Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Лучшие арт-проекты года в мире
Сайт AdMe.ru предлагает несколько арт-проектов, которые больше всего запомнились...
№13
(286)
15.11.2014
Общество
Права детей: дань модной риторике или социальное оружие?
(№7 [205] 30.05.2010)
Авторы:
 Евгений Смотрицкий , Елена Шейнина
Евгений  Смотрицкий
Елена   Шейнина
Ценности эпохи Просвещения, уходя корнями в философию Томаса Гоббса и Джона Локка, реализовались в полной мере к началу ХХ века, а в наше время диалектически вырождаются в свою противоположность. Ключевые идеи Просвещения – идея равенства и идея свободы. Естественно, они втиснуты в прокрустово ложе множества законов, но, тем не менее, остаются базовыми ценностями европейской либерально-демократической цивилизации. Демократические нормы и ценности усиленно расширяются и на детей. Декларируя себя как христианская культура, европейская цивилизация ломает христианскую традицию, превращает детей в отдельных субъектов права, что соответствует нормам гражданского общества, и при этом делает акцент на правах ребёнка. Смена традиций, пожалуй, естественный процесс. Но «новая традиция», если можно так выразиться, должна быть жизнеутверждающей и жизнеспособной. Это трудно сказать о новых нормах отношения к ребёнку в европейской культуре. Это легко показать, используя для анализа ситуации в культуре категории этики.
Упор на правах ребёнка в первую очередь вызывает вопрос об обязанностях и ответственности. В Декларации прав ребёнка ни слова о его обязанностях! Такие категории этики как добро и зло, благо, права и обязанности, долг, честь, поступок, ответственность, правда и ложь позволяют дать оценку отношению к детям в Европе.
Феномен детства реализуется в детской субкультуре.

В любом обществе дети занимают свою особую социальную нишу, имеют свои особые права и обязанности. В современной европейской культуре (в отличие от средневековой, когда ребёнок воспринимался как «маленький взрослый»), со свойственной ей дифференциацией и специализацией мир детства также занимает своё особое место в социальной структуре и в культуре общества и порой имеет если и не абсурдные, то гипертрофированные формы. Символом такого статуса детства в современной европейской культуре может служить магазин «Детский мир» как некая противоположность всему остальному, взрослому миру. Существует особое детское питание и детская одежда (что в Европе было не всегда!), искусство для детей (литература, кинематограф, мультипликация и т.д.) и детское искусство, образование для детей наряду с возникшим в последние десятилетия образованием для взрослых, педиатрия как часть медицины. Европа гордится своим правосудием и системой защиты прав человека. Кроме того, особо выделяются и защищаются права политических партий, профсоюзов, этнических групп, сексуальных меньшинств и т.п. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. Вполне естественно, что возникла и специфическая ювенальная юстиция – правосудие по делам несовершеннолетних, которая включает особый порядок судопроизводства, отдельную систему судов для несовершеннолетних (ювенальных судов), а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. То есть эта система выполняет функции и наказания и защиты ребёнка.

Существование ювенальной юстиции имеет некоторое право на существование и связано с особенностями современного индустриального (или информационного, если угодно) общества с одной стороны, и спецификой ребёнка, его психологии, физических возможностей, жизненного опыта и характера детской преступности с другой стороны. Но наличие ювенальной юстиции скорее свидетельствует о кризисе европейской культуры в целом и института семьи в Европе в частности. Кроме того, через Организацию Объединённых наций, возникшая в европейской культуре идея особых прав детей распространяется на все страны мира, без учёта их специфики, уровня социального развития, традиций и ценностей. Поэтому попытки применить эти нормы в таких странах имеют скорее маскарадную форму и неэффективны. Но возведённые в ранг закона, они фактически разрушают общество, являются не благом, а злом.
Человек рождается абсолютно беззащитным и беспомощным. Но в норме и животный инстинкт, и нормы культуры способствуют выхаживанию и воспитанию детёныша. Но нравы человеческие часто столь аморальны, что детей бросают, оскорбляют, бьют, эксплуатируют детский труд, продают-покупают на органы, заставляют заниматься детской проституцией, эксплуатируют в порно-бизнесе, толкают на воровство, развращают наркотиками и алкоголем и наживаются на этом. Всему этому и должна противостоять система защиты прав ребёнка. Но неужели нужны особые Декларации, Конвенции, законы, и тем более система ювенальной юстиции, чтобы защитить ребёнка!
Рассмотрим кратко историю развития идей и становления социальных институтов, предназначенных для защиты прав ребёнка. Но, прежде всего, приведём само определение ребёнка, как оно дано в Конвенции о правах ребенка, принятой ООН: «…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
История развития идей и становления социальных институтов, предназначенных для защиты прав ребёнка, впечатляет. Она начинается с создания специализированных карательных органов, призванных бороться с детской преступностью. Это Виктор Гюго создал романтический образ парижского беспризорника Гавроша, а шайки гаменов вряд ли навевали романтику парижанам и парижской полиции. Не думаю, что лучше была чикагская шпана и граждане республики Шкид. Дикий капитализм разрушил традиционные формы социализации детей, оставшихся без опеки родителей и породил криминальное отношение к отвергнутым детям, предоставив им лишь криминальные способы борьбы за жизнь. Это породило ювенальную юстицию. Как особая система уголовного судопроизводства она возникла в конце XIX в. В 1899 г. в городе Чикаго на основании "Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними" штата Иллинойс был учрежден первый в мире суд по делам несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами — в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах. В России особая система ювенальной юстиции существовала в 1910—1918 гг.

В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Чтобы законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защитить их права Лига Наций приняла в 1924 г. Женевскую декларацию прав ребенка.
Следующим важным шагом по защите прав детей стало образование в 1946 году Генеральной Ассамблеи ООН Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Ещё через два года Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. Особым пунктом в её положениях и в положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети представляют собой объект особой защиты.
Первым актом ООН по правам детей стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка. В ней сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Фактически перечислены обязанности взрослых, обязанности общества перед детьми. И ни слова об обязанностях детей. И ни слова о механизмах реализации должного. Должны – и всё. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
В 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 — Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья — соотечественники) и международном (принимающая семья — иностранцы) уровнях.
1979 год ООН провозгласила Международным годом ребенка. Это было сделано к 20-летию принятия Декларации прав ребенка. К этому событию был приурочен ряд правовых инициатив, среди которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором исходного проекта стал польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции продолжалась десять лет. 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт Лиханов. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами.

В настоящее время участниками Конвенции в результате ратификации, принятия или присоединения к ней стали 193 страны. Из членов ООН только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции.
После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах комитет в составе десяти экспертов.
В 1996 году по инициативе Франции день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции было решено ежегодно отмечать 20 ноября как День прав ребенка.
В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции - об участии детей в вооруженных конфликтах (132 участника на апрель 2010 г.) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (136 участников на апрель 2010 г.).
Вопросами защиты прав ребёнка занимаются в разной степени различные учреждения в структуре ООН. Например, Международная организация труда, Международная организация здравоохранения, ЮНЕСКО и др. За более чем столетний период создана целая отрасль международного и национального права в области прав ребёнка. Например, права детей в России сегодня регулируются следующими основными законами:
- Конституция Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон об образовании.
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
- Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Украина также подписала и ратифицировала все соглашения по правам ребёнка, принятых в рамках ООН. Подробно и исчерпывающе с этими материалами и мониторингом соблюдения прав ребёнка на Украине можно познакомиться на сайтах ГРОМАДСЬКОГО МОНІТОРИНГУ ВИКОНАННЯ КОНВЕНЦІЇ ООН ПРО ПРАВА ДИТИНИ В УКРАЇНІ (http://www.childrights.in.ua/ ) и на странице ЮНИСЕФ на украинском языке (http://www.unicef.org/ukraine/ukr/children_11699.htm... ) .
В США существует огромное количество законов, принятых в интересах детей. Собственно, то же самое относится и к развитым европейским странам. И процесс совершенствования законодательства в этой области продолжается.
Особый интерес тема прав ребёнка представляет для социологии. Сегодня существуют сотни государственных и неправительственных некоммерческих организаций, занимающихся защитой прав детей, в них работают десятки тысяч людей, это многомиллионные денежные потоки, существует радио и телевизионная программа ЮНИСЕФ, издаётся масса литературы на многих языках мира, создано множество правовых порталов для детей в Интернете. Кстати, на украинском языке существует журнал про права дітей Представництва благодійної організації "Кожній дитині" в Україні (http://www.everychild.org.ua). По сути, это значительный сектор экономики и социологии должно быть интересно, кто в нём занят, по каким мотивам, с каким уровнем образования и т.п. Ну и сам мониторинг состояния прав ребёнка есть особая социологическая задача и проблема. Нужны специфические методики для сбора первичных социологических данных. Во-первых, потому что дети не всегда могут понять вопрос и сформулировать ответ. Во-вторых, взрослые могут лукавить и скрывать своё мнение. В-третьих, любое нарушение прав не афишируется, поэтому статистика предоставляет только информацию, которая уже стала известна в результате фиксации нарушения.

Мониторинг за состоянием прав ребёнка очень важен для общества. Только зная реальную объективную картину можно устанавливать причинно-следственные связи и искать пути совершенствования жизни, общества, предлагать пути выхода из социальных тупиков. А сам факт наличия специальных органов защиты детей свидетельствует о неблагополучии в обществе и является, на мой взгляд, одним из таких тупиков европейской культуры. Само создание правовой базы по защите прав ребёнка, формирование государственных органов защиты и опеки, наличие общественных организаций, служащих, или декларирующих, что служат, этой цели ещё не гарантирует ни защиты прав ребёнка, ни счастливое детство. Это всё борьба с негативными социальными следствиями, причины которых в ложных ценностях общества, в порочных структурах и механизмах социальной организации, в болезнях культуры. И в этом смысле социологический мониторинг исключительно важен для социальной философии и культурологии, поскольку предоставляет материал для осмысления и выработки моделей культуры, адекватных современному состоянию общества. Современное общество разрушило традиционное моральное пространство. Если родные родители не всегда справляются со своими детьми, то что говорить о крестных родителях! Нет больше сынов полка и церковных служек. Если общество не создаст новое моральное пространство и механизмы социализации – оно обречено. Мораль ушла из жизни, оставшись лишь предметом изучения этики. И этика как наука должна помочь в выработке новых моделей и механизмов морального воспитания ребёнка и морального поведения взрослого. В противном случае – борьба с нарастающим криминалом как результатом отсутствия морали.

Трудно удержаться от негативного примера вопиющей безрезультатности всего комплекса мер и социальных структур, призванных защитить ребёнка, который показывает Россия, да почти все страны бывшего Советского Союза! Причём на фоне активной позиции России в этом вопросе в рамках работы ООН, и Советский детский фонд даже присудил А. Лопатке, инициировавшему создание Конвенции, свою высшую награду - Международную золотую медаль имени Льва Толстого.
Вот что пишет Юлия Федькушова в одной из своих статей по этой проблеме. «В России существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых — создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа "Дети России" (1994). Она включила в себя ФЦП "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", а также "Безопасное материнство". С 1997 в составе программы "Дети России" еще две ФЦП: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей". С 1999 — ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%. Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные — "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений — 173,4 тыс. человек. Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире.
Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %». А разве на Украине дела обстоят лучше!
После таких цифр и фактов не только возникает сомнение в целесообразности – возникает уверенность в нецелесообразности всей системы защиты прав ребёнка. Но ситуация видится мне ещё хуже, так как эта Система порождает два негативных следствия: она сама заинтересована в нарушении прав ребёнка, так как это создаёт ей рабочие места и финансирование; благодаря ей ребёнок в семье теперь не просто «качает» права или шантажирует родителей, а делает это, опираясь на всю мощь правового государства. Защита прав ребёнка оборачивается ущемлением прав родителей, прав семьи. Это в полной мере проявилось в развитых странах Европы. Особенно печально известны в этом отношении Франция и Голландия (что там творится можно и нужно посмотреть здесь: http://my.mail.ru/community/total.change/2A6EE41702F... ). А совсем недавно произошел вопиющий факт в тихой, благополучной Финляндии, когда из нормальной, благополучной семьи забрали восьмилетнего ребёнка лишь на том основании, что он, играя со сверстниками и за что-то обидевшись на них, сказал, что уедет жить в Россию (мать – гражданка России, отец – гражданин Финляндии). Потребовалось вмешательство представителя по правам ребёнка в России. Ребёнка вернули в семью. Были бы органы опеки правы – не вернули бы! Но наказания они тоже не понесли! Таким образом, можно смело утверждать, что вся система защиты ребёнка фактически разрушает общество. Никакое разрушение жизнеспособной традиции не может быть благом. Да, беспризорных в Европе практически нет, как нет бродячих кошек и собак. Но достаточно ли этого показателя, чтобы судить о состоянии дел и говорить о счастливом детстве?

Ребёнок часто оказывается между двух, а то и трёх враждующих сторон, якобы борющихся за права ребёнка, а по сути - за свои права на ребёнка ради личной выгоды. В результате о ребёнке просто забывают.
Органы опеки в европейских странах провоцируют детей на доносы против своих учителей, против родителей. Это даже не нуждается в комментарии! Если эту вакханалию не остановить – общество обречено, так как общество без семьи немыслимо, а семья при таких условиях – невозможна.
Дети имеют право «стучать» на своих родителей, что они на них поднимают руку... А уж учителя – что и говорить!!! Никто не должен увечить ребенка... на физическом плане. А что делают учителя и родители на нравственном уровне - поди докажи!.. А ведь на Украине ребенок нес плетку сам и благодарил родителя за науку... и называл на Вы, и хорошо было... ... А учителю тайского бокса ученик на востоке приносит не только еду, одежду и палку, но и - в чем его, ученика, похоронить, вдруг что случится. То есть – ПОЛНОЕ предание себя УЧИТЕЛЮ.

Нивелирование в правах ребёнка и взрослого, перекос в обязанностях ребёнка и взрослого ведёт, с точки зрения культурологии, к устранению векторности в культуре, устранению «верха» и «низа», проще говоря – к ликвидации идеалов и ценностей, ликвидации понятия авторитета, которым обладают носители и хранители идеалов и ценностей и, как следствие, к болезни всего общества как социального организма. При такой тенденции дойдёт до передачи власти в обществе «советам малейших»! А что? Логично!
Ещё один негатив существующей системы, который как бы и не осознаётся – это навязывание ребёнку его прав, а фактически – лишение ребёнка права на индивидуальность и сообразность своей собственной природе. Зло выдаётся за благо. А ещё Кант говорил, что этого делать нельзя. Фактически ребёнок не имеет права: наслаждаться природой и учиться с ней взаимодействовать; погружаться в собственный мир, и существовать там; ребенка стараются не выпускать из поля зрения в принципе и превращают в «узника прав», как они понимаются обществом, а не самим ребёнком; узнавать необходимые для жизни в природе и мире знания; равномерно себя развивать, не перегружая ментальное поле; становиться соразмерным миру, освобождаясь от зависимости общественных медвежьих услуг. Ужас школьных расстрелов, на мой взгляд, одно из следствий зажатости ребёнка обществом и отсутствием реальной помощи, да просто любви и человеческого понимания. Это истинное насилие и полное безразличие к ребенку как личности. Так лицемерие общества получает отдачу!

Это хваленое право ребенка учиться, учиться, и никогда не отвечать за свою жизнь, не распоряжаться ею, не жить, - а лишь готовиться к жизни. Так нельзя. Ребенок имеет право жить:
- иметь собаку...
- ходить в лес по грибы и на рыбалку ....
- гонять в футбол, или резаться в шахматы-шашки, разбирать партии ночами...
- играть в куклы - шить для них одежду, делать мебель - и тратить на это много времени...
Вообще ребенок имеет право тратить время на себя, на свои занятия, а не только на тот набор, который представляется кому-то сверху обязательным образованием...
Ещё одна моральная проблема – лицемерное отношение общества к ребёнку порождает ответное лицемерие в ребёнке и в перспективе – утверждение двойного стандарта как нормы жизни. Дети, невзирая на все их заявленные и выполняемые права, на самом деле очень практичны. Они выносят знания из уроков своей жизни. Они достаточно жестоки, они расчетливы, они умеют манипулировать, и знают, когда можно что-то вымогать, а когда лучше прикинуться паинькой. Они действительно жадно учатся жить – в тех условиях и того мира, который ему предложили на входе в эту жизнь взрослые. Если права детей не дополнить жестко их обязанностями, если обязанности родителей выполняются без всепоглощающей любви к ребёнку, то нет смысла вообще рожать детей, ибо из них вырастут только монстры, отбирающие друг у друга «свои права» всеми силами и любой хитростью.

Ребенок не имеет права быть счастливым. Установка на счастье вообще сомнительна, так как жизнь – это испытания и потери, к которым нужно правильно и относиться, мужественно переживать и делать правильные выводы, извлекать уроки. И нельзя сказать, что каждый будет вспоминать детство как счастье. Но счастливые глаза детей - бывают в случае безусловной любви родителей и окружающих взрослых (это не значит вседозволенность, но это значит - любовь взрослых к самому факту существования ребенка) - такие глаза можно увидеть в очень бедных странах - к примеру, в Индии, Непале, или в бедуинских странах... Эти дети часто НЕ имеют крыши и отдельной комнаты, НЕ всегда ходят в школу, НЕ всегда знают, как выглядят врачи, не часто сытно наедаются. НО - они никогда не сталкиваются с милицией, отделом по делам несовершеннолетних и детскими психологами. Просто общество им радо. Но это - другое состояние.
Вообще - очень сложно и страшно, когда общество перестает сообща радоваться детям и взращивать их. Тогда ему приходится придумывать, на что имеет право ребенок, и как это право защищать...

_________________________
© Смотрицкий Евгений Юрьевич
Он всегда хотел быть первым. И был им… Очерк о Сергее Жилкине
Очерк о первом мэре Тольятти, первом ректоре Тольяттинского университета Сергее Федоровиче Жилкине
Демократия и воля в нашем Отечестве
Ретроспективный взгляд на проблемы демократии и свободы в России. Понятия и реальность. Журнал "Свободная мысл...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum