Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
О своём, о девичьем… Заметки о женской блогосфере Рунета.
(№6 [204] 05.05.2010)
Автор: Галина Тимофеева
Галина Тимофеева
Женщины всё чаще уходят в Интернет. С головой (иногда - и без), со всеми своими проблемами (а порой – и от них), со своими чаяниями, надеждами, мечтами. Цели и задачи у всех нас разные. Но, так или иначе, мы постепенно осваиваем сетевое пространство, а иногда и перестраиваем его под свои нужды и интересы…

Сетевой матриархат?

В любом обществе коммуникация осуществляется
по крайней мере на трёх уровнях: коммуникация женщин;
коммуникация имущества и услуг; коммуникация сообщений.


Клод Леви-Стросс. Структурная антропология.
(http://culture.niv.ru/doc/anthropology/stross/019.ht...


Одно из любимых развлечений современной женщины в Интернете – это блогинг. С каждым годом, да что там – с каждым часом, с каждой минутой – в мире становится одним блогом, а соответственно и одним блогером – больше. И подавляющее большинство этих новорождённых блогеров – женщины (появился уже и такой, на мой взгляд, не очень благозвучный термин – «блогерша», и, менее распространённое, но более приятное на слух и даже несколько поэтичное слово «блогиня»).

У этого явления, как и у всего на свете, есть свой психологический аспект. Ему можно посвятить целую статью, но мы рассмотрим этот вопрос лишь вкратце, едва коснувшись.

Вести дневники вообще больше свойственно женщинам. Да, конечно, многие великие люди мужского пола – те же российские императоры, писатели, артисты – вели дневники. Но часто ли вы встречали обычного среднестатистического мужчину, занимающегося такой, казалось бы, ерундой? А вот девчонки, если и не все поголовно, то, пожалуй, каждая вторая вела в детстве дневник, куда записывала свои мысли вперемешку с чужими, где-то вычитанными или услышанными. А ещё практически у всех девочек были анкеты – тоже своего рода дневники, куда вначале писала всё о себе сама хозяйка дневника, а потом и её подруги.
Нажмите, чтобы увеличить.


Если вы принадлежите к женскому полу, то, безусловно, хотя бы раз в жизни заполняли такую анкету: твой любимый цветок, твоё любимое животное, имя мальчика, который тебе нравится… Разверни секретик (такой конвертик из сложенной треугольником странички, а там, внутри – самое сокровенное)… Ах, это розовое детство…

Девчонки выросли, марать бумагу стало немодно, и потому женщины бросились осваивать Интернет. И с каждым годом женщин в Сети становится всё больше и больше…

В 2006 году по исследованиям Яндекса (http://company.yandex.ru/news/press_releases/2006/09...) среди российских блогеров было 60% женщин, и лишь 40% - мужчин (кстати, любопытная формулировка этого расклада попалась мне на Вебпланете: ссылаясь на вышеуказанное исследование Яндекса, автор пишет: «60 % российских блоггеров – женщины, а 40 % - представители других полов» (Яндекс исследовал русскую блогосферу. http://www.webplanet.ru/news/research/2006/09/26/yan...) (Видимо, автор в процессе написания статьи выявил, что есть ещё и другие…).

Как ни странно, в том же 2006 году во многих зарубежных странах (всё-таки с гораздо более высоким уровнем интернетизации) соотношение было иное: мужчин-блогеров было несколько больше. К примеру, в США расклад среди блогеров был такой: 54% мужчин и 46% женщин (данные, приведённые в том же исследовании Яндекса).

Впрочем, такая картина в иноязычном Интернете наблюдалась недолго. В недавно опубликованном исследовании сотрудника PR-агентства FutureWorks Брайана Солиса (Brian Solis/ Revealing the People Defining Social Networks. http://www.briansolis.com/2009/10/revealing-the-peop...) говорится о значительном преобладании женщин в социальных сетях (в том числе и в блогосфере) по данным осени 2009 года. В более чем десяти популярных зарубежных соцсетях, таких как: Twitter, Facebook, MySpace, Classmates (прототип наших «Одноклассников») со значительным отрывом от мужчин лидируют женщины (к примеру, на ресурсе Bebo женская популяция составляет 68%). И всего только в одной социальной сети – Digg – доминируют мужчины (64 %).

Антон Благовещенский в статье «Девочки любят блоги больше мальчиков» (http://www.webplanet.ru/news/research/2007/12/27/dev...) (такое двусмысленное название: то ли девочки любят блоги больше, чем мальчики, то ли девочки любят эти самые блоги больше чем самих мальчишек… Иногда бывает и такое…)) ссылается на результаты американских исследователей, опубликованных 27 декабря 2007 года в “The New York Times” (Alex Mindlin. Giri Power Is in Fuii Force Onlinehttp: http://www.nytimes.com/2007/12/24/technology/24drill... согласно которым девушки-подростки проявляют больший интерес к ведению дневников в Интернете, чем их сверстники мужского пола. Так, например, в конце 2007 года среди американских подростков в возрасте от 12 до 17 лет 35% девочек имели свои блоги, а среди мальчиков того же возрастного диапазона обладателями блогов были всего 20%.

Но вернёмся к нашей виртуальной действительности. Какова она, русскоязычная женская блогосфера? И что за женщины ведут блоги в Рунете?

По исследованиям 2009 года (Блогосфера Рунета. Весна 2009. Информационный бюллетень. http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosph...) в русскоязычной блогосфере в общей сложности насчитывалось уже 7,4 млн. блогов. И, согласно этому исследованию, среднестатистический блогер Рунета – москвичка 22 лет. В информационном бюллетене даётся такая характеристика юной блогерши: «у неё 18 друзей (13 из них – взаимные), она участвует в 10 сообществах и ведёт свой блог уже год и 10 месяцев».

Похоже, сбывается прогноз главного редактора журнала Webplanet.ru. Алексея Андреева, высказанный несколько лет назад в статье «Восьмая матрица» (http://eva.ru/eva-life/articles/lexa32.htm) о том, что в будущем не только сетевыми коммуникациями, но и всем миром будут править… женщины. В качестве доводов в пользу своей гипотезы Андреев приводит ряд таких аргументов: женщины куда более коммуникабельны, мобильны, а главное (в силу своего главного природного предназначения быть матерью) – направлены на будущее, а не на «здесь и сейчас», как, к сожалению, нередко ориентированы мужчины (судя по их интересам в Интернете).

Итак, что же ищут женщины с помощью Сети? Какую такую золотую рыбку пытаются поймать? И какие они – девичьи дневники в Интернете?

Нажмите, чтобы увеличить.
Далеко не все женские блоги одинаковы. Помимо того, что, как и все прочие блоги, они делятся на личные авторские (один автор) и коллективные (несколько авторов), на частные и корпоративные, на открытые и закрытые, различаются по тематике (тематические блоги по интересам: дети, отдых, литература, фотография и т.п., и общие («немного обо всём» (это всё – в основном «я любимая и какое всё вокруг меня»)), есть у женских блогов и своя специфика.

В общих чертах все женские блоги по гендерному признаку можно разделить на три большие группы:

1.     Женские по половой принадлежности автора (вовсе не обязательно, что их тематика чисто женская, иногда она бывает довольно «серьёзная», а то и вовсе та, что традиционно считается мужской: высокие технологии, охота, рыбалка, автомобили);

2.     Женские по тематике (не обязательно, что их автор – женщина, но всё содержание блога базируется большей частью на чисто женских интересах). Яркий пример такого блога - «Блог мужчины для женщин» (он так и называется) (http://man4womanblog.org.ua).

3.     Блоги, которые ведут женщины под мужскими никами. Наверное, отчасти к категории женских блогов можно отнести и блоги, которые пишут мужчины под женскими никами (у таких блогов нередко бывает женская тематика), но это явление далеко не так распространено, и гораздо сложнее поддаётся анализу. Зачем женщины ведут блоги под мужскими никами – это отдельный разговор, но рациональный подход здесь всё же наблюдается. А вот с вариантом «мужчина под женским ником» всё гораздо запутаннее. Впрочем, явление это также существует, на «Моём мире» даже создано сообщество, целью которого является разоблачение мужчин, фигурирующих под женскими никами (http://my.mail.ru/community/obmanschiki).

Что касается исследования женских блогов под мужскими никами – здесь есть свои сложности:

– во-первых, далеко не всегда достоверно можно определить человек какого пола в действительности скрывается за тем или иным ником (к тому же, помимо мужских и женских ников, есть ещё и ники среднего рода – их-то куда относить?);

– во-вторых, даже если и удастся выявить человека, ведущего дневник под ником не своего пола (а это далеко не всегда простая задача, хотя иногда, бывает, что такие блогеры путаются и говорят о себе не в том роде, в котором себя позиционируют, или выдают себя чем-то иным), то вовсе не обязательно, что он (она) согласится, чтобы кто-либо раскрывал несоответствие ника и половой принадлежности его владельца. Так что собирать здесь какую-то либо статистику – довольно долгий и сложный процесс. Поэтому сейчас мы рассматриваем только «классические» женские блоги.

«Чисто женские блоги» также можно подразделить на группы:

1.     Собственно личные дневники (в прямом смысле этого слова: здесь центр блога – сама женщина, автор дневника – её жизнь, её творчество, её фотографии и т.п.).

2.     Блоги для женщин (тематика может быть любая, но обязательно женская: вопросы воспитания детей, кулинария, косметика, шопинг, и, как мы уже говорили выше, не обязательно автор такого блога – женщина).

В свою очередь эти самые «классические» женские блоги тоже могут различаться по качественному уровню.

Девичьи дневнички

Устройте такой эксперимент: зайдите в раздел «Блоги» Яндекса
и просмотрите наугад десяток сообщений,
а потом честно, положа руку на сердце,
ответьте самому себе на вопрос: много ли нашлось интересного,
такого, на что стоило бы тратить время?

Евгений Скляревский, Юрий Ревич, Валерий Ширяев.
Куплю 50 млн душ в Интернете // Новая газета, цветной выпуск № 05
http://www.novayagazeta.ru/data/2008/color05/03.html (08.02.2008).



С типичными женскими дневниками (увы, – не в лучшем смысле этого слова) можно ознакомиться на сайте http://damochka.ru.
Практически все блогеры фигурируют тут под явно вымышленными именами. Ники владелиц дневников говорят о многом: МиссИстерика, Любимая, Лукавая, Бегущая по волнам…

А вот типичные примеры из постов: «Хочу пойти к гадалке, а страшно.... да и не знаю, к какой. (…) А вы ходили когда-нибудь к провидице? И КАК?» Но тут хоть есть что обсудить (и наличие комментариев к посту это подтверждает). Гораздо чаще в девичьих дневничках встречается то, что даже не нуждается в обсуждении, например: «Утро началось с вопросов о том, есть ли у меня сегодня какой-нибудь праздник и почему я такая красивая. А я просто волосы подругому уложила )))» (сохранена орфография подлинника).

Хотя мужской блоггинг за пределами нашей темы, но всё же отметим, что мужчины на Дамочке.ру тоже ведут дневники (представителей сильного пола здесь немного, примерное соотношение 1 человек, позиционирующий себя как мужчина – на 20 человек, позиционирующих себя как женщины (достоверно сказать, где кто – сложно, так как большинство ников – вымышленные, и кто за ними кроется на самом деле – это ещё вопрос). У владельцев дневников, представляющихся на Дамочке.ру мужчинами, тоже говорящие имена: Приносим щасье, Джонни (разумеется, с фотографией Джонни Депа). А в постах мужских блогов здесь столько нецензурной лексики: такое впечатление, что многие мужчины занимаются блогингом только для того, чтобы всласть посквернословить.

Тематика большинства блогов на Дамочке.ру ясна уже из заголовков: женщины, ещё раз женщины, отношения последних с мужчинами (а что вы, собственно, ещё хотите от сайта знакомств?). Характеристику своего блоготворчества довольно верно дал один из блогеров Дамочки.ру: «Дорогой читатель моего дневника. Вот ты зашел на эту страницу, знай, ты для себя ничего путного и поучительного не высмотришь». В целом это резюме можно отнести к большинству дневников Дамочки.ру. Читать их (что женские, что мужские) безумно скучно и бессмысленно. Впрочем, порой встречаются здесь и философские размышления типа: «Одиночество – это когда ОДИНОКО. А не когда ты один!!!»

Судя по количеству комментариев, подавляющее большинство дневников на Дамочке.ру популярностью не пользуются: на некоторых из них мне довелось быть первым и единственным читателем. Впрочем, кто-то их, видимо, всё-таки читает. Хотя бы иногда.
Нажмите, чтобы увеличить.

Сами организаторы сайта рекламируют ведение дневников на Дамочке.ру следующим образом:
«Дневник - очень полезная вещь и самый простой способ рассказать о себе, познакомиться с близкими тебе по духу и интересам девушками и парнями, найти новых друзей. Он пригодится, если ты страдаешь склерозом, а также для того, чтобы твои восторженные поклонники и друзья читали твои записи и оставляли отзывы».

Стоит ли, исходя из этого определения и с учётом того, что на большинстве блогов Дамочки.ру кипучая деятельность отсутствует, делать вывод, что большинство женщин-блогеров страдают склерозом и ведут дневники исключительно для себя, чтобы не забыть важные (и не очень) события своей жизни?

Дневники женщин-личностей

Женских дневников, которые интересны не только их обладательницам и их ближайшему окружению, но и кому-то ещё, к сожалению, гораздо меньше. Но всё-таки они есть.
Яркий пример такого блога – дневник Лены Lucky «Девушка, живущая в Сети. Блог почти обо всём» (http://bygirl.net). Категории этого блога достаточно разнообразны: Книги, Библиотека, Блог-карнавал, Женский мир, Психология, Религия, Фильмы… Здесь практически каждый может найти что-то по своим интересам. В разделе «Книги» автор выкладывает свои размышления о популярности тех или иных книг, результаты различных конкурсов и т.п. В разделе «Библиотека» – размышления о книгах как они есть, об электронных библиотеках, о преимуществах электронных и бумажных книг. В разделе «Психология» – мысли о дедушке Фрейде, интернет-зависимости, и довольно нестандартная статья «Как узнать человека через Интернет». В разделе «Женский мир» – материалы на вечные темы типа «Может ли мужчина понять женщину?» и оригинальный материал в виде самоинтервью (интервью, взятого у себя самой).
Блог довольно популярен, уже подходит по количеству аудитории к «тысячникам»: на 30 апреля 2010 года у него 982 читателя.

Столь же разнообразна тематика и другого авторского блога – «О любви или немного о жизни» (http://kisuhvostik.ru). Рубрики: Афоризмы и мудрые мысли, Блоггинг, Любопытно и интересно, Мои стихотворения, Музыка, Несерьёзно о важном, Полезные ссылки, Популярные статьи... На этом блоге явный уклон в поэзию, но, несмотря на это, даже люди, не увлекающиеся стихами, могут найти здесь много интересного. Блог качественно сделан, читать его не скучно, хотя он и ориентирован больше на молодёжную аудиторию. Счётчиков аудитории несколько, по одному из них у блога на 30 апреля 2010 года 116 616 посетителей (за месяц), и 120 подписчиков (по данным FeedBurner).

Блоги «только для женщин»

Блогов, посвящённых женской тематике – миллионы. Типичный пример блога, построенного по типу женских оффлайн-журналов (статьи обо всём, что касается многогранного мира женщины) – «Женский блог» http://ledyblog.ru.
Концепция блога кратко изложена самим автором: «О том, как быстро, эффективно и недорого ухаживать за собой, своим телом. Также хочу поговорить о том, как сохранить молодость и не остаться в старости одной. И о многом, многом другом, касающегося только нас, женщин».
Тематика блога ясна из его категорий: Домашний уход для волос, Домашний уход для ног, Домашний уход для рук и т.д., Женские секреты красоты, Женское здоровье, Мода, Сексуальная жизнь и т.п.
Этот блог не личностен, фигуры автора (хотя, конечно, автор здесь есть) в нём не видно, но это, как правило, и не ставится в задачах подобных блогов. Это блог не о мире конкретной женщины, а для женщины вообще. Любая представительница прекрасного пола может найти тут, что почитать, и это подтверждается количеством посетителей за месяц: 9 218 (на 30 апреля 2010 г.).

Подобного типа и другой женский блог – «Blondinka.by» http://www.blondinka.by. Категории: Новости, Красота и здоровье, Отдых, Кухня, Отношения, Праздники, Ребёнок, Дом, Работа, Авто… – в общем, довольно-таки стандартный набор женских интересов. Этот блог также неавторский, личность автора в нём не выражена. О том, насколько он популярен, сказать сложно: счётчик не вывешен.
Большинство женских блогов в русскоязычном Интернете – вот такие личные дневники и блоги «только для женщин». Но есть и другие…

Блог ради рекламы товаров для женщин?

На ЖЖ (пока что расшифровывается как Живой журнал, а не Женский) такого повального засилья дамочек нет. К тому же в верхних строчках рейтингов – сплошь мужские ники. Но всё равно женских блогов в ЖЖ – читать не перечитать…
Есть и такие, которые сразу позиционируют себя уже в своём названии по гендерному типу, например «Женский блог о красоте и здоровье» (http://jenskiyblog.livejournal.com). Тематика его вполне очерчена названием: женское здоровье, стрижки, диета, кулинария, способы омоложения, липоксация – в общем – то, что волнует большинство женщин. Несмотря на, казалось бы, животрепещущую тематику, блог совсем неживой: комментариев практически нет (счётчика тоже, так что количество читателей не отражено). Неудивительно, учитывая его контент: скучно написанные статьи, будто бы выдранные из оффлайновых журналов, авторская позиция нивелирована, личности за текстом не видать. И – засилье рекламы (такое впечатление, что реклама тут и есть самоцель).

Другой женский блог ЖЖ принадлежит женскому сетевому журналу «Рокси» (http://community.livejournal.com/roxy_magazine) и тоже грешит избытком рекламы. Самих по себе материалов (не просто без рекламы, а самих блогерских материалов) тут практически нет, и, как и в предыдущем случае, теряется вся специфика блогов: никакого интерактива – то есть того, ради чего, собственно, люди и создают блоги. По сути такие блоги вовсе не дневники, а просто рекламные сайты. Ведь само понятие блога предполагает личностность (автора или группы авторов), многоплановую диалогичность (автор-читатель, читатель-другие читатели, текст-другие тексты). А тут комментировать совсем нечего, да и незачем, общаться на таких сайтах желания не возникает, поэтому особой популярностью подобные блоги не пользуются (тут тоже нет счётчика, вывод сделан по количеству комментариев).

Конечно, рекламные блоги (точнее блоги с рекламой, а не наоборот) тоже имеют право на существование (почему бы и нет?), но делать их надо принципиально по иному: уже давно во всех качественных рекламных изданиях публикуют не «голую» рекламу (её люди зачастую просто пролистывают, если, конечно, не ищут целенаправленно какие-то товары, что бывает не так уж часто: обычно товары находят людей), а пишут живые, яркие, оригинальные материалы по тематике конкретного товара, и уже эти материалы сопровождают рекламой. Тогда и материал будет прочитан, и реклама без внимания не останется. Хотя это уже совсем другая тема, и по ней уже написано немало.

