Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
Талант и обаяние Натальи Мещеряковой
(№7 [187] 10.05.2009)
Автор: Наталья Боровская
Наталья Боровская
Ростовский Музыкальный театр как магнит притягивает к себе талантливых людей. На его Камерной сцене четыре раза в сезон с большим успехом проходят литературно - музыкальные театрализованные концерты. Сценарист и неизменная ведущая, доцент Ростовской консерватории, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Наталья Алексеевна Мещерякова называет их «Музыкально-историческими Салонами».

Впервые я познакомилась с ней в филармонии. С
Нажмите, чтобы увеличить.
сумкой-магнитофоном через плечо радиожурналист Мещерякова брала интервью у пианиста Анатолия Гололобова, только вернувшегося после блистательных зарубежных гастролей. Вопросы диалога были лаконичны, точны, разносторонни. Оказалось, что музыкальные передачи Ростовского радио, столь богатые открытиями новых талантов, - это её работа. Сейчас они идут в эфир под названием «Музыкальная гостиная».
Зашёл как-то у меня разговор о Мещеряковой с замечательным поэтом, старшим редактором Ростовского «ГТРК «Дон-ТР»» Николаем Михайловичем Скрёбовым. «В Наталье Алексеевне,- сказал он, - счастливо сочетается широкая эрудиция музыковеда, изящный слог журналиста и обаятельная манера общения с любым собеседником. Я думаю, именно поэтому она так быстро сумела стать практически незаменимой ведущей областного радио. Популярность её «Музыкальной гостиной» приближается к той народной любви, какой окружена «Встреча с песней» Виктора Татарского на Радио России. Судя по искренним и сердечным откликам, слушатели городов и районов Дона каждый первый и третий четверг месяца ждут встреч с Натальей Алексеевной и её талантливыми гостями».

- Наталья Ивановна, приезжайте на мой юбилейный концерт, - сказал мне однажды по телефону профессор ТРТУ и одновременно известный композитор Владимир Петрович Рыжов. Среди исполнителей будет и Мещерякова. Вы слышали её голос?

- Как, она ещё и певица? - удивилась я.

Нажмите, чтобы увеличить.
- Да, и замечательная. Диапазон – две с половиной октавы. Сразу и сопрано, и меццо-сопрано.
Очередное моё открытие Мещеряковой произошло в Ростовской консерватории, где я узнала, что Наталья Алексеевна – любимый студентами преподаватель двух кафедр – истории музыки и сольного пения: ведет историю музыки, основы музыкальной теле – радиожурналистики, историю вокального искусства и основы вокальной методики..

- Она – необыкновенный человек, - говорит о Мещеряковой дочь известного композитора Георгия Михайловича Балаева Марина, музыкант, бывшая выпускница нашей консерватории.

- Наташа - великолепный рассказчик с красивой образной речью, с интереснейшими педагогическими находками.

Сам Георгий Михайлович добавляет: «Редко, кто умеет жить такой полнокровной жизнью. Постоянно в поездках по области в поисках новых талантов, коими так богата Донская земля. Необычайная музыкальная эрудиция сочетается в ней с тонким артистическим чутьём».
И вот, наконец, я – в Музыкальном театре, на спектакле «Королева русского романса Изабелла Юрьева» уже по приглашению самой Мещеряковой.

«Одно из сладчайших утешений жизни – поэзия, свободная, лёгкая, радостный дар небес…» - эти слова Фёдора Сологуба вспыхнули во мне, как только на сцене появилась Она со своим спутником. Действие происходило в самом концеХ1Х века в Москве. Шла непринуждённая светская беседа известного журналиста с кумиром публики, нашей знаменитой землячкой, певицей Изабеллой Юрьевой. Так я узнала Мещерякову как актрису, умеющую на протяжении всего спектакля держать зал в непрерывном подъёме вдохновенного напряжения.
Мещерякова разворачивала перед нами увлекательную историю русского городского романса от начала ХХ столетия до наших дней. На сцене оживало прошлое, менялось время, а вместе с ним менялся романс – главное действующее лицо представления. Но во все времена он оставался отдушиной, куда изливались самые сокровенные, простые, неизменные и всем понятные человеческие чувства. Романс запрещали, изгоняли, объявляли пошлостью и мещанством, а он жил и торжествовал вопреки всем запретам. И это было торжеством самой жизни. Впрочем, жизнь романса, конечно же, зависела от того, кто и как его исполнял. Но всегда находились артисты, которые превращали каждый романс в маленький шедевр.

Не выпуская из рук все нити яркого сценария,
Нажмите, чтобы увеличить.
Наталья Мещерякова пела романсы из репертуара выдающихся исполнителей, Нет, она не просто пела, она создавала из них свои маленькие спектакли. Её голос с красивой вибрацией звучал одинаково выразительно и в верхнем, и в нижнем регистрах и, что самое главное, с неповторимыми интонациями тех певиц, в которых она перевоплощалась. Казалось, мы видели живую Юрьеву, Церетели, Панину. На сцене совершалось чудо, волшебство, спиритический сеанс.
Да простят меня другие участники спектакля, талантливые и обаятельные артисты Музыкального театра (практически все – выпускники нашей консерватории), но без Мещеряковой во всех её артистических ипостасях: сценариста, ведущей, певицы не смог бы состояться этот удивительный концерт. Мещерякову в Ростове знают, именно «на неё» ходят.

Впрочем, сама Наталья Алексеевна категорически не согласна с такой оценкой и считает, что ей очень повезло с тем, что именно в Ростовском музыкальном театре с его нынешними руководителями, музыкантами, артистами осуществляются её замыслы.
- Украшение наших спектаклей, - говорит Наталья Алексеевна – блестящий театральный квартет «Бенефис». Нам повезло с аккомпаниатором высочайшего уровня, лауреатом международных конкурсов Эллой Рабинович, талантливым концертмейстером Музыкального театра Лидией Журавлёвой. Приглашённый для участия в этой программе инструментальный дуэт «Артис» (Светлана Мажукина – баян и Инна Пилипенко – аккордеон) вместе с артистами балета необычайно тонко и точно воспроизвели дух эпохи – неповторимую атмосферу послевоенной танцплощадки. Все участники представления получили заслуженные бурные аплодисменты публики: Юрий Алёхин, лауреат международных конкурсов Татьяна Климова, Елена Морозова, Оксана Созаева, артисты миманса и блистательный танцор Пётр Ковалёв, лауреат международных конкурсов Павел Белоусов и заслуженная артистка России Марина Красильникова – каждый романс и дуэт в их исполнении становится настоящим миниспектаклем.
Нажмите, чтобы увеличить.

Это – было началом моей беседы с Мещеряковой после концерта..
- Наталья Алексеевна, - спрашиваю я, - какая из Ваших многочисленных ипостасей Вам дороже всего?
-Певица, - отвечает, не задумываясь.
- Но ведь Вы всё же выбрали музыковедческое образование?
- У меня два консерваторских образования, два диплома, музыковедческий и вокальный. В результате мне часто приходится выступать в обоих амплуа: и петь и вести концерт. И так на протяжении последних пятнадцати лет.
- А с чего начинался Ваш путь в музыку?
- Я - родом из детства. Мама рассказывала мне оперы вместо сказок. После этого я уже никогда не терялась в отношениях оперных героев и любовных линиях сюжета.

Арию Джильды из «Риголетто» пою с четырёх лет. Когда меня спрашивали: «Как тебя зовут?», - я отвечала: «Джильда». Чего только я не пела в нашем дворе: алябьевского «Соловья», оперные арии, романсы.
Моя мама – концертмейстер Музучилища и Музпедучилища в г. Орджоникидзе, где мы тогда жили, брала меня с собой на занятия с вокалистами. Мама рассказывала; «Студенты не могут взять ноту, а ты как возьмёшь!».
Большую роль для моей нынешней работы в Музыкальном театре играют воспоминания о прадедушке, который общался с окружающими языком романсов. Когда дочь-гимназистка просила у него, например, денег, он отвечал словами популярного романса «Уголок» - из репертуара Вари Паниной, которую он слышал в концерте: «Я – не для вас, а Вы – не для меня…» и уходил. Кстати, прадедушка пел в Придворной певческой капелле. Родной брат отца был тенором, очень близким по звучанию голосу Нэлеппа. Сам Нэлепп отмечал это. Певицей была и двоюродная бабушка. Прозоровский звал её к себе работать.
Нажмите, чтобы увеличить.

- Наталья Алексеевна, Вы окончили Ростовскую консерваторию?
- Да. Но перед этим после музыкальной школы было музучилище в Мурманске, куда мы переехали, затем поступление в филиал Ленинградской консерватории в Петрозаводске, затем - переезд в Ростов. Работала и училась. После окончания теоретического отделения Ростовской консерватории – очная аспирантура в Ленинградской консерватории; затем, уже работая в Ростовской консерватории, я окончила в ней вокальный факультет. Уже 20 лет веду передачи на Ростовском радио. Регулярно провожу циклы музыкально-просветительских концертов, со своей группой «Ретро» регулярно выступаю в разных городах – в Ростове, Таганроге, Новочеркасске. А презентация моего вокального диска состоялась в Вене. Я с удовольствием исполняю музыку ростовских композиторов. Очень дорожу творческой поддержкой регионального отделения Всероссийского музыкального общества и благодарна своим коллегам, всем, кто делится со мной своими знаниями – особенно признательна моему другу и наставнику, легендарной Анне Антоновне Соколовой. И, конечно, счастлива своим общением со студентами – мне выпала честь учить талантливых музыкантов!

- А как случилось, что Вы стали работать в Музыкальном театре?
- О, тесные контакты с Музыкальным театром возникли с первых дней его существования в Ростове. Я его очень люблю, горжусь его успехами и сделала много радиопередач о нём. А потом, вот, пришла идея, организовать Музыкально-исторические салоны. В театре меня поддержали, и моей признательности нет границ.
- Говорят, что на очередной Салон все билеты давно уже распроданы.
- Да, мне тоже сказали об этом.
Когда, поблагодарив Наталью Алексеевну, я покидала театр, самые последние зрители-слушатели ещё одевались в гардеробе, и я услышала, как кто-то произнёс именно о Мещеряковой слова, которые вертелись на кончике моего языка: «О таких женщинах говорят: «Её поцеловал Бог!».
Нажмите, чтобы увеличить.

___________________________

© Боровская Наталья Ивановна
© Фотографии Марии Ким
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum