Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
Подборка фотографий из различных интернет-ресурсов источников, а также фотографи...
№15
(368)
25.12.2019
Коммуникации
Социальная сеть микроблогов «Twitter» как среда распространения массовой информации
(№14 [194] 01.10.2009)
Автор: Лада Браславец
Лада  Браславец
Сервис микроблогов «Twitter»[1] начал работу в 2006 году и достаточно быстро завоевал огромную популярность: в июле 2009 г. было зафиксировано 51,6 млн. уникальных посетителей сервиса. Эта статистика не учитывает пользователей, использующих для чтения и публикации записей специальные программы (то есть, реальная аудитория «Twitter» ещё больше). Несмотря на то, что сервис появился относительно недавно, он успел привлечь к себе внимание пользователей, средств массовой информации, рекламодателей и исследователей. К примеру, журналист газеты «La Stampa» Клаудио Галло называет сервис «Twitter» «цифровым телеграфом» [2], а отечественный Интернет-журналист Надежда Баловсяк полагает, что «Twitter» как самый популярный сервис микроблогов оказал влияние на современный Интернет в целом, поскольку именно от пользователей этой сети можно узнать самые актуальные новости раньше, чем из профессиональных СМИ.

Любой сервис микроблогов имеет следующие принципиальные отличия от сервисов обычных блогов: жёсткое ограничение на объём каждой записи (к примеру, у сервиса «Twitter» – 140 знаков), бедные возможности управления ими (невозможность редактирования, ограничения доступа к отдельным записям,) изначальная ориентация на публикацию записей с мобильных устройств (в основном посредством SMS) либо с помощью клиентских программ, минимизация объёма пользовательского профиля, аскетичный дизайн пользовательских страниц. Сервис «Twitter» имеет и другие ограничения, которых нет в других сервисов микроблогов: он не позволяет пользователю создавать группы (в отличие от сервисов «Twicco»[3] и «SMSter» [4]) и комментировать записи (такую возможность предоставляет сервис «Juick» [5]), отправлять личные сообщения пользователям, с которыми не установлена взаимная «дружеская» связь. Перечисленные особенности связанны с тем, что подобные сервисы ориентированы на использование с помощью мобильных устройств, а значит – на постоянный доступ, возможность публикации записи в любой момент и непрерывное отслеживание публикаций в тех микроблогах, на которые подписан пользователь. Всё это не исключает пользования сервисом в режиме обычного блога, но даёт пользователям возможность мгновенного получения потенциально важной информации.

Это предположение подтверждают многочисленные примеры использования сервиса «Twitter» как наиболее популярной платформы микроблогов в качестве канала распространения информации, представляющей особую важность – как для ограниченной, так и для массовой аудитории. Так, 10 апреля 2008 г. студент факультета журналистики университета Беркли Джеймс Бак, освещавший антиправительственные выступления в египетском городе Махалла, был арестован вместе со своим переводчиком. Бак успел опубликовать в своём микроблоге сообщение об аресте, его подписчики незамедлительно разослали информацию другим пользователям, она дошла до администрации университета, которая и наняла адвоката. На следующий день после задержания Бак был освобождён. 15 января 2009 г. в результате столкновения со стаей птиц авиалайнер, следовавший из Нью-Йорка в Северную Каролину, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон. Очевидец катастрофы Джейнис Крамс сфотографировал самолёт и выбравшихся на крылья пассажиров на камеру мобильного телефона, загрузил фотографию на сервис twitpic.com и опубликовал сообщение об увиденном в своём микроблоге: «Самолёт сел в Гудзон. Я на пароме, идущем на помощь людям. С ума сойти!». Сообщение Крамса опередило не только сообщения телеканалов и радиостанций о катастрофе, но и публикации в профессиональных Интернет-СМИ. Следует отметить, что это событие, как пишет журналист и блоггер Ольга Шагалова, вызвало волну интереса к сервису «Twitter» в русскоязычном сегменте Интернета.

Более интересны примеры, относящиеся к более позднему времени. В ноябре 2008 г. в Мумбаи была совершена серия терактов. Сообщения о произошедшем начали появляться в сети «Twitter» практически сразу же после начала атаки. Кроме свидетельств очевидцев, в микроблогах также публиковалась информация о больницах, в которых заканчивалась донорская кровь, просьбы к донорам, а также составлялись списки погибших и раненых. Более того, не менее пяти пользователей «Twitter» отправляли сообщения, находясь в захваченных террористами зданиях. По сети также прошёл слух, что власти Индии потребовали, чтобы пользователи прекратили публиковать записи о терактах в Интернете – якобы для того, чтобы террористы по их сообщениям не смогли отслеживать действия полиции. Впоследствии эта информация была опровергнута. Реальный же запрет со стороны властей на освещение ситуации в блогах и микроблогах имел место во время президентских выборов 2009 г. в Иране и в течение нескольких дней после них. Иранским пользователям был заблокирован доступ к самым популярным Интернет-сервисам социальных сетей, в том числе и к сети «Twitter». Однако, несмотря на принятые меры, пользователи всё же продолжали публиковать сообщения о ходе выборов и акциях протеста сторонников оппозиции, последовавших за ними. Доступ к заблокированным сервисам пользователи могли получить, подключаясь к прокси-серверам. Также стоит отметить тот факт, что администрация сервиса «Twitter» по многочисленным просьбам иранских пользователей перенесла профилактические работы, совпавшие с выборами. Можно также упомянуть, что сеть «Twitter» также активно использовалась сторонниками оппозиции во время выборов в парламент Молдавии в апреле 2009 г. – не только для публикации сообщений о ходе выборов и акциях протеста, но и, главным образом, для координации действий демонстрантов. В некоторых зарубежных СМИ эти акции протеста получили название «Интернет-революция» или «Twitter-революция».
Об удобстве сервиса «Twitter» как среды оперативного распространения информации свидетельствует и тот факт, что многие средства массовой информации публикуют анонсы своих материалов в своих микроблогах. Можно, например, отметить большую группу аккаунтов телекомпании CNN: кроме общего микроблога (@cnn) её сотрудники ведут отдельные блоги для экстренных новостей (@cnnbrk), деловых новостей (@cnnbusiness), главных тем (@cnn_top), новостей метеорологической службы (@cnnweather), новостей из Пентагона (@cnnpentagon), отдельные микроблоги национальных и региональных отделений компании (к примеру, @cnnchile), личные микроблоги журналистов (@awmooneycnn – Александр Муни, @klustout – Кристи Лю Стаут, @jimacosta – Джим Акоста) и множество других.

Несмотря на то, что среди российских пользователей сервис «Twitter» в настоящее время менее популярен, чем социальные сети других типов, можно найти подобные примеры и в русскоязычном сегменте сети. Среди недавних событий можно отметить взрыв на складе пиротехники в Воронеже 23 сентября 2009 г. Взрыв произошёл в 12:40 по местному времени, в 12:42 появилось первое сообщение в микроблоге Виктории Логачёвой: «Что за взрыв был? У нас аж дом задрожал и окна чуть не вылетели. В районе Острогожской или военного аэродрома» [6]. Спустя три минуты блоггер уточняет: «Район военных складов возле училища радиоэлектроники. Родители позвонили (р-н Чапаева-Грамши), по двору летает мусор, все машины орут» [7]. Информационное агентство «Воронеж-медиа» сообщило о происшествии в 13:21 [8], на сайте местной газеты «Моё!» заметка [9] на ту же тему появилась в 13:22. Первый телевизионный сюжет появился в программе «Вести-Воронеж» в 14:20, центральные телеканалы сообщили о взрыве ещё позже. Таким образом, быстрому и широкому распространению информации о взрыве в сети «Twitter», очевидно, помешала только малая популярность сервиса среди русскоязычных пользователей.
Итак, преимущества сети «Twitter» как среды оперативного распространения информации очевидны. Среди них уже упомянутая выше возможность публиковать сообщения как с настольных компьютеров, так и с мобильных устройств. В совокупности с жёстко ограниченной длиной сообщения это обеспечивает возможность публикации сообщения о событии с минимальной задержкой. Большая популярность сервиса во всём мире (чего пока нельзя сказать о России) и простота републикации способствует быстрому распространению информации в рамках сети. А изначальная открытость записей для чтения незарегистрированным пользователям (если автор не закроет к ним доступ самостоятельно) и возможность чтения записей в микроблогах при помощи RSS-агрегатора позволяют информации распространяться и за пределами сети.

Однако у сервиса существуют также некоторые ограничения и недостатки, зачастую являющиеся продолжением достоинств. Первый и, пожалуй, самый существенный недостаток таков: лёгкость публикации сообщений и сокращение времени, требуемого на их подготовку, приводит к возрастанию объёма информационного шума, и целенаправленный поиск информации в микроблогах оказывается затруднён. Ситуация усугубляется тем, что при поиске по тегам приходится учитывать все их возможные варианты. В частности, для воронежских событий параллельно существуют два тега: #voronezh и #vrn. Второй весомый недостаток всех сетей микроблогов (и в особенности сервиса «Twitter») – невозможность глубокого анализа ситуации, а также полноценной дискуссии (если отсутствует возможность комментирования сообщений). В сети «Twitter» есть возможность ответа на конкретное сообщение, но этот ответ будет опубликован в микроблоге отвечающего, как обычная запись, а не привязан к исходному сообщению, как комментарий. Таким образом, дискуссия между тремя и более пользователями невозможна. Тем не менее, данный недостаток можно признать скорее особенностью сервиса, к которой следует приспособиться. И третий недостаток сети «Twitter», который следовало бы отметить здесь – зависимость от сторонних сервисов. Сообщение ограниченной длины не может вместить в себя гиперссылку средней длины с пользовательским комментарием, поэтому среди пользователей сетей микроблогов принято использовать сервисы для укорачивания ссылок – такие, как, например, tinyurl.com. Для публикации фотографий, аудио- и видеозаписей пользователи также вынуждены использовать сторонние сервисы, что не всегда возможно, особенно при публикации с мобильных устройств. Учитывая то, что фотографии и видеозаписи, сделанные очевидцами, имеют особую ценность как свидетельства, которые достаточно нелегко подделать, этот недостаток также можно признать существенным.
Несмотря на присущие ей недостатки и пока ещё недолгое время существования, сеть «Twitter» уже заявила о себе как об удобной среде оперативного распространения информации. Вопрос, является ли сервис микроблогов полноценным средством массовой информации, слишком неоднозначен для настоящего доклада, однако тот факт, что сеть «Twitter» уже используется в настоящее время в целях публикации и распространения массовой информации, говорит о том, что в дальнейшем её роль в системе мировых средств массовой коммуникации будет возрастать.

Ссылки:
1. http://www.twitter.com
2. См. http://www.lastampa.it/redazione/cmsSezioni/esteri/2...
3. http://twicco.jp
4. http://www.smster.ru
5. http://juick.com
6. http://twitter.com/mad_escape/status/4311453149
7. http://twitter.com/mad_escape/status/4311479483
8. http://www.voronezh-media.ru/news_out.php?id=23130
9. http://news.moe-online.ru/view/212326.html

__________________________
© Браславец Лада Александровна

Жизнь в инореальности. 4 статьи
Статьи о том, как ниги, видеоигры, телесериалы создают когнитивную систему современного пользователя интернета
Космос Эрнста Теодора Гофмана
Очерк о философе, писателе, мыслителе Эрнсте Теодоре Гофмане (1766, Кёнигсберг – 1822, Берлин)
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum