Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Коммуникации
К вопросу о методике исследования телевизионных каналов
(№11 [191] 01.08.2009)
Автор: Евгения Корнилова
Евгения Корнилова
Сегодня телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражающая общесоциальные тенденции. Электронные СМК, несмотря на многие трудности и ошибки, остаются одной из тех немногих сфер в России, которая не сворачивает объемы, а растет.
Проводя теоретико-методологический анализ телевидения, мы опираемся на такие категориальные понятия, как предмет методологии, которым является взаимодействие системы знаний (теория) и системы деятельности (метод), учитывая, что методология – это система общих и частных методов научного анализа. Это дает основание различать в структуре методологии две стороны: теоретическую методологию и теоретическую практику.
Типологический анализ телеканалов предполагает знание типологии. Современный этап развития теории телевидения характеризуется большим количеством исследовательских и «прикладных» работ, содержащих в названиях глав и параграфов термины «тип» и «типология», но не раскрывающих проблему и даже не имеющих ее постановки, соответствующей современному уровню развития гуманитарной науки, нередко подменяя типологию описанием отдельных видов и жанров телевидения.

Обилие терминологических неопределенностей в научной и научно-популярной литературе исследователи А.В. Западов и Е.А. Корнилов связывают прежде всего с тем, что в журналистской науке не в полной мере осознано определение объема понятий «тип», «типология», «типоформирующий фактор», «типологическая характеристика», «типологизация» и «типизация» [1], нет общепризнанного теоретического обоснования категорий, определяющих типы, закономерности и методологию типологии. А существующие в научной литературе воззрения, касающиеся типологии, направлены, в основном, на выяснение типоформирующих признаков, которые одновременно рассматриваются и как основа типологических классификаций.
А.И. Акопов выводит десять «основных типоформирующих признаков»: издающий орган, читательская группа, задачи и программа, авторский состав, внутренняя структура, жанры, оформление, периодичность, объем, тираж. [2] При этом каждый из названных признаков, в свою очередь, разбивается на несколько составляющих и, взятый изолированно, не может претендовать на роль «достаточного», то есть полностью создающего тип издания.
Данная типологическая схема относится ко всем СМИ в целом и может служить опорой для последующего анализа непосредственно объекта нашего исследования – телевидения.

Независимо от технической и организационной базы реализа¬ции вещательной деятельности любой действующий или вновь со¬здаваемый телеканал будет непременно обладать одним или не¬сколькими указанными типологическими признаками.
«Тип» – это фундаментальное понятие типологии, первичная категория, определяющая существование этой области научного знания. Е.А. Корнилов [3] акцентирует внимание на том, что исторический тип определяется общественно-экономической формацией, а типоформирующие (типообразующие) факторы, рассматриваемые в пределах одной общественно-экономической формации, определяются тремя главными родовыми элементами массовых коммуникаций: «субъект управления – журналистика – объект управления»… А поскольку «функция… предопределяет все принципиальные особенности [4], «целевое назначение – первичный фактор, от которого часто зависят другие характеристики» [5], то типоформирующими факторами, соответствующими родовым элементам журналистики, могут быть три: издатель, целевое назначение (функция) издания, аудиторная группа. Совокупность всех трех типоформирующих факторов определяет важнейшие черты типа – типологические характеристики, которые всегда вторичны и следуют из типоформирующих факторов.
Применительно к телевидению приведенная выше формула выглядит следующим образом: «субъект управления – ТВ – объект управления», таким образом, типоформирующими факторами, соответствующими родовым элементам телевидения, будут являться следующие: учредитель, телеканал, зритель.

Все три фактора находятся в неразрывной связи и взаимном влиянии, характеристика любого из них дает известное представление о других факторах. Так, именно учредитель определяет концепцию телевизионного вещания, которое, в свою очередь, влияет на выбор аудиторной группы и также, в значительной степени, определяется ею.
Для более детального рассмотрения возможных черт типов телеканалов необходимо описание типологических характеристик, которые, в отличие от типоформирующих факторов, представляющих собой методологическую, определяющую, фундаментальную категорию, подвижны и подвержены эволюциям, порой – резким. Кроме того, количество воспроизводимых типологических черт при характеристике того или иного предмета, явления может варьироваться в зависимости от конкретных целей исследования. Для анализа телеканалов, например, важнейшими являются: особенности содержания, сфера отображаемой действительности, программирование, жанры, авторский состав. Другие, известные нам типологические черты, выведенные для исследования печатных изданий, такие как периодичность, тираж и др., не могут быть задействованы в анализе телевизионных каналов.

Схема типологического анализа телевизионных каналов:

Общая характеристика:
- Название.
- Адрес, телефон, факс, E-mail, сайт.
- Производство (отечественное, зарубежное.
- Дата начала вещания, основные этапы развития.

Типоформирующие характеристики:
- Вещатель (учредитель). По форме собственности и финансированию: государственный; платный (абонентская плата); общественный; коммерческий (реклама, спонсорство); арендный.
- Основные направления вещания (цели, задачи, функция, назначение).
- Способ реализации (диапазон вещания - метровый, дециметровый; способ вещания - эфирный, кабельный, спутниковый, эфирный + кабельный, спутниково-кабельный, дециметровый + кабельный)
- Охват территории: глобальный, федеральный, местный (региональный, городской, районный).
- Аудитория (по адресному признаку: общий, специализированный: для детей; для молоде¬жи; для женщин; для мужчин, для пенсионеров; для домо¬хозяек и т.д.; по национальному признаку: республиканская программа; про¬грамма для национальных групп населения; программа для про¬живающих вне территорий своих национальных образований), язык вещания.
- Кадровый состав работников (количественные, образовательные и профессиональные характеристики).
- Внутренняя структура организации работы и управления (иерархическая лестница).

Типологические признаки:
- Сфера отображения действительности (По специализации программ: общие и специализированные (по тематическому признаку: информация, музыка, кино, спорт, куль¬тура и искусство, эротика, религия и т.д.)
- Программирование (концепция, особенности и специфика канала, жанры, компьютерное оформление, рубрики, тематика, время и частота выхода программ, ведущие, авторский состав, спонсорство, наличие и объем рекламы, дата первого выхода в эфир).
- Периодичность (круглосуточно, определенное время или плавающий график вещания).

Формальные признаки:
- Объем вещания (количество часов в сутки). Из них: ретрансляция программ других каналов составляет … часов, общий объем рекламы - … часов, «своя» реклама - … часов, собственные информационные программы - … часов, художественно-публицистические – … часов, музыкальные, развлекательные, ток-шоу - … часов, другие - … часов).
- Формат работы студийного оборудования.

Данная структура теоретико-типологического анализа ТРК является наиболее полной на сегодняшний день из представленных в научных публикациях по вопросам теории телевидения и полностью или частично будет применена для типологического анализа различного типа каналов. Однако ни одна научная парадигма не является универсальной и окончательной, потому некоторые параметры данного теоретико-типологического анализа могут быть изменены или дополнены. Так, на наш взгляд, «общая характеристика» должна включать название и характеристику сайта телеканала. В «типоформирующих характеристиках» применительно, например, к кабельным каналам способ реализации всегда будет являться одним и тем же, в результате чего следует указывать, является ли он дополнительным или единственным способом распространения того или иного канала. Что касается таких типологических признаков, как «кадровый состав работников (количественные, образовательные и профессиональные характеристики)», «внутренняя структура организации работы и управления (иерархическая лестница)» и «формального признака» - «Формат работы студийного оборудования», то эти сведения, как правило, являются закрытыми и не имеют принципиального значения для проводимого исследования. Кроме того, в исследовании данного феномена, а также разновидности телевизионного пространства и популярности телеканалов являются рейтинги.
Основной тенденцией на ближайшее десятилетие станет конвергенция технологий: ТВ-вещания, мобильной связи и передачи данных. Все более глубокое проникновение традиционного ТВ-вещания в IP-технологии определило четкий вектор развития — телевидение не на массы, а на индивидуальность. Накапливаются количественные и качественные изменения в потреблении телекоммуникационных услуг. Происходит их эволюция в сторону интерактивности, широкополосности и мультисервисности. Все это окажет неизбежное влияние на дальнейшую трансформацию схем типологического анализа и соответственно методику исследования телевизионных каналов.

Литература:

1. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 2000. – С 36; Западов А.В., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие. // Вестник МГУ. Серия XI. Журналистика. – 1976. № 2. – С. 59.
2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. – Иркутск, 1985. – С. 38-39.
3. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 2000. – С 39.
4. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. – М., 1958. – С. 23.
5. Черняк А.Я. История технической книги. – М., 1981. – С. 17.
____________________________________
© Корнилова Евгения Евгеньевна

Не осознают себя и не понимают мира вокруг
Известный экономист и финансист о своей жизненной позиции – с критикой людей, осуждающих либерально мыслящих п...
Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum