Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Коммуникации
Гидростанции как объекты для туризма
(№9 [99] 10.09.2004)
Автор: Галина Шацкая
Сегодня на многих уникальных действующих и строящихся технических объектах за рубежом открыты музеи и проводятся экскурсии. В том числе и на объектах энергетики. Туризм приносит предприятию немалый доход и одновременно служит утверждению престижа фирмы, являясь ее наглядной рекламой и данью памяти разработчикам и строителям объекта.

ГЭС Hoover Dam (ущелье р. Колорадо в Калифорнии) --- Нажмите, чтобы увеличить.
Яркий пример – постановка экскурсионного обслуживания туристов на ГЭС Hoover Dam (на фото), первенце крупной гидроэнергетики США, построенной в ущелье р. Колорадо в Калифорнии в 1931–1936 годах; российским энергетикам эта станция была известна под названием Боулдер-Дэм. В 1947 году по решению Конгресса США гидростанцию переименовали в честь 31-го президента США Герберта Гувера, при котором в годы великой депрессии было организовано строительство ГЭС. Установленная мощность 17 гидроагрегатов на этой станции сегодня доведена до 2080 МВт, арочная бетонная плотина имеет высоту 221,3 м, объем водохранилища – 1,24 трл м³.

Для проведения экскурсий Hoover Dam расположена весьма удачно: множество туристов из Лос-Анджелеса посещают известный национальный парк «Большой Каньон» – самый глубокий (до 1800 м) каньон в мире – и одновременно знакомятся с ГЭС. Ежегодно на ГЭС бывает свыше 1 миллиона экскурсантов, в отдельные дни их число превышает 4000 человек. Экскурсии проводятся с половины девятого утра до пяти вечера. При станции имеется бесплатная парковка на 2000 автомашин.

Экскурсии организованы следующим образом. Прежде всего покупается билет, стоимость которого для обычного туриста – 10 долларов США (для пенсионеров – 7 долларов, для детей – 5). При приобретении билета выдают табличку с номером группы, в каждой группе по 20 человек, гид раздает экскурсантам шлемы, группы идут обычно с интервалом в 15 минут. Экскурсоводами-гидами работают, как правило, инженеры-пенсионеры, работники ГЭС.

Экскурсия начинается с осмотра исторического музея ГЭС, где представлены фотографии и схемы гидроузла и этапов проектирования, строительства и эксплуатации, демонстрируются документы и фотографии строителей, эксплуатационников и известных деятелей, посетивших ГЭС (так, например, в 1935 году со строительством станции ознакомился президент США Франклин Д. Рузвельт). Экскурсия продолжается осмотром машинного зала ГЭС, затем по потерне и лестнице туристы поднимаются на гребень плотины, снимают и сдают шлемы и идут в кинозал, где им показывают кинофильм о строительстве ГЭС. Продолжительность экскурсии составляет 1,5–2 часа. В конце маршрута – небольшое кафе с кофейными автоматами и бутербродами. Экскурсанты получают бесплатно проспекты о Hoover Dam, им разрешается фотографировать все объекты гидроузла.

Общий доход от проведения экскурсий по этой ГЭС составляет свыше 5 млн долларов в год. Так в США энергетики делают свой бизнес на экскурсиях.

Другим примером использования туризма на объектах гидроэнергетики является строительство в Китае, на р. Янцзы, уникальной ГЭС «Три ущелья» мощностью 12 тыс. МВт.

В августе 2000 года этот объект посетила делегация энергетиков России. Члены делегации дали высокую оценку качеству и темпам строительства, осуществляемого с использованием передовой техники и технологии. На стройке хорошо организованы прием туристов и их экскурсионное обслуживание, чего на строительстве крупных технических сооружений в Советском Союзе никогда не проводилось, а строительные площадки были вообще закрыты для посещения «зевак».

Ознакомление со строительством грандиозной ГЭС в Китае развернуто настолько широко, что уже сегодня приносит немалый доход, используемый для финансирования строительства. Еще на стадии проектирования гидроузла был предусмотрен массовый прием туристов. В соседнем с гидростанцией г. Ичан намечено строительство международного аэропорта пропускной способностью до 1,4 млн пассажиров в год.


Притягательны для туристов и гидроэлектростанции Волги и Камы. Каждая ГЭС неповторима и уникальна. О развитии индустриального туризма вполне серьезно задумалось руководство этих станций – управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад».
Надпись на Волжской ГЭС --- Нажмите, чтобы увеличить.


Конечно, не все волжские и камские ГЭС вписываются в существующую схему туристских маршрутов. Но есть примеры удачного расположения электростанций вблизи центров туризма. Например, Волжская ГЭС (которая строилась как Сталинградская и была принята в промышленную эксплуатацию в сентябре 1961 года). Она находится всего в нескольких километрах от памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы.

«В северной части Волгограда великая русская река разрезана несколькими блестящими лентами – полотнами шоссейной и железной дорог, шлюзами, водосливной и земляной плотинами. Очень красочно представляется все это ночью, особенно с самолета: словно гигантский световой серпантин пересекает своими яркими огнями темную полосу реки. По ее правому берегу расходятся ажурные линии электропередач. Это Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС. Крупнейшая в Европе гидроэлектростанция – выдающееся энергетическое сооружение, великолепный образец инженерно-строительной и архитектурной творческой мысли. Знакомство с ней вызывает гордость за величие и ум нашего народа, создающего величественные стройки коммунизма», – так начинается текст экскурсии по Волжской ГЭС, написанный в 1977 году В. Слобожаниным по заказу Центрального рекламно-информационного бюро «Турист».

