Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Если музыка в судьбе...
(№9 [189] 20.06.2009)
Автор: Маргарита Белованова
Маргарита Белованова
В этом году исполнилось ровно 20 лет, как я работаю в музыкальной школе №7 г. Ростова на Дону – в той самой школе, в которую я, будучи шестилетним ребёнком, пришла учиться… Сейчас я не мыслю себя без музыки, вне педагогики, а тогда… тогда, проучившись два месяца, я бросила школу.
Родилась я в семье потомственных музыкантов. Дедушка – скрипач, папа и мама – преподаватели народных инструментов. Папа получил блестящее образование в Москве и был не только великолепным исполнителем, но и дирижёром.
Нажмите, чтобы увеличить.


Музыкальная школа только открывалась – это был её первый набор. В школу я поступила легко т.к. с самого раннего детства хорошо пела и танцевала – я вообще привыкла, что мною всегда восхищаются, но уже с первых уроков всё пошло как-то не так. Моя первая учительница всё время была чем-то недовольна и возмущалась, как это я пришла в школу, не зная ни нот, ни клавиш – «а ещё такая семья!». А ведь новенькое фортепиано нам привезли буквально накануне, и оно было такое красивое! На уроках мне было скучно и абсолютно неинтересно.
Точку в моей музыкальной карьере поставил П.И. Чайковский. Я честно трудилась над «Старинной французской песенкой» три дня и шла на урок с чувством выполненного долга. Получив двойку – такую жирную, на полстраницы – я даже не плакала…
Столько лет прошло с тех пор, но тот день я помню в мельчайших подробностях. Помню где и, главное, как сообщила маме о двойке, уже в тот момент я решила, что никогда больше не буду заниматься музыкой. Уговоры родителей ничего не дали. К этому учителю я больше не пошла…

Наверное, они могли заставить меня, но, к счастью, не сделали этого – я всё равно рано или поздно ушла бы из школы и, скорее всего, возненавидела бы музыку. Ведь в основе любви к любому предмету, а в музыке особенно, лежит любовь к педагогу, и любовь эту нужно завоевать. Двойка для ребёнка – это показатель, что он плохой, что его не любят. Я никогда не ставлю двойки своим ученикам и очень не люблю «Старинную французскую песенку». Итак, я категорически отказалась учиться музыке…

Однажды мама сказала: «Собирайся, сегодня мы идём в гости». В гости ходить я любила, и с радостью побежала наряжаться. Идти пришлось недолго, в соседний подъезд, но в гостях мне понравилось. Там были кошки, пироги и рояль! Не знаю, что произвело на меня большее впечатление, но то, что рояль был не на последнем месте, это точно. Учительницу звали Валентина Васильевна Снитко. Она вкусно готовила, часто улыбалась, много играла на фортепиано и никогда меня не ругала. Она с отличием закончила московскую консерваторию и очень гордилась дружбой со своим однокашником – известным дирижёром Евгением Светлановым.
Нажмите, чтобы увеличить.
В течение нескольких лет я занималась у неё дома, а когда вновь вернулась в школу, нам достался класс с роялем! Кстати, на одном из первых уроков я обязательно показываю детям рояль, и, поверьте, он и сейчас умеет производить впечатление.
Из первого школьного набора в профессии осталось всего 5 человек. Дабахов Василий – он работает в оркестре Ростовской Государственной филармонии, и четверо пианистов: Галя Певзнер (Наливайченко Г.Н.), Таня Проценко (Голубева Т.А.), Дима Негримовский и я – Маргарита Соснина (по мужу – Белованова).

Сразу по окончании Училища Искусств, девочки вернулись в родную школу. Проработав около 15 лет, Галя Певзнер уехала в Израиль, где живёт и сейчас, а Таня Проценко до сих пор работает в школе, и преподаёт фортепиано и синтезатор.
Дмитрий Негримовский начал писать музыку ещё будучи студентом фортепианного отделения РУИ. В институте он уже учился на теоретико-композиторском отделения... А дальше… Не знаю, кому повезло больше – ТЮЗу или ему. Думаю, это было взаимовыгодное сотрудничество. Для Димы пребывание рядом с более раскованными и свободными детьми Мельпомены, опьяняющий, творческий дух театрального закулисья, ощущение своей значимости и интересный материал для работы стали мощным толчком в его творчестве. Что же касается ТЮЗа… Уверена, годы пребывания Д. Негримовского в театре не просто совпали, но напрямую способствовали расцвету театра. Музыка, написанная к спектаклям «Пугачёв», «Остров капитана Блада» и многим другим, дала ТЮЗу новое дыхание, открыла его с новой стороны. А спектакль «Собаки» на долгие годы стал визитной карточкой Ростовского театра. Это был культовый спектакль. Наше поколение смотрело его не один раз и помнит до сих пор. При этом в общении Димка всегда оставался абсолютно «незвёздным», очень обаятельным человеком. Мне это известно очень хорошо, так как мы вместе с ним пели в ансамбле казачьей песни под руководством Т.С. Рудиченко, и даже ездили на гастроли в Испанию. О нашем ансамбле киностудией Дон-ТР был снят фильм «Цветы лазоревые».
Нажмите, чтобы увеличить.


Сейчас Дмитрий Негримовский живёт во Франции, в городе Леманн. Там он продолжает писать музыку, теперь, правда, в основном хоровую, и преподаёт фортепиано.
Я же по окончании консерватории вернулась в родную школу. За эти годы было много талантливых детей, многие неоднократно становились лауреатами различных конкурсов, но музыкантами стали единицы.
Больше всего среди моих выпускников психологов, экономистов и журналистов. Они все состоялись. Они успешные люди. Я рада, что они смогли найти себя.
Известная фраза: «Можешь не писать – не пиши», на мой взгляд, как нельзя кстати, подходит для педагогики вообще, а для музыкальной в особенности. Учитель – это потребность делиться с другим человеком всем, что умеешь, и даже больше – и это я не для красного словца. Парадокс в том, что настоящий Учитель всегда лучше, сильнее себя – ученика, исполнителя. Ради чужого по сути человека Учитель находит в себе такие таланты и знания, о которых даже не подозревал. Готовность жертвовать тем, чем другие жертвовать не могут – это отличительная черта не только победителей, но и Учителей. Именно поэтому многие талантливые и даже выдающиеся исполнители не становятся учителями. Их психология – это психология конкурсанта, нацеленного на победу. Учитель настроен на проигрыш! Он мечтает быть побеждённым своими учениками, и их победами гордится гораздо больше, чем своими.
Мне в жизни очень повезло – на моём пути встретился именно такой Учитель. Правда, таких учеников, как я, у неё тысячи. И всех она любит, и на всех у неё находится время, и каждому она дарит частичку своей души. Это профессионал высочайшего класса. Её имя знают все музыканты Ростова, Москвы и Санкт-Петербурга. Её ученикам рукоплескали в Японии и Америке, Германии и Польше, Италии и Финляндии. Её имя – Зайцева Наталья Ивановна.

Нажмите, чтобы увеличить.
Она преподавала в консерватории педпрактику, и мне посчастливилось попасть к ней. После училища, где мой педагог по этому предмету неустанно мною восхищалась, я уже считала себя великим педагогом. И вдруг – Наталья Ивановна! Тут же мой нимб был потерян, но с какой радостью. Её уроки были потрясающи. Для меня они стали самыми любимыми. Мы успевали и позаниматься, и посмеяться, и о жизни поговорить. Она с первого же урока с лёгкостью влюбляла в себя и маленького ребёнка, и студента, так как прекрасно понимала, что только в удобренную любовью почву можно бросать зёрна знаний. Она всегда умела, не потеряв высочайшего уровня, превратить урок в игру как способ преподнесения информации.
Правда, бывают и другие учителя. Как-то на собрании театрального отделения, куда с восторгом прибежал учиться мой младший сын, я пожелала преподавателю (не буду называть её имени), чтобы каждый урок был радостным, был сказкой, игрой. В ответ услышала раздражённое: «Я что, клоун? Может, вы думаете, я перед ними танцевать буду?». Мне стало даже как-то не по себе. Ведь учитель, который даже не понимает, о чём идёт речь, – это не учитель. Дети стали уходить от неё уже через два месяца. Через год не осталось никого. И это было предопределено.
«90 процентов свободного времени дети борются со скукой… Скука – приговор окончательный и обжалованию не подлежит!» (Леви В.Л. «Нестандартный ребёнок» – М.: «Знание»,1988 г.)

Детская Музыкальная школа №7 г. Ростова-на-Дону, какая она?
Нажмите, чтобы увеличить.

Как любой живой организм, школа подстраивается под реалии сегодняшнего дня. Увеличилось количество преподавателей-гитаристов, параллельно с классическим фортепиано преподаётся синтезатор. Открылись эстрадно-джазовое, вокальное, хореографическое отделения. На эстетическом отделении обучаются дети с четырёх лет. В этом возрасте подавляющему большинству малышей из-за чисто физиологических особенностей ещё рано заниматься на инструменте, а вот развитием слуха, ритма, накоплением музыкальных впечатлений и образов – самое время. Именно для этих малышей была написана мною в 2007 г. «Азбука пения для самых маленьких». В ней есть песенки на двух-трёх нотках (самые трудные не превышают диапазона «до»-«ля»). Есть песенки, где нужно не столько петь, сколько «играть», есть даже сказка, но самое главное, с помощью этих песенок можно легко и с удовольствием получить важную, серьёзную информацию, выучить огромное количество специальных терминов и получить необходимые навыки. Мне хотелось написать такие песенки, чтобы и учителям, и детям было интересно на уроках…
Нажмите, чтобы увеличить.


А в этом году я встретилась с Эллионорой Леончик – ростовским поэтом, автором пяти поэтических сборников, организатором и руководителем «ЛиРЫ», которая сама не зная того, 20 лет назад открыла для меня поэзию. Мне, тогда ещё совсем девчонке, она подарила только что изданный сборник стихов. «Вишнёвая горечь» произвела на меня огромное впечатление. По своей привычке я не только молча, в одиночестве читала-перечитывала эту книгу, впитывала эмоции, страдала вместе с героиней книги, но и всем направо и налево рассказывала о ней, восторгалась и давала почитать… В результате эту книгу мне не вернули…
Так вот именно с Эллионорой, спустя столько лет, нас столкнула судьба, и мы создали несколько совместных проектов.
Совсем скоро будет выпущен сборник песен для детей 6-11 лет – «Песенки-куролесинки» и «Мой восточный гороскоп». Все песни написаны в удобном для детей диапазоне, в разных стилях и жанрах. Современные, игровые, «мультяшные» тексты очень нравятся детям и быстро выучиваются ими. К сборнику будет прилагаться аудиодиск, на котором в исполнении ансамбля «Апрелинки» записаны все песенки из сборника.

«Апрелинки» – это не профессиональный ансамбль. Все дети – это мои ученики по классу фортепиано. Они с удовольствием поют, выступают и с нетерпением ждут выхода сборника в свет – ведь аккомпанемент всех без исключения песен сделан таким образом, что ученики 3-5 классов легко могут его сыграть. Правда, есть у меня ученик – ему только что исполнилось 8 лет, – который самостоятельно подобрал несколько самых любимых песенок, причём сделал это блестяще…

Второй наш проект – мюзикл «33 истории о том, как Аня учила азбуку, а вместе с ней…». Эта книга – универсальная. Во-первых, – это художественное произведение, которое родители могут читать детям просто как интересную книгу, при этом опосредованно, ненавязчиво изучая с малышами азбуку через поэтический и музыкальный образ. Во-вторых, – это учебник, по которому учителя общеобразовательных и музыкальных школ, а также музыкальные руководители детских садов и студий смогут заниматься с детьми пением, а соответственно и развитием их музыкальных способностей. В-третьих, книгу можно «ставить» как мюзикл в детском театре.
Форма подачи материала – интрига: что будет дальше, какие приключения ждут Аню и её друзей. Это, кстати, не только вызовет интерес у ребёнка задолго до начала урока, но и поможет запомнить необходимую информацию легко, с улыбкой.
Прочитанная когда-то фраза: «Знание, усвоенное без радости, не усвоено» (Леви В.Л. «Нестандартный ребёнок» – М.: «Знание», 1988г.), должна являться, по-моему, ключевой для работы любого педагога. Во всяком случае, для моей работы – идёт ли речь об обучении на фортепиано или о написании песенок и пьес для детей, она таковой является.
Вторая часть этой книги – песни, рассчитанные на детей того же возраста, что и «Куролесинки», но возможностей их применения ещё больше. «Времена детства» – это не только времена года, но и пространство любимых детских праздников, дефицит песен о которых особенно сильно ощущается в современной России.

Нажмите, чтобы увеличить.
В стадии работы ещё один проект – сказка «Гуси-Лебеди» (адаптированная версия). Все арии написаны в той же современной манере с элементами джаза, что и предыдущие проекты. Они уже готовы, более того, проверены на детях, в чьих сердцах нашли горячий отклик и желание исполнять их.
Все эти три проекта осуществились за три месяца и на одном дыхании. Никогда не думала, что композиторская деятельность станет частью моей судьбы.

Сегодня в ДМШ № 7 работает много хороших преподавателей, их ученики гордость школы. Только за последние 3 года в конкурсах различных уровней приняли участие 1176 учащихся и 7 коллективов школы. Из них 442 учащихся школы получили звания лауреатов и дипломантов. Каждый год на отчётном концерте школы мы слышим новые имена, зажигаются новые звёздочки. Кто-то из них, возможно, станет знаменитым скрипачом или пианистом, а кто-то – просто учителем…


Подписи к фотографиям (сверху вниз):
1. Ансамбль «Апрелинки». Дебют.
2. Лауреат Обл. фестиваля юных исполнителей, учащаяся 1-го класса Колосова Ксения, преп. Заслуженный деятель ВМО Горлова Н.Н.
3. Лауреаты областного конкурса юных исполнителей – ансамбль скрипачей под рук. Заслуженного деятеля ВМО Зибаревой В.В.
4. Лауреаты Международного фестиваля «АРТ-транзит» (Москва) – уч-ся хореографического отд. под рук. канд. пед. наук Брилёвой Е.А.
5. Лауреаты зонального конкурса Иванюк Екатерина (флейта) и Фасулаки Степан (ф-но), преп. Белованова М.Е.
6. Они же. Вкус победы.
7. Преподаватель Маргарита Белованова с учениками.
_________________________
© Белованова Маргарита – текст.
© Леончик Эллионора - фотографии

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum