещерякова называет их «Музыкально-историческими Салонами».
Впервые я познакомилась с ней в филармонии. С Зашёл как-то у меня разговор о Мещеряковой с замечательным поэтом, старшим редактором Ростовского «ГТРК «Дон-ТР»» Николаем Михайловичем Скрёбовым. «В Наталье Алексеевне,- сказал он, - счастливо сочетается широкая эрудиция музыковеда, изящный слог журналиста и обаятельная манера общения с любым собеседником. Я думаю, именно поэтому она так быстро сумела стать практически незаменимой ведущей областного радио. Популярность её «Музыкальной гостиной» приближается к той народной любви, какой окружена «Встреча с песней» Виктора Татарского на Радио России. Судя по искренним и сердечным откликам, слушатели городов и районов Дона каждый первый и третий четверг месяца ждут встреч с Натальей Алексеевной и её талантливыми гостями». - Наталья Ивановна, приезжайте на мой юбилейный концерт, - сказал мне однажды по телефону профессор ТРТУ и одновременно известный композитор Владимир Петрович Рыжов. Среди исполнителей будет и Мещерякова. Вы слышали её голос? - Как, она ещё и певица? - удивилась я. Очередное моё открытие Мещеряковой произошло в Ростовской консерватории, где я узнала, что Наталья Алексеевна – любимый студентами преподаватель двух кафедр – истории музыки и сольного пения: ведет историю музыки, основы музыкальной теле – радиожурналистики, историю вокального искусства и основы вокальной методики.. - Она – необыкновенный человек, - говорит о Мещеряковой дочь известного композитора Георгия Михайловича Балаева Марина, музыкант, бывшая выпускница нашей консерватории. - Наташа - великолепный рассказчик с красивой образной речью, с интереснейшими педагогическими находками. Сам Георгий Михайлович добавляет: «Редко, кто умеет жить такой полнокровной жизнью. Постоянно в поездках по области в поисках новых талантов, коими так богата Донская земля. Необычайная музыкальная эрудиция сочетается в ней с тонким артистическим чутьём». И вот, наконец, я – в Музыкальном театре, на спектакле «Королева русского романса Изабелла Юрьева» уже по приглашению самой Мещеряковой. «Одно из сладчайших утешений жизни – поэзия, свободная, лёгкая, радостный дар небес…» - эти слова Фёдора Сологуба вспыхнули во мне, как только на сцене появилась Она со своим спутником. Действие происходило в самом концеХ1Х века в Москве. Шла непринуждённая светская беседа известного журналиста с кумиром публики, нашей знаменитой землячкой, певицей Изабеллой Юрьевой. Так я узнала Мещерякову как актрису, умеющую на протяжении всего спектакля держать зал в непрерывном подъёме вдохновенного напряжения. Мещерякова разворачивала перед нами увлекательную историю русского городского романса от начала ХХ столетия до наших дней. На сцене оживало прошлое, менялось время, а вместе с ним менялся романс – главное действующее лицо представления. Но во все времена он оставался отдушиной, куда изливались самые сокровенные, простые, неизменные и всем понятные человеческие чувства. Романс запрещали, изгоняли, объявляли пошлостью и мещанством, а он жил и торжествовал вопреки всем запретам. И это было торжеством самой жизни. Впрочем, жизнь романса, конечно же, зависела от того, кто и как его исполнял. Но всегда находились артисты, которые превращали каждый романс в маленький шедевр. Не выпуская из рук все нити яркого сценария, Да простят меня другие участники спектакля, талантливые и обаятельные артисты Музыкального театра (практически все – выпускники нашей консерватории), но без Мещеряковой во всех её артистических ипостасях: сценариста, ведущей, певицы не смог бы состояться этот удивительный концерт. Мещерякову в Ростове знают, именно «на неё» ходят. Впрочем, сама Наталья Алексеевна категорически не согласна с такой оценкой и считает, что ей очень повезло с тем, что именно в Ростовском музыкальном театре с его нынешними руководителями, музыкантами, артистами осуществляются её замыслы. - Украшение наших спектаклей, - говорит Наталья Алексеевна – блестящий театральный квартет «Бенефис». Нам повезло с аккомпаниатором высочайшего уровня, лауреатом международных конкурсов Эллой Рабинович, талантливым концертмейстером Музыкального театра Лидией Журавлёвой. Приглашённый для участия в этой программе инструментальный дуэт «Артис» (Светлана Мажукина – баян и Инна Пилипенко – аккордеон) вместе с артистами балета необычайно тонко и точно воспроизвели дух эпохи – неповторимую атмосферу послевоенной танцплощадки. Все участники представления получили заслуженные бурные аплодисменты публики: Юрий Алёхин, лауреат международных конкурсов Татьяна Климова, Елена Морозова, Оксана Созаева, артисты миманса и блистательный танцор Пётр Ковалёв, лауреат международных конкурсов Павел Белоусов и заслуженная артистка России Марина Красильникова – каждый романс и дуэт в их исполнении становится настоящим миниспектаклем. Это – было началом моей беседы с Мещеряковой после концерта.. - Наталья Алексеевна, - спрашиваю я, - какая из Ваших многочисленных ипостасей Вам дороже всего? -Певица, - отвечает, не задумываясь. - Но ведь Вы всё же выбрали музыковедческое образование? - У меня два консерваторских образования, два диплома, музыковедческий и вокальный. В результате мне часто приходится выступать в обоих амплуа: и петь и вести концерт. И так на протяжении последних пятнадцати лет. - А с чего начинался Ваш путь в музыку? - Я - родом из детства. Мама рассказывала мне оперы вместо сказок. После этого я уже никогда не терялась в отношениях оперных героев и любовных линиях сюжета. Арию Джильды из «Риголетто» пою с четырёх лет. Когда меня спрашивали: «Как тебя зовут?», - я отвечала: «Джильда». Чего только я не пела в нашем дворе: алябьевского «Соловья», оперные арии, романсы. Моя мама – концертмейстер Музучилища и Музпедучилища в г. Орджоникидзе, где мы тогда жили, брала меня с собой на занятия с вокалистами. Мама рассказывала; «Студенты не могут взять ноту, а ты как возьмёшь!». Большую роль для моей нынешней работы в Музыкальном театре играют воспоминания о прадедушке, который общался с окружающими языком романсов. Когда дочь-гимназистка просила у него, например, денег, он отвечал словами популярного романса «Уголок» - из репертуара Вари Паниной, которую он слышал в концерте: «Я – не для вас, а Вы – не для меня…» и уходил. Кстати, прадедушка пел в Придворной певческой капелле. Родной брат отца был тенором, очень близким по звучанию голосу Нэлеппа. Сам Нэлепп отмечал это. Певицей была и двоюродная бабушка. Прозоровский звал её к себе работать. - Наталья Алексеевна, Вы окончили Ростовскую консерваторию? - Да. Но перед этим после музыкальной школы было музучилище в Мурманске, куда мы переехали, затем поступление в филиал Ленинградской консерватории в Петрозаводске, затем - переезд в Ростов. Работала и училась. После окончания теоретического отделения Ростовской консерватории – очная аспирантура в Ленинградской консерватории; затем, уже работая в Ростовской консерватории, я окончила в ней вокальный факультет. Уже 20 лет веду передачи на Ростовском радио. Регулярно провожу циклы музыкально-просветительских концертов, со своей группой «Ретро» регулярно выступаю в разных городах – в Ростове, Таганроге, Новочеркасске. А презентация моего вокального диска состоялась в Вене. Я с удовольствием исполняю музыку ростовских композиторов. Очень дорожу творческой поддержкой регионального отделения Всероссийского музыкального общества и благодарна своим коллегам, всем, кто делится со мной своими знаниями – особенно признательна моему другу и наставнику, легендарной Анне Антоновне Соколовой. И, конечно, счастлива своим общением со студентами – мне выпала честь учить талантливых музыкантов! - А как случилось, что Вы стали работать в Музыкальном театре? - О, тесные контакты с Музыкальным театром возникли с первых дней его существования в Ростове. Я его очень люблю, горжусь его успехами и сделала много радиопередач о нём. А потом, вот, пришла идея, организовать Музыкально-исторические салоны. В театре меня поддержали, и моей признательности нет границ. - Говорят, что на очередной Салон все билеты давно уже распроданы. - Да, мне тоже сказали об этом. Когда, поблагодарив Наталью Алексеевну, я покидала театр, самые последние зрители-слушатели ещё одевались в гардеробе, и я услышала, как кто-то произнёс именно о Мещеряковой слова, которые вертелись на кончике моего языка: «О таких женщинах говорят: «Её поцеловал Бог!». ___________________________ © Боровская Наталья Ивановна © Фотографии Марии Ким |
|