Объектом настоящего паломничества туристов со всех стран мира гидроузел стал с самого начала строительства: старожилы еще помнят те годы, когда гидростанция принимала до 300 человек в день. Размах строительства и энтузиазм создателей ГЭС поражал даже видавших виды иностранных гостей. Мировая практика сооружения электростанций не знала подобных объемов и темпов работ.

Так, уже упомянутую крупнейшую в США гидростанцию Боулдер-Дэм строили более 20 лет, при объеме бетонных работ в 3,06, а земляных – 4,6 миллиона кубометров.

Работы на Волжской ГЭС были значительно сложнее. Вот некоторые цифры: было вынуто и перемещено более 140 миллионов кубометров земли, в «тело» плотины уложено 5,5 миллиона кубометров бетона и железобетона, смонтировано 80 тысяч тонн металлических конструкций и механизмов. В ходе сооружения ГЭС и ее эксплуатации по-новаторски решалось немало сложных строительных и инженерно-технических задач. Так, впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях. Высокие темпы строительства стали возможны потому, что установка гидроагрегатов велась более укрупненными узлами. Это позволило сократить время монтажа одной турбины с 60 до 49 суток. Волжская ГЭС – первая гидроэлектростанция в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей. Она позволила решить проблемы передачи энергии на большие расстояния…

Шах и шахиня Ирана --- Нажмите, чтобы увеличить.
Яркой страницей летописи Волгоградского гидроузла останутся посещения всемирно известных исторических деятелей: Фиделя Кастро и Индиры Ганди, Джавахарлала Неру и Эриха Хонеккера, шаха и шахини Ирана (на фото), Иосипа Броз Тито, Шарля де Голля, королевы Непала, Хо Ши Мина, Никиты Хрущева (прибывшего на станцию 9 сентября 1961 года для торжественного пуска гидроузла в эксплуатацию – на фото), Михаила Горбачева, Валентины Терешковой, маршалов Малиновского, Буденного, Рокоссовского... Этот список можно продолжать бесконечно долго. Так было много лет, до тех пор, пока из соображений безопасности гидростанцию ни закрыли как объект для массовых посещений.
Пуск Сталинградской ГЭС с участием Н.С. Хрущева --- Нажмите, чтобы увеличить.

Сегодня, в связи с реорганизацией охранной деятельности на станции и внедрением новых технологий, появилась возможность организовать полноценное экскурсионное обслуживание. Тем более что интерес к Волжской ГЭС не ослабевает как со стороны российских туристов, так и со стороны зарубежных.

Так, 20 июля прошлого года Волжскую ГЭС посетила Ее Императорское Высочество Государыня Великая княгиня Мария Владимировна (на фото). Особый интерес гостья проявила к Волгоградскому осетровому рыбному заводу, который арендует свободные площади гидроэлектростанции. Дело в том, что предприятие занимается восстановлением запасов ценных пород рыб на Волге (кроме классического русского осетра здесь разводят белугу, стерлядь и севрюгу, ежегодно выращивая около четырех миллионов мальков осетровых), а Великая княгиня уже не первый год увлечена изучением экологических проблем великой русской реки.
Ее Императорское Высочество Государыня Великая княгиня Мария Владимировна --- Нажмите, чтобы увеличить.
В книге почетных посетителей рыбозавода она оставила такую запись: «Это зрелище поражает, и восхищает забота людей о рыбах – одном из важнейших богатств нашего Отечества. Огромное спасибо». А в книге почетных гостей ГЭС написала: «Огромное впечатление оставляет созидательная работа наших соотечественников, сумевших создать столь грандиозный комплекс. Хочется верить в будущее российской энергетики. Храни Вас Господь!» На память о Волжской гидростанции главе Российского императорского дома подарили альбом-альманах о Волгоградской области, буклет о ГЭС и памятную медаль. Ее вручную изготовил местный умелец – Федор Демченко. Примечательно, что медаль изготовлена из турбинного металла. Того самого, из которого сделаны лопасти рабочих колес гидроагрегатов.

Частые гости здесь и специалисты-энергетики, которые приезжают на станцию, чтобы поближе познакомиться с опытом работы. А среди последних достижений предприятия – реконструкция и оптимизация системы управления станцией, направленные на то, чтобы Волжская ГЭС и в будущем оставалась технически передовым предприятием, успешно работающим в новых экономических условиях, гордостью отечественной энергетики.

Конечно, туристические экскурсии потребуют определенных затрат на организацию сервиса и оформление музеев ГЭС Волжско-Камского каскада, что в настоящее время и делается. При этом понятно, что коммерческая выгода от туризма на таких объектах не может и не должна быть главной, одна из главных целей – просветительская. Демонстрация в ходе экскурсий сложности и уникальности оборудования гидроэлектростанций, высокого уровня эксплуатации и обслуживания, экологической безопасности энергообъектов и разъяснение экономических условий их функционирования будут способствовать правильному пониманию и поддержке интересов энергетиков со стороны широкой общественности.

___________________________
© Шацкая Галина Николаевна

При подготовке публикации использованы материалы из журнала «Электрические станции».
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum