|
|
|
Инновационные процессы в современном общем образовании требуют оптимизации управленческой деятельности в условиях постоянного развития школьной образовательной системы. В качестве наиболее эффективных средств оптимизации управления сегодня признаны управленческие технологии [1; 2].
Анализ работ, раскрывающих управленческо-технологические аспекты образовательного процесса, позволяет выделить ряд существенных признаков технологий управления образовательным процессом: - наличие целостной системы действий, полностью охватывающей реализацию управляемого процесса (В.П. Беспалько); - описание процесса достижения планируемых результатов (И.П. Волков); - нелинейный характер воздействия, динамичная структура отношений между субъектами (В. Кочергин); - продуманность взаимодействия управляющей и управляемой систем на всех этапах управления (В.М. Монахов); - гарантированность результата, его воспроизводимость в практике образования; возможность достижения наряду с гарантированным результатом дополнительных эффектов (С.Д. Поляков); - диагностическое целеобразование, корректируемость, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, структурная целостность (Г.К. Селевко); - строгая последовательность действий, их точное воспроизведение (В.А. Сластенин). Основываясь на перечисленных свойствах, мы определяем технологию внутришкольного управления как целостную систему деятельности по реализации конкретной задачи внутришкольного управления, точно определяющую содержание и последовательность управленческих действий и гарантирующую достижение желаемого результата [10]. В ходе проводимого нами исследования проблем управления инновационным процессом в сельской школе были разработаны и внедрены ряде сельских школ Курганской области технологии, позволяющие решать различные задачи внутришкольного управления инновациями. Охарактеризуем некоторые из этих технологий, прошедшие наиболее длительную апробацию. Технология введения нового в процессе разрешения актуальных проблем школы (технология РАП). Управленческие задачи (УЗ): обеспечение направленности инновационной деятельности на разрешение конкретных проблем, существующих в данной школе; преодоление инертности сельской образовательной среды [8]. Технология РАП включает пять основных стадий. Название каждой стадии отражает её цель и место в системе управленческих действий: 1) подготовка инновации; 2) введение нового; 3) организация деятельности педагогов по освоению и применению нового; 4) предварительные итоги инновационной деятельности; 5) распространение и совершенствование нового опыта. Технология управления инновационным проектом (технология УИП). УЗ: оптимизация управленческих действий в процессе управления инновационным проектом. Алгоритм УИП, апробированный нами в условиях сельской школы, включает три основных стадии: подготовку инновации; апробацию инновационных идей; закрепление инновации в образовательной системе школы. В нём отражён процесс выработки управленческих решений, принимаемых как завершающие шаги каждой из стадий [12]. Технология анализа опыта, проблем и ресурсов школы (технология «ОПР-анализ»). УЗ: выявление специфики конкретной сельской школы, её потребностей в обновлении, её инновационных возможностей. ОПР-анализ позволяет проектировать долгосрочное развитие каждой сельской школы на основе инноваций, максимально учитывая её особенности, отражённые в триаде «опыт–проблемы–ресурсы» [4]. При ОПР-анализе: - опыт работы педагогического коллектива: а) подразделяется на позитивный и негативный, традиционный и инновационный, оригинальный и заимствованный, единичный и воспроизводящийся; б) дифференцируется по иерархическому уровню в организационной структуре школы и по направлению работы, в котором он существует; - актуальные для данной школы проблемы: а) определяются на основе соотнесения школьного опыта с актуальными потребностями общества, учащихся, родителей, педагогов; б) рассматриваются во взаимосвязи со школьным опытом работы, при этом выявляются противоречия в работе школы, требующие устранения; - в структуре ресурсного обеспечения школы выделяются финансовые, материально-технические, кадровые, информационные и структурно-организационные ресурсы школы; ресурсы подразделяются на внутренние и внешние; - аналитические выводы основываются на установленных в процессе анализа прямых и обратных связях между опытом, проблемами и ресурсами данной школы. Технология коллективного планирования (технология «Стрела»). УЗ: организация коллективного планирования работы, разработки инновационного проекта в группе; реализация в процессе планирования потребностей и возможностей участников предстоящей инновационной деятельности. В основу этой технологии положен инструмент «стрела планирования», предложенный Е.В. Гороховой и О.Б. Коноваловой. В результате коллективного планирования формируется набор элементарных заданий, выполнение которых гарантирует достижение результата, «увиденного» в начале разработки проекта, а также создаётся группа единомышленников, каждый из которых ясно представляет общую работу и свою роль в ней [9, с. 98–99]. Технология долгосрочного развития базовой инновационной идеи (технология ДРБИ). УЗ: обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала инновационной идеи в долгосрочном развитии сельской школы за счёт обогащения общей идеи частными нововведениями. Основные этапы реализации технологии ДРБИ: 1) подготовительный этап (детальная проработка проекта); 2) становление инновации (формирование контингента участников инновационной деятельности, учащихся и педагогов; начало реализации инновационных образовательных программ и проектов внеучебной деятельности); 3) развитие инновационной идеи (приобретение опыта предметной деятельности; совершенствование деятельности, повышение качества её результатов, освоение новых видов деятельности, формирование традиций, достижение социальной полезности проектов, развитие соуправления); 4) стабильное функционирование (накопление опыта традиционной деятельности, приобретение системой устойчивости); 5) обновление (профилактика кризисов и преодоление застойных тенденций). За пятым этапом вновь должны следовать этапы развития (3-й) и стабильного функционирования (4-й), позволяющие накапливать и совершенствовать опыт работы, связывая новое с традиционным и отбирая наиболее эффективные формы, методы и приёмы. В дальнейшем последовательная цикличная реализации этапов обновления, развития и стабильного функционирования обеспечивает долгосрочное развитие базовой инновационной идеи. Технология ДРБИ использовалась нами при реализации ряда долгосрочных инновационных проектов в сельских школах, в том числе для введения в школе различных элементов профильного образования [6] Технология поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества (технология ПИТ) [3]. УЗ: обеспечение необходимых условий для формирования, выдвижения и реализации продуктивных инновационных идей субъектами инновационной деятельности (внутри школы и во взаимодействии школы со средой). Управленческая поддержка в этой технологии реализуется посредством комплекса мер по активизации инновационной деятельности. Поддержка охватывает разные стадии образовательных инициатив и педагогического творчества: формирования идеи, выдвижения идеи, разработки проекта, апробации, внедрения. На каждой стадии поддержка приобретает свою специфику благодаря своеобразию управленческих задач и сочетания приёмов управленческой поддержки, при этом используется как прямая, так и косвенная поддержка. К прямой поддержке относятся, например, ясные, недвусмысленно сформулированные указания руководителя о помощи определённому педагогу, действия руководителя, направленные на повышение статуса сотрудника в коллективе. К косвенной поддержке – создание условий для того, чтобы учитель проявил инициативу и творчество, развил и воплотил в жизнь свои идеи, почувствовал свою значимость и ценность достигнутых им результатов. Роль приёмов прямой поддержки увеличивается на заключительных стадиях: по мере того, как возрастают усилия педагогов по реализации инициатив и появляются позитивные результаты их деятельности. Технология управленческого моделирования [13, с. 30–36]. УЗ: оптимизация процесса создания и применения управленческих моделей как идеальных систем, позволяющих глубоко осмысливать реально существующие или вновь формируемые объекты управления, прогнозировать их развитие. Реализация данной технологии включает следующие этапы: 1) постановка задачи, для решения которой создаётся модель; 2) построение модели, которое начинается с определения главной цели модели, а также «входа» (необходимых данных, ресурсов, условий, допущений) и «выхода» (желаемого или реально достигнутого результата); 3) проверка модели на достоверность (определение степени соответствия модели реальному объекту и её ценности для управления этим объектом, процессом его формирования и развития, а также коррекция модели в случае такой необходимости); 4) применение модели (модель, прошедшая проверку на достоверность, применяется в практике менеджмента для решения той задачи, для которой она создавалась); 5) обновление модели (осуществляется, если потребуются новые данные об объекте или появится новая информация, которую целесообразно также включить в модель). Технология самокоррекции педагогической деятельности (технология СПД) [11]. УЗ: Организация самостоятельной работы по устранению собственных ошибок, допущенных в подготовке и реализации отдельных отрезков учебно-воспитательного процесса. Технология СПД реализуется с помощью двух основных инструментов: пакета технологических таблиц и алгоритма самокоррекции. Технологические таблицы служат опорными материалами, которые отражают структуру профессиональной компетентности в области устранения педагогических ошибок и позволяют педагогу самостоятельно работать над ошибками. Вид ошибки выносится в название таблицы, например: Нерациональная организация деятельности; Несвоевременность оценки; Нарушена преемственность этапов и т.д. Каждая таблица содержит комплексную характеристику определённого вида ошибок: - признаки, которые свидетельствуют о том, что педагог допустил именно эту ошибку в работе с детьми; - наиболее характерные примеры данного вида ошибки; - возможные негативные последствия в будущем (накопление затруднений у педагога, отставание учеников в развитии и т.д.); - наиболее вероятные причины (конкретные просчёты и затруднения в работе, в том числе допущенные при подготовке к уроку, воспитательному делу), - способы устранения ошибки, формулированные в виде кратких и чётких указаний. Реализация технологии предполагает целенаправленную деятельность педагога по устранению собственных ошибок и включает ряд взаимосвязанных технологических этапов, представленных в следующем алгоритме самокоррекции: 1) выделение недостатков в педагогической деятельности при анализе, самоанализе. 2) работа с технологическими таблицами, которая происходит при выполнении следующих операций (в скобках указаны функции самоуправления, реализуемые посредством этих операций): - узнавание ошибки (самоконтроль); - осознание возможных негативных последствий ошибки и необходимости её устранения в своей работе (самомотивация); - выявление причин ошибки (самоанализ); - определение задач работы над устранением ошибки (самоцелеполагание); - моделирование своей деятельности, направленной на устранение ошибки (самоконструирование и самоорганизация). 3) практическая реализация модели деятельности по устранению ошибки. 4) самоанализ эффективности работы над ошибкой. Технология учебно-методической игры (технология УМИ) [9, с. 51–60]. УЗ: развитие интереса учителей к инновационной деятельности за счёт введения игровых элементов в структуру методической работы. Технология УМИ охватывает разработку и проведение учебно-методической игры. Разработка игры в технологии начинается с создания двух моделей: имитационной и игровой. Имитационная модель отражает специфику профессиональной деятельности специалиста; она включает цели деятельности, предмет игры, графическую модель ролевого взаимодействия участников игры, систему оценивания результатов. Игровая модель создаёт социальный контекст игры, включает набор ролей и функций игроков, правила игры, может включать сценарий. В соответствии с рекомендациями С.Н. Митина, учебно-методические игры в технологии подразделяются на три основных вида: - имитационные упражнения (содержание игровой деятельности составляет выполнение отдельных операций; цель – закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на важном аспекте педагогической деятельности); - анализ педагогических ситуаций (цель таких игр заключается в знакомстве с ситуацией, принятии решений и выработке оптимальной модели своего поведения в подобных ситуациях); - комплексные имитации педагогической деятельности и последствий принимаемых педагогом решений. Для каждого вида игр в технологии предусмотрен специальный алгоритм подготовки и реализации. Технология разработки воспитательного дела (технология РВД) [5, с. 40–45]. УЗ: оптимизация деятельности педагогов в разработке оригинального воспитательного дела, мероприятия; обеспечение педагогической эффективности авторских форм воспитательных дел. Технология охватывает следующие этапы разработки воспитательного дела: тематическое планирование, предварительное (черновое) планирование дела, редактирование плана, окончательное оформление плана воспитательного дела. Каждый этап сопровождается общим алгоритмом его реализации и памяткой для начинающего педагога. Технология посещения урока начинающим специалистом (технология ПУНС). УЗ: оптимизация освоения опыта коллег при посещении уроков начинающим учителем; активизация педагогической рефлексии начинающего специалиста; установление молодым специалистом конструктивных отношений с коллегами в процессе изучения их педагогического опыта [7]. Технология включает пять основных этапов: - подготовку к посещению урока; - посещение урока; - осмысление урока; - участие в обсуждении урока; - освоение опыта посещённого урока. В описании технологии каждый этап сопровождается краткой памяткой для практиканта, стажёра. Анализ результатов внедрения управленческих технология в инновационную практику сельских школ показал, что: - использование специальных управленческих технологий позволяет значительно повысить эффективность решения управленческих задач в условиях сельской школы, развивающейся на основе инноваций; - необходимой предпосылкой технологизации внутришкольного управления является наличие в управленческой деятельности воспроизводимой взаимосвязи цели и результата; - собственно технологизация начинается с формирования обобщённой (идеальной) системы, отражающей процесс управленческого взаимодействия по реализации целей и результата, помогающей осмысливать весь процесс или его существенные части (содержание и организацию, основные этапы, сопроцессы и т.п.); - в дальнейшем система управленческой деятельности конкретизируется посредством чётко установленной последовательности управленческих действий; - процесс формирования управленческой технологии завершается оптимизацией управления в способах и средствах осуществления управленческих действий и операций. Литература 1. Аксененко, Ю.Н. Социология и психология управления: учеб. пособие для вузов [Текст] / Ю.Н. Аксененко, В.Н. Каспарян [и др.]; под общ. ред. С.Н. Епифанцева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 512 с. 2. Кочергин, В. Ролевая структура механизма взаимодействия социальных технологий и управления [Электронный ресурс] / В. Кочергин // Территориальное управление: государственное, региональное, муниципальное и территориальное общественное самоуправление. – URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/3_6_03.htm (дата обращения: 20.01.2010). 3. Репин, С.А. Управленческая поддержка образовательных инициатив и педагогического творчества в сельской школе [Текст] / С.А. Репин, С.В. Сидоров // Вестник ин-та педагогич. исследований ЧГАКИ, серия: Теория и практика педагогики профессионального и общего образования. – Челябинск : ЧГАКИ, 2008. – Вып. 29 (№2). С. 135–140. 4. Сидоров, С.В. Анализ опыта, проблем и ресурсов в выборе траектории развития сельской школы [Текст] / С.В. Сидоров // В мире научных открытий. – 2010. – Вып. 3. – Ч. 2. С. 74–78. 5. Сидоров, С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. вуза [Текст] / С.В. Сидоров. – Шадринск : ШГПИ, 2004. – 124 с. 6. Сидоров, С.В. Развитие информационной культуры сельских школьников в ИТУО [Текст] / С.В. Сидоров // Профильная школа – 2010. – №2. С. 10–15. 7. Сидоров, С.В. Рефлексивное посещение урока как средство развития методической компетентности начинающего учителя [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров// Интернет-журнал «Эйдос». – 2010. – 23 апреля. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2010/0423-2.htm, свободный. 8. Сидоров, С.В. Преодоление инертности сельской образовательной среды в школьном инновационном менеджменте [Текст] / С.В. Сидоров // Стандарты и мониторинг в образовании – 2010. – №2. С. 8–11. 9. Сидоров, С.В. Повышение профессионально-педагогической компетентности в условиях сельской школы: науч.-метод. пособие [Текст] / С.В. Сидоров; ИПКиПРО Курганской обл. – Шадринск : Исеть, 2005. – 138 с. 10. Сидоров, С.В. Технологизация управления в инновационном опыте сельских школ [Текст] / С.В. Сидоров // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №2. С. 354–362. 11. Сидоров, С. Технология устранения педагогических ошибок [Текст] / С. Сидоров // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 1. С. 63–79. 12. Сидоров, С.В. Управление инновационными проектами в сельской школе [Текст] / С.В. Сидоров // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – №6. С. 17–20. 13. Сидоров, С.В. Управление процессами в школьном инновационном менеджменте: науч.-метод. пособие [Текст] / С.В. Сидоров; под ред. С.А. Репина. – Шадринск : Шадринский Дом печати, 2007. – 95 с. _____________________________________ © Сидоров Сергей Владимирович |
|