Впрочем, это отнюдь не обзор блогов, типичных для ЖЖ, а только примеры того, какими вообще бывают женские блоги. В том же Живом журнале есть весьма талантливо сделанный блог Civiciournalism (http://media21.livejournal.com), посвящённый гражданской журналистике. Поскольку он явно не попадает в категорию приведённых выше блогов, мы его рассмотрим ниже.

Женские блоги с серьёзной тематикой

Итак, не всё так грустно в женской блогосфере Рунета. Например, есть свои исследовательницы блогинга среди самих блогеров (ну, понятно, кому же ещё исследовать блоги как не блогерам).
Среди таких блогов с «серьёзной» тематикой выделяется «Международная блогопанорама» (http://blogimira.ru), посвящённый англоязычной блогосфере. Очень хорошо организованный, с удобной навигацией. Среди тематических категорий (рубрик): Twitter, Блоги мира (от Австралии и Океании до Южной Америки), Интервью с зарубежными блогерами, Конкурсы зарубежной блогосферы, Теория блогинга. Видно, что блогер Майя Ким (кстати, переводчик английского, так что у неё к англоязычной блогосфере профессиональный интерес) поддерживает своё детище с большой любовью. Из довольно многочисленных сайтов, посвящённых блогингу – этот, пожалуй, один из лучших. По крайней мере, по российской блогосфере ничего подобного в Сети мне не попадалось. К тому же вызывает огромное уважение, что большая часть контента блога – авторские записи, а не чужие статьи, как это – увы, нередко водится (http://blogimira.ru/otzyvy). Аудитория блога на 30 апреля 2010 г. – 453 подписчика.
«Блогово Зайсла» (http://www.zaisl.info) – тоже блог, ведомый женщиной. Посвящён веб-разработкам и предназначен для специалистов веб-технологий. Вопреки мнению о поголовной технической недееспособности женского населения, этот блог всецело посвящён именно технической стороне вопроса, и сделан в очень качественном формате. Аудитория за месяц – 2 386 356 читателей (на 30 апреля 2010 г.).

Civiciournalism (http://media21.livejournal.com), посвящённый гражданской журналистике – тоже пример блога, сделанного на высоком профессиональном уровне. Кстати, если до сих пор кто-то из моих коллег сомневается, нужен ли блог журналисту, то здесь можно прочитать массу материалов о том, каким образом ведение собственного блога помогает в журналистской работе. В тематической категории «Гражданская журналистика» – целый ряд интересных материалов об опыте взаимодействия блогинга и традиционной журналистики. Счётчика нет, т.ч. количество читателей установить проблематично.

В общем, блоги блогам рознь, в том числе и женские.

Правят блогосферой всё-таки мужчины…

К сожалению, в одной статье невозможно проанализировать всю женскую блогосферу русскоязычного Интернета (впрочем, это невозможно в принципе: хотя бы потому, что каждый день появляются сотни новых блогов). Мы всего лишь сделали попытку анализа женского блогинга Рунета. Но всё-таки даже из этого поверхностного взгляда на женские блоги можно сделать какие-то выводы.
Очевидно, что с каждым днём всё большее количество женщин создаёт свои блоги, женский блогинг активно развивается и при таком дальнейшем развитии событий возможны три варианта:

1.     Скоро во всемирной блогосфере наступит настоящий матриархат (некоторые считают, что превышение доли женского населения блогов – уже матриархат, но автор далёк от такой точки зрения, так как далеко не всегда большинство лидирует).

2.     Женские блоги будут безостановочно развиваться и станут ничем не хуже лучших мужских блогов, будут столь же популярны и способны держаться в высших строчках рейтингов. Их будут с удовольствием читать не только те мужчины, которые страстно мечтают познакомиться с дамочками.

3.     Всё останется по-прежнему: женские блоги будут брать количеством, а не качеством. И лидировать в рейтингах будут преимущественно мужские блоги (так всё же патриархат?).

Лично мне, как женщине, наиболее симпатичен второй, серединный вариант. Две крайние точки зрения, несмотря на внешнюю противоречивость (матриархат/патриархат) уж очень схожи по сути: женщин в Сети подавляющее большинство, но правят блогосферой всё-таки мужчины.

Впрочем, равенство традиционных женских блогов (женских по тематике) и мужских (опять-таки по тематике), наверное, невозможно. Хотя интересы у женщин-блогеров сильно различаются, и среди женской части русскоязычной блогосферы есть не только «блондинки.ру», но и грамотные профессионалы: журналисты, литераторы, серьёзные исследователи той же блогосферы, и даже представительницы чисто, казалось бы, мужских интересов: рыбачки, охотницы, автомобилистки, но всё же в женском блогинге преобладает традиционно женская тематика: отношения с мужчинами, семья, дети, косметика, кулинария, животные, цветы, ну и, конечно – шопинг… Завлечь таким содержанием в свой блог мужское население Интернета довольно проблематично…
Даже если женские блоги в своём большинстве и «дорастут» до мужских по уровню качества, женская специфика из них никуда не денется. Впрочем, это никому и не нужно: те же женские оффлайн-журналы куда более массовые и гораздо более востребованы, чем мужские. Но всё же так хочется, чтобы и женские блоги в большинстве своём тоже были читабельны.

Как бы там ни было, женский блогинг хотя бы по причине масштабности явления требует всеобъемлющего изучения. Начало работе в этой сфере уже положено самими женщинами-блогерами, которые в своих блогах размышляют на тему: а что это собственно это такое – женский блоггинг и в чём его специфика?..

Ссылки

1.     Клод Леви-Стросс. Структурная антропология // http://culture.niv.ru/doc/anthropology/stross/019.ht...
2. http://company.yandex.ru/news/press_releases/2006/09...
3.     Яндекс исследовал русскую блогосферу//http://www.webplanet.ru/news/research/2006/09/26/yandex_blog_research.htm.
4.     Brian Solis/ Revealing the People Defining Social Networks // http://www.briansolis.com/2009/10/revealing-the-peop...
5.     Антон Благовещенский. Девочки любят блоги больше мальчиков // http://www.webplanet.ru/news/research/2007/12/27/dev...
6.     Alex Mindlin. Giri Power Is in Fuii Force Onlinehttp: http://www.nytimes.com/2007/12/24/technology/24drill...
7.     Блогосфера Рунета. Весна 2009. Информационный бюллетень // http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosph...
8.     Алексей Андреевю Восьмая матрица // http://eva.ru/eva-life/articles/lexa32.htm.
9.     Блог мужчины для женщин // http://man4womanblog.org.ua.
10.     http://my.mail.ru/community/obmanschiki.
11.     Евгений Скляревский, Юрий Ревич, Валерий Ширяев. Куплю 50 млн душ в Интернете // Новая газета, цветной выпуск № 05 (08.02.2008) // http://www.novayagazeta.ru/data/2008/color05/03.html...
12.     http://damochka.ru.
13.     Девушка, живущая в Сети. Блог почти обо всём // http://bygirl.net.
14.     О любви или немного о жизни // http://kisuhvostik.ru.
15.     Женский блог // http://ledyblog.ru.
16.     http://www.blondinka.by.
17.     http://jenskiyblog.livejournal.com.
18.     http://community.livejournal.com/roxy_magazine.
19.     Civiciournalism // http://media21.livejournal.com.
20.     Международная блогопанорама // http://blogimira.ru.
21.     http://blogimira.ru/otzyvy.
22.     Блогово Зайсла // http://www.zaisl.info.

_________________________________________
© Шефер (Тимофеева) Галина
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum