Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Какая музыка звучала!
(№17 [197] 01.12.2009)
Автор: Ирина Кирьянова
Ирина  Кирьянова
8 ноября в Москве, в зале Театра «Новая опера», произошло замечательное музыкальное событие. Впервые прозвучало сочинение Георгия Дмитриева «Воскресное литургическое пение» (по чину Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста) для солистов и смешанного хора в 22 частях на канонические тексты – великолепный образец русской православной музыки, которому, при счастливом развитии событий, наверняка суждено войти в золотой её фонд.
Признаться, странно читать в буклетах рядом с именем этого композитора определение «московский». Дмитриев – это большой русский композитор, живущий в Москве. Для его музыки характерна эпическая мощь, «суриковская» сочная живописность и «суриковская» же масштабность в выборе сюжетов, глубокая личная включённость в историю России, сопричастность и острое сочувствие её великой и зачастую трагической судьбе… В этой музыке самым естественным образом сочетаются народность и интеллектуальность, верность лучшим традициям национальной культуры – и свободное владение арсеналом современной композиторской техники… И конечно, специалисты знают, насколько силён и самобытен Георгий Дмитриев именно в хоровом своём творчестве. Однако было ощущение, что в тот ноябрьский воскресный вечер произошло рождение чего-то особенного, экстраординарного. Может быть, лучшего, вершинного произведения композитора в этом роде.
Осуществил премьеру Большой сводный хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Дирижировал нынешний руководитель Большого хора АХИ Алексей Петров - воспитанник Академии, ученик Попова, которого тот сам избрал своим преемником.

И произведение, и исполнение были посвящены памяти Виктора Попова – выдающегося хормейстера; создателя, главного дирижёра и художественного руководителя Большого детского хора Всероссийской государственной телерадиокомпании (ныне БДХ РГТ «Голос России); человека, принявшего из рук Александра Васильевича Свешникова его хоровое училище и организовавшего на базе этого училища уникальное учебное заведение - Академию хорового искусства. Премьера «Литургии» Георгия Дмитриева открыла собою Фестиваль вокально-хоровой музыки к 75-летию со дня рождения В.С.Попова.
И это было отнюдь не случайно. Георгия Петровича Дмитриева связывала с Виктором Сергеевичем долгая творческая дружба и плодотворное сотрудничество; коллективы, руководимые Поповым, были первыми исполнителями многих хоровых произведений композитора. Как раз после одной из таких премьер («Всенощное бдение»), в начале 90-х, между друзьями состоялся примечательный разговор. Георгий Петрович спросил: «Виктор Сергеевич, а что бы вы мне посоветовали ещё написать для хора?» И Попов, даже не задумавшись, ответил: «Литургию. Только так, чтобы партия диакона пелась…». Композитор тогда промолчал, но о совете не забыл. И в своём «Воскресном литургическом пении», завершённом лет через 15 после того разговора, диаконский текст написал для поющего баса… Весной прошлого года Попов ознакомился с партитурой, сделал некоторые исполнительские пометки, предполагал осенью начать репетиции… Но 28 июля 2008 года выдающегося хормейстера не стало. И «Литургия», которую он намеревался исполнять сам, теперь прозвучала в память об этом великом и светлом человеке.
Не случайно и то, что премьера состоялась на сцене Театра «Новая опера». «Новую оперу» и Академию хорового искусства связывают давние творческие отношения, освящённые дружбой их создателей, Евгения Колобова и Виктора Попова. В главном эти люди были очень похожи: трепетным отношением к тому, что делали, к ученикам, воспитанникам, артистам; фанатичной преданностью своему делу… И оба, уйдя из жизни обидно рано, преждевременно, в расцвете творческих сил, на гребне абсолютно заслуженного успеха, - тем не менее, сумели, успели воспитать достойную смену и оставить дело своей жизни в надёжных руках. Когда Академии, для проведения концерта с целью сбора средств на лечение Виктора Попова потребовалось помещение, откликнулась именно «Новая опера» (и только она). Вот и теперь, имея возможность в этот воскресный ноябрьский день сдать зал театра в аренду за очень серьёзную сумму, что в условиях кризиса и урезания бюджетов совсем не лишнее, руководство «Новой оперы» предпочло принять у себя маленький, зато высочайшего музыкального уровня хоровой фестиваль памяти Виктора Попова.
Не только обычному слушателю, но и профессиональному музыканту, наверное, трудно представить себе, чтобы целый вечер, в двух отделениях, звучало одно произведение, причём, духовное, исполняемое хором в православной традиции - без сопровождения музыкальных инструментов, на канонические тексты, и чтобы концерт не утомил, ни на минуту не дал даже возможности соскучиться. Тем не менее, это было так. В каждой из своих 22-х частей «Литургия» звучала мощно, ярко, эмоционально, выразительно, интересно, красиво. Алексей Петров вложил в исполнение столько энергии, что это не могло не передаться хору и публике. Прекрасно показали себя солисты: Олег Диденко (бас), Ярослав Абаимов (тенор), Екатерина Леонова (сопрано), Анастасия Малахова (меццо-сопрано) и совсем юный Григорий Кузнецов (тенор). Что касается качества звучания хора в целом, по завершении программы восторженным отзывам в его адрес не было конца. Коллектив в очередной раз подтвердил высочайший уровень музыкантской, исполнительской подготовки, даваемой Академией. Это был единый, потрясающего звучания, инструмент, способный передать грандиозный замысел композитора.
Говорят, премьера – дело непредсказуемое. При первом исполнении публика вполне может не понять и освистать шедевр и в то же время аплодировать произведению вполне рядовому (прецеденты известны). Однако в данном случае было ощущение безоговорочного и отнюдь не случайного успеха. «Мощно!», «Грандиозно!», «Здорово!»… - слышалось тут и там, и это явно были не дежурные дифирамбы. Ни уклончивых взглядов, ни кислых мин – лица людей, выходящих из зала, светились радостью, как бывает, когда совершается действительно что-то по-настоящему большое, хорошее, светлое…

* * *

Конечно, случайных людей в тот вечер в зале «Новой оперы» почти не было. Первый, кого я попросила поделиться впечатлением, - юноша, громче всех аплодировавший и кричавший «Браво!», - оказался певцом того же хора АХИ, лишь в силу обстоятельств не попавший в этот вечер на сцену.
- Само произведение – это такая глыба, что поднять её можно лишь через колоссальный труд, - сказал Георгий (так он представился). – Это сложнейшее сочинение из всех, какие пел наш хор за последние несколько лет. И то, что сегодня сделал хор, это просто невероятно, невозможно и потрясающе. Вы даже не представляете, каких это требует усилий, физических и моральных. И то, как это прозвучало – просто фантастика!
Думаю, это произведение будет исполняться. Хотя, возможно, не целиком. Отдельные части из него просто великолепны и наверняка станут репертуарными, будут звучать в разных концертах. Лично мне очень понравились номера: «Придите, поклонимся», «Песнь Господу Иисусу Христу»… Все двуххорные части просто бесподобны. А в общем, здесь всё в гармонии и надо слушать произведение и воспринимать его именно в целом.

Лариса Грицак поспешила выразить благодарность лично автору и даже завела с ним маленький спор о каких-то текстологических нюансах церковной службы. Для неё православная музыка – жизнь. Дочь протоиерея Матвея Грицака, она сама поёт в храме с 3-х лет, и ныне - солистка хора и заместитель регента в храме Митрополита Филиппа в Мещанской слободе.
- Просто восторг! – сияя глазами, лицом и всем своим существом, говорила она. - Молодцы и коллектив Академии, и дирижёр. С удовольствием прослушала всё сочинение. Конечно, номера литургические должны исполняться в концертном варианте, потому что очень масштабные. А вот «Тебе поем», такое проникновенное, очень молитвенное, и величественное «Достойно есть» - вполне можно исполнять во время богослужения в храме. Они не проще, но больше гармонируют с ходом службы…
- Не ожидал, - таков был вердикт Виктора Фёдоровича Юдина, директора издательского дома Московского института стали и сплавов. – Это не к автору относится, это ко времени нашему относится. Не ожидал, что такую мощную музыку кто-то способен писать в наше время. Хотя бы даже и Дмитриев, а я знаю его как мощного композитора. Но такое время, понимаете? Многие люди в этих условиях перестают творить, начинают халтурить, делать что-то на потребу публике. А здесь - настоящее искусство, истинно русская православная музыка. Это Чесноковы, Бортнянский – что-то вот такого уровня… Жаль, что концерт не рекламировался. Реклама – дорогая вещь в наших условиях. Да и сама по себе хоровая музыка, мне кажется, уходит. Конечно, не сама уходит, её вытесняют… Тем не менее, думаю, что на второе, третье исполнение «Литургии» Дмитриева будут собираться полные залы. Я в этом уверен…
«Трижды большим днём» назвал день премьеры Юрий Иванович Паисов, доктор искусствоведения, профессор АХИ, автор книги «Хоровое творчество Георгия Дмитриева». И пояснил:
- Во-первых, родилось крупное и, может быть, даже крупнейшее сочинение Георгия Дмитриева. Целый вечер в театре – как опера – звучало хоровое произведение! Причём, православное - некоторые номера уже сегодня готовы принять на богослужение в храмы. Во-вторых, большой труд, начатый Виктором Сергеевичем Поповым, получил достойное продолжение. Более того, хор в этот вечер даже превосходил в чём-то себя прежнего. И заслуга в этом – талантливейшего хормейстера Алексея Петрова, и это третье открытие: с этого дня Алексей Петров может считаться большим дирижёром. Это его первая самостоятельная работа и он справился с нею великолепно…

Исполнители тоже были очевидно довольны концертом.
– Как дирижёр, могу сказать: грандиозно, эпически, монументально, - сказал Алексей Петров, едва спустившись со сцены. - И надеюсь, что эпохально – в смысле исторического времени. Надеюсь, это произведение останется на долгую память тому человеку, которому оно посвящено - Виктору Сергеевичу Попову. И будет звучать и радовать нас, потому что многолетний труд композитора, те силы, которые вложены в эту музыку и то величайшее наслаждение, которое он подарил артистам, работавшим вместе с ним, не могут пропасть просто так, это должно остаться в сердцах, в памяти слушателей и исполнителей… Есть такое понятие в музыке – новая простота. Оно означает стиль, очень простой внешне, и при этом колоссально сложный изнутри. Требуются и грандиозная внутренняя экспрессия, и стяжание каких-то высших сил для того, чтобы это воплотить. Здесь – яркий пример такой новой простоты. В этой музыке от начала и до конца всё поётся на одном дыхании, с потрясающим притоком внутренней энергии и соответствующей отдачей в зал. Это очень сложно. Пережить такое два раза подряд просто невозможно – это как заново родиться… А выйдет ли это произведение на широкую публику - зависит от публики. Если она захочет культурно образовываться, то конечно, и это будет только ей на пользу. Однако есть музыка, к которой лучше идти поэтапно. Чтобы прикоснуться к опере, надо сначала полюбить что-то более лёгкое, к примеру, мюзикл или оперетту. Если сразу броситься в пучину сложного высокого искусства, в ней можно утонуть. Искусство настоящее, искусство сложное требует колоссальной внутренней подготовки к тому, чтобы его правильно воспринять. Для восприятия духовной музыки требуется большая внутренняя духовная культура. При понимании тех вещей, о которых поётся в этой музыке, ею можно наслаждаться бесконечно…
Дирижёр пообещал, что «Литургия» останется в репертуаре хора. И порадовал сообщением: вскоре должен выйти компакт-диск с записью этого произведения, уже сделана большая часть работы. Так что любой сможет познакомиться с этой музыкой…
- Пелось с удовольствием, - добавил к этому Олег Диденко, исполнивший партию баса. - Колоссальное сочинение, масштабное, с развитием. И в то же время с удивительными гармониями, с какими-то щемящими душевными интонациями… Это продолжение лучших традиций духовного русского письма и этого жанра - условно говоря, хоровой симфонии.
А что же директор и дирижёр Театра «Новая опера» Сергей Александрович Лысенко, «упустивший» в этот вечер немалую «экономическую выгоду»?
- Я счастлив и горд, - с большим чувством произнёс он, приветствуя автора и артистов. – Потому что в нашем театре в этот вечер звучала ТАКАЯ музыка, в ТАКОМ исполнении. Да бог с ними, с этими деньгами. Я видел эти глаза, я слышал эти аплодисменты. Думаю, если Евгений Колобов нас сейчас слышит, он тоже счастлив, потому что это прозвучало в его театре…

* * *
Как минимум, один случайный зритель в зале в тот вечер точно был. Этот молодой человек сидел неподалёку, и я видела, как он вздремнул было в самом начале концерта, но скоро встрепенулся – и уже до самого финала с живейшим участием смотрел на сцену, видимо, открывая для себя новый мир, всему удивляясь… Своё впечатление выразил в двух словах: «Очень интересно».
Действительно – интересно. Ведь то, что мы услышали, не являлось экзотическим продуктом каких-то иных цивилизаций. Это было своё, родное искусство хорового пения, наше замечательное наследие - так сказать, из «сундука предков». Ярчайший самоцвет национальной культуры. Но до чего же крепко мы всё это забыли! Так крепко, что уже почти некому сожалеть о потере.
Увы, ещё прежде того, как мы утратили право называться народом читающим, мы перестали быть народом поющим. Традиции народного хорового пения истаивали вместе с экономическим и людским потенциалом русской деревни. Церковная хоровая музыка была и вовсе чуть не на сто лет исторгнута из обихода. А поскольку мы к тому же и не слишком последовательно и дисциплинированно православны, то и массовой привычки посещать храмовые службы у нас не водится, так что для большей части населения звуки а-капелльного хорового православного пения сегодня чужды.
Тот завещанный предками самоцвет русского хорового искусства давно бы уже сгинул вовсе, если б не подвижнический труд и подвиг отдельных людей, которые каким-то чудом через все беды и глупости минувшего века сумели пронести и сохранить это национальное достояние, многовековую традицию, выпестованную минувшими поколениями. И не просто пронести и сохранить, а развить, подпитать новейшими достижениями в области музыки и исполнительства, вывести на новую, потрясающую высоту! Благодаря этим подвижникам и упрямцам, не соглашающимся рационально бултыхаться в общем потоке и не желающим отказываться от драгоценного наследства, мы теперь имеем возможность хотя бы получить представление об этом - когда-то нашем корневом, родном - искусстве. А это значит, есть шанс, что народ наш когда-нибудь снова научится слушать и ценить такую музыку, а там, глядишь, и запоёт, причём, хором, - и не потому, что так надо каким-то командирам, а потому что такое пение красиво, мощно, оно объединяет людей в самых светлых порывах и как ничто другое укрепляет и возвышает дух…

Кстати, Георгий Дмитриев был в тот день «именинником» дважды: несколькими часами ранее в Большом зале Консерватории, в рамках XXXI Международного фестиваля современной музыки «Московская осень», состоялась премьера ещё одного его сочинения – симфонического мемориала Победы «9 мая» для баритона, смешанного хора, органа и симфонического оркестра на стихотворение Александра Твардовского и канонический текст.
Как всегда, композитор вложил в своё произведение глубокий смысл. Из авторского комментария к нему: «… самопожертвенным крестным путём – через Голгофы неисчислимых личных смертей – к Победе-Жизни Вечной – шёл народ-победитель: «смертию смерть поправ». Ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» А значит, жертвы той войны были не напрасны: не «прокляты и убиты», а БЛАГОСЛОВЛЕНЫ И СПАСЕНЫ…»
И пока звучало это сочинение, в воображении вновь проплывали «суриковского» письма, мощные, глубокие, многокрасочные картины народной жизни и подвига… Кстати, почему бы не воспользоваться «живописностью» этой музыки? И не вывести её на экран, соединив с соответствующим видеорядом? Если не найдётся достаточного количества масштабных полотен на тему Великой Отечественной в наших картинных галереях, можно подобрать самые эпические или эмоционально яркие кадры из лучших наших фильмов о войне и подать их в очень замедленном темпе, приблизив, таким образом, к живописи… В строгом концертном исполнении это произведение услышат, в лучшем случае, сотни людей. А вот в сопровождении зрительного ряда, на телевидении – мощный посыл композитора мог бы отозваться в душах миллионов. Вспомним последние кадры фильма «Андрей Рублев» с музыкой Вячеслава Овчинникова… Такая «симфоническая фреска» стала бы замечательным подарком народу к очередному юбилею его Победы.
_____________________
© Кирьянова Ирина Гурьевна






Